г. Владивосток |
|
17 июня 2021 г. |
Дело N А51-18984/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 июня 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей Г.Н. Палагеша, С.В. Понуровской,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Е.Филипповой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
индивидуального предпринимателя Годованюка Игоря Александровича,
апелляционное производство N 05АП-2741/2021
на решение от 17.03.2021
судьи А.А. Фокиной
по делу N А51-18984/2020 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Годованюка Игоря Александровича (ИНН 250817119184, ОГРИП 317253600057096)
к Федеральному государственное казенному учреждению "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Приморскому краю" (ИНН 2536164734, ОГРН 1052503142075),
третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования на предмет спора, на стороне ответчика - ФКГУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Рограницы",
о признании незаконным отказа в согласование заявления от 05.11.2020 на выдачу пропусков в автомобильные пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации,
при участии: лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Годованюк Игорь Александрович (далее - заявитель, предприниматель, ИП Годованюк И.А.) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Приморскому краю (далее - Управление, ПУ ФСБ России, пограничный орган) в согласовании заявления от 05.11.2020 на выдачу пропусков в автомобильные пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Определением суда от 21.01.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика привлечено ФКГУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Рограницы" (далее - третье лицо, ФГКУ Росгранстрой).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 17.03.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Годованюк И.А. обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 17.03.2021 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей правовой позиции предприниматель настаивает на том, что поданное заявление на выдачу пропусков содержало все необходимые сведения. Отказ в выдаче пропусков препятствует осуществлению предпринимателем деятельности по оказанию услуг в сфере международной перевозки грузов автомобильным транспортом. При этом обращает внимание суда на то, что вышеуказанная деятельность входит в Перечень видов деятельности, осуществляемой в пределах пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, установленных распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.06.2008 N 907-р.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, в связи с чем суд, руководствуясь статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Из материалов дела коллегия апелляционного суда установила следующее.
05.11.2020 директору Владивостокского филиала ФГКУ Росгранстрой ИП Годованюком И.А. подано обращение - обобщённая заявка на получение пропусков сотрудниками ИП Годованюк И.А. в международные автомобильные пункты пропуска МАПП "Пограничный", МАПП "Полтавка", МАПП "Турий Рог", МАПП "Краскино".
Данным обращением пропуска в пункты пропуска испрашиваются для менеджера по международным перевозкам Зайко А.В. и принадлежащего ему транспортного средства Toyota Hilux Surf г/н Н591ЕО125RUS и менеджера по международным перевозкам Темерецкого В.А.
По тексту заявки также указано, что ИП Годованюк И.А. осуществляет на постоянной основе международные грузовые автомобильные перевозки, в штате предпринимателя находятся 36 водителей; непосредственное использование предпринимателем и его должностными лицами автомобильного транспорта, перемещающего груз через автомобильные пункты пропуска, требуют участия не только водителей, но и иных ответственных лиц (что следует из прилагаемого требования таможенных органов) для проведения операций, связанных с осуществлением международных автомобильных грузовых перевозок в пунктах пропуска МАПП "Пограничный", МАПП "Полтавка", МАПП "Турий Рог", МАПП "Краскино".
К обращению предпринимателем были приложены копия удостоверения допуска N МКГ-25-206000 к международным автомобильным перевозкам, расчёт подоходного налога в отношении водителей, копии гражданских паспортов Зайко А.В. и Темерецкого В.А., копия свидетельства о регистрации транспортного средства Toyota Hilux Surf и копия требования таможенного органа к ИП Годованюк.
Письмом от 06.11.2020 N ИХ-2588/04Д Владивостокский филиал ФГКУ Росгранстрой отказал в выдаче сотрудникам предпринимателя временных пропусков на основании пункта 10 Правил режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утверждённых приказом Росгранстроя от 27.12.2010 N 451-ОД, поскольку пограничными органами принято решение об отказе в выдаче временных пропусков, а также на основании пункта 23 Правил, поскольку в пункты пропуска запрещается въезжать на личном автотранспорте, за исключением использования данного автотранспорта для целей выезда из Российской Федерации или въезда в Российскую Федерацию.
Также Росгранстрой указал, что по представленному требованию таможенных органов от 16.10.2020 проведение операций в отношении товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, проводится на складе временного хранения, который находится вне пункта пропуска.
Не согласившись с отказом Пограничного управления ФСБ по Приморскому краю в согласовании заявления от 05.11.2020 о выдаче пропусков в автомобильные пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации, ИП Годованюк И.А. обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, в удовлетворении которого обжалуемым решением отказано.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда на основании следующего.
В силу статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия арбитражным судом решения о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Законом Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О государственной границе Российской Федерации" (далее - Закон N 4730-1), а также другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации установлен режим Государственной границы.
Охрана Государственной границы является составной частью защиты Государственной границы и осуществляется пограничными органами федеральной службы безопасности (статья 3 Закона N 4730-1).
Как установлено в статье 7 Закона N 4730-1, режим Государственной границы включает правила: содержания Государственной границы; пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами; перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных; пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных; ведения на Государственной границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации хозяйственной, промысловой и иной деятельности; разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.
В соответствии с абзацем 1 статьи 9 Закона N 4730-1 пересечение Государственной границы на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами Российской Федерации или решениями Правительства Российской Федерации. Этими актами может определяться время пересечения Государственной границы, устанавливается порядок следования от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и в обратном направлении; при этом не допускается высадка людей, выгрузка грузов, товаров, животных и прием их на транспортные средства.
В силу абзаца 3 статьи 9 Закона N 4730-1 под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского (торгового, рыбного, специализированного), речного (озерного) порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделеный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
Согласно абзацу 1 статьи 11 Закона N 4730-1 пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных производится в установленных и открытых в соответствии со статьей 12 настоящего Закона пунктах пропуска через Государственную границу и заключается в признании законности пересечения Государственной границы лицами, транспортными средствами, прибывшими на территорию Российской Федерации, перемещения через Государственную границу грузов, товаров, животных на территорию Российской Федерации либо в разрешении на пересечение Государственной границы лицами, транспортными средствами, убывающими из пределов Российской Федерации, перемещение через Государственную границу грузов, товаров, животных за пределы Российской Федерации.
Режим в пунктах пропуска через Государственную границу включает правила въезда в эти пункты, пребывания и выезда из них лиц, транспортных средств, ввоза, нахождения и вывоза грузов, товаров и животных, устанавливаемые исключительно в интересах создания необходимых условий для осуществления пограничного и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля (статья 22 Закона N 4730-1).
В статье 23 Закона N 4730-1 установлено, что въезд в пункты пропуска через Государственную границу и выезд из них лиц и транспортных средств, а также ввоз и вывоз грузов, товаров и животных осуществляются в специально выделенных для этих целей местах по пропускам, выдаваемым администрацией аэропортов, аэродромов, морских, речных (озерных) портов, железнодорожных, автомобильных вокзалов и станций, других транспортных предприятий по согласованию с пограничными органами.
Режим в пунктах пропуска через Государственную границу согласно абзацу 2 статьи 22 Закона N 4730-1 устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации в соответствии с названным Законом и международными договорами Российской Федерации.
В развитие указанной нормы приказом Федерального Агентства по обустройству Государственной границы Российской Федерации (Росграницы) от 27.12.2010 N 451-ОД утверждены Правила режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации (далее - Правила), которые являются обязательными для исполнения всеми гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, подданными иностранных государств и лицами без гражданства, а также должностными лицами (работниками) организаций и предприятий независимо от их организационно-правовой формы.
Пунктом 8 Правил установлено, что въезд в пункты пропуска, функционирующие вне пределов объектов транспортной инфраструктуры, и выезд из них лиц и транспортных средств, а также ввоз и вывоз грузов, товаров и животных осуществляются в специально выделенных для этих целей местах по пропускам, выдаваемым по согласованию с пограничными органами филиалами учреждения, подведомственного Федеральному агентству по обустройству государственной границы Российской Федерации.
Пропуска для въезда в пункты пропуска и выезда из них лиц и транспортных средств, а также ввоза и вывоза грузов, товаров и животных оформляются на основании удостоверенных печатью письменных обращений руководителей организаций и предприятий, осуществляющих в пункте пропуска хозяйственную и иную деятельность, а также руководителей подразделений федеральных органов исполнительной власти, которые на законном основании осуществляют деятельность в пункте пропуска, о выдаче пропуска, заполняемых на русском языке разборчиво от руки или с использованием технических средств (пишущей машинки, компьютера), без сокращений слов, аббревиатур, исправлений и помарок. Пропуск для въезда в пункты пропуска и выезда из них работников учреждения, подведомственного Федеральному агентству по обустройству государственной границы Российской Федерации, и принадлежащих им транспортных средств оформляются руководителем филиала указанного учреждения по согласованию с соответствующими пограничными органами (пункт 9 Правил).
Из системного анализа вышеприведенных положений следует, что правом на обращение с заявлением на получение пропуска в порядке статье 25.1 Закона N 4730-1 и пункта 8 Правил обладают руководители организаций и предприятий, осуществляющих в пункте пропуска хозяйственную и иную деятельность.
В свою очередь, нарушение требований, предусмотренных пунктом 9 Правил, является основанием для отказа в выдаче пропуска (пункт 10 Правил).
Между тем, как верно отметил суд первой инстанции, из представленных в дело доказательств не следует, что ИП Годованюк И.А. осуществляет предпринимательскую деятельность в пределах пункта пропуска, что является необходимым условием для выдачи пропуска.
Указание апеллянта на то, что он осуществляет деятельность, предусмотренную для оказания в пределах пунктов пропуска через Государственную границу, критически оценивается коллегией суда исходя из следующего.
Действительно, распоряжением Правительства РФ от 24.06.2008 N 907-р утверждён Перечень видов хозяйственной и иной деятельности, которые могут осуществляться в пределах пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, в пунктах 5 и 5(1) которого названы, соответственно, "Деятельность автомобильного (автобусного) транспорта, в том числе международные пассажирские и грузовые перевозки" и "Деятельность по осуществлению операций с грузами (в том числе по погрузке, выгрузке, приему, обработке, транспортному хранению и выдаче груза) в целях обеспечения пограничного, таможенного и иных видов контроля, а также обеспечения функционирования и эксплуатации пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации", оказываемые предпринимателем.
Между тем, указание на то, что данные виды деятельности могут оказываться в пределах пунктов пропуска, само по себе не свидетельствует о том, что в рассматриваемом случае предприниматель оказывает вышеперечисленную деятельность именно в пределах пунктов пропуска "Краскино", "Полтавка", "Пограничный", "Турий Рог". Доказательства обратного суду в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлены.
По изложенному, вывод арбитражного суда о том, что оспариваемый отказ в согласовании пропусков не нарушает права предпринимателя в предпринимательской или иной экономической деятельности, каких-либо препятствий в осуществлении предпринимательской деятельности заявителя не создаёт, является обоснованным.
В этой связи, требования предпринимателя на основании части 3 статьи 201 АПК РФ удовлетворению не подлежат.
Таким образом, выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, исходя из отсутствия оснований для ее удовлетворения, судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 150 рублей, понесенные предпринимателем при подаче апелляционной жалобы, на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 17.03.2021 по делу N А51-18984/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
Г.Н. Палагеша |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-18984/2020
Истец: ИП Годованюк Игорь Александрович
Ответчик: федеральное государственное казенное учреждение "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Приморскому краю"
Третье лицо: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДИРЕКЦИЯ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЪЕКТОВ РОСГРАНИЦЫ"