город Ростов-на-Дону |
|
18 июня 2021 г. |
дело N А32-42410/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июня 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
при участии:
от ООО "Агрофирма имени Ильича": представитель Кравченко Е.В. по доверенности от 28.12.2016, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма имени Ильича"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.03.2021 по делу N А32-42410/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма имени Ильича" к заинтересованному лицу Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
при участии третьего лица: Департамента имущественных отношений Краснодарского края
об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма имени Ильича" (далее - заявитель, общество, ООО "Агрофирма имени Ильича") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - Управление Росреестра, заинтересованное лицо) об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 23.09.2020 по делу N 17.
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент имущественных отношений Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.03.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Агрофирма имени Ильича" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на отсутствие события административного правонарушения. Административный орган не доказал отсутствия у общества права пользования спорным земельным участком и самовольного занятия спорного земельного участка общество не осуществляло. Также апеллянт указывает на истечение срока давности привлечения к административной ответственности. Заявителем были предприняты все зависящие от него меры по надлежащему оформлению прав на указанный земельный участок, что свидетельствует об отсутствии вины в совершении вмененного административного правонарушения.
В отзывах на апелляционную жалобу департамент и управление просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От департамента поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей. Судебная коллегия на основании части 2 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сочла возможным удовлетворить заявленное ходатайство и рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся лиц.
В судебном заседании представитель ООО "Агрофирма имени Ильича" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 07.09.2020 межмуниципальным отделом по Выселковскому и Тихорецкому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю проведено внеплановое административное обследование объекта земельных отношений на земельном участке, расположенном по адресу: Краснодарский край, Выселковский район, в границах Березанского сельского поселения, примерно 980 м. от ст. Березанской по направлению на юг, с кадастровым номером 23:05:0301006:1, площадью 134 500 кв.м.
В ходе визуального осмотра административным органом было установлено, что обследуемые земельные участи не огорожены, свободный доступ к ним не ограничен, санитарное состояние удовлетворительное. Земельный участок с кадастровым номером вспахан, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования, площадью - 134 500 кв.м., границы установлены.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером 23:05:0301006:1, площадью 134 500 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Выселковский район, в границах Березанского сельского поселения, примерно 980 м. от ст. Березанской по направлению на юг находился в аренде у ООО "Агрофирмы им. Ильича", срок аренды истек в 2017.
По результатам обмера и уточнению площади с применением лазерного дальномера Leica DISTO A5 (свидетельство о поверки N 10109-F от 14.12.2019), земельного участка, расположенного между земельным участком с кадастровым номером 23:05:0301006:1, площадью 134 500 кв.м.
Таким образом, в результате обследования земельного участка с кадастровым номером кадастровым номером 23:05:0301006:1, площадью 134 500 кв.м. расположенном по адресу: Краснодарский край, Выселковский район, в границах Березанского сельского поселения, примерно 980 м. от ст. Березанской по направлению на юг, административным органом установлены признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в самовольном занятии ООО "Агрофирма им. Ильича" земельного участка общей площадью 134 500 кв.м. расположенного Краснодарский край, Выселковский район, в границах Березанского сельского поселения, примерно 980 м. от ст. Березанской по направлению на юг.
Постановлением главного государственного инспектора по использованию и охране земель в Выселковском и Тихорецком районах от 23.09.2020 N 17 общество привлечено к административной ответственности по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно Положению о государственном земельном надзоре, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 N 1 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением, в том числе: требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
Согласно статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, - влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка на юридических лиц в размере от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выступают общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности.
Субъектом правонарушения, предусмотренного данной нормой, является лицо, использующее чужой земельный участок при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.
Объективной стороной данного правонарушения является самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.
Как следует из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции, рассматриваемый земельный участок с кадастровым номером 23:05:0301006:1 расположен по адресу: Краснодарский край, Выселковский район, Березанское сельское поселение, примерно 980 м от ст. Березанской по направлению на юг, с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства.
На спорный земельный участок с кадастровым номером 23:05:0301006:1, зарегистрировано право собственности Краснодарского края 28.04.2004 номер государственной регистрации права N 23-01/00-11/2004-741.
Судом первой инстанции установлено, что на основании постановления главы Выселковского района от 27.11.2003 N 863 "а" комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования Выселковский район с ЗАО "АФ им. Ильича" заключен договор аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения от 27.11.2003 N 0500001942 (далее - договор от 27.11.2003 N 0500001942), по которому в целях сельскохозяйственного производства до 31.12.2014 предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 23:05:0301006:1.
В апреле 2004 на вышеуказанный земельный участок было зарегистрировано право собственности Краснодарского края.
Договор от 27.11.2003 N 0500001942 зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 05.10.2006 N 23-23-41/027/2006-584.
По акту приема-передачи договоров аренды земельных участков, ранее переданных муниципальному образованию Выселковский район по Закону Краснодарского края от 10.10.2006 N 1101-КЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края" администрацией муниципального образования Выселковский район департаменту имущественных отношений Краснодарского края 01.06.2016 был передан договор от 27.11.2003 N0500001942.
По смыслу пункта 2 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора аренды недвижимого имуществу, предупредив об этом другую сторону за три месяца.
В связи с истечением 31.12.2014 срока действия договора от 27.11.2003 N 0500001942, департамент имущественных отношений Краснодарского края направил в адрес ПАО "АФ им. Ильича" (правопреемника ЗАО "АФ им. Ильича") уведомление от 12.01.2017 о прекращении действия данного договора и сообщил, что договор не может считаться действующим и возобновленным на неопределенный срок.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края указывает, что после погашения 25.04.2017 соответствующей регистрационной записи в Едином государственном реестре прав недвижимости, а также принимая во внимание акты обследования ГКУ КК "Кубаньземконтроль", согласно которым вышеуказанные земельные участки продолжает использовать ООО "Агрофирма им. Ильича", департаментом имущественных отношений Краснодарского края проведена соответствующая претензионно-исковая работа, направленная на обеспечение платности использования земельных участков, в результате которой ООО "Агрофирма им. Ильича" произведены оплаты в полном объеме за использование вышеуказанного земельного участка без правоустанавливающих документов.
В силу пункта 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.
В силу пункта 1 статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством. При этом главой V.1 Земельного Кодекса Российской Федерации продление договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности не предусмотрено, а только лишь заключение нового договора аренды.
При заключении договора сторонами в надлежащей форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора в порядке, предусмотренном законодательством, в том числе согласованы условия его расторжение, в связи с чем, по истечении срока действия договора такой договор считается прекращенным.
В апелляционной жалобе общество, ссылаясь на отсутствие события административного правонарушения, указало, что 25.10.2018 ООО "АФ им. Ильича" обратилось в департамент имущественных отношений Краснодарского края с заявлением о предоставлении рассматриваемого земельного участка, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, в аренду.
06.11.2018 департамент имущественных отношений Краснодарского края письмом N 52-49428/18-32-12 сообщил о том, что в связи с отсутствием в заявлении ООО "АФ им. Ильича" указания основания для предоставления испрашиваемого земельного участка, предусмотренного статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, определить процедуру его предоставления и рассмотреть заявление по существу не представляется возможным.
Заявлением от 25.10.2018 общество обратилось в департамент имущественных отношений Краснодарского края о проведении аукциона на право заключения договора аренды названного земельного участка. Однако, ввиду того, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах нескольких функциональных (территориальных) зон, департаментом имущественных отношений Краснодарского края принято решение об отказе в проведении аукциона на право заключение договора аренды земельного участка с кадастровым N 23:05:0301006:1 (письмо от 22.11.2018 N 52-52005/18-32-12).
С учетом указанных обстоятельств заявитель полагает, что обществом были предприняты все зависящие от него меры по надлежащему оформлению прав на указанный земельный участок.
Суд апелляционной инстанции констатирует, что доводы апелляционной жалобы, аналогичные по смыслу и содержанию аргументам, приведенным заявителем суду первой инстанции, были предметом исследования Арбитражного суда Краснодарского края и получили надлежащую правовую оценку, с которой апелляционная коллегия согласна.
Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, при должной осмотрительности и надлежащем исполнении своих обязанностей ООО "Агрофирма им. Ильича" должно было своевременно, до прекращения действия договора, предпринять все необходимые, исчерпывающие меры и зависящие от него действия по оформлению правоустанавливающих документов на используемый земельный участок, либо отказаться от его использования.
В материалах дела отсутствуют и ООО "Агрофирма им. Ильича" не представлены доказательства того, что юридическим лицом предпринимались исчерпывающие и все зависящие от него меры по оформлению документов о праве на земельный участок либо возникли непреодолимые препятствия при оформлении документов.
Таким образом, данное лицо не приняло все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, предусмотренных действующим законодательством, что свидетельствует о наличии в его действиях как объективной, так и субъективной стороны правонарушения.
Документы, подтверждающие сведения о зарегистрированном праве собственности либо о зарегистрированном ограничении (обременении) праве аренды за ООО "Агрофирма им. Ильича" земельного участка с кадастровым номером 23:05:0301006:1 заявителем в материалы дела не представлены.
Доказательств оспаривания заявителем в установленном законом порядке названного решения отказе в проведении аукциона на право заключение договора аренды земельного участка с кадастровым N 23:05:0301006:1 (письмо от 22.11.2018 N 52-52005/18-32-12) в материалах дела не имеется и суду представлено не было.
Суд первой инстанции также обоснованно отметил, что при указанных обстоятельствах общество, являясь землепользователем указанного земельного участка, не могло не знать о прекращении действия указанного договора.
В силу статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Статьей 26 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (за исключением договоров аренды, субаренды, безвозмездного срочного пользования земельными участками, заключенных на срок менее чем один год и иных случаев, установленных федеральными законами).
В соответствии с Федеральным законом 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" проведенная государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающий содержание сделки.
Согласно части 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр если иное не установлено законом.
При рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности за названные правонарушения судам следует учитывать, что под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке (пункт 1 постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
В статье 264 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Таким образом, положения статей 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают обязанность по оформлению документов на право пользования земельным участком.
Действующим законодательством установлен порядок оформления документов, удостоверяющих право пользования землей, который предусматривает, в том числе, активные действия самого землепользователя.
Предоставление в аренду или в собственность земельного участка подразумевает совершение землепользователем действий, направленных на формирование земельного участка и заключение договора аренды или купли-продажи земельного участка. Основания и порядок оформления прав на земельные участки предусмотрены гл. V Земельного кодекса Российской Федерации.
Факт использования рассматриваемого земельного участка заявителем по существу не опровергнут и подтвержден совокупностью представленных в материалы дела доказательств, а именно: актом административного обследования земельного участка от 28.08.2020, приложенными к акту фотоматериалами и схематическим чертежом земельного участка, протоколом об административном правонарушении от 16.09.2020.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку не свидетельствуют о наличии у общества правоустанавливающих документов на спорный участок, а также не свидетельствуют об отсутствии оснований считать, что общество использует указанный земельный участок самовольно в отсутствие выраженной воли уполномоченного лица на его использование. Доказательств иного, обратного не представлено.
Вина общества как субъекта названного административного правонарушения, заключается в неисполнении вышеуказанных требований земельного законодательства, а также в непринятии всех зависящих от него мер по их соблюдению.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что обществом допущено использование земельного участка при отсутствии прав на земельный участок, что является правонарушением, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод общества об истечении срока давности привлечения к административной ответственности, был рассмотрен судом первой инстанции и обоснованно отклонен.
Так, общество указывает, что использование заявителем земельного участка установлено ГКУ КК "Кубаньземконтроль" 29.06.2020 на основании акта обследования земельного участка N 204 и 31.07.2020 на основании акта обследования земельного участка N 262.
Вместе с тем, принимая решение по делу, суд первой инстанции установил, что из материалов дела об административном правонарушении N 17 следует, что внеплановое административное обследование рассматриваемого земельного участка производилось 28.08.2020 специалистом межмуниципального отдела по Выселковскому и Тихорецкому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на основании задания от 17.08.2020 N 399, утвержденного заместителем руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.
Именно составленный по результатам административного обследования рассматриваемого земельного участка акт от 28.08.2020 послужил основанием для вывода административного органа о допущенном обществом правонарушении при рассмотрении материалов дела об административном правонарушении и принятии оспариваемого постановления 23.09.2020. Доказательств иного, обратного материалы дела не содержат. Также в материалах дела отсутствуют доказательства того, что заинтересованному лицу было известно о принятых ГКУ КК "Кубаньземконтроль" названных актах обследования земельного участка.
Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу об административном правонарушении судом апелляционной инстанции не установлено, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о возможности признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Размер штрафа соответствует пределам санкции и существу допущенного нарушения. Так как кадастровую стоимость земельный участок с кадастровым номером 23:05:0301006:1, не имеет, ООО "Агрофирма имени Ильича" был назначен штраф в минимальном размере 100 000 руб.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемое обществом постановление административного органа о привлечении к административной ответственности, является законным и обоснованным, представленные в материалы дела документальные доказательства в своей совокупности подтверждают наличие в деяниях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции принято законное решение от 15.03.2021.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Данные доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Основания для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.03.2021 по делу N А32-42410/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-42410/2020
Истец: ЗАО "Агрофирма имени Ильича", ООО "АГРОФИРМА ИМЕНИ ИЛЬИЧА"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Третье лицо: Департамент имущественных отношений Краснодарского края, Управление Росреестра по КК