г. Ессентуки |
|
9 июня 2021 г. |
Дело N А22-1626/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.06.2021.
Полный текст постановления изготовлен 09.06.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей: Семенова М.У., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамаевым О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видеоконференц-связи апелляционную жалобу Межрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 05.03.2021 по делу N А22-1626/2020, по исковому заявлению Межрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия (ОГРН 1046164025951, ИНН 6164226375), Администрации Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия (ОГРН 1020800599346, ИНН 0805002120) к обществу с ограниченной ответственностью "ТехМашСервис" (ОГРН 1030800781802, ИНН 0814155645) о возмещении вреда, с привлечением третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО", Ежовой Анастасии Максимовны, при участии в судебном заседании представителя Межрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия - Лиджиев С.П. (доверенность от 30.12.2020), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия (далее - истец, управление) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ТехМашСервис" (далее - ответчик, общество, ООО "ТехМашСервис") о взыскании суммы ущерба, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, в размере 82 500 рублей.
Определением суда от 17.02.2021 Администрация Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия привлечена к участию в деле в качестве соистца.
Решением суда от 05.03.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, управлением подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, мотивированная обоснованностью заявленных требований.
В судебном заседании представитель управления доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Изучив и оценив материалы дела в их совокупности, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что судебный акт не подлежит отмене, по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что основаниями для предъявления настоящего иска явились: факт причинения вреда почвам как объекту охраны окружающей среды вследствие нарушения ООО "ТехМашСервис" требований в области охраны окружающей среды, выявленного Управлением Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия при проведении контрольно-надзорных мероприятий, а также непринятие ООО "ТехМашСервис" мер по возмещению вреда в добровольном порядке (письмо Межрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия от 13.04.2020 N 03-06-04/2960).
В соответствии с приказами Управления Росприроднадзора по Республике Калмыкия от 23 сентября 2019 года N 209, 14 октября 2019 года N 232 проведена плановая комплексная выездная проверка в отношении ООО "ТехМашСервис" по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Вместе с тем, в результате проведенной плановой проверки установлено, что ООО "ТехМашСервис" осуществляет эксплуатацию объекта - мини НПЗ по переработке углеводородного сырья, расположенного по адресу: 359420, Республика Калмыкия, район Малодербетовский, с. Малые Дербеты, ул. Терешковой, 650 м северо-западнее дома N 25, которому присвоен код 85-0108-001186-П, I категория негативного воздействия, значительная категория риска. Мини нефтеперерабатывающий завод предназначен для переработки нефти в бензин, дизельное топливо и мазут.
Площадка установки по переработке нефти ООО "ТехМашСервис" зарегистрирована в государственном реестре опасных производственных объектов 10.07.2009 за номером А39-03857-0001 и имеет II класс опасности.
В материалы дела ООО "ТехМашСервис" представлен договор аренды земельного участка от 04.04.2019 N б/н с гражданкой Ежовой A.M. о предоставлении ООО "ТехМашСервис" во временное пользование за плату земельного участка для размещения мини нефтеперерабатывающего завода, площадью 12206 кв.м., кадастровый номер 08:05:030101:94, расположенного по адресу: Республика Калмыкия, Малодербетовский район, с. Малые Дербеты, 650 м. северо-западнее дома N25 по ул. Терешковой, заключенный на 11 месяцев.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 04.04.2019 земельный участок кадастровый номер 08:05:030101:94, площадью 12 206 кв.м., расположенный по адресу: Республика Калмыкия, Малодербетовский район, 650 м. северо-западнее дома N 25 по ул. Терешковой с. Малые Дербеты, относится к категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; для размещения мини нефтеперерабатывающего завода, для размещения промышленных объектов. Кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка объектов недвижимости: 08:03:030101:261, 08:05:000000:76, 08:05:000000:80, 08:05:030101:657, 08:05:030101:659, 08:05:030101:861.
