г. Саратов |
|
16 июня 2021 г. |
Дело N А57-33781/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена " 15 " июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен " 16 " июня 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Шалкина В.Б.,
судей Лыткиной О.В., Савенковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дроздовой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Волга Скай Сервис" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 09 апреля 2021 года по делу N А57-33781/2020
по исковому заявлению акционерного общества "Управление отходами" (ИНН 7725727149, ОГРН 1117746488232)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Волга Скай Сервис" (ИНН 6432019313, ОГРН 1166451054329)
о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с августа 2018 года по декабрь 2018 года в размере 364 472,56 руб.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Волга Скай Сервис" - Ерохина А.С., по доверенности N б/н от 24.12.2020, представителя акционерного общества "Ситиматик" - Нетреба Н.В., по доверенности N 35 от 09.04.2021,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Управление отходами" (далее - АО "Управление отходами", истец) (08.04.2021 переименовано в акционерное общество "Ситиматик") (далее - АО "Ситиматик") обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Волга Скай Сервис" (далее - ООО "УК ВСС", ответчик) о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с августа 2018 года по декабрь 2018 года в размере 364 472,56 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 09 апреля 2021 года с учетом определения от 24 мая 2021 года с ООО "УК ВСС" в пользу АО "Управление отходами" взысканы задолженность за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с августа 2018 года по декабрь 2018 года в размере 364 472,56 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 10 289 руб.
АО "Управление отходами" из федерального бюджета возвращена излишне оплаченная государственная пошлина в размере 182 руб.; выдана справка на ее возврат.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "УК ВСС" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что требования Правил коммерческого учета объемов ТКО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505, которые определяют порядок определения объемов оказанных услуг по обращению с ТКО расчетным способом исходя из общей площади жилых помещений, не могут применяться к ООО "УК "ВСС" за спорный период, поскольку нормативного накопления объема ТКО не могло быть исходя из жилой площади МКД 21 677,4 кв. м (в состоянии без отделки), поскольку основная часть жилых помещений на дату фактического оформления договора оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) еще не была продана физическим лицам.
Согласно доводам апелляционной жалобы истцом не исполнялись требования протокола разногласий от 25.09.2018, а также обязательства по сбору ТКО, поскольку бытовой мусор отсутствовал и необходимости в его вывозе не имелось, за исключением некоторых случаев, а именно: 25.09.2018, 18.10.2018, 12.11.2018, 20.11.2018, 01.12.2018, 06.12.2018, 16.12.2018, 23.12.2018 - на общую сумму 29 244,89 рублей, которая была оплачена ответчиком.
Апелляционный суд, изучив материалы дела в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, считает, что судебный акт не подлежит отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, между министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области и АО "Управление отходами" на основании протокола о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора от 25 декабря 2017 года заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области (Зона деятельности N 1).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Статьей 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что региональный оператор заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Пункт 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" закрепляет, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
При этом договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Пунктом 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ определяет, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" (далее - Правила обращения с ТКО) утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном разделом 1 (1) Правил обращения с ТКО.
Указанные Правила обращения с ТКО являются обязательными для регионального оператора и собственников ТКО.
Проект договора N 51/111/0000096 от 12.08.2018 на оказание услуг по обращению с ТКО, подготовленный региональным оператором с учетом требований Правил обращения с ТКО и с соблюдением формы типового договора, был получен ответчиком, о чем имеется расписка в получении.
Пунктом 8 (11) Правил по обращению с ТКО предусмотрено, что потребитель в течение пятнадцати рабочих дней со дня поступления двух экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить один экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица).
В случае если по истечении пятнадцати рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8.10 настоящих Правил (пункт 8 (12) Правил обращения с ТКО).
Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 458-ФЗ), отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" установлен порядок определения массы отходов, поступивших оператору в целях расчетов по договорам в области обращения с отходами, заключаемым между региональным оператором и потребителями.
Согласно статье 24.10 Закона N 458-ФЗ (а) Правительство Российской Федерации принимает правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, порядок расчета нормативов накопления твердых коммунальных отходов и устанавливает случаи, когда объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, (б) субъекты РФ или муниципальные образования (если субъекты РФ передадут в установленном порядке им полномочия в данной сфере) утверждают нормативы накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с порядком, определенным Правительством РФ.
