г. Самара |
|
18 июня 2021 г. |
Дело N А55-17262/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 июня 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Некрасовой Е.Н., судей Бажана П.В., Николаевой С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Курочкиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16.06.2021 в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Капитал-нефть" на решение Арбитражного суда Самарской области от 11.02.2021 по делу N А55-17262/2020 (судья Рагуля Ю.Н.), возбужденному по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Капитал-нефть" (ИНН 6315593517, ОГРН 1066315048744), г.Самара, к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г.Самара, третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский центр экологического мониторинга" (ИНН 6345017542, ОГРН 1076382009120), г.Жигулевск Самарской области,
об оспаривании отказа в согласовании проекта,
в судебном заседании приняли участие:
от ООО "Капитал-нефть" - Пушкин А.С. (доверенность от 01.10.2020),
от Минлесхоза Самарской Области - Дмитриенко Е.В. (доверенность от 11.01.2021),
от ООО "НИЦЭМ" - Белявская А.Н. (директор, паспорт),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Капитал-нефть" (далее - ООО "Капитал-нефть", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа в согласовании проекта освоения лесов на лесной участок, предоставленный в аренду ООО "Капитал-нефть", оформленного приказом Министерства лесного хозяйства охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - Министерство) от 06.05.2020 N 362; об обязании Министерства выдать положительное заключение на проект освоения лесов на лесной участок, предоставленный в аренду ООО "Капитал-нефть".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский центр экологического мониторинга" (далее - ООО "НИЦЭМ").
Решением от 11.02.2021 по делу N А55-17262/2020 Арбитражный суд Самарской области в удовлетворении заявленных требований отказал.
ООО "Капитал-нефть" в апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Министерство апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в возражениях на нее.
От ООО "Капитал-нефть" и ООО "НИЦЭМ" поступили письменные пояснения по делу.
В соответствии со ст.158 АПК РФ судебное разбирательство откладывалось с 31.05.2021 на 16.06.2021.
В судебном заседании представитель ООО "Капитал-нефть" апелляционную жалобу поддержал, просил отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное.
Представитель ООО "НИЦЭМ" апелляционную жалобу ООО "Капитал-нефть" поддержала, просила отменить решение суда первой инстанции.
Представитель Министерства апелляционную жалобу отклонила, просила оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, возражениях и письменных пояснениях, заслушав представителей участвующих в деле лиц в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, ООО "Капитал-нефть" (арендатор) и Департамент лесного хозяйства Самарской области (арендодатель) заключили договор аренды лесного участка от 20.02.2008 N 63/07 (в редакции дополнительного соглашения от 03.08.2010 N 1), по которому арендатору для осуществления рекреационной деятельности передан лесной участок из земель лесного фонда с кадастровым номером 63:26:1805021:212 по адресу: Самарская область, Красноярский район, Красноярское лесничество, Большецаревщинское участковое лесничество, квартал N 78, выдел N 14 в границах, указанных в кадастровом паспорте, прилагаемом к договору и являющемся его неотъемлемой частью, общей площадью 2,05 га. Срок действия договора - с 20.02.2008 по 18.12.2055.
Договор в установленном законом порядке зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области 12.01.2011 за N 63-63-26/057/2010-454.
Постановлением Правительства Самарской области от 18.02.2009 N 34 "О реорганизации департамента лесного хозяйства Самарской области и утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области" Департамент реорганизован путем присоединения к Министерству, которое в последствии переименовано в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
В соответствии с ст.88 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) и пп."а" п.13 договора аренды N 63/07 ООО "Капитал-нефть" представило на государственную экспертизу проект освоения лесов, предусматривавший, в том числе строительство некапитальных сооружений для осуществления рекреационной деятельности.
Приказом Министерства от 20.12.2012 N 349 было утверждено положительное заключение государственной экспертизы представленного ООО "Капитал-нефть" проекта освоения лесов.
Срок действия положительного заключения государственной экспертизы, утвержденного приказом от 20.12.2012 N 349, составлял пять лет.