В ходе проведения натурного обследования производственной территории ООО "ТехМашСервис" у западной стороны ограждения, в 20 метрах на запад от производственного здания Цех N 1, координаты 47°58.007' СШ, 44°39.924' ВД, выявлен земельный участок загрязненный нефтепродуктами, площадью 25 кв.м. (5x5).
С целью аналитического контроля химического состава почвы и определения токсичности специалистами Филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" - "ЦЛАТИ по Волгоградской области" был произведен обмер земельного участка и отбор проб почвы (протокола отбора (измерений) проб почвы от 02.10.2019 N 262):
- пробная площадка N 1 - на земельном участке, расположенном у западной стороны ограждения, в 20 метрах на запад от производственного здания Цех N 1, координаты 47°58.007' СШ, 44°39.924' ВД;
- пробная площадка N 2 (фоновая) - на земельном участке, расположенном в 20 метрах на юго-запад от границы ООО "ТехМашСервис", координаты 47°57.941' СШ, 44°39.939'ВД.
Согласно протоколу измерений проб почвы от 04.10.2019 N 3346П, заключением от 04.10.2019 N 3346п филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" - ЦЛАТИ по Волгоградской области по результатам-проведения лабораторных исследований и измерений проб почвы, отобранных на пробной площадке N 1 установлено наличие превышения концентраций по нефтепродуктам: глубина отбора 0-5 см - в 30,3 раза; глубина отбора 5-20 см - в 124 раза.
Также экспертами филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" - ЦЛАТИ по Волгоградской области в целях определения степени токсичности произведен отбор проб отходов (протокол отбора проб отхода от 02.10.2019 N 132): шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов (место отбора - на территории производственной площадки ООО "ТехМашСервис", у западной стороны ограждения, в 20 метрах на запад от производственного здания Цех N 1, координаты 47°58.007' СШ, 44°39.924' ВД).
Согласно заключению от 07.10.2019 N 3347бо по отнесению отхода к классу опасности для окружающей природной среды экспериментальным методом (биотестирование) на основании документа по установлению класса опасности отхода: "Об утверждении Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду (приложение N5)" (утверждены приказом Минприроды России от 04.12.2014 N536 и по результатам биотестирования (протокол биотестирования проб отхода от 07.10.2019 N3347бо) пробу отхода "Шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов" можно отнести к IV классу опасности для окружающей природной среды.
В следствии чего, ООО "ТехМашСервис" при эксплуатации опасного производственного объекта - мини НПЗ по переработке углеводородного сырья допущен факт загрязнения почвы нефтепродуктами, в результате чего произошла порча земель.
При этом факт загрязнения участка земель нефтепродуктами подтверждается результатами аналитических исследований, проведенных специалистами филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" - ЦЛАТИ по Волгоградской области.
В результате загрязнения земельного участка нефтепродуктами ООО "ТехМашСервис" нанесен вред почвам, как объекту охраны окружающей среды, в связи с чем по указанному факту ООО "ТехМашСервис" привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
В силу статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (Далее - Закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 3 Закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на принципах платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Согласно части 10 статьи 14 Закона N 7-ФЗ возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде является методом экономического регулирования в области охраны окружающей среды.
Статьей 5 Закона N 7-ФЗустанволено, что предъявлять иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде в результате нарушения природоохранного законодательства полномочны органы государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды (пункт 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 (далее - Положение о Росприроднадзора).
Пункт 4 Положения о Росприроднадзоре закрепляет, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные орган.
В силу части 1 статьи 77 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Ввиду части 3 статьи 77 Закона N 7-ФЗ вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде.
Частью 7 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.
В силу данной нормы права, сумма от возмещения вреда по настоящему иску подлежит направлению в бюджет Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия в установленном порядке.
Согласно части 1 статьи 78 Закона N 7-ФЗ компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суд.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ. Отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами РФ, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, а так же в области охраны окружающей среды и природопользования.
При этом охрана окружающей среды представляет собой деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьями 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации для возложения гражданско-правовой ответственности за причинение вреда другому лицу необходимо установить в совокупности наличие вреда, противоправность поведения причинителя вреда, вину причинителя вреда и причинно-следственную связь между противоправным поведением и наступившими вредными последствиями. При отсутствии хотя бы одного из перечисленных элементов применение к правонарушителю мер гражданско-правовой ответственности не представляется возможным.
