г. Владимир |
|
16 июня 2021 г. |
Дело N А43-38012/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2021 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Гущиной А.М., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа город Бор Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 05 апреля 2021 года по делу N А43-38012/2020, принятое по заявлению Сельскохозяйственного производственного кооператива (артель) "Весна" (ОГРН 1155246000832, ИНН 5246047657) о признании постановления Главы администрации городского округа город Бор Нижегородской области N 569 от 05.02.2018 "Об отказе СПК (артель) "Весна" в предоставлении земельного участка без проведения торгов" недействительным, о признании постановления Главы администрации городского округа город Бор Нижегородской области N 5137 от 10.11.2020 "Об отказе СПК (артель) "Весна" в предоставлении земельного участка без проведения торгов" недействительным, об обязании администрации городского округа Бор Нижегородской области в тридцатидневный срок с момента вступления решения в законную силу осуществить подготовку в трех экземплярах и подписание проектов договоров купли-продажи земельного участка кадастровый номер 52:20:0000000:748, расположенного по адресу: Нижегородская область, г. Бор, с/с Останкинский, ТОО "Останкино", дата присвоения кадастрового номера 29.12.2012, категория земель: "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенного использования: "для сельскохозяйственного производства", и направления их в адрес СПК (артель) "Весна".
При участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Даньшина И.А., Верхне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, Государственного казенного учреждения Нижегородской области "Главное управление автомобильных дорог", Федерального государственного бюджетного учреждения "Верхне-Волжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", ООО "Центр земельных отношений", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
при участии:
от заявителя - Даньшина Т.В. на основании доверенности от 23.11.2020 сроком действия по 31.12.2021 (представлен диплом о высшем юридическом образовании)
от ответчика - не явился, извещен
от третьего лица Даньшина Даньшин И.А. - лично (представлен паспорт гражданина Российской Федерации)
от иных третьих лиц- не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Нижегородской области обратился Сельскохозяйственный производственный кооператив (артель) "Весна" (далее - заявитель, Кооператив, СПК (артель) "Весна") с заявлением, уточненным 29.01.2021 в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании постановления Главы администрации городского округа город Бор Нижегородской области N 569 от 05.02.2018 "Об отказе СПК (артель) "Весна" в предоставлении земельного участка без проведения торгов" недействительным, о признании постановления Главы администрации городского округа город Бор Нижегородской области N 5137 от 10.11.2020 "Об отказе СПК (артель) "Весна" в предоставлении земельного участка без проведения торгов" недействительным, об обязании администрации городского округа Бор Нижегородской области в тридцатидневный срок с момента вступления решения в законную силу осуществить подготовку в трех экземплярах и подписание проектов договоров купли-продажи земельного участка кадастровый номер 52:20:0000000:748, расположенного по адресу: Нижегородская область, г. Бор, с/с Останкинский, ТОО "Останкино", дата присвоения кадастрового номера 29.12.2012, категория земель: "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенного использования: "для сельскохозяйственного производства", и направления их в адрес СПК (артель) "Весна".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены гражданин Даньшин И.А., Верхне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, Государственное казенное учреждение Нижегородской области "Главное управление автомобильных дорог", Федеральное государственное бюджетное учреждение "Верхне-Волжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", ООО "Центр земельных отношений", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 05 апреля 2021 года по делу N А43-38012/2020 требования, заявленные СПК (артель) "Весна" удовлетворены. Признаны недействительными постановления Главы администрации городского округа город Бор Нижегородской области N 569 от 05.02.2018 года "Об отказе СПК (артель) "Весна" в предоставлении земельного участка без проведения торгов" и N 5137 от 10.11.2020 года "Об отказе СПК (артель) "Весна" в предоставлении земельного участка без проведения торгов". Суд обязал Администрацию городского округа Бор Нижегородской области в тридцатидневный срок с момента вступления настоящего решения в законную силу осуществить подготовку в трех экземплярах и подписание проектов договоров купли-продажи земельного участка кадастровый номер 52:20:0000000:748, расположенного по адресу: Нижегородская область, г. Бор, с/с Останкинский, ТОО "Останкино", дата присвоения кадастрового номера 29.12.2012 года, категория земель: "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенного использования: "для сельскохозяйственного производства", и направления их в адрес СПК (артель) "Весна". С Администрации городского округа Бор Нижегородской области в пользу Сельскохозяйственного производственного кооператива (артель) "Весна" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 6000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация городского округа г. Бор обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции - Арбитражного суда Нижегородской области от 05 апреля 2021 года по делу N А43-38012/2020 об удовлетворении требований Сельскохозяйственного производственного кооператива (артель) "Весна" о признании постановления главы администрации городского округа город Бор Нижегородской области N 569 от 05.02.2018 года "Об отказе СПК (артель) "Весна" в предоставлении земельного участка без проведения торгов" и постановления главы администрации городского округа город Бор Нижегородской области N 5137 от 10.11.2020 года "Об отказе СПК (артель) "Весна" в предоставлении земельного участка без проведения торгов" недействительными; об обязании администрации городского округа Бор Нижегородской области в тридцатидневный срок с момента вступления решения в законную силу осуществить подготовку в трех экземплярах и подписание проектов договоров купли-продажи земельного участка кадастровый номер 52:20:0000000:748, расположенного по адресу: Нижегородская область, г. Бор, с/с Останкинский, ТОО "Останкино", дата присвоения кадастрового номера 29.12.2012, категория земель: "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование: "для сельскохозяйственного производства", и направить их в адрес СПК (артель) "Весна", полностью и принять по делу новый судебный акт.
Администрация городского округа г. Бор считает решение суда незаконным и необоснованным, поскольку Арбитражный суд Нижегородской области неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, что повлекло за собой несоответствие выводов арбитражного суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела. Суд неправильно применил нормы материального права, а именно, неправильно истолковал закон. Ответчик считает оспариваемые постановления законными и обоснованными, предоставление испрашиваемого земельного участка невозможным, так как на данном участке находятся автомобильные муниципальные дороги, содержащиеся за счет бюджета городского округа г. Бор, и на части спорного земельного участка расположены федеральные водные объекты. По мнению представителя Администрации, передача испрашиваемого земельного участка Кооперативу в данном случае невозможна без размежевания его на самостоятельные земельные участки: под водным объектом (прудом) и иные земельные участки.
От заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором СПК (артель) "Весна" указывает, что решение Арбитражного суда Нижегородской области по делу N А43-38012/2020 от 05 апреля 2021 года является законным, а апелляционная жалоба Администрации городского округа город Бор Нижегородской области необоснованной.
От Верхне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в суд поступило письменное ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие представителя, а также позиция по спору, согласно которой в государственном водном реестре отсутствуют сведения о водном объекте - река Юрговка. Отсутствие сведений о водном объекте в Государственном водном реестре не свидетельствует о том, что данного водного объекта нет фактически. У Верхне-Волжского БВУ отсутствуют полномочия по предоставлению сведений о фактическом наличии или отсутствии водного объекта. Государственный учет поверхностных вод и ведение государственного водного кадастра в части поверхностных водных объектов, а также выполнение инженерно-гидрометеорологических, инженерно-геодезических изысканиях, гидрологических работ по определению морфометрических характеристик водных объектов в соответствии с Положением осуществляет Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения.
Третье лицо Даньшин Игорь Алексеевич в судебном заседании поддержал позицию заявителя, просил решение суда оставить без изменения, а также пояснил, что возле д. Пионерское и д. Заскочиха предшественником Кооператива выкопаны искусственные пруды, между которыми прорыт канал, который Администрация называет рекой, но реки там нет и никогда не было. Также Даньшин И.А. сообщил, что дороги, на которые ссылается Администрация являются полевыми, проходят не только по спорному земельному участку, но и по иным земельным участкам, находящимся в частной собственности.
В судебное заседание представители иных третьих лиц не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей Верхне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, Государственного казенного учреждения Нижегородской области "Главное управление автомобильных дорог", Федерального государственного бюджетного учреждения "Верхне-Волжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", ООО "Центр земельных отношений", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, 19.10.2020 СПК (артель) "Весна" обратился в Администрацию городского округа город Бор Нижегородской области с заявлением о выкупе земельного участка кадастровый номер 52:20:0000000:748, расположенного по адресу: Нижегородская область, г. Бор, с/с Останкинский, ТОО "Останкино", дата присвоения кадастрового номера 29.12.2012 года, категория земель: "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование: "для сельскохозяйственного производства", принадлежащего заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования.
10 ноября 2020 постановлением Главы администрации городского округа город Бор Нижегородской области N 5137 от 10.11.2020 года СПК (артель) "Весна" отказано в предоставлении земельного участка без проведения торгов в собственность на основании п. 6 ст. 39.16., п. 2, 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ, ст. 8 Водного кодекса РФ.
В обоснование отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов в собственность указано на то, что испрашиваемый в собственность земельный участок является ограниченным в обороте в связи тем, что на испрашиваемом земельном участке расположены поверхностные водные объекты, в границах испрашиваемого земельного участка расположены земельные участки общего пользования, занятые проездами, автомобильными дорогами и береговой полосой водного объекта р. Юрговка.
Кроме того, 05.02.2018 Главой администрации городского округа город Бор Нижегородской области постановления от 05.02.2018 года N 569 "Об отказе СПК (артель) "Весна" в предоставлении земельного участка без проведения торгов", содержание которого аналогично постановлению N 5137 от 10.11.2020, а также имеется довод о наличии в границах земельного участка береговой полосы водного объекта р. Юрговка.
Считая указанные постановления Главы администрации городского округа город Бор Нижегородской области N 5137 от 10.11.2020 года и N 569 от 05.02.2018 года "Об отказе СПК (артель) "Весна" в предоставлении земельного участка без проведения торгов" незаконными, СПК (артель) "Весна" обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с настоящим заявлением.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на незаконность оспариваемых отказов, формализованных в постановлениях Главы администрации городского округа город Бор Нижегородской области N 569 от 05.02.2018 года "Об отказе СПК (артель) "Весна" в предоставлении земельного участка без проведения торгов" и N 5137 от 10.11.2020 года "Об отказе СПК (артель) "Весна" в предоставлении земельного участка без проведения торгов". Считает, что основания для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка у Администрации отсутствуют. По мнению заявителя, указанные Администрацией основания для отказов в предоставлении земельного участка в виде наличия на испрашиваемом земельном участке рек и автомобильных дорог, несостоятельны, поскольку поверхностные водные объекты и дороги внутрихозяйственного назначения на данном участке отсутствуют, их наличие Администрацией не доказано.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Администрация необоснованно отказала Кооперативу в реализации его законного права преимущественной покупки на данный объект, в связи с чем оспариваемые постановления противоречат действующему законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, в качестве правовосстановительной меры в рассматриваемой ситуации суд первой инстанции посчитал необходимым возложить на Администрацию городского округа Бор Нижегородской области обязанность в тридцатидневный срок с момента вступления настоящего решения в законную силу осуществить подготовку в трех экземплярах и подписание проектов договоров купли-продажи земельного участка кадастровый номер 52:20:0000000:748, расположенного по адресу: Нижегородская область, г. Бор, с/с Останкинский, ТОО "Останкино", дата присвоения кадастрового номера 29.12.2012 года, категория земель: "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенного использования: "для сельскохозяйственного производства", и направления их в адрес СПК (артель) "Весна".
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В рассматриваемом случае, как указывает заявитель, СПК (артель) "Весна" постановление Администрации городского округа город Бор от 05.02.2018 года N 569 не получало, о его наличии заявитель узнал из текста отзыва на исковое заявление Администрация городского округа Бор Нижегородской области.
Поскольку каких-либо доказательств, опровергающих доводы СПК (артель) "Весна", Администрация городского округа город Бор не представила, суд приходит к выводу, что в данном случае, срок на обращение с заявлением в суд не пропущен.
В соответствии с ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
В соответствии с ч. 7 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101- ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" приобретение сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 15 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий. Законами субъектов Российской Федерации устанавливаются случаи бесплатного предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами, установленными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков, установить сервитуты в отношении таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2016 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 20 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.
Положение абзаца первого пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, предусматривая возможность изменения титулов прав на землю, не содержит какого-либо основания для изъятия соответствующих земельных участков, а потому не может рассматриваться как допускающее внесудебный порядок лишения имущества; в равной мере оно не может рассматриваться как допускающее национализацию, поскольку не предполагает обращения в государственную собственность имущества, находящегося в собственности юридических лиц, а, напротив, предоставляет возможность приватизации земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Указание в приведенной норме на возможность для юридического лица по своему желанию приобрести земельный участок в собственность или использовать его на правах арендатора (после соответствующего переоформления), при том что в соответствии с пунктом 3 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации за ним сохраняется право постоянного (бессрочного) пользования этим участком, свидетельствует о предоставлении права выбора самому юридическому лицу и отсутствии какого-либо произвольного ограничения свободы в заключении договора.