По истечении указанного срока ООО "Капитал-нефть" представило на государственную экспертизу новый проект освоения лесов, содержащий сведения о некапитальных строениях для осуществления рекреационной деятельности, возведенных в соответствии с предыдущим, получившим положительное заключение государственной экспертизы проектом освоения лесов.
Приказом Министерства от 15.01.2020 N 27 утверждено отрицательное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов.
Устранив указанные в приказе Министерства от 15.01.2020 N 27 замечания, ООО "Капитал-нефть" повторно обратилось за согласованием проекта освоения лесов.
06.05.2020 Министерство вынесло приказ N 362 об утверждении отрицательного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов.
Изложенное послужило основанием для обращения ООО "Капитал-нефть" с заявлением в арбитражный суд.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Ч.1 ст.198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из ст.200 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ч.1 ст.65 АПК РФ).
Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций (ч.2 ст.12 ЛК РФ).
Ст.88 ЛК РФ предусмотрено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со ст.12 ЛК РФ. Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу ч.1 ст.89 ЛК РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 26.09.2016 N 496 утвержден Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов (далее - Порядок N 496; действовал в рассматриваемом периоде).
В соответствии с п.3 Порядка N 496 целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.
Экспертная комиссия проводит анализ представленного проекта освоения лесов и определяет его соответствие нормам законодательства Российской Федерации, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации (п.7.1 Порядка N 496).
Согласно п.9 и 10 Порядка N 496 результат экспертизы оформляется в виде положительного или отрицательного заключения, утверждаемого уполномоченным органом. Отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки.
Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса (ч.1 ст.10 ЛК РФ).
Исходя из ч.4 ст.12, ч.1 ст.102 (в редакции, действовавшей до 01.07.2019), ч.6 ст.111 (в редакции, действующей с 01.07.2019) ЛК РФ, защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями. В защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
Возможность использования лесов с целью осуществления рекреационной деятельности предусмотрена п.8 ч.1 ст.25 ЛК РФ.
В соответствии с ч.1 и 2 ст.41 ЛК РФ леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение некапитальных строений, сооружений на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений. Рекреационная деятельность в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.
Как видно из материалов дела, на основании договора аренды N 63/07 (в редакции дополнительного соглашения от 03.08.2010 N 1) ООО "Капитал-нефть" передан лесной участок из земель лесного фонда с кадастровым номером 63:26:1805021:212 (Самарская область, Красноярский район, Красноярское лесничество, Большецаревщинское участковое лесничество, квартал N 78, выдел N 14 в границах, указанных в кадастровом паспорте, прилагаемом к договору и являющемся его неотъемлемой частью; общая площадь 2,05 га) для осуществления рекреационной деятельности. Срок действия договора - с 20.02.2008 по 18.12.2055.
Согласно пп."а" п.13 договора аренды N 63/07 арендатор обязан в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
Приказом от 06.05.2020 N 362 Министерство утвердило отрицательное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды N 63/07.
Из заключения государственной экспертизы следует, что предусмотренные представленным проектом освоения лесов мероприятия по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов не соответствуют целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту Красноярского лесничества, Лесному плану Самарской области, утвержденному постановлением Губернатора Самарской области от 19.02.2019 N 17, законодательству Российской Федерации:
1. Объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры, предусмотренные проектом освоения лесов, не соответствуют перечню объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов (утв.Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р; далее - Распоряжение N 849-р), так как лесной участок относится к особо защитным участкам лесов - "участки вокруг сельских населенных пунктов, садовых товариществ";
2. Отсутствует обоснование размещения подземных резервуаров в количестве 25 единиц, учитывая расположение лесного участка рядом с водоемом.
Согласно ч.1 ст.119 ЛК РФ особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах.
Содержащийся в ч.2 ст.119 ЛК РФ перечень особо защитных участков лесов является открытым.