Ввиду статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно пункту 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В рассматриваемом случае наличие вреда почве истец связывает с действиями ответчика по осуществлению хозяйственной деятельности по эксплуатации объекта - мини НПЗ по переработке углеводородного сырья.
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, регулирует Закон об охране окружающей среды.
В силу статьи 3 Закона об охране окружающей среды основными принципами охраны окружающей среды являются: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях и др.
При этом объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство (статья 4 Закона об охране окружающей среды).
В силу абзаца 1 пункта 2 статьи 51 Закона об охране окружающей среды запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Из пункта 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды следует, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса РФ и статье 77 Закона об охране окружающей среды, толкование которых содержится в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" (далее - Постановление N 21), вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению виновным лицом независимо от того, причинен он в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности, за исключением случаев, установленных статьей 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации. По делам, связанным с причинением вреда окружающей среде, а также здоровью и имуществу граждан, судам необходимо устанавливать причинную связь между совершенными деяниями и наступившими последствиями или возникновением угрозы причинения существенного вреда окружающей среде и здоровью людей. Для этого судам следует выяснять, не вызваны ли такие последствия иными факторами, в том числе естественно-природными, и не наступили ли они вне зависимости от установленного нарушения, а также не совершены ли противоправные деяния в состоянии крайней необходимости (например, в целях обеспечения функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения).
Пунктом 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды установлено, что компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Вместе с тем пунктом 3 статьи 77, абзацем 2 пункта 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" устанволено, что причиненный окружающей среде вред должен возмещаться в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ.
Согласно пункту 1 Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды (далее - Методика), утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238, данная методика предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В тоже время степень загрязнения зависит от соотношения фактического содержания загрязняющего вещества в почве к нормативу качества окружающей среды для почв. При отсутствии установленного норматива качества окружающей среды для почв (для конкретного загрязняющего вещества) в качестве значения "Хн" при расчете вреда (норматив качества окружающей среды для почв) применяется значение концентрации этого загрязняющего вещества на сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия от данного вида нарушения (пункт 6 Методики).
Между тем, как следует из материалов дела, в нарушение пункта 6 Методики N 238 фоновая проба взята на земельном участке с иным целевым назначением и разрешенным использованием, что является существенным нарушением, поскольку не позволяет признать надлежащим образом установленным факт наличия загрязнения почвы ввиду различных показателей качества почв, включая показатели допустимых концентраций загрязняющих веществ в почвах для земель разных категорий.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Учитывая, что ООО "ТехМашСервис" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ "Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления", само по себе не имеет правового значения для рассмотрения спора по существу, поскольку в целях применения статей 15, 1064 Гражданского кодекса РФ в рамках рассматриваемого дела не освобождает истца от обязанности доказывания полного состава правонарушения, при котором на ответчика может быть возложена ответственность в виде возмещения причиненного вреда.
Аналогичный правовой подход изложен в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.03.2020 N 304-ЭС20-679 по делу NА45-39445/2018.
Таким образом, суд первой инстанции верно заключил, что истец не доказал факт совершения именно ответчиком незаконных действий или бездействия, а также причинения ответчиком вреда окружающей среде, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не подтвердились, поскольку не содержат фактов, которые опровергают выводы суда первой инстанции, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда. Выражая несогласие с выводами суда первой инстанции, податель апелляционной жалобы не представил соответствующих доказательств в их обоснование, а имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая оценка. Судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены либо изменения которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 05.03.2021 по делу N А22-1626/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-1626/2020
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ МАЛОДЕРБЕТОВСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ, МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ, МУ Росприроднадзора по Ростовской области и РК
Ответчик: ООО "ТехМашСервис"
Третье лицо: Ежова Анастасия Максимовна, ФБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" - "ЦЛАТИ по Волгоградской области", Лиджиев Санал Петрович