г. Санкт-Петербург |
|
16 июня 2021 г. |
Дело N А56-109432/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Денисюк М.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Шпакович Ю.В.,
при участии:
от истца (заявителя): Семенова Е.С., по доверенности от 11.01.2021;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9758/2021) Управления федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.02.2021 по делу N А56-109432/2020, принятое
по заявлению Санкт-Петербургского государственного унитарного дорожного специализированного предприятия "Курортное"
к Управлению федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
3-е лицо: общество с ограниченной ответственностью "Строительные и транспортные решения"
о признании незаконными и отмене решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
Санкт-Петербургское государственное унитарное дорожное специализированное предприятие "Курортное" (далее - предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление, УФАС) о признании незаконными и отмене решения и предписания от 12.11.2020 N Т02-853/20.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Строительные и транспортные решения".
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.02.2021 признано незаконными решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 12.11.2020 по делу N Т02-853/20.
В апелляционной жалобе УФАС просит решение суда от 18.02.2021 отменить, ссылаясь на законность и обоснованность вынесения решения и предписания от 12.11.2020 N Т02-853/20, поскольку в действиях Заказчика установлены нарушения положений пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.
Предприятие представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Предприятия просил в удовлетворении жалобы отказать, по основаниям, изложенным в отзыве.
УФАС и третье лицо, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, с учетом положений части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание представителей не направило, что в силу статей 156, 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 21.10.2020 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - официальный сайт) было опубликовано извещение N 32009601531 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку песка и щебня для приготовления асфальтобетонной смеси для нужд предприятия (далее - Закупка), включая аукционную документацию (далее - Документация).
Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупке СПб ГУДСП "Курортное", версия 25 от 14.07.2020 (далее - Положение о закупках), на момент размещения закупки, опубликованном на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в Реестре опубликованных положений о закупках,
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
2 280 825,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
21.10.2020 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
29.10.2020 в 08:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок (по местному времени заказчика) |
29.10.2020, 02.11.2020 |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, ул. Инструментальщиков, 3 |
На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре N 32009601531 не был заключен договор.
ООО "Строительные и транспортные решения" в жалобе указывает на неправомерные действия закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся в необоснованном отклонении заявки ООО "Строительные и транспортные решения" от участия в процедуре Закупки согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок по Закупке от N 32009601531-1 от 29.10.2020.
ООО "Строительные и транспортные решения" обратилось в УФАС с жалобой (от 03.11.2020 вх.N 39960-ЭП/20 на действия закупочной комиссии заказчика СПб ГУДСП "Курортное" при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку песка и щебня для приготовления асфальтобетонной смеси для нужд предприятия (извещение N 32009601531, далее - Закупка).
По результатам рассмотрения жалобы ООО "Строительные и транспортные решения" Антимонопольным органом было вынесено решение от 12.11.2020 по жалобе Т02-853/20, в рамках которого УФАС решило:
1) Признать жалобу ООО "Строительные и транспортные решения" на действия закупочной комиссии заказчика СПб ГУДСП "Курортное" при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку песка и щебня для приготовления асфальтобетонной смеси для нужд предприятия (извещение N 32009601531) обоснованной.
2) Признать в действиях закупочной комиссии Организатора торгов СПб ГУДСП "Курортное" при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку песка и щебня для приготовления асфальтобетонной смеси для нужд предприятия (извещение N 32009601531) нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении к участникам закупки, закупаемым товарам требований, которые не указаны в Документации о Закупке, допущенное путем неправомерного отклонения заявки ООО "Строительные и транспортные решения" от участия в процедуре Закупки в порядке, не соответствующем Документации.
3) Выдать организатору торгов СПб ГУДСП "Курортное" и его закупочной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений проведения аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку песка и щебня для приготовления асфальтобетонной смеси для нужд предприятия (извещение N 32009601531) путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки, повторного проведения и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с Документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Заказчика и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Не согласившись с решением и предписанием, заявитель оспорил их в судебном порядке.
Суд первой инстанции удовлетворяя заявленные требования правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
С учетом подпунктов 1, 4 части 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона N 135-ФЗ, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
В силу части 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с частью 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Следуя части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
В силу подпунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
Согласно пункта 3.4.2. аукционной документации по извещению N 32009601531, "Заявка состоит из двух частей и должна содержать всю информацию, сведения и все документы, указанные в документации об аукционе, в положениях настоящего подраздела, а также с приложением полного комплекта документов согласно перечню, определенному Разделом 4 "Требования к участникам, документам, предоставляемым в составе заявки на участие в конкурсе", содержание которых соответствует требованиям настоящей документации об аукционе."
Пункт 3.4.7. Сведения, которые содержатся в заявках участников, не должны допускать двусмысленных толкований.
Пункт 3.4.8. Все документы, входящие в состав заявки на участие в аукционе, должны быть надлежащим образом оформлены, должны иметь необходимые для их идентификации реквизиты (дата выдачи, номер, должность лица с расшифровкой). При этом документы, для которых установлены специальные формы, должны быть составлены в соответствии с этими формами.
В спорном случае требования к участникам закупки и документам, предоставляемым ими в составе заявки на участие в аукционе по извещению N 32009601531, были установлены Заказчиком в пункте 4.2 раздела 4 аукционной документации, согласно которого:
Пункт 4.1.1. Участник должен удовлетворять требованиям, установленным Разделом 5 "Информационная карта аукциона". При проведении аукциона Заказчик вправе проверять достоверность сведений и документов, представленных участником, в подтверждение своего соответствия требованиям, предъявляемым к участникам.
Пункт 4.2.2. Документы, предоставляемые участником в подтверждение соответствия требованиям: Первая часть заявки:
Пункт 4.2.2.1. Форма N 3 "Сведения о функциональных и качественных характеристиках товаров, работ, услуг, а также иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика". Описание поставляемого товара, выполняемой работы (оказываемой услуги) должно быть подготовлено участником в соответствии с инструкцией по подготовке такого описания, содержащейся в п. 8.3 Раздела 8 настоящей документации об аукционе.
Пункт 4.2.2.3. Надлежащим образом заполненные Формы, предусмотренные Разделом 8 настоящей документации об аукционе.
Требуемая Заказчиком в составе заявки на участие в аукционе в электронной форме Форма N 3, "Сведения о функциональных и качественных характеристиках товаров, работ, услуг, а также иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика", являющаяся частью документации о закупке по извещению N 32009601531 (п. 4.2.2.1, раздела 4 аукционной документации); должна быть заполнена участником по установленной Заказчиком форме и в соответствии с инструкцией по подготовке такого описания, содержащейся в п. 8.3 раздела 8 документации об аукционе.
8.3. Форма N 3. "Сведения о функциональных и качественных характеристиках товаров, работ, услуг, а также иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям Заказчика".
Представленный участником с номером 4 в составе своей заявки документ - Форма N 3, заполнен не в соответствии с предусмотренными инструкцией требованиями.
Анализ таблицы формы N 3, заполненной участником, подтверждает факт несоответствия информации, указанной участником в данной форме, требованиями аукционной документации Заказчика.
1.Форма N 3, представленная участником с номером заявки 4 в составе первой части заявки по содержанию отражаемой в ней информации (названия колонок в таблице формы), не соответствует предложенной заказчиком к заполнению форме, размещенной в аукционной документации, так как, участник закупки в форме N 3, изменил наименование столбца N9, указав в своей форме вместо наименования "Показатели/характеристики, значения которых не могут изменяться", столбец N9 с названием - "Предложение участника".
2.Форма N 3 заполнена участником с номером заявки 4 не в соответствии с требованиями к её оформлению, предусмотренными инструкцией (п. 8.3 раздела 8), в частности:
-песок из отсевов дробления гранит фракции от 0 до 5 мм.:
-значение показателя "модуль крупности" с диапазоном от 2,5 до 3,0 внесено участником в столбец 9 формы N 3, должно быть размещено с применением разъяснений инструкции по заполнению формы в столбцах 7 "Нижняя граница диапазона" или 8 "Верхняя граница диапазона";
-значения показателя "зерновой состав", допустимое содержание, % по массе, зерен крупностью: свыше 10 мм. - не более 2; свыше 5 мм. - не более 12; менее 0,16 мм. - не более 15, внесенные заказчиком в столбец 9 формы N 3, должны быть должны быть размещены в столбце 5 "минимальное/максимальное значение показателя";
-значения показателя "содержание пылевидных и глинистых частиц", % - до 10, внесенные заказчиком в столбец 9 формы N 3 должны быть размещены в столбце 8 "минимальное/максимальное значение показателя";
-значение показателя "содержание глины в комках" в диапазоне % - до 2, внесено заказчиком в столбец 9 формы N 3, а должно быть размещено в столбце 8 " Верхняя граница диапазона".
Щебень гранит фракции от 5 до 10 мм.:
-значение показателя "содержание щебня слабых пород", в % - не более 5, внесено участником в столбец 9 формы N 3, должно быть размещено в столбце 5 "минимальное/максимальное значение показателя";
-значение показателя "зерновой состав, допустимое содержание, % по массе", которое определяются диапазоном значений, внесено участником в столбец 9 формы N 3, а должно быть размещено в столбцах 7 или 8, в зависимости от размера зерен: свыше 2,5 мм. - от 95 до 100 (столбцы 7 и 8); свыше 5 мм. от 90 доЮО; от 7 до 8 мм. - от 30 до 60 (столбцы 7 и 8); свыше 10 мм. - до 10 (столбец 8);
-значение показателя "содержание зерен пластичной (лещадной) формы", % - до 10 включительно, внесенные участником в столбец 9 формы N 3, а должно быть размещено в столбце 8 "Верхняя граница диапазона";
-значение показатели "потеря массы при испытании", в % - до 12 включительно, внесено участником в столбец 9 формы N 3, а должно быть размещено в столбце 8"Верхняя граница диапазона";
-значение показателя "удельная эффективная активность естественных радионуклидов, Бк/кг" - не более 370, внесено участником в столбец 9 формы N 3, а должно быть размещено в столбце 5 "Минимальное/максимальное значение показателя";
-значение показатели "содержание глины в комках" не более 0,25, внесено участником в столбец 9, а должно быть размещено в столбце 5 "Минимальное/максимальное значение показателя";
Неправильное указание сведений о значениях показателей (характеристика) товаров в графах формы N 3 участника, свидетельствует о нарушении участником закупки Инструкции по заполнению формы документа, в которой, как правильно указала комиссия, содержатся правила описания максимальных и (или) минимальных значений показателей, показателей которые не могут изменяться, показателей, значения которых имеют диапазоны значений.
Суд первой инстанции правомерно указал, что при рассмотрении жалобы ООО "Строительные и транспортные решения" Комиссия СПб УФАС провела анализ заявки и дала оценку действий закупочной комиссии Заказчика без учета требований Закона N 223-ФЗ и аукционной документации Заказчика и в решении отсутствуют данные о фактическом содержании заявки участника с номером 4. анализ которой проводился Комиссией.
Вывод Комиссии СПб УФАС о неправильном отклонения заявки участника, опровергается аукционной документацией, в частности, требуемой заполнению участником аукциона таблицей формы N 3, представленной в разделе 8 аукционной документации, содержащей столбцы с конкретными наименованиями вносимых в них показателей/значений, которые понятны и не имеют двусмысленного толкования.
Согласно п.п. 3.1.1., 3.1.2 документация об аукционе находится в открытом доступе, размещена на официальном сайте и на сайте оператора электронной площадки и любое заинтересованное лицо вправе обратиться к Заказчику за её разъяснением.
ООО "Строительные и транспортные решения" с такими заявлениями не обращался, что свидетельствует о том, что он понимал порядок оформления документов для участия в электронной процедуре и последствия их неправильного оформления.
Исходя из п.п. 3.10.3, пункта 3.10 аукционной документации "Рассмотрение заявок на участие в электронном аукционе", основанием допуска к участию в аукционе считается соответствие 1 (первой) части заявки на участие в аукционе требованиям документации об аукционе, в том числе, требованиям технического задания, наличия необходимых документов и соответствия содержащейся в представленных документах информации требованиям документации об аукционе. Форма N 3 и инструкция по её заполнению являются неотъемлемой частью аукционной документации.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что ООО "Строительные и транспортные решения" в составе своей заявки представило форму N 3, заполненную не в соответствии с требованиями аукционной документации, (п.4.2.2.1, раздела 4), в связи с чем Комиссия по результатам рассмотрения первой части заявки N 4, правомерно отказала ООО "Строительные и транспортные решения" в допуске к участию в аукционе в электронной форме.
Учитывая изложенное, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что действия Комиссии соответствовали требованиям Документации и положениям Закона N 223-ФЗ, в связи с чем оспариваемые решение и предписание УФАС по Санкт - Петербургу от 12.11.2020 по делу N Т02-853/20 обоснованно признаны судом первой инстанции незаконными.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут быть приняты во внимание, поскольку доказательств того, что Предприятием были отсканированы и представлены именно оригиналы документов, в материалы дела не представлено.
Нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права не допущено, в связи, с чем суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления и отмены решения суда первой инстанции от 18.02.2021.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.02.2021 по делу N А56-109432/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-109432/2020
Истец: Санкт-Петербургское государственное унитарное дорожное специализированное предприятие "Курортное"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: ООО "СТРОИТЕЛЬНЫЕ И ТРАНСПОРТНЫЕ РЕШЕНИЯ"