Особо защитные участки лесов на территории Красноярского лесничества установлены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 24.05.2017 N 219 "Об отнесении лесов к защитным лесам и установлении их границ о выделении особо защитных участков лесов и установлении их границ на территории Самарской области" (далее - Приказ N 219).
В соответствии с приложением N 16 к Приказу N 219 арендованный ООО "Капитал-нефть" лесной участок (Самарская область, Красноярский район, Красноярское лесничество, Большецаревщинское участковое лесничество, квартал N 78, выдел N 14) относится к особо защитным участкам леса "Участки вокруг сельских населенных пунктов и садовых товариществ".
Распоряжением N 849-р утвержден Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, п.6 которого содержит закрытый перечень объектов для осуществления рекреационной деятельности в указанных лесах, но за исключением особо защитных участков лесов.
Проект освоения лесов, представленный ООО "Капитал-нефть" на государственную экспертизу, содержит информацию о наличии на арендованном лесном участке (относящемся к особо защитным участкам леса "Участки вокруг сельских населенных пунктов и садовых товариществ") объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для осуществления рекреационной деятельности, возможность размещения которых на особо защитных участках леса Перечнем N 849-р не предусмотрена.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что проект освоения лесов, представленный ООО "Капитал-нефть", не соответствует ст.119 ЛК РФ, Приказу N 219, п.6 Перечня N 849-р.
В обоснование заявленных требований ООО "Капитал-нефть" сослалось на то, что в данном случае Лесной план Самарской области, утвержденный Постановлением Губернатора Самарской области от 19.02.2019 N 17, не подлежит применению, так как договор аренды был заключен в период действия Лесного плана Самарской области, утвержденного Постановлением Губернатора Самарской области от 31.12.2008 N 149. Некапитальные сооружения для осуществления рекреационной деятельности возведены на арендованном ООО "Капитал-нефть" лесном участке в соответствии с законом, действовавшим на момент их возведения, и в соответствии с проектом освоения лесов, согласованным Приказом N 349. На момент заключения договора аренды N 63/07 Распоряжение N 849-р и Приказ N 219 не были приняты, следовательно, в силу ст.54 Конституции РФ и ст.4 ГК РФ они не могут быть применены в рассматриваемом случае к уже возведенным (существующим) на арендованном лесном участке объектам.
Этот довод общества суд первой инстанции обоснованно отклонил, указав, что постановление Губернатора Самарской области от 19.02.2019 N 17 "Об утверждении Лесного плана Самарской области" вступило в силу со дня его официального опубликования и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2019; распоряжение Правительства РФ N 849-р "Об утверждении Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов" принято 27.05.2013. Проект освоение лесов для осуществления рекреационной деятельности представлен обществом на государственную экспертизу в 2019 году, то есть отношения сторон по утверждению заключения государственной экспертизы проекта освоение лесов возникли после 01.01.2019.
ООО "Капитал-нефть" указывает на то, что Перечень N 849-р позволяет возводить для осуществления рекреационной деятельности в защитных лесах следующие объекты: площадку для игр (детская), отдыха, занятий спортом, установки мусоросборников; форму малая архитектурная (некапитальное нестационарное сооружение, включая беседки, ротонды, веранды, дровницы, навесы, объекты мелкорозничной торговли, попутного бытового обслуживания и питания, остановочные павильоны); элементы благоустройства лесного участка (пешеходная дорожка с мягким покрытием, георешетка, устройство для оформления озеленения, фонарь, скамейка, мостик, настил, малогабаритный (малый) контейнер-мусоросборник, урна, физкультурный снаряд (тренажер), наземная туалетная кабина); линии связи; линии электропередачи воздушная, кабельная всех классов напряжения; постройку временную, используемую в рекреационных целях; трубопровод подземный; канатная дорога; комплекс открытых плоскостных спортивных сооружений; комплекс физкультурных сооружений; подъездной путь. Все объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры, предусмотренные проектом освоения лесов, по мнению ООО "Капитал-нефть", присутствуют в приведенном перечне.
