город Томск |
|
18 июня 2021 г. |
Дело N А45-1424/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июня 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Бородулиной И.И., |
судей |
|
Кривошеиной С.В. Логачева К.Д., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мельниковой М.Л. с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска (N 07АП-4030/2021) на решение от 09.03.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-1424/2021 (судья Бутенко Е.И.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью специализированный застройщик "Дом Солнца", г. Новосибирск (ИНН 5404073814) к 1) Мэрии города Новосибирска, г. Новосибирск (ИНН 5406285846), 2) Департаменту строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска, г. Новосибирск (ИНН 5406418091) о признании недействительным градостроительного плана от 22.12.2020 N RU5430300011709 земельного участка с кадастровым номером 54:35:091057:1343 в части отсутствия информации в разделах 2.2 и 2.3, обязании устранить допущенные нарушения,
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью специализированный застройщик "Дом Солнца":Бурдачев С.Г. по доверенности от 14.01.2021 (на 1 год).
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью специализированный застройщик "Дом Солнца" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Мэрии города Новосибирска (далее - мэрия), Департаменту строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска (далее - департамент) с требованием о признании недействительным градостроительного плана от 22.12.2020 N RU5430300011709 земельного участка с кадастровым номером 54:35:091057:1343 в части отсутствия информации в разделах 2.2 и 2.3, обязании устранить допущенные нарушения путем подготовки и утверждения изменений в указанный градостроительный план.
Решением от 09.03.2021 Арбитражного суда Новосибирской области заявленные требования удовлетворены, признан недействительным градостроительный план от 22.12.2020 N RU5430300011709 земельного участка с кадастровым номером 54:35:091057:1343 в части отсутствия информации в разделах 2.2 и 2.3 о разрешенном использовании земельного участка, связанном с размещением многоэтажных жилых домов. Суд обязал мэрию в лице департамента устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем подготовки и утверждения изменений в указанный градостроительный план в части включения вида разрешенного использования, связанного с размещением многоэтажных жилых домов, в течение 20 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что согласно информации из публичной кадастровой карты земельный участок с КН 54:35:091057:1343 находится в водоохраной зоне. Доступ на территорию спорного участка возможен только через иной земельный участок. Спорный градостроительный план подготовлен в соответствии с требованиями законодательства и соответствует Правилам землепользования и застройки города Новосибирска.
Общество возражает против удовлетворения апелляционной жалобы согласно отзыву.
Мэрией отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не представлен.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества доводы отзыва поддержал в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 АПК РФ, не явились.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, частей 1, 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей департамента и мэрии.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя общества, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, заявителю принадлежит на праве собственности земельный участок из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером 54:35:091057:1343 площадью 4 685 кв.м., расположенный по адресу: Новосибирская область, г. Новосибирск, Советский район, виды разрешенного использования: многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (2.6) - многоквартирные многоэтажные дома; коммунальное обслуживание (3.1.) - водопроводы; трансформаторные подстанции; линии связи; канализация.
Указанный факт подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 14.01.2020.
На основании обращения общества от 19.11.2020 ему выдан градостроительный план указанного земельного участка от 22.12.2020 N RU5430300011709. Согласно градостроительному плану земельный участок отнесен к зоне застройки средне- и многоэтажными жилыми домами (Ж-1). Согласно пункту 2 градостроительного плана земельный участок расположен в территориальной зоне "Зона застройки жилыми домами смешанной этажности (Ж-1)", в пределах которой установлена "подзона застройки жилыми домами смешанной этажности различной плотности застройки (Ж-1.1)", установлен градостроительный регламент.
Данное зонирование земельного участка соответствует Генеральному плану г. Новосибирска, утвержденному решением Совета депутатов г. Новосибирска от 26.12.2007 N 824, Правилам землепользования и застройки города Новосибирска, утвержденным решением Совета депутатов г. Новосибирска от 24.06.2009 N 1288, проекту планировки территории, ограниченной границей города Новосибирска, полосой отвода железной дороги, границей Первомайского района, в Советском районе, утвержденному постановлением мэрии от 21.09.2012 N 9615.
При этом согласно статье 36 Правил землепользования и застройки города Новосибирска зона застройки жилыми домами смешанной этажности (Ж-1) включает такие виды разрешенного использования, как среднеэтажная жилая застройка (2.5), многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (2.6).
В тоже время в пункте 2.2 плана в числе видов разрешенного использования земельного участка отсутствует указание на разрешенное использование "многоквартирные многоэтажные дома". Соответственно в пункте 2.3 также отсутствует информация о предельных (минимальных и максимальных) размерах земельного участка и предельных параметрах разрешенного использования земельного участка применительно к застройке многоквартирными домами.
Указывая, что градостроительный план не содержит всех видов разрешенного использования земельного участка (в частности, вида разрешенного использования "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (2.6)"), полагая свои права и интересы в области предпринимательской деятельности нарушенными, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 54:35:091057:1343 N RU5430300011709, выданный мэрией г. Новосибирска 22.12.2020, не соответствует требованиям градостроительного законодательства.
Апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции обоснованными и соответствующими действующему законодательству исходя из следующего.
В силу статьи 198 АПК РФ организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемые решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на нее какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Одним из видов документации по планировке территории является градостроительный план земельного участка (часть 5 статьи 41 ГрК РФ).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительных планов выполняется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 44 ГрК РФ).
Из содержания статьи 57.3 ГрК РФ следует, что градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
В целях получения градостроительного плана земельного участка правообладатель земельного участка обращается с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка может быть направлено в орган местного самоуправления в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, или подано заявителем через многофункциональный центр.
Орган местного самоуправления в течение четырнадцати рабочих дней после получения заявления осуществляет подготовку, регистрацию градостроительного плана земельного участка и выдает его заявителю. Градостроительный план земельного участка выдается заявителю без взимания платы. Градостроительный план земельного участка выдается в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, если это указано в заявлении о выдаче градостроительного плана земельного участка.
В соответствии со статьей 56 ГрК РФ градостроительный план является одним из документов информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, целью которой является обеспечение органов государственной власти, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности. Градостроительный план земельного участка является документом, входящим в состав формируемого в установленном порядке дела о застроенных или подлежащих застройке земельных участках, которое открывается на каждый земельный участок (часть 5 названной статьи).
Градостроительный план представляет собой план земельного участка с указанием границ зон публичных сервитутов, минимальных отступов от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, сооружений, строений, за пределами которых запрещено строительство зданий, сооружений, строений, информации о градостроительном регламенте (если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента), о разрешенном использовании земельного участка, требований к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства, о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия, о технических условиях подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Изложенная правовая норма содержит исчерпывающий перечень сведений (информации), указываемых в составе градостроительного плана земельного участка (часть 3 статьи 44 ГрК РФ).
По смыслу указанных норм ГрК РФ градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки территории и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки земельного участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях.
При этом градостроительный план земельного участка не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный земельный участок.
Следовательно, если для территории городского или сельского поселения утверждены правила землепользования и застройки, включая градостроительные регламенты, а также проекты планировки и межевания территории соответствующего элемента планировочной структуры, то информация в градостроительном плане земельного участка не может противоречить указанным документам.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 1633/13 по делу N А75-2235/2012.
Спорный земельный участок располагается в зоне Ж-1 (зона застройки средне- и многоэтажными жилыми домами), допускающей строительство многоэтажных жилых домов.
Согласно пункту 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 54:35:091057:1343 указанный участок относится к землям населенных пунктов, а виды его разрешенного использования включают в себя, в частности, многоэтажную жилую застройку.
Утверждение заинтересованным лицом градостроительного плана, не соответствующего требованиям действующего законодательства, влечет нарушение прав заявителя на осуществление строительства на принадлежащем ему земельном участке, поскольку указанный градостроительный план не может быть использован для целей подготовки проектной документации и получения разрешения на строительство, а следовательно нарушает права и интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Судом первой инстанции правомерно отклонены доводы департамента о нахождении земельного участка в водоохраной зоне, поскольку данные обстоятельства не препятствуют размещению на нем многоэтажных домов, а лишь налагают на застройщика ограничения, установленные статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации, следовательно, не могут служить основанием для исключения из видов разрешенного использования земельного участка многоэтажной застройки.
Заявитель при разработке проектной документации не лишен возможности запроектировать размещение в данном районе нового образовательного учреждения, разработать иной вариант проезда, в связи с чем отклонены доводы департамента о несоблюдении местных нормативов градостроительного проектирования в части удаленности от общеобразовательных учреждений, доступе на земельный участок через территорию другого земельного участке.
Данные обстоятельства не могут служить основанием для выдачи градостроительного плана, противоречащего Правилам землепользования и застройки г. Новосибирска, проекту планировки соответствующей территории.
Суд первой инстанции, изучив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, правильно применив нормы материального и процессуального права, пришел к выводу, что градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 54:35:091057:1343 N RU5430300011709, выданный мэрией г. Новосибирска 22.12.2020, не соответствует требованиям градостроительного законодательства.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции нарушений норм материального и норм процессуального права не допущено.
Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьей 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 09.03.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-1424/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-1424/2021
Истец: ООО Специализированный Застройщик "Дом Солнца"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ МЭРИИ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА, МЭРИЯ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА
Третье лицо: Седьмой арбитражный апелляционный суд