Пункт 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ не предусматривает в качестве последствия неисполнения обязанности по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды в срок до 01.07.2012 прекращение данного права (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12.09.2014 по делу N А72- 8303/2013).
В соответствии с ст. 8 Закона Нижегородской области от 27 декабря 2007 года N 195-3 "Об осуществлении оборота земель сельскохозяйственного назначения в Нижегородской области" приобретение сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности права собственности на земельные участки, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", по цене, равной 10 процентам кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий, за исключением случаев, установленных статьей 7 настоящего Закона.
В п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что лица, которым земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлены до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, вправе по своему выбору оформить их в аренду или приобрести в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами ст. 36 ЗК РФ (то есть без проведения торгов), независимо от того, для какой цели были предоставлены эти участки.
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ст. 36 Земельного кодекса РФ признана утратившей силу, Земельный кодекс РФ дополнен главой V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности".
В соответствии с ч. 1 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно п. 7 ч. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 2 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В соответствии с ч. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа. Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка. Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" согласно п. 9. ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Согласно ч. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно ч. 3 ст. 27 Земельного кодекса РФ содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
В части 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ указываются общие основания ограничения в обороте земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с ч. 6 ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Образование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения регулируется настоящим Кодексом и Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Спорный земельный участок имеет категорию "земли сельскохозяйственного назначения", что подтверждается правоустанавливающими документами и решением Арбитражного суда Нижегородской области от 22.06.2020 по делу N А43-32590/2019.
В соответствии с п. 2, 5 ст. 5 Правил землепользования и застройки городского округа город Бор Нижегородской области, утвержденных решением Совета депутатов городского округа Бор Нижегородской области от 25 декабря 2012 N 114, градостроительные регламенты на территории городского округа не установлены для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий, сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Указанные земли используются в соответствии с функциональными зонами, предусмотренными Генеральным планом городского округа город Бор. В случаях, если земельный участок и (или) объект капитального строительства расположен на территории, на которую действие градостроительных регламентов не распространяется или для которой градостроительные регламенты не устанавливаются, использование таких земельных участков определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с Генеральным планом городского округа город Бор спорный земельный участок находится в зоне сельскохозяйственного использования.
В соответствии с ч. 4, 5 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" Федеральный закон от 24.07.2002 N 101- ФЗ приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
В соответствии с ст. 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
В соответствии с ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с ст. 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства): крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями.
В соответствии с ч. 3, 4 ст. 8 Водного кодекса РФ пруд, обводненный карьер, находящиеся в муниципальной собственности, могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством вместе с земельными участками, на которых они расположены. Право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты.
В соответствии с ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, действующее законодательство не ограничивает в обороте земельные участки сельскохозяйственного назначения, на которых расположены замкнутые водные объекты и внутрихозяйственные дороги.
Согласно п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ к территориям общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Статьей 42 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления гранил территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Согласно ч. 3 названной статьи основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Пунктом 2 ч. 6 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что красные линии также отображаются и на чертежах проекта межевания территорий.
Согласно п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (в редакции до вступления в силу Федерального закона от 02.08.2019 N 283-ФЗ) красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В действующей редакции Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
Порядок установления красных линий применяется для обособления как существующих, так и планируемых территорий общего пользования от иных территории, находящихся в собственности физических или юридических лиц. Текстовая часть проекта межевания территории включает в себя перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования; перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд (п. 2 ч. 5 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ), на чертежах межевания территории отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи; (п. 2 ч. 6 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ).
Формирование земельного участка в границах территории, ограниченной красными линиями, свидетельствует о формировании земельного участка из земель общего пользования.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования.
Частью 4 статьи 30 ГрК РФ предусмотрено, что на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Пункт 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ также предусматривает, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ границы территориальных зон должны устанавливаться с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
В соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, данными в Апелляционном определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 27.11.2019 N 53-АПА19-41 отнесение документами территориального планирования одного земельного участка одновременно к нескольким зонам не допускается, поскольку в рамках действующего правового регулирования означает сохранение неопределенности его правового режима, что ограничивает право на использование земельного участка по назначению.