Публичный характер договора с региональным оператором не позволяет произвольно не оказывать услугу собственникам ТКО.
Ответчик доказательств согласования с органом местного самоуправления месторасположения ТКО собственниками МКД, находящихся в управлении ООО "УК ВСС" (своей контейнерной площадки), не представил, своих контейнеров для сбора ТКО не установил, то есть не организовал самостоятельный сбор и вывоз ТКО к месту их размещения. Доказательств того, что ТКО вывозились ответчиком собственным транспортом либо иной специализированной организацией, в материалы дела не представлено.
Возражения ответчика относительно способа определения объемов оказанных услуг арбитражный суд первой инстанции правомерно счел несостоятельными по следующим основаниям.
Порядок определения объемов оказанных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении ответчика произведен расчетным способом исходя из общей площади жилых помещений в многоквартирном жилом доме (21 677,40 кв. м) и нормативов накопления ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объемов ТКО, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505.
Согласно пункту 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "г" - "ж" пункта 17 настоящих Правил, с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты прекращения действия договора ресурсоснабжения, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией, в части приобретения коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги.
Следовательно, обязанность управляющей компании по оплате за коммунальные услуги возникает с момента получения лицензии на данный вид деятельности в установленном законом порядке и не зависит от даты регистрации собственников жилых помещений.
Ответчик начал управлять МКД с 01 мая 2016 года, поэтому именно с указанной даты у него возникло обязательство оплачивать услуги регионального оператора по обращению с ТКО в силу закона.
При этом норматив накопления ТКО на территории Саратовской области, утвержденный Приказом министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 05 февраля 2018 года N 47 (для многоквартирных домов - 0,08 куб. м на 1 кв. м общей площади), не ставится в зависимость от количества зарегистрированных собственников по указанному адресу, а рассчитывается от общей площади жилого фонда независимо от количества зарегистрированных граждан.
Таким образом, из буквального толкования условий договора следует, что стороны вступили в гражданско-правовые отношения по возмездному оказанию услуг, которые подлежат регулированию нормами главы 39 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а Заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии со статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В силу статьи 783 Гражданского кодекса Российской Федерации общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Статьями 779 - 782 Гражданского кодекса Российской Федерации не урегулировано, каким образом оформляется приемка заказчиком услуг, оказанных исполнителем, вследствие чего подлежат применению общие положения о подряде.
Согласно положениям статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются: наименование документа; дата составления документа; наименование экономического субъекта, составившего документ; содержание факта хозяйственной жизни; величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения; наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события; подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания.
Таким образом, факт оказания АО "Управление отходами" услуг по обращению с ТКО ООО "УК ВСС" за период с августа 2018 года по декабрь 2018 года в размере 364 472,56 руб. подтвержден материалами дела. Ответчик не оплатил оказанные услуги, в связи с чем имеется задолженность в размере 364 472,56 руб. При этом ответчик доказательства оказания ему услуг в меньшем объеме или размере не представил.
В силу положений статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами. Кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В связи с тем, что на момент вынесения решения ответчик доказательств оплаты не представил, арбитражный суд первой инстанции пришел к верному выводу, что исковые требования АО "Управление отходами" о взыскании с ООО "УК ВСС" задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО, подлежат удовлетворению, как соответствующие требованиям действующего законодательства.
Оценив все представленные в материалах дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, как того требуют положения пункта 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия соглашается со всеми выводами, сделанными судом первой инстанции, и также полагает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу. Податель апелляционной жалобы не ссылается на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции, и таких доказательств к апелляционной жалобе не прилагает. В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой, представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 09 апреля 2021 года по делу N А57-33781/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Б. Шалкин |
Судьи |
О.В. Лыткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-33781/2020
Истец: АО "Управление отходами" в лице Регионального оператора СО
Ответчик: ООО УК ВСС
Третье лицо: АО Ситиматик, Арбитражный суд Саратовской области