Этот довод ООО "Капитал-нефть" суд первой инстанции правильно признал несостоятельным, поскольку наименование объекта как некапитальное нестационарное сооружение с характеристикой объекта - "деревянное строение из бруса, используемое для комфортного отдыха посетителей", "деревянное строение, используемое руководством (дом администрации)" не соответствует Перечню N 849-р.
Кроме того, по мнению ООО "Капитал-нефть", довод государственной экспертизы в том, что в проекте отсутствует обоснование размещения подземных резервуаров в количестве 25 единиц, учитывая расположение лесного участка рядом с водоемом, никак не обосновывается государственной экспертизой. Как указывает общество, характеристика размещенных объектов прописана в таблице 8 раздела 3.1 проекта освоения лесов, а необходимость размещения данных сооружений на арендованном лесном участке предусмотрена в разделе 6.2 разработанного проекта освоения лесов.
Между тем, как верно отметил суд первой инстанции, в разделе 6.2 проекта освоения лесов не обоснована необходимость размещения подземных резервуаров в заявленном количестве.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст.71 АПК РФ, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемый отказ Министерства, выраженный в Приказе N 362, соответствует закону.
Довод ООО "Капитал-нефть" о тот, что приказом Министерства от 06.08.2019 N 489 утверждено положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов, представленного ООО "Эда" в отношении участка, также относящегося к особо защитным участкам леса в соответствии с Приказом N 219, не может быть принят во внимание, поскольку этот приказ предметом рассмотрения по настоящему делу не является.
Ссылка ООО "Капитал-нефть" на письма Рослесхоза от 23.03.2021 N АВ-06-47/5577 и Минприроды России от 26.04.2021 N 16-47/11861 подлежит отклонению, поскольку они не являются нормативными правовыми актами, а носят лишь информационно-разъяснительный характер.
Как указывает ООО "Капитал-нефть", согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, для земельного участка с кадастровым номером 63:26:1805021:212 установлен вид разращенного использования "Для размещения объектов (территорий) рекреационного назначения". В соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" сведения, содержащиеся в ЕГРН, имеют приоритет над сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре. ООО "Капитал-нефть" использует арендуемый земельный участок по назначению в соответствии с его видом разрешенного использования, отраженным в ЕГРН, то есть для рекреационной деятельности.
Этот довод общества также не может быть принят во внимание, поскольку указанный в ЕГРН вид разрешенного использования земельного участка не исключает отнесение арендованного ООО "Капитал-нефть" лесного участка к особо защитным участкам леса "Участки вокруг сельских населенных пунктов и садовых товариществ", равно как не исключает обязанность общества соблюдать требования законодательства, предъявляемые к таким лесным участкам.
Приказ N 219 в части отнесения рассматриваемого лесного участка к особо защитным участкам леса "Участки вокруг сельских населенных пунктов и садовых товариществ" обществом не оспорен; доказательств обратного не представлено.
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ требование о признании недействительным ненормативного акта, незаконным решения и действия (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые ненормативный акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из условий является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.
Поскольку по настоящему делу совокупность указанных обстоятельств не установлена, суд первой инстанции правомерно отказал ООО "Капитал-нефть" в удовлетворении заявленных требований.
Довод ООО "Капитал-нефть" о том, что суд первой инстанции не дал оценку всем доводам заявителя и третьего лица не нашел подтверждения в ходе рассмотрения апелляционной жалобы. При этом неотражение в судебном акте всех имеющихся в деле доказательств либо доводов стороны не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной проверки и оценки (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 06.10.2017 N 305-КГ17-13690).
Приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст.110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ООО "Капитал-нефть".
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 11 февраля 2021 года по делу N А55-17262/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Некрасова |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-17262/2020
Истец: ООО "Капитал-Нефть"
Ответчик: Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
Третье лицо: ООО "Научно-исследовательский центр экологического мониторинга", ООО "НИЦЭМ"