В соответствии с ч 2 ст. 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 N 137- ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вешном праве.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
Согласно ч. 2, 3 ст. 8 Водного кодекса РФ пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами. Право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты.
В соответствии с ч. 4 ст. 8 Водного кодекса РФ пруд, обводненный карьер, указанные в части 3 настоящей статьи, могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.
Согласно статье 1 Водного кодекса Российской Федерации, водным объектом является природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Статья 5 Водного кодекса РФ относит к поверхностным водным объектам водотоки (реки, ручьи, каналы), а также водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища).
Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. В соответствии с ГОСТ 19179-73. "Гидрология суши. Термины и определения" данные являются "прудами-копань" - небольшими искусственными водоемами в специально выкопанном углублении на поверхности земли, предназначенными для накопления и хранения воды для различных хозяйственных целей.
В соответствии с ГОСТ 19179-73 "Гидрология суши. Термины и определения" "Болото" - природное образование, занимающее часть земной поверхности и представляющее собой отложения торфа, насыщенные водой и покрытые специфической растительностью.
В соответствии с ГОСТ 19179-73. "Гидрология суши. Термины и определения" река -это водоток значительных размеров, питающийся атмосферными осадками со своего водосбора и имеющий четко выраженное русло, водоток - водный объект, характеризующийся движением воды в направлении уклона в углублении земной поверхности, исток реки - начало реки, соответствующее месту, с которого появляется постоянное течение воды в русле, русло реки -выработанное речным потоком ложе, по которому осуществляется сток без затопления поймы.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 Водного кодекса РФ при добыче торфа и других полезных ископаемых болото или его часть может утрачивать режим водного объекта в результате полной или частичной выработки торфа, полной или частичной замены его материалами естественного или техногенного происхождения, в том числе подстилающими болото отложениями. После окончания использования болота или его части проводится их рекультивация преимущественно путем обводнения и искусственного заболачивания.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2007 N 253 утверждено Положение о ведении государственного водного реестра (далее - положение).
В государственный водный реестр включены данные государственного водного кадастра Российской Федерации по состоянию на 01.01.2007, ведение которого осуществлялось в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.1996 N 1403.
Пунктом 1 названного постановления установлено, что ведение государственного водного кадастра Российской Федерации осуществляется по единой системе, включающей в себя данные о водных объектах, их водных ресурсах, использовании водных объектов, водопользователях.
В соответствии с пунктом 2 положения реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, об использовании водных объектов, о речных бассейнах и бассейновых округах.
Под документированными сведениями в положении понимаются зафиксированные на материальном носителе сведения, документирование которых осуществлено в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации. Ведение государственного водного реестра осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством РФ (часть 10 статьи 31 Водного кодекса РФ).
Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 N 282 "Об утверждении положения о Федеральном агентстве водных ресурсов" полномочия по ведению государственного водного реестра возложены на Федеральное агентство водных ресурсов (пункт 5.5.1), в том числе по разработке автоматизированных систем сбора, обработке, анализу, хранению и выдаче информации о состоянии водных объектов, водных ресурсах, режиме, качестве и использовании вод по Российской Федерации в целом, отдельным ее регионам, речным бассейнам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 5.6.8); предоставление в установленном порядке заинтересованному лицу сведений из государственного водного реестра.
В соответствии с ч. 4 ст. 5 Водного кодекса РФ береговая линия (граница водного объекта) определяется для реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом, пруда, водохранилища - по нормальному подпорному уровню воды.
Порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения установлены Постановлением Правительства РФ от 29.04.2016 N 377 "Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов".
В соответствии с п. 5, 12 - 14 Постановления Правительства РФ от 29.04.2016 N 377 установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется: а) органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации; б) Федеральным агентством водных ресурсов и его территориальными органами - в отношении водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации и которые входят в перечень водоемов, установленный Правительством Российской Федерации, а также морей или их отдельных частей.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренные подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил, направляют в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в установленном порядке в государственный водный реестр: а) результаты работ по установлению местоположения береговой линии (границы водного объекта) - в месячный срок со дня завершения таких работ; б) результаты работ по уточнению местоположения береговой линии (границы водного объекта) - в месячный срок со дня их поступления в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Федеральное агентство водных ресурсов в течение 5 рабочих дней после внесения в установленном порядке в государственный водный реестр сведений о береговой линии (границе водного объекта), содержащихся в результатах работ по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта), направляет в установленном порядке в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальные органы или подведомственное ему государственное бюджетное учреждение, наделенное соответствующими полномочиями по решению такого органа, документ, содержащий описание местоположения береговой линии (границы водного объекта).
Местоположение береговой линии (границы водного объекта) считается определенным со дня внесения сведений о местоположении береговой линии (границы водного объекта) в Единый государственный реестр недвижимости. Границы водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов устанавливаются в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 N 17.
Уполномоченные органы на установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов аналогичны указанным в Постановлении Правительства РФ от 29.04.2016 N377.
В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 10.01.2009 N 17 органы государственной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, в течение 5 рабочих дней со дня подготовки сведений о границах направляют такие сведения: в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр; в орган местного самоуправления муниципального, городского округа, поселения, применительно к территориям которых устанавливаются границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия); в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальные органы) для внесения в Единый государственный реестр недвижимости. Органы государственной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, обеспечивают размещение специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и поддержание этих знаков в надлежащем состоянии. Собственники земель, землевладельцы и землепользователи земельных участков, на землях которых находятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов, обеспечивают беспрепятственный доступ представителей органов государственной власти, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в целях осуществления размещения на соответствующих земельных участках специальных информационных знаков и поддержания их в надлежащем состоянии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах) автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно пункту 6 статьи 3 указанного закона дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в том числе относится: утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог не общего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (часть 1 статьи 13 Закона об автомобильных дорогах).
Дороги общего назначения относятся к местам общего пользования.
Для целей градостроительной деятельности под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, обозначаются красными линиями.
Следовательно, именно наличие красных линий выделяет территории общего пользования от других территорий.
Красные линии отображаются на чертежах проекта планировки территории, проекта межевания территории (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42, пункт 2 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ), подготовка которых осуществляется, в частности, для установления границ территорий общего пользования (часть 1 статьи 42 Градостроительного кодекса РФ), установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (пункт 2 части 2 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ).
Действующий с 9 июня 2017 г. порядок установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (далее - Порядок), утвержденный приказом Минстроя России от 25.04.2017 N 742/пр, предусматривает, что красные линии считаются установленными или отмененными со дня утверждения проекта планировки территории или в случае, предусмотренном пунктом 1.9 Порядка, со дня утверждения проекта межевания территории (пункт 1.7 Порядка).
Реализация документов территориального планирования осуществляется в том числе путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса РФ).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории (части 1, 4 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ).
Основная часть проекта планировки включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых помимо прочего отображаются красные линии (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно части 2 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков ; установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ на чертежах межевания территории отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 названной статьи; линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений.
Из анализа приведенных выше положений Градостроительного кодекса РФ следует вывод, что отображение на картах генерального плана местоположения объектов местного значения, автомобильных дорог, улично-дорожной сети носит общий, планируемый характер, и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этими объектами, то есть сами по себе не могут служить препятствием осуществления прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Границы таких территорий прорабатываются при подготовке документации по планировке территории, которая предусматривает отображение на соответствующих картах красных линий.
Такое толкование учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 25 февраля 2016 г. N 242-0, о недопустимости произвольного установления красных линий уполномоченными органами и необходимости разработки специального проекта красных линий на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий.
В соответствии с ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости; доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или изменяемому земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута (для случая осуществления государственного кадастрового учета); земельный участок образован из земельных участков, относящихся к различным категориям земель, за исключением установленных федеральным законом случаев; имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости.
Согласно ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, оспариваемыми постановлениями СПК (артель) "Весна" отказано в предоставлении земельного участка без проведения торгов в собственность в связи тем, что на испрашиваемом земельном участке расположены поверхностные водные объекты, в границах испрашиваемого земельного участка расположены земельные участки общего пользования, занятые проездами, автомобильными дорогами и береговой полосой водного объекта р. Юрговка.
Однако, доказательства размещения водных объектов и внутрихозяйственных дорог в границах территорий общего пользования Администрацией городского округа город Бор Нижегородской области не предоставлено.
Порядок формирования и определения территорий общего пользования определяется с учетом вышеуказанных норм действующего законодательства РФ.
При этом при межевании земельного участка и его постановке на кадастровый учет документы градостроительного регулирования и территориального планирования, устанавливающие в границах формируемого спорного земельного участка места общего пользования - отсутствовали.
Данные обстоятельства подтверждаются Актом согласования местоположения границ спорного земельного участка, подписанным директором Департамента имущественных и земельных отношений городского округа город Бор Нижегородской области Щенниковым А.Н. и документами градостроительного планирования и зонирования, предоставленными заявителем в материалы дела.
При таких обстоятельствах п. 8 ст. 27 Земельного кодекса РФ, согласно которому запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования, на который ссылается Администрация в обоснование отказа в предоставлении земельного участка в собственность заявителю, не применим.
Администрацией городского округа город Бор Нижегородской области не доказано отнесение водных объектов, имеющихся в границах спорного земельного участка к водным объектам, принадлежащим на праве собственности Российской Федерации.
Заявителем в материалы дела предоставлено письмо Верхне-Волжского бассейнового водного управления об отсутствии реки Юрговка в государственном водном реестре.
Впоследствии Администрацией уточнено наименование данной реки на реку "Юрловка".
Согласно материалам дела все водные объекты, располагающиеся в границах спорного участка, в том числе озеро Алексеевское, созданы на месте торфоразработок, производимых в заболоченной местности, в связи с чем являются искусственно созданными замкнутыми водными объектами, что подтверждается картами проекта перераспределения земель и материалами лесоустройства.
Согласно проекта перераспределения земель при формировании земельного участка и отнесении его к землям сельскохозяйственного назначения водных объектов, на которые ссылается Администрация (за исключением одного пруда рядом с деревней Пионерское) не было в наличии (на месте водных объектов, на которые ссылается администрация, располагались не обводненные карты торфоразработки).
Созданный канал между двумя прудами не обладает признаками реки, поскольку не имеет русла, выработанного речным потоком, и постоянного течения воды в русле.
Болота в соответствии с Приложением 3 к постановлению Правительства Нижегородской области от 28 декабря 2011 года N Ю95 относятся к 6 группе видов использования земель сельскохозяйственного назначения.
Река Савинка, на которую ссылается Администрация, не имеет истока и постоянного водотока и представляет собой централизованное стекание воды в период паводка. Летом водоток отсутствует, "река" пересыхает.
Администрацией не доказано наложение границ спорного земельного участка границами прибрежной полосы озера Неверово, заявителем предоставлены доказательства того, что озеро Неверово не входит в границы спорного земельного участка, что подтверждается данными публичной кадастровой карты.
Письмом от 01.03.2021 N 12/14/386 Верхне-Волжского бассейнового водного управления подтверждается отсутствие сведений о водном объекте реке Юрговка в государственном водном реестре. Отсутствие сведений о водном объекте в Государственном водном реестре не свидетельствует о том, что данного водного объекта нет фактически. У Верхне-Волжского БВУ отсутствуют полномочия по предоставлению сведений о фактическом наличии или отсутствии водного объекта. Государственный учет поверхностных вод и ведение государственного водного кадастра в части поверхностных водных объектов, а также выполнение инженерно-гидрометеорологических, инженерно-геодезических изысканиях, гидрологических работ по определению морфометрических характеристик водных объектов в соответствии с Положением осуществляет Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Также письмами Верхне-Волжского бассейнового водного управления от 03.03.2021 N 12/22/413, N 12/22/405, N 12/22/411, N 12/22/412 подтверждается отсутствие сведений о водных объектах (река Савинка, река Юрловка, озеро Алексеевское, озеро Неверово) в государственном водном реестре. Кроме того, согласно ответу ФГБУ "Верхне-Волжское УГМС" от 22.03.2021 г. N 02-28/747 информация о наличии водных объектов на указанном земельном участке у ФГБУ "Верхне-Волжское УГМС" отсутствует. Иной дополнительной информацией ФГБУ "Верхне-Волжское УГМС" не обладает
Таким образом, Администрацией не представлены доказательств отнесения водных объектов, расположенных в границах спорного земельного участка к водным объектам, имеющим постоянный водоток, и их естественное создание, что могло бы свидетельствовать о необходимости отнесения данных водных объектов к федеральной собственности.
Также в данном случае Администрацией не доказано наличие в границах спорного земельного участка автодорог общего назначения местного значения.
В качестве доказательств наличия дорог общего назначения местного значения Администрация ссылается на постановление Администрации городского округа город Бор Нижегородской области от 10.03.2015 N 1129 "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории городского округа город Бор Нижегородской области".
Однако, все указанные Администрацией дороги, являются грунтовыми, не являющимися объектами недвижимости.
Из ответа ГКУ НО "ГУАД" от 19.03.2021 следует, что согласно данных, полученных ГКУ НО "ГУАД" из Росреестра РФ (сведения с публичной кадастровой карты) рядом с испрашиваемым земельным участком располагаются следующие автомобильные дороги (далее - а/д) с кадастровыми номерами: 52:20:1600008:12 - а/д 22 ОП РЗ 22 К-0021; 52:20:1600018:318 - а/д 22 ОП МЗ 22 Н-0726; 52:20:1600017:322 - а/д 22 ОП МЗ 22 Н-0772.
При этом на испрашиваемом земельном участке с кадастровым номером: 52:20:160000000:748 автомобильная дорога общего пользования регионального или межмуниципального значения не располагается.
Администрацией не предоставлено доказательств установления границ данных дорог и их расположение на местности, что не позволяет определить их фактическое местонахождение, в том числе в границах спорного земельного участка.
Документами градостроительного регулирования и зонирования использование данных дорог в качестве дорог общего назначения местного назначения не предусмотрено, что подтверждается предоставленными заявителем в дело документами градостроительного регулирования и зонирования.
Кроме того, из материалов дела следует, что информация о наличии в составе земельного участка с кадастровым номером 52:20:0000000:748 с землями, не относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, у ООО "Центр земельных отношений" отсутствует, о чем сообщило ООО "Центр земельных отношений" в своем письменном отзыве от 08.02.2021.
Земельный участок с кадастровым номером 52:20:0000000:748 прошел проверку на его соответствие требованиям действующего законодательства при постановке на кадастровый учет в Росреесре.
Межевой план от 16.06.2016 г. на земельный участок с кадастровым номером 52:20:0000000:748 соответствует Федеральному закону N 221-ФЗ от 24.07.2007 г. "О кадастровой деятельности", приказу Министерства экономического развития РФ N 921 от 08.12.2015 г.
В данном случае указанные Администрацией основания для отказов в предоставлении земельного участка в виде наличия на испрашиваемом земельном участке рек и автомобильных дорог, несостоятельны, поскольку поверхностные водные объекты и дороги внутрихозяйственного назначения на данном участке отсутствуют, их наличие Администрацией не доказано.
Учитывая изложенное, повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному итоговому заключению о том, что Администрация необоснованно отказала СПК (артель) "Весна" в реализации его законного права преимущественной покупки на данный объект, в связи с чем оспариваемые постановления противоречат действующему законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Относительно правовосстановительной меры, суд первой инстанции правомерно посчитал необходимым возложить на Администрацию городского округа Бор Нижегородской области обязанность в тридцатидневный срок с момента вступления настоящего решения в законную силу осуществить подготовку в трех экземплярах и подписание проектов договоров купли-продажи земельного участка кадастровый номер 52:20:0000000:748, расположенного по адресу: Нижегородская область, г. Бор, с/с Останкинский, ТОО "Останкино", дата присвоения кадастрового номера 29.12.2012 года, категория земель: "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенного использования: "для сельскохозяйственного производства", и направления их в адрес СПК (артель) "Весна".
Расходы по уплате государственной пошлины по иску на основании статьи 110 АПК РФ правомерно отнесены судом первой инстанции на ответчика.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие ответчика с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 05 апреля 2021 года по делу N А43-38012/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа город Бор Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кастальская |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-38012/2020
Истец: Сельскохозяйственный артель "Весна"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД БОР НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Верхне-Волжское бассейновое водное управление федерального агентства водных ресурсов, Государственное казенное учреждение Нижегородской области "Главное управление автомобильных дорог", Даньшин Игорь Алексеевич, ООО "Центр земельных отношений", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, ФГБУ "Верхне-Волжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"