17 июня 2021 г. |
Дело N А83-13196/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.06.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.06.2021.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузняковой С.Ю., судей Кравченко В.Е., Приваловой А.В., при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Волковой О.Л.,
с участием представителей от индивидуального предпринимателя Лойка Константина Константиновича - Аджимуллаев Роман Валерьевич по доверенности от 19.11.2020, от ООО "Евпаторийская швейная фабрика" и индивидуального предпринимателя Нименко Николая Николаевича - Сокол Ольга Викторовна по доверенностям от 19.05.2021,
в отсутствии Управления потребительского рынка и развития предпринимательства Администрации города Евпатории Республики Крым, Колинько Николая Ивановича, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Лойка Константина Константиновича на решение Арбитражного суда Республики Крым от 16 марта 2021 года по делу N А83-13196/2020, принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Лойка Константина Константиновича об оспаривании решения Управления потребительского рынка и развития предпринимательства Администрации города Евпатории Республики Крым, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Колинько Николая Ивановича, ООО "Евпаторийская швейная фабрика"; Нименко Николая Николаевича,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Лойка Константин Константинович (далее по тексту - предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании недействительным решения Управления потребительского рынка и развития предпринимательства Администрации города Евпатории Республики Крым (далее по тексту - Управление), оформленное протоколом N 8 от 29.04.2020, в части отказа ИП Лойка К.К. во внесении в схему размещения нестационарных торговых объектов, по предоставлению услуг на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым по адресу: г. Евпатория, Проспект Победы - ул. 9 Мая на земельном участке с кадастровым номером - 90:18:010146:3913, площадью 431 +/-7 кв.м, земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - рынки, код 4.3. В качестве способа восстановления нарушенных прав и законных интересов просит обязать Управление внести изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов, по предоставлению услуг на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым по адресу: г. Евпатория, проспект Победы-ул. 9 Мая на указанном земельном участке путем внесения следующих торговых объектов: а) павильоны по продаже промтоваров -6 шт.; б) павильоны по продаже сельскохозяйственной продукции -15 шт.; в) павильоны по продаже продуктов питания -10 шт., на основании уведомления поданного ИП Лойка К.К. 03.03.2020.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 16 марта 2021 года в удовлетворении заявленных требований предпринимателя отказано.
Не согласившись с принятым решением, предприниматель обратился с апелляционной жалобой на указанный судебный акт, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение, которым удовлетворить заявление в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В частности, полагает, что отказ во внесении заявленных торговых объектов в схему размещения НТО является формальным поскольку речь идет о размещении НТО на земельном участке, находящемся в аренде у заявителя, а указание видом разрешенного использования земельного участка "рынки" не определяет наличие рынка на земельном участке.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании 02.06.2021 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 15.40 ч. 09.06.2021.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе и дополнительных пояснениях к ней.
От ООО "Евпаторийская швейная фабрика" и Нименко Николая Николаевича поступили отзывы на апелляционную жалобу и пояснения к ним, в судебном заседании их представитель против удовлетворения апелляционной жалобы возражала, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая на законность и обоснованность обжалуемого решения.
Представители Управления и Колинько Н.И. в судебное заседание не явились, отзывы (пояснения) на апелляционную жалобу не представили, каких-либо ходатайств в адрес суда апелляционной инстанции не направили.
Апелляционная жалоба рассмотрена судом в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ). При этом оснований для его отмены или изменения, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 27.01.2020 между Колинько Н.И. и ИП Лойка Н.Н. был заключен договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Евпатория, проспект Победы - ул. 9 Мая (кадастровый номер 90:18:010146:3913), площадью 431 +/-7 кв.м, вид разрешенного использования -"рынки", для размещения НТО в целях осуществления торговой деятельности.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 06.10.2020 N 90/006/800/2020-3425 указанный земельный участок принадлежит Колинько Николаю Николаевичу на праве собственности с установленным на площади 171,00 кв.м сервитутом в пользу ООО "Евпаторийская швейная фабрика" на основании решения Евпаторийского городского суда Республики Крым по делу N 2-337/2018 от 22.10.2018.
03.03.2020 предпринимателем в адрес Управления было направлено уведомление о размещении на указанном земельном участке нестационарных торговых объектов: павильонов по продаже промтоваров - 6 шт.; павильонов по продаже сельскохозяйственной продукции - 15 шт.; павильонов по продаже продуктов питания -10 шт.
В ответ на указанное уведомление 30.04.2020 Управление направило предпринимателю уведомление N 495/02-08 об отказе во внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов, объектов по предоставлению услуг на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, поскольку согласно пункта 2 раздела 1 Порядка размещения и функционирования НТО на территории муниципальных образований Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 23.08.2016 N 402, данный порядок не распространяется на отношения связанные с размещением НТО находящихся на территории рынков.
