16 июня 2021 г. |
Дело N А84-7419/2020 |
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кравченко В.Е., рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установлению пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе на решение Арбитражного суда города Севастополя от 16 марта 2021 года по делу N А84-7419/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по заявлению Главного управления государственного жилищного надзора города Севастополя к Государственному учреждению - Центр предоставления государственных услуг и установлению пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе о признании недействительным решения
УСТАНОВИЛ:
21.12.2020 Главное управление государственного жилищного надзора города Севастополя (далее - заявитель, Госжилнадзор г. Севастополя) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением к Государственному учреждению - Центр предоставления государственных услуг и установлению пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (далее - административный орган, Центр ПФР в г. Севастополе) о признании недействительным решения N 18 от 10.12.2020 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Дело судом первой инстанции рассмотрено в порядке упрощенного производства. 03 марта 2021 года принято решение путем подписания резолютивной части решения, 16 марта 2021 года суд составил мотивированное решение по делу, заявленные требования удовлетворены.
Признано незаконным и отменено решение Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установлению пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе от N 18 от 10.12.2020 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции от 16 марта 2021 года, Государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установлению пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которых просят судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт.
Центр ПФР в г. Севастополе в своей жалобе считает, что решение суда не соответствует закону, просит его отменить. В обоснование апелляционной жалобы ее подателем приведены доводы о вынесении судом первой инстанции оспариваемого решения без учета фактических обстоятельств дела, по мнению апеллянта, суд безосновательно счел доказанным факт отсутствия технической возможности направить сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица (по форме СЗВ-ТД), а именно о присвоении классного чина "советник государственной гражданской службы г. Севастополя 2 класса" старшему инспектору отдела контроля формирования и использования фондов капитального ремонта надзорного управления Госжилнадзора г. Севастополя Жарликову А.П. (приказ Госжилнадзора г. Севастополя от 04.03.2020 N 12/л), подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, через систему электронного документооборота с использование Личного кабинета Госжилнадзора г. Севастополя на официальном сайте Пенсионного фонда России, поскольку доказательства (скриншот страниц с официального сайта Пенсионного фонда России от 17.08.2020 и от 18.08.2020), представленные заявителем, достоверно не подтверждают такой факт.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
От Госжилнадзора г. Севастополя поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором изложена правовая позиция в поддержку состоявшегося судебного акта, просит оставить решение суда первой инстанции без изменений, жалобу административного органа - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба, отзыв на апелляционную жалобу, информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещены арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru.
Рассматривая апелляционную жалобу, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд установил следующие юридически значимые обстоятельства по делу.
10.06.2014 Госжилнадзор г. Севастополя зарегистрирован в качестве плательщика страховых взносов в территориальном отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю, присвоен регистрационный номер 092001000699.
Центр ПФР в г. Севастополе в отношении Госжилнадзора г. Севастополя 19.10.2020 проведена камеральная проверка достоверности, правильности заполнения и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2.4-2.5 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "О (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", а также предоставления указанных сведений в форме электронного документа.
В ходе проверки установлено, что Госжилнадзором г. Севастополя, как страхователем, сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица (по форме СЗВ-ТД), а именно о присвоении классного чина "советник государственной гражданской службы г. Севастополя 2 класса" старшему инспектору отдела контроля формирования и использования фондов капитального ремонта надзорного управления Госжилнадзора г. Севастополя Жарликову А.П., (на основании приказа от 04.03.2020 N 12/л) представлены на бумажном бланке с одновременным предоставлением сведений на электронном носителе (флэшноситель) непосредственно в Центр ПФР в г. Севастополе 19 августа 2020 года.
Поскольку указанные сведения в электронном виде в отношении Жарликова А.П. были представлены непосредственно в Центр ПФР в г. Севастополе, а не через систему электронного документооборота с Пенсионным фондом России (через личный кабинет Госжилнадзора г. Севастополя на официальном сайте Пенсионного фонда России), данные действия последнего расценены административным органом как нарушение порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", о чем главным специалистом-экспертом КС N 2 Левченко М.В. составлен акт от 19.10.2020 N18.
10.12.2020 по результатам рассмотрения акта от 19.10.2020 N 18 заместителем начальника Центр ПФР в г. Севастополе Головиной Е.И. вынесено решение N 18 о привлечении страхователя - Госжилнадзора г.Севастополя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в размере 1000,00 рублей на основании абзаца 4 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Полагая, что принятое решение о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, противоречит требованиям законов и иных нормативных актов, и нарушают его права, заявитель обратился в Арбитражный суд города Севастополя с настоящим заявлением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования и отменил решение заместителя начальника Центра ПФР в г. Севастополе Головиной Е.И. N 18 от 10.12.2020.
Проверив в пределах, установленных статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы лиц, участвующих в деле, рассмотренном в порядке упрощенного производства, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий -несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление об оспаривании ненормативного правового акта, решений и действий государственного органа может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, устанавливает Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ, Закон об учете в системе пенсионного страхования) и нормы Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ).Исходя из смысла Федерального закона N 27-ФЗ, осуществляется индивидуальный (персонифицированный) учет - организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 27-ФЗ, органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 167-ФЗ Госжилнадзор г. Севастополя является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ предусмотрено, что страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Частью 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ установлено, что сведения о застрахованных лицах представляются страхователями.
На основании статьи 8.1 Закона N 27-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок, форма и сроки установлены в п. 2.2. ст. 11 Закона N 27-ФЗ, в части сроков страхователь обязан ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представлять о каждом работающем у него застрахованном лице сведения.
Согласно пункту 2.4. ст. 11 Закона N 27-ФЗ, страхователь представляет о работающих у него зарегистрированных лицах в случаях приема на работу, переводов на другую постоянную работу и увольнения, подачи зарегистрированными лицами заявлений о продолжении ведения страхователем трудовых книжек в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации либо о предоставлении страхователем зарегистрированным лицам сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2.5. ст. 11 Закона N 27-ФЗ, указанные в пункте 2.4 настоящей статьи сведения, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, представляются:
1) с 1 января 2020 года - не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имели место случаи, указанные в пункте 2.4 настоящей статьи. При представлении указанных сведений впервые в отношении зарегистрированного лица страхователь одновременно представляет сведения о его трудовой деятельности по состоянию на 1 января 2020 года у данного страхователя. При отсутствии у зарегистрированного лица случаев, указанных в пункте 2.4 настоящей статьи, сведения о трудовой деятельности по состоянию на 1 января 2020 года у данного страхователя на такое зарегистрированное лицо представляются не позднее 15 февраля 2021 года.
В соответствии с пунктом 2.6 ст. 11 Закона N 27-ФЗ страхователь, в случае если численность работающих у него зарегистрированных лиц за предшествующий отчетный период - месяц составляет 25 и более лиц, представляет указанные в пункте 2.4 настоящей статьи сведения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
В таком же порядке сведения могут представляться страхователем, численность работающих зарегистрированных лиц у которого за предшествующий отчетный период - месяц составляет менее 25 лиц.
Формирование сведений о трудовой деятельности в форме электронного документа осуществляется страхователем с использованием программно-технических средств, применяемых им для автоматизации своей деятельности, или с использованием электронного сервиса, предоставленного на безвозмездной основе Пенсионным фондом Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 4 статьи 17 Закона 27-ФЗ за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 1000 рублей.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Из материалов дела усматривается, что в Клиентскую службу N 2 Центра ПФР в г. Севастополе представителем Госжилнадзор г. Севастополя 19.08.2020 были представлены сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица на электронном носителе (карта флешпамяти) с одновременным предоставлением электронного носителя, содержащего усиленную квалификационную электронную подпись руководителя, однако данные сведения не могли быть приняты Центром ПФР в г. Севастополя, поскольку представлены в нарушение действующего законодательства, без использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования.
При этом административный орган не опровергает факта дублирования, а, следовательно, получение названных выше сведений и на бумажном носителе.
Орган пенсионного страхования, при осуществлении камеральной проверки, представление страхователем в отношении указанного в форме застрахованного лица сведений, предусмотренных пунктом 2.6 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в бумажном виде, определил как обстоятельство, свидетельствующее о наличии в действиях заявителя состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем 4 статьи 17 приведенного Закона (несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов).
В силу статьи 18 Федерального закона N 27-ФЗ) споры между органами Пенсионного фонда Российской Федерации, страхователями и застрахованными лицами по вопросам индивидуального (персонифицированного) учета разрешаются судом.
С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 Постановления от 14.07.2003 N 12-П, при рассмотрении подобного рода дел необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.
Таким образом, для установления фактических обстоятельств в рассматриваемом случае необходимо выяснить как страхователем при подаче индивидуальных (персонифицированных сведений) в органы ПФР, был соблюден порядок формы предоставления информации, а также обстоятельства исполнения или уклонения им от требований закона, наличие вины в его действиях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2020 N 178п "Об утверждении Порядка электронного документооборота между страхователями и Пенсионным фондом Российской Федерации при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного) учета" установлены порядок и форма, которую должен соблюдать страхователь при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного).
Согласно пункту 3 Порядка N 178п- индивидуальные сведения могут быть представлены страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, с использованием Личного кабинета страхователя на официальном сайте Пенсионного фонда Российской Федерации, обеспечивающих возможность направления и получения однозначной и конфиденциальной информации, а также промежуточных сообщений и ответной информации в электронном виде, в том числе с использованием электронной подписи, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Порядок N 178п предусматривает два альтернативных варианта представления сведений в электронной форме, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в органы Пенсионного фонда Российской Федерации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования:
- через оператора электронного документооборота;
- через "личный кабинет" сайта Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок представления и сроки приема и учета территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о застрахованных (зарегистрированных) лицах, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета определен Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказ Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 N 211н (далее - Инструкция).
Указанный Порядок действовал на момент подачи сведений в Центр ПФР в г. Севастополе и проведения камеральной проверки ( с 19 августа 2020 года.)
Исходя из анализа пунктов 25 и 30 Инструкции N 211н страхователь представляет индивидуальные сведения о трудовой деятельности в отношении работающих у него зарегистрированных лиц за периоды работы по трудовому договору, периоды замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной гражданской и муниципальной службы, а также в отношении отдельных категорий зарегистрированных лиц иные периоды профессиональной служебной деятельности, в порядке и сроки, установленные Федеральным законом N27-ФЗ.
Индивидуальные сведения, сведения о трудовой деятельности представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного (зарегистрированного) лица.
Индивидуальные сведения, сведения о трудовой деятельности могут быть представлены страхователем в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:
а) на бумажном носителе (лично (его представителем) либо с использованием средств почтовой связи);
б) в форме электронного документа с использованием информационно - телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал и сайт ПФР, "личного кабинета", обеспечивающего возможность направления и получения однозначной и конфиденциальной информации, а также промежуточных сообщений и ответной информации в электронном виде, в том числе с использованием электронной подписи, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 33 Инструкции N 211н предусмотрено, что при представлении страхователем индивидуальных сведений, сведений о трудовой деятельности в электронном виде, документ подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ.
Следует отметить, что на момент возникновения обязанности Госжилнадзора г. Севастополя подать сведения в орган пенсионного фонда в рассматриваемом случае по форме СЗВ-ТД до 15 апреля 2020 года, действовал (окончание действия документа - 26.07.2020) Приказ Минтруда России от 21.12.2016 N 766н в ред. от 14.06.2018) "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", который утратил силу в связи с изданием Приказа Минтруда России от 22.04.2020 N 211н, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 16.07.2020).
Положения пункта 29 указанной инструкции созвучны с положениями пункта 30Инструкции от 22.04.2020 N 211н, согласно которому индивидуальные сведения могут быть представлены страхователем в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:
а) на бумажном носителе (лично (его представителем) либо с использованием средств почтовой связи);
б) в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал и сайт ПФР, "личного кабинета", обеспечивающего возможность направления и получения однозначной и конфиденциальной информации, а также промежуточных сообщений и ответной информации в электронном виде, в том числе с использованием электронной подписи, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
в) через многофункциональный центр.
Порядок представления информации плательщикам страховых взносов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи ( ТКС) установлен Распоряжением Правления ПФ РФ от 10.03.2011 N 85р (далее -Порядок N 85р)
Как следует из указанного Порядка N 85р, при представлении отчетности по ТКС страхователю необходимо: сформировать файлы отчетности для отправки в территориальный орган ПФР по установленному формату; проверить правильность подготовки отчетности проверочными программами ПФР, которые можно бесплатно скачать в разделе "Бесплатные программы, формы и протоколы".
При выявлении проверочными программами ошибок в отчетности - исправить их; проверить файлы антивирусной программой и подписать каждый файл отчета ЭП должностного лица, имеющего право подписи отчетных документов; отправить в зашифрованном виде в территориальный орган ПФР. При этом файл с отчетностью по страховым взносам и файлы с индивидуальными сведениями в отдельности заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью, архивируются, шифруются и представляются в территориальный орган ПФР в одной транспортной посылке; получить Подтверждение о представлении отчетности по ТКС.
Таким образом, действующее законодательство, предусматривая различные альтернативные способы подачи страхователем в органы ПФР индивидуальных сведений, сведений о трудовой деятельности, в то же время в пункте 2.6 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ содержит императивную норму о предоставлении страхователем в случае, если численность работающих у него зарегистрированных лиц за предшествующий отчетный период - месяц составляет 25 и более лиц, сведений исключительно в форме электронного документа подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Факт соответствия заявителя, как страхователя, критериям, определенным в пункте 2.6 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, Госжилнадзором г. Севастополя не оспаривается.
Штатная численность Госжилнадзора г. Севастополя, как указывает заявитель, составляет более 25 человек ( 32 единицы).
Суд первой инстанции в решении пришел к выводу о том, что установленный порядок представления сведений, предусмотренный пунктом 2.6 статьи 11 Федерального законаN 27-ФЗ, Порядком N 85р, и Порядком N178п - Госжилнадзором г. Севастополя был нарушен, факт совершения заявителем вмененного ему нарушения признан установленным, исходя из императивности нормы прямого закона.
При этом судом первой инстанции сделан вывод об отсутствии вины страхователя в нарушении порядка предоставления вышеназванных сведений.
Оценивая данный вывод суда, как основание для освобождения от ответственности застрахованного лица, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей и обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируется законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
При этом, к отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Федеральным законом N 27-ФЗ, в отсутствие иного специального правового регулирования подлежат применению положения Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В силу статьи 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.
Пунктом 1 статьи 108 НК РФ установлено, что никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом.
Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения.
Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица (пункт 6 статьи 108 НК РФ).
Налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии события налогового правонарушения, либо при отсутствии его вины в совершении налогового правонарушения (статья 109 НК РФ).
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 111 НК РФ обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении правонарушения, признаются иные, не предусмотренные подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении правонарушения.
В пункте 36 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 за 2019 год разъяснено, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
С учетом изложенного, привлекая Госжилнадзор г. Севастополя к ответственности, предусмотренной абзацем 4 статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, орган пенсионного фонда должен не только констатировать факт предоставления сведений в нарушение утвержденного порядка предоставления сведений, но и обязан установить все элементы состава данного правонарушения, в том числе наличие вины страхователя.
Указанная совокупная оценка правильно сделана судом первой инстанции при разрешении спора.
Суд апелляционной инстанции признает обоснованными выводы суда первой инстанции относительно того, сведения о трудовой деятельности застрахованного лица за март 2020 года представлены Госжилнадзором г. Севастополя не в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, а на бумажном носителе по причине временного отсутствия технической возможности.
В подтверждение указанных обстоятельств заявителем приложены в материалы дела скриншоты экрана компьютера, а именно: скриншот страницы сайта ПФР по программе Spu_orb; скриншот страницы сайта ПФР подтверждающий недоступность сервисов 17.08.2020; скриншот страницы сайта ПФР от 18.08.2020; скриншот страницы сайта ПФР подтверждающий формирование сведений СЗВ-ТД 17.08.2020; скриншот файла XML, подтвержающий формирование сведениий СЗВ-ТД в отношении Жарликова 17.08.2020; квитанция о регистрации в ПФР сведений СЗВ-ТД в отношении Жарликова 19.08.2020; протокол принятия в ПФР сведений СЗВ-ТД в отношении Жарликова 19.08.2020, а также объяснения должностного лица Косирати З.Ю. о неоднократных попытках осуществить предусмотренные законом действия по предоставлению сведений через Личный кабинет страхователя на официальном сайте ПФР.
Поскольку Центром ПФР в г. Севастополе не принято мер, направленных на получение от заявителя дополнительных доказательств, необходимых для всестороннего исследования вопроса наличия вины учреждения в совершении правонарушения, факт того, что отсутствие технической возможности обусловлено обстоятельствами, находящимися в пределах ответственности страхователя, административным органом не доказан. В данном случае Центр ПФР ограничился описанием факта представления Госжилнадзором г. Севастополя сведений о трудовой деятельности с нарушением установленного порядка, - не установив вину лица в совершении вмененного ему правонарушения, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку именно наличие вины в совершении правонарушения влечет за собой ответственность.
Учитывая квалификацию правонарушения, сделанную органом пенсионного фонда именно по абзацу (части ) 4 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ (за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов), а не по абзацу 3 указанной статьи (за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений), суд считает, что административным органом в порядке части 5 статьи 200 АПК РФ, не доказана вина Госжилнадзора г. Севастополя именно в совершении вменяемого нарушения закона.
Подводя итог, суд приходит к выводу, что апелляционная жалоба не содержат доводов и фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, по своей сути сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств, которым судом первой инстанции была дана надлежащая правовая оценка при правильном применении норм материального права, в связи с чем, в ее удовлетворении следует отказать.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Неправильного применения норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не разрешается, поскольку стороны освобождены от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 16 марта 2021 года по делу N А84-7419/2020 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установлению пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.Е. Кравченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-7419/2020
Истец: Главное управление государственного жилищного надзора города Севастополя
Третье лицо: ГУ центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе