г. Воронеж |
|
15 июня 2021 г. |
Дело N А14-1433/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.06.2021.
Постановление в полном объеме изготовлено 15.06.2021.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Капишниковой Т.И.,
судей Протасова А.И.,
Малиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Мелковой О.А.,
при участии:
от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Калачеевском районе Воронежской области: Шилова Е.В., представитель по доверенности от 19.08.2020 сроком до 31.12.2021;
от ООО "Калачеевский мясокомбинат": Козлова А.И., представитель по доверенности от 06.04.2020 сроком на 3 года;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Калачеевском районе Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 25.03.2021 по делу N А14- 1433/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Калачеевский мясокомбинат" (ОГРН 1173668036288, ИНН 3610001321) к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Калачеевском районе Воронежской области (ОГРН 1023600792302, ИНН 3610007972) о признании незаконным решения от 03.12.2020 N 046S19200021498
и по встречному заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Калачеевском районе Воронежской области (ОГРН 1023600792302, ИНН 3610007972) к обществу с ограниченной ответственностью "Калачеевский мясокомбинат" (ОГРН 1173668036288, ИНН 3610001321) о взыскании штрафа в сумме 166 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Калачеевский мясокомбинат" (далее - заявитель, ООО "Калачеевский мясокомбинат", Общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Калачеевском районе Воронежской области (далее - ответчик, пенсионный орган, Управление) о признании недействительным решения от 03.12.2020 N 046S19200021498.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 20.02.2019 принято встречное заявление Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Калачеевском районе Воронежской области о взыскании с ООО "Калачеевский мясокомбинат" штрафных санкций в размере 166 000 руб.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 25.03.2021 признано недействительным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Калачеевском районе Воронежской области от 03.12.2020 N 046S19200021498, на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калачеевском районе Воронежской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Калачеевский мясокомбинат", с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Калачеевском районе Воронежской области в пользу ООО "Калачеевский мясокомбинат" взыскано 3 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Калачеевском районе Воронежской области отказано в удовлетворении встречных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить и принять по делу новый судебных акт.
В обоснование апелляционной жалобы пенсионный орган указывает, что акт от 24.09.2020 N 046S18200016894 был направлен Обществу 25.09.2020 заказным письмом и получен Обществом 30.09.2020. При этом в установленный законом 15-дневный срок после получения акта страхователь свои возражения или объяснения в Управление не представил, что, по мнению пенсионного органа, свидетельствует о согласии страхователя с приведенными в акте выводами.
Также Управление отмечает, что самостоятельная отмена пенсионным органом решения от 05.11.2020 была обусловлена необходимостью применения мер по надлежащему извещению страхователя о времени и месте рассмотрения материалов проверки с учетом даты, указанной в акте. Поскольку страхователь 03.12.2020 на рассмотрение акта проверки не явился, возражений не представил, о дате рассмотрения акта надлежащим образом был уведомлен, Управлением правомерно принято решение о рассмотрении материалов проверки в отсутствие страхователя.
Исследовав материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы и позиции заявителя, изложенной в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной с целью правильности заполнения, полноты и своевременности представления ежемесячной отчетности заявителя "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М за август 2020 года в отношении 332 застрахованных лиц с кодом "исхд", пенсионным органом было установлено, что указанные сведения представлены заявителем 17.09.2020, то есть с нарушением сроков, предусмотренных пп. 1 п. 2.2 ст. 11 Федерального закона Российской Федерации от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете застрахованных лиц" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) (т. 1 л.д. 62-68).
По итогам проверки составлен акт от 24.09.2020 N 3 046S18200016894 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (т. 1 л.д. 22-23).
По результатам рассмотрения акта и материалов проверки, пенсионным органом вынесено решение от 05.11.2020 N 046S19200020465 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, которым страхователь привлечен к ответственности по ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 166 000 руб. за непредставление плательщиком страховых взносов сведений о застрахованных лицах в орган контроля за уплатой страховых взносов в установленный срок, а именно: не позднее 15.09.2020 (т. 1 л.д. 24-25)
Отменив указанное решение от 05.11.2020 N 046S19200020465 Управлением принято решение от 03.12.2020 N 046S19200021498, которым страхователь привлечен к ответственности по ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 166 000 руб. (т. 1 л.д. 75).
Требование Пенсионного фонда от 22.01.2021 N 046S01210000352 об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования со сроком уплаты до 09.02.2021 в добровольном порядке страхователем не исполнено.
Не согласившись с вынесенным решением от 03.12.2020 N 046S19200021498, полагая свои права и законные интересы нарушенными, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Управлением было заявлено встречное заявление об взыскании финансовой санкции.
Арбитражный суд Воронежской области требования Общества о признании недействительным решения пенсионного органа удовлетворил, в удовлетворении встречных требований о взыскании суммы финансовой санкции отказал.
Суд апелляционной инстанции полагает решение арбитражного суда области не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, предусмотренные п. 2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ и дополнительно сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лицах по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации. Предусмотренный п. 2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ перечень сведений является исчерпывающим.
Согласно п. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, к страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ на органы Пенсионного фонда Российской Федерации возложена обязанность осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
При выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом (ч. 6 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ).
Акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма (ч. 7 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ).
Лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений (ч. 8 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ).
Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (ч. 9 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ).
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации извещает лицо, совершившее правонарушение, о времени и месте рассмотрения акта. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации рассмотреть акт в отсутствие этого лица (ч. 10 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ).
По результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации выносит решение (ч. 11 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ).
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления решения по почте заказным письмом датой вручения этого решения считается шестой день считая с даты отправления заказного письма (ч. 12 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ).
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю) (ч. 13 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ).
В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций. Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма (ч. 15 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ).
Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании (ч. 16 ст. 17 Закона).
Частью 17 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных данной статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей и обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируется законодательством РФ о налогах и сборах.
Таким образом, к отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Федеральным законом N 27-ФЗ, в отсутствие иного специального правового регулирования, подлежат применению положения Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ).
В силу п. 14 ст. 101 НК РФ нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К таким существенным условиям относятся обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
В п. 40 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что не извещение либо ненадлежащее извещение лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка или иные мероприятия налогового контроля, о месте и времени рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа соответствующих материалов является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения и, следовательно, основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения, вынесенного в отсутствие этого лица по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки или материалов иных мероприятий налогового контроля, если только в ходе судебного разбирательства не будет установлено, что указанное лицо фактически приняло участие в рассмотрении соответствующих материалов.
Как следует из материалов дела, отчет СЗВ-М за август 2020 года направлен Обществом пенсионному органу 17.09.2020, то есть с пропуском установленного законом срока на 2 дня, в связи с чем Управлением 24.09.2020 был составлен акт о выявленных правонарушениях N 046S18200016894 (л.д. 22-23).
Указанный акт содержит информацию о том, что рассмотрение данного акта с учетом предоставленных страхователем документов состоится 03.12.2020 в 10 часов 00 минут в Государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в Калачеевском районе Воронежской области по адресу: 397600, Воронежская область, Калачеевский район, г. Калач, ул. Советская, 27.
Указанный акт получен Обществом 30.09.2020.
05.11.2020 Управление, рассмотрев акт от 24.09.2020 N 046S18200016894, вынесло решение N 046S19200020465, которым Общество за несвоевременное представление сведений по форме СЭВ-М на 332 застрахованных лиц с кодом "исхд" привлечено к ответственности, установленной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ в размере 166 000 руб. (л.д. 24-25).
На основании решения от 05.11.2020 N 046S19200020465 Управлением было направлено требование от 26.11.2020 N 046S01200015517 об уплате финансовых санкций в размере 166 000 руб. в срок до 17.12.2020, полученные Обществом до 03.12.2020.
В связи с тем, что Общество добровольно не исполнило требование от 26.11.2020 N 046S01200015517 Управление направило 21.12.2020 в адрес Общества исковое заявление N 02-11/64, из которого следует, что Пенсионный фонд, рассмотрев акт от 24.09.2020 N 046S18200016894 вынес решение от 05.11.2020 N 046S19200020465 и требование от 26.11.2020 N 046S01200015517 (л.д. 15-17, дело N А14-19403/2020).
С учетом изложенного по состоянию на 03.12.2020 Общество доподлинно располагало информацией, что по состоянию на 03.12.2020 акт от 05.11.2020 N 046S19200020465 Пенсионным фондом рассмотрен, по результатам рассмотрения принято решение от 05.11.2020 N 046S19200020465 и Управлением предприняты меры ко взысканию финансовых санкций (требование от 26.11.2020 N 046S01200015517).
Следовательно, Общество обоснованно пришло к выводу, что поскольку по состоянию на 03.12.2020 рассмотрение акта от 24.09.2020 N 046S19200020465 уже состоялось, на основании этого рассмотрения Управлением принято решение от 05.11.2020 и приняты меры по взыскании, то 03.12.2020 рассмотрение не состоится, Общество уже лишено права на участие в процессе рассмотрения материалов проверки по акту от 24.09.2020 N 046S18200016894 лично и (или) через своего представителя и лишено возможности представить объяснения при рассмотрении акта от 24.09.2020.
Об отмене решения от 05.11.2020 N 046S19200020465, а также о вынесении в отношении Общества решения датированного 03.12.2020 N 046S19200021498 Общество было извещено только 23.12.2020 (л.д. 11).
При этом суд первой инстанции обоснованно принял во внимание, что при рассмотрении дела А14-19403/2020 об оспаривании Обществом решения от 05.11.2020 N 046S19200020465 Управление указывало, что решение от 05.11.2020 N 046S19200020465 отменило 03.12.2020 (определение о прекращении производства по делу от 15.02.2021 по делу N А14-19403/2020, т. 1 л.д. 119-122).
Таким образом, тот факт, что Управление в один день отменило решение от 05.11.2020 N 046S19200020465 и приняло решение от 03.12.2020 N 046S19200021498 свидетельствует, что пенсионный орган осознанно лишил Общество возможности участия в рассмотрении акта и представления возражений.
При этом подлежит критической оценке утверждение Управления, что оспариваемое решение было принято именно 03.12.2020, поскольку оно было направлено Обществу только 24.12.2020 (т. 1 л.д. 76), требование об уплате финансовой санкции N 046S01210000352, выставленное на основании решения датированного 03.12.2020 N 046S19200021498 сформировано Управлением только 22.01.2021 и направлено Обществу 25.01.2021 (т. 1 л.д. 77-79).
Кроме того, в обоснование требования о взыскании финансовой санкции в заявлении от 21.12.2020 Управление ссылается на решение от 05.11.2020, что свидетельствует, что по состоянию на 21.12.2020 решение от 05.11.2020 еще не было отменено (т. 1 л.д. 15-19). Указанное подтверждает довод заявителя, что решение Пенсионного фонда хоть и датировано 03.12.2020, однако вынесено было позднее.
Управлением в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлено доказательств, свидетельствующих, что оспариваемое решение было принято именно 03.12.2020.
Доказательств надлежащего извещения Общества о том, что решение от 05.11.2020 N 046S19200020465 отменено в срок, позволяющий Обществу участвовать в рассмотрении материалов проверки 03.12.2020 Управлением в материалы дела не представлено, равно как и не представлено уведомление Общества об изменении даты рассмотрения акта.
Ссылку Управления на п. 43 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 арбитражный апелляционный суд не принимает, поскольку данные разъяснения касаются иных фактических обстоятельств и иного правового регулирования.
Частью 11 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ, являющей специальной нормой, не предусмотрена возможность вынесения решения в иную дату, нежели дата рассмотрения дела.
При этом нормой ч. 12 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ прямо предусмотрена обязанность пенсионного органа в 5-дневный срок со дня вынесения вручить лицу, в отношении которого оно вынесено, решение лично, по почте заказным письмом или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Зная адрес электронной почты Общества (т. 1 л.д. 15) Управление имело возможность направить решение страхователю 03.12.2020 в случае, если бы оно существовало на эту дату.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что Управление приняло решение от 03.12.2020 N 046S19200021498 по результатам рассмотрения акта от 24.09.2020 N 046S18200016894 24.12.2020 в отсутствие надлежащего извещения Общества.
Таким образом, поскольку в рассматриваемом случае пенсионный орган не представил документы, а именно доказательство вручения страхователю извещения с указанием даты (с учетом его изменения), времени и места рассмотрения акта и материалов, суд приходит к выводу о том, что были нарушены права Общества на участие в рассмотрении акта, составленного по факту выявления правонарушения.
Общество было лишено права давать свои объяснения и представлять какие-либо доказательства, в связи с чем, заявление Общества о признании недействительным решения Управления была правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Поскольку оспариваемое решение пенсионного органа от 03.12.2020 N 046S19200021498 признано судом противоречащим положениям Федерального закона N 27-ФЗ, нарушающим права и законные интересы ООО "Калачеевский мясокомбинат", оно не может являться основанием для удовлетворения заявления Управления о взыскании финансовых санкций в размере 166 000 руб.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые опровергали выводы арбитражного суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции необоснованными и подлежат отклонению, поскольку противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам.
У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания полагать, что при оценке представленных в материалы дела доказательств судом первой инстанции были нарушены положения ст. 71 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, допущено не было.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 25.03.2021 по делу N А14-1433/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.И. Капишникова |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-1433/2021
Истец: ООО "Калачеевский мясокомбинат"
Ответчик: УПФР в Калачеевском районе Воронежской области