Полагая, что указанный отказ является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, предприниматель обратился в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявитель намеревается использовать арендуемый земельный участок вопреки установленному виду разрешенного использования "рынки", правовой режим которого исключает размещение НТО посредством утверждения схемы в порядке, предусмотренном Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее Закон N 381-ФЗ), в связи с чем, не нашел правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности урегулированы Законом N 381-ФЗ.
Статья 10 Закона N 381-ФЗ предусматривает, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации (часть 7 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 10 Закона схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 23.08.2016 N 402 утвержден порядок размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований в Республике Крым" (далее - Порядок N 402), который определяет правила размещения и функционирования нестационарных торговых объектов, осуществления развозной и разносной торговли на территории муниципальных образований в Республике Крым.
Пунктом 1 раздела 2 Порядка N 402 указано, что размещение НТО (за исключением разносной торговли) на земельных участках, находящихся в государственной собственности Республики Крым или муниципальной собственности (далее - соответственно государственная и муниципальная собственность), осуществляется в соответствии со Схемой, с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий, сохранения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, обеспечения наиболее полного удовлетворения потребительского спроса.
В пункте 8 раздела 2 Порядка N 402 определено, что схема подлежит дополнению новыми местами с учетом Требований к размещению и действующего законодательства по инициативе хозяйствующих субъектов, товаропроизводителей при наличии запросов от них на открытие новых НТО, по инициативе физического или юридического лица, являющегося собственником или пользователем земельного участка, на котором предполагается размещение НТО, либо по инициативе органов местного самоуправления.
Основаниями для внесения изменений в Схему является уведомление органа местного самоуправления о размещении НТО индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, являющимися собственниками или пользователями земельного участка, при условии соблюдения Земельного кодекса Российской Федерации, разрешенного использования земельного участка и градостроительного законодательства (п. 10 раздела 2 Порядка N 402).
В силу положений статей 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации в порядке реализации положений статей 9 (часть 1) и 36 (части 1и 2) Конституции Российской Федерации закрепляет в качестве основного принципа земельного законодательства принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; данный принцип земельного законодательства призван обеспечить эффективное использование и одновременно охрану земли как важнейшего компонента окружающей среды (определения от 24 марта 2015 года "671-О, от 28 сентября 2017 года "1919-О и др.).
Указанный принцип земельного законодательства реализуется, в том числе, посредством возложения законодателем на владельцев и пользователей земельных участков обязанности использовать их в соответствии с целевым назначением и видом разрешенного использования.
Вид разрешенного использования земельного участка определяется на основании правоустанавливающих документов о его предоставлении, градостроительных регламентов.
В рассматриваемом случае заявитель обратился в орган местного самоуправления с уведомлением согласно норм Порядка N 402 с целью внесения в Схему размещения НТО павильонов в количестве 31 штука, размещаемых на земельном участке с видом разрешенного использования "рынки".
В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540, вид разрешенного использования земельного участка "рынки" (код 4.3) предусматривает размещение объектов капитального строительства, сооружений, предназначенных для организации постоянной или временной торговли (ярмарки, рынок, базар), с учетом того, что каждое из торговых мест не располагает торговой площадью более 200 кв.м, размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей рынка.
Таким образом, как верно отмечено судом первой инстанции, заявитель намеревается использовать арендуемый земельный участок вопреки установленному виду разрешенного использования "рынки", правовой режим которого исключает размещение НТО посредством утверждения схемы в порядке, предусмотренном Законом N 381-ФЗ.
Однако, требования, предусмотренные Порядком N 402, не распространяются на отношения, связанные с размещением нестационарных торговых объектов, находящихся на территориях рынков (пункт 2 раздела 1 Порядка N 402).
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о правомерности оспариваемого отказа Управления во внесении изменений в схему размещения НТО.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований предпринимателя.
Кроме того, как верно отмечено судом первой инстанции, в представленной схеме размещения НТО не выделена площадь сервитута, установленного в пользу ООО "Евпаторийская швейная фабрика".
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, носят формальный характер и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены правильного по существу судебного акта.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на её подателя.
Руководствуясь ст. 110, ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 16 марта 2021 года по делу N А83-13196/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Лойка Константина Константиновича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Ю. Кузнякова |
Судьи |
В.Е. Кравченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-13196/2020
Истец: ИП Лойка Константин Константинович
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА И РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: Колинько Н. И, Нименко Николай Николаевич, ООО "Евпаторийская швейная фабрика"