город Воронеж |
|
15 июня 2021 г. |
Дело N А64-8231/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 июня 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Аришонковой Е.А.,
Капишниковой Т.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области: Беляевой М.А. - представителя по доверенности N 48 от 25.08.2020;
от Общества с ограниченной ответственностью "Горно-геологическое предприятие "Тамбовгеология": представитель не явился, извещён надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тамбовской области апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области на решение Арбитражного суд Тамбовской области от 16.03.2021 по делу N А64-8231/2020, по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области (ОГРН:1126829004554, ИНН:6829083507), г.Тамбов к Обществу с ограниченной ответственностью "Горно-геологическое предприятие "Тамбовгеология" (ОГРН 1156829001020, ИНН 6829107846) о взыскании ущерба в размере 40 663,02 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области (далее - Истец, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Горно-геологическое предприятие "Тамбовгеология" (далее - ответчик, Общество, ООО "ГГП "Тамбовгеология") о взыскании причиненного ущерба в размере 40 663,02 руб.
Решением от 16.03.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, истец обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что на момент вынесения решений о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии) Управление не располагало информацией об осуществлении Чербаевым А.А. оплачиваемой трудовой деятельности, что повлекло необоснованную выплату пенсии в сумме 40663,02 рублей, что свидетельствует о наличии причинно-следственной связи между действиями страхователя по несвоевременному предоставлению сведений за май 2019 года по форме СЗВ-М в отношении работника и возникновением у Управления убытков. Полагает несостоятельным вывод суда о том, что Управление имело возможность отменить решение о выплате пенсий в повышенном размере с учетом индексации после получения 24.03.2020 года сведений о факте работы пенсионера
В судебное заседание представитель Общества не явился.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, Чербаев Алексей Алексеевич, 05.02.1954 г.р., проживающий по адресу: г. Тамбов, ул. Никифоровская, д.38Б, корп. 2, кв. 110, является получателем страховой пенсии по старости в УПФР в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области и работает генеральным директором в ООО "ГГП "Тамбовгеология".
Сведения по форме СЗВ-М, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) на Чербаева А.А. были представлены Обществом с нарушением срока: за май 2019 г. сведения были представлены только 24.03.2020 (по сроку предоставления ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (месяцем).
Поскольку сведения по форме СЗВ-М за май 2019 г. Общество были представлены несвоевременно Управлением 19.08.2019 принято массовое автоматизированное решение о выплате пенсии Чербаеву А.А. с учетом индексации (корректировки) как неработающему пенсионеру, что привело к образованию излишне выплаченной суммы пенсии за период с 01.05.2019 по 30.04.2020 в размере 40 663,02 руб.
Таким образом, по мнению Управления, по вине ответчика, не представившего в срок сведения на работающее застрахованное лицо Чербаева А.А. на уровне федеральных программ были отражены сведения об отсутствии трудовой деятельности Чербаева А.А. в мае 2019 г. Таким образом, Управление обоснованно проиндексировало с 01.05.2019 по 30.04.2020 указанному лицу сумму пенсии, как неработающему пенсионеру.
21.04.2020 Управлением в адрес ответчика было направлено уведомление о необходимости восстановления на счет ОПФР по Тамбовской области указанной переплаты.
Неуплата ответчиком ущерба в размере 40 663,02 руб., составляющих излишне выплаченную сумму страховой пенсии, явилась основанием для обращения Управления в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд области, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, Управлением не доказана совокупность обстоятельств, необходимых для возложения на общество ответственности в виде возмещения убытков.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда области, исходит из следующего.
В соответствии с положениями части 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.
Частью 4 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ предусмотрено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно части 6 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
В силу пункта 1 и пункта 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N27ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) индивидуальные сведения.
Право на индексацию имеют только неработающие пенсионеры. Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы осуществляется Пенсионным фондом ежемесячно, на основании расчетов СЗВ-М.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ предусмотрено возмещение работодателем причиненного ущерба в порядке, установленном законодательством Российской Федерации пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Кроме того, Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N885н утверждены Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии (далее - Правила N 885н).
Согласно пункту 88 Правил N 885н в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона о страховых пенсиях и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона о страховых пенсиях сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях.
В пункте 90 Правил N 885н указано, что в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 названных правил, без удержания за прошлое время.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Для взыскания убытков истец должен доказать совокупность обстоятельств: наличие убытков и их размер, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действием (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками. При этом причинная связь между фактом причинения вреда (убытков) и действием (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой (непосредственной). Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
В рассматриваемом случае факты выплат в спорный период (с 01.05.2019 по 30.04.2020) пенсий Чербаеву А.А. с учетом индексации, а также их размер подтвержден представленными истцом в материалы дела справками, протоколами, историями выплат и расчетом переплат.
По мнению истца, необоснованная выплата страховых пенсий связана с несвоевременным представлением ответчиком индивидуальных сведений по форме СЗВ-М за май 2019 года, период излишней выплаты: с 01.05.2019 по 30.04.2020.
В то же время из представленных в материалы дела документов следует, что сведения по форме СЗВ-М за последующие отчетные периоды по отношению к маю 2019 года (за июнь 2019 г.) предоставлены ответчиком и в них указано, что Чербаев А.А. осуществляет работу.
При изложенных обстоятельствах, с учетом положений статей 26.1, 28 Закона о страховых пенсиях и Правил выплаты пенсий, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н, вывод суда области о том, что на момент принятия решения об индексации пенсии за период с 01.05.2019 Управление располагало сведениями о застрахованных лицах-пенсионерах страхователя - ООО "ГГП "Тамбовгеология", фактически не прекративших осуществление трудовой деятельности, что указывает на отсутствие оснований для индексации получаемой Чербаевым А.А. пенсии с 01.05.2019 по 30.04.2020, установленной решениями Управления от 19.08.2019, является правильным.
Таким образом, Управление имело возможность не принимать решение о выплате Чербаеву А.А. сумм индексации фиксированной выплаты к страховой пенсии (либо принять решение о прекращении выплаты индексации) с 01.05.2019 по 30.04.2020, то есть принять меры для выплаты страховой пенсии Чербаеву А.А. в установленном законодательством размере.
Из представленных истцом доказательств следует, что спорные выплаты были произведены на основании решения от 19.08.2019. На момент выплат истец уже располагал сведениями по форме СЗВ-М, представленной за июнь 2019 года, подтверждающими продолжение трудовой деятельности Чербаевым А.А.
То обстоятельство, что страхователь ненадлежащим образом исполнил свою обязанность по своевременному представлению сведений за май 2019 года, не является достаточным для вывода о том, что именно эти действия (бездействие) страхователя повлекли излишнюю выплату пенсии.
Ссылка Управления на ответственность работодателя, предусмотренную ст. 28 Федерального закона N 400-ФЗ верно отклонена судом, поскольку в рассматриваемом случае достоверность представленных ответчиком сведений за май 2019 года не оспорена.
С учетом изложенного, апелляционная коллегия находит обоснованными выводы суда области об отсутствии причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчика по несвоевременному представлению сведений о застрахованном лице за май 2018 и наступлением вреда, выраженного в виде выплат излишних сумм страховой пенсии за период с 01.05.2019 по 30.04.2020 в размере 40 663,02 руб.
Аналогичная позиция содержится в определениях Верховного суда от 05.09.2019 N 307-ЭС19-14000, от 22.07.2019 N 307-ЭС19-10549, от 08.10.2019 N 307-ЭС19-16712.
Апелляционная коллегия отмечает, что Федеральный закон от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий", которым внесены изменения, в том числе в Закон N400-ФЗ, возлагает обязанности не только на страхователя, но и предписывает Управлению ежемесячно уточнять факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности (часть 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ), и принимать в зависимости от этого решение о выплате индексации или о прекращении ее выплаты.
Суд апелляционной инстанции считает, что при достаточной степени заботливости и осмотрительности Управление могло устранить свои сомнения относительно необходимости производить индексацию пенсий, которые возникли у него в связи с непредставлением страхователем отчетности, а также возможность направления в адрес страхователя соответствующего запроса.
В целом доводы Управления, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся по существу к переоценке доказательств, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, не опровергают его выводы, что выплата проиндексированной пенсии, которая была расценена истцом как убытки, не может быть квалифицирована как прямое следствие несвоевременного представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета за май 2018 года, в связи с чем подлежат отклонению.
Иное толкование истцом положений законодательства применительно к установленным по делу обстоятельствам, а также иная оценка доказательств не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
Поскольку в материалах апелляционной жалобы заявитель не приводит доводов, которые могли бы подвергнуть сомнению правильность выводов суда первой инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для их переоценки.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения суда по настоящему делу не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ органы пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 16.03.2021 по делу N А64-8231/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Е.А. Аришонкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-8231/2020
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Тамбове Тамбовской области
Ответчик: ООО "Горно-геологическое предприятие "Тамбовгеология" "ГГП "Тамбовгеология"
Третье лицо: 19 Арбитражный апелляционный суд