г. Чита |
|
18 июня 2021 г. |
Дело N А19-1963/2021 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Братске и Братском районе Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 апреля 2021 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А19-1963/2021 по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Братске и Братском районе Иркутской области (ОГРН 1023800838490, ИНН 3803000035) к обществу с ограниченной ответственностью "ПАДУН ЛЕС" (ОГРН 1113805004543, ИНН 3805714243) о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М (дополняющая) за январь-март, май, июль-октябрь, декабрь 2019 года в размере 12000 руб. 00 коп.,,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Братске и Братском районе Иркутской области обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании общества с ограниченной ответственностью "ПАДУН ЛЕС" финансовых санкций в размере 12000 руб. 00 коп.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 06 апреля 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Братске и Братском районе Иркутской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 апреля 2021 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А19-1963/2021 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя жалобы, в соответствие с положениями пункта 40 Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах", утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.04.2020 N 211н, финансовые санкции не применяются лишь в том случае, если корректируются именно раннее представленные и принятые территориальным органом ПФР сведения на конкретное застрахованное лицо. Поскольку форма СЗВ-М (дополняющая) содержала сведения о застрахованных лицах, сведения о которых ранее не представлялись и не были приняты органом ПФР, имело место представление сведений на застрахованных лиц впервые и в данном случае с нарушением установленного законом срока.
В материалы дела письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы не поступал.
Информация о принятии апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет" 01.05.2021.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с положениями пункта 47 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.04.2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без вызова сторон.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ответчиком 25.03.2020 представлены в пенсионный фонд по месту учета дополняющие сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь-март, май, июль-октябрь, декабрь 2019 года, по результатам проверки которых приняты решения от 29.07.2020 N 048S19200023189, N 048S19200023203, N 048S19200023197, N 048S19200023218, N 048S19200023224, N 048S19200023233 - N 048S19200023236 о привлечении общества к ответственности по ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных п.2.2 ст.11 данного закона, в виде штрафа в общем размере 12000 руб. 00 коп.
Требованиями от 24.08.2020 N 048S01200022722 - N 048S01200022727, N 048S01200022729 - N 048S01200022731 ответчику предложено уплатить финансовые санкции в общем размере 12000 руб. 00 коп.
Срок исполнения требований истек, денежные средства в соответствующий бюджет не поступили.
В соответствии со ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" заявитель обратился за взысканием финансовых санкций в размере 12000 руб. 00 коп. в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Судом первой инстанции правильно применены следующие нормы права и правовые позиции.
В соответствии с п.1 ст.6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" общество с ограниченной ответственностью "ПАДУН ЛЕС" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно ст.14 вышеуказанного закона страхователь обязан представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Индивидуальный (персонифицированный) учет - организация и ведение учета сведений о каждом зарегистрированном лице для обеспечения реализации его прав в системе обязательного пенсионного страхования, предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) исполнения государственных и муниципальных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета в качестве идентификатора сведений о физическом лице (ст.1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ)).
В соответствии с п.2.2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице соответствующие сведения.
Статьей 17 вышеуказанного закона установлена ответственность за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п.п.2 - 2.2 ст.11 данного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В соответствии со ст.15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В п.39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (действовавшей в период представления сведений), указано, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Таким образом, действующее законодательство не содержит запрета на представление дополняющих форм СЗВ-М, в том числе с отражением в них сведений в отношении иных застрахованных лиц. При этом срок представления дополняющих сведений страхователем до обнаружения пенсионным фондом ошибок не установлен.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество представило исходные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М: за январь 2019 года - 05.02.2019, за февраль 2019 года - 11.03.2019, за март 2019 года - 02.04.2019, за май 2019 года - 10.06.2019, за июль 2019 года - 12.08.2019, за август 2019 года - 06.09.2019, за сентябрь 2019 года - 03.10.2019, за октябрь 2019 года - 07.11.2019, декабрь 2019 года - 10.01.2020.
Сведения о застрахованных лицах СЗВ-М (исходная) были приняты Управлением без ошибок. Каких-либо извещений (уведомлений) об обнаружении неточностей, ошибок в отчете от Управления Пенсионного фонда не поступало.
В целях устранения выявленных нарушений обществом самостоятельно были направлены дополняющие формы СЗВ-М за спорные периоды - 25.03.2020.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что страхователь реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорные периоды, самостоятельно откорректировав их путем представления 25.03.2020 сведений на застрахованных лиц, которые отсутствовали в исходной форме СЗВ-М до составления акта, следовательно, основания для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете отсутствуют.
Довод Управления Пенсионного фонда со ссылкой на Инструкцию N 211н о том, что дополнительное представление сведений на застрахованных лиц, в отношении которых не были представлены сