г. Вологда |
|
16 июня 2021 г. |
Дело N А05-12434/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 16 июня 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Ралько О.Б. и Черединой Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Даниловой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Союза организаций профсоюзов "Федерация профсоюзов Архангельской области" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 марта 2021 года по делу N А05-12434/2020,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования "Город Архангельск" (адрес: 163069, город Архангельск, площадь В.И.Ленина, дом 5; ИНН 2901065991, ОГРН 1022900509521; далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Союзу организаций профсоюзов "Федерация профсоюзов Архангельской области" (адрес: 163069, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 39; ИНН 2901021970, ОГРН 1022900001960; далее - Союз) и обществу с ограниченной ответственностью "Дворец спорта" (адрес: 163069, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 39, офис 32; ИНН 2901294751; ОГРН 1182901019795; далее - Дворец)), обществу с ограниченной ответственностью "Спорт-Альянс" (адрес: 163000, город Архангельск, Набережная Северной Двины, дом 38, подвал; ИНН 2901150904, ОГРН 1062901059781; далее - Общество) о возложении на надлежащего ответчиков обязанности в течение месяца с момента вступления решения в законную силу демонтировать информационные конструкции на фасаде здания по адресу: город Архангельска, набережная Северной Двины, дом 38, а именно: со стороны улицы Иоанна Кронштадского: в виде элементов крепежа от демонтированных баннеров из ПВХ-ткани с текстом: "Рыбалка. Туризм. Альпинизм" в количестве двух штук.; со стороны проспекта Чумбарова-Лучинского: вывеску в виде короба с текстом: "ТЦ Альянс"; баннер по периметру 1-ой пристройки с текстом: "Одежда. Игрушки. Обувь"; баннер из ПВХ-ткани с текстом: "одежда. Обувь. Игрушки. Развивающая литература"; конструкции над входной группой с текстом: "Бамбино. Товары для детей"; баннеры из ПВХ-ткани с текстом: "Качество. Цены. Выбор. Действует система скидок"; "Детская обувь. Одежда. Все для детей. ТЦ Альянс"; над пристройкой в виде баннера из ПВХ-ткани с текстом: "Бамбино. Все для детей"; со стороны проспекта Чумбарова-Лучинского: баннеры из ПВХ-полотна с текстом: "Ромуальд. Мужская одежда. Широкий выбор качественной мужской одежды (куртки, костюмы, брюки, сорочки, трикотаж, джинсы, белье); "Женские белье. Купальники. Сумки. Элика"; "Мужские костюмы"; "Сумки. Чемоданы"; "ТЦ "Альянс" Мужская одежда и аксессуары. Женская одежда. Бижутерия. Белье и купальники. Сумки. Портфели. Чемоданы. Спортивная одежда. Товары для подростков. Детская обувь. Одежда. Игрушки. Велосипеды"; со стороны проспекта Чумбарова-Лучинского в виде баннеров из ПВХ-полотна по периметру второй пристройки с текстом: "Мужская одежда. Сумки. Чемоданы. Женская одежда. Шарфы. Куртки пальто. Палантины"; "Все для мужчин. Костюмы. Куртки. Джинсы. ТЦ "альянс"; "Палантины. Шарфы. Сумки. Пальто. Чемоданы. Действует система скидок"; "Сорочки. Брюки. Джинсы. Куртки. Костюмы. Действует система скидок."; На оконном проеме в виде наклейки: "Модные сильные удобные сумки"; три конструкции в виде коробов над входной группой с текстом: "ТЦ "Альянс"; "Ассорти. Сумки. Палантины. Бижутерия"; "мужская одежда. Джемпера. Рубашки. Футболки. Джинсы. Брюки. Ремни"; Две конструкции в виде баннеров из ПВХ-полотна над входной группой с текстом: "24 часа"; "ТЦ "Альянс"; вывеска в виде короба с текстом: "Неформат. Рок-атрибутика. CD/DVD"; на пристройке в виде баннера из ПВХ-полотна с текстом: "Сумки чемоданы. Все для вас ТЦ "Альянс"; со стороны проспкта Чумбарова-Лучинского в виде баннера на третьей пристройке с текстом: "НаВес. Одежда для всех. ТЦ "Альянс"; в виде вывески из объемных букв на подложке с текстом: "НаВес. Одежда Секонд хенд"; в виде двух конструкций из пластика на дверном проеме с текстом: "Second Hand. Одежда на вес!!!"; "Second Hand. Одежда на вес!!!"; в виде баннера из ПВХ-полотна с текстом: "SECOND HAND. Огромный выбор мужской, женской, детской одежды и обуви из Европы и Америки на вес" (с учетом уточнения требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Решением суда от 19.03.2021 иск удовлетворен. В иске к Дворцу и Обществу отказано как к ненадлежащим ответчикам.
Союз с решением суда не согласился, в апелляционной жалобе просил его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы подателя жалобы сводятся к тому, что демонтаж рекламных конструкций должен производиться их владельцем, Администрация не приняла мер для установления их владельца. Информационное поле каждой спорной рекламы не содержит идентифицирующих признаков, позволяющих соотнести рекламу с деятельностью Дворца или Союза. Эксплуатацию здания осуществляют иные лица. Торговые организации, в интересах которых эксплуатируются рекламные конструкции, располагаются на площадях, сданных в аренду Обществу.
Администрация в отзыве на жалобу возразила против изложенных в ней доводов и требований, просила решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили.
От Союза поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя.
В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, отзыве на нее, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, на фасаде здания по адресу: город Архангельск, набережная Северной Двины, дом 38, размещены указанные истцом рекламные конструкции со стороны улицы Чумбарово-Лучинского и улицы Иоанна Кронштадского. Владельцы рекламных конструкций неизвестны. Собственником здания является Союз (запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) от 22.03.2002).
На основании договора аренды имущества от 11.12.2019 Союз передал указанное здание во временное владение и пользование Дворцу сроком на пять лет с 01.01.2020 (запись о регистрации договора в ЕГРП от 04.02.2020).
На основании договора аренды помещения от 01.05.2010 Союз (прежнее наименование на день заключения договора - общественная организация "Территориальное объединение организаций профсоюзов "Федерация профсоюзов Архангельской области") передало во временное и пользование обществу нежилое помещение, общей площадью 565,4 кв.м (номера на поэтажном плане подвал N 48-57), расположенное в здании по адресу: город Архангельск, набережная Северной Двины, дом 38. Срок аренды: с 01.05.2010 по 01.01.2026 (запись о регистрации договора в ЕГРП от 18.06.2010).
Поскольку указанные рекламные конструкции установлены без надлежащего разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, Администрация 22.09.2020 просила Союз и Дворец устранить допущенные нарушения в срок до 09.10.2020.
Администрация 26.10.2020 направила Обществу требование демонтировать спорные конструкции до 01.11.2020.
В результате осмотра 13.10.2020, 23.11.2020, 25.02.2021 Администрация установила, что информационные рекламные конструкции на здании по адресу: город Архангельск, набережная Северной Двины, дом 38, не демонтированы. Составлены акт осмотра от 13.10.2020, акты обследования от 23.11.2020, от 25.02.2021.
Считая, что спорные конструкции подлежат демонтажу, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными по праву, удовлетворил иск.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда по доводам жалобы.
В соответствии с пунктом 15.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ).
Согласно частям 9, 10, 21 статьи 19 Закона N 38-ФЗ установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Указанное заявление подается заявителем в письменной форме или в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал государственных и муниципальных услуг) и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания.
Если владелец рекламной конструкции неизвестен, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция.
В пунктах 1, 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе"" разъяснено, что информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе, при этом не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
При анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы судам необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).
Как правильно установил суд первой инстанции, на спорных конструкциях сведения о наименовании, месте нахождения (адресе), режиме работы организации отсутствуют; информация, распространяемая посредством спорных конструкций, не является обязательной к размещению в силу требований действующего законодательства, направлена на привлечение внимания потребителей к объекту рекламирования. Указанное обстоятельство позволяет квалифицировать спорные конструкции как рекламные.
При этом суд обосновано указал, что, поскольку разрешение на размещение наружной рекламы Администрацией не выдавалось, спорные конструкции установлены с нарушением требований статьи 19 Закона N 38-ФЗ.
Пунктом 9.2 Правил благоустройства города Архангельска, утвержденных решением Архангельской городской Думы от 25.10.2017 N 581 (далее - Правила), запрещено размещать на зданиях вывески и рекламу, перекрывающие архитектурные элементы зданий (например, оконные проемы, колонны, орнамент и прочие).
Согласно пункту 9.8 Правил не допускается размещение информационных конструкций с внешней и внутренней стороны оконного проема или витрины первых и цокольных этажей зданий в виде нанесения материалов на поверхность стекла (окраска, покрытие самоклеящимися пленками, размещение печатных материалов, баннерных тканей), занимающее более 1/4 от площади оконного проема или витрины; размещение на одном фасаде здания более одной вывески для одной организации; размещение информационных конструкций в виде вывесок с использованием в качестве лицевой стороны баннерной ПВХ ткани; размещение информационных конструкций информационной поверхностью более 2 кв. м в виде рекламных панно с основой из баннерной ПВХ ткани на фасадах домов, а также информационных конструкций полностью или частично закрывающих оконные проемы, витрины и декоративные элементы здания.
Суд также установил, что конструкции, размещенные на торговом павильоне, не соответствуют требованиям пункта 9.8 Правил. До настоящего времени конструкции не демонтированы. Лица, которые фактически разместили спорные конструкции, о демонтаже которых заявлено требование, неизвестны. Из материалов дела невозможно установить владельца спорных конструкций.
В соответствии с частью 21.1 статьи 19 Закона N 38-ФЗ, если владелец рекламной конструкции не известен, орган местного самоуправления выдает предписание о демонтаже собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция. Собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, обязан демонтировать рекламную конструкцию в течение месяца со дня выдачи соответствующего предписания.
Поскольку на Союза как на собственнике здания в силу статьи 210 ГК РФ лежит обязанность по надлежащему содержанию данного объекта, доказательств того, что спорные конструкции возведены силами Дворца или Общества, в дело не представлено, из договоров аренды не следует, что арендаторы наделены полномочиями по заключению договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с ее владельцем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу что требования истца о возложении на Союз обязанности демонтировать рекламные конструкции подлежит удовлетворению, в иске к Дворцу и Обществу следует отказать.
На основании требований статьи 174 АПК РФ суд установил срок для совершения Союзом действий, необходимых для исполнения настоящего решения: в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении иска у суда первой инстанции не имелось. Иск удовлетворен правомерно за счет надлежащего ответчика - Союза.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у апелляционной инстанции не имеется.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 марта 2021 года по делу N А05-12434/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Союза организаций профсоюзов "Федерация профсоюзов Архангельской области" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Я. Зайцева |
Судьи |
О.Б. Ралько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-12434/2020
Истец: администрация муниципального образования "Город Архангельск"
Ответчик: ООО "Дворец спорта", Союз организаций профсоюзов "Федерация профсоюзов Архангельской области"
Третье лицо: ООО "Спорт-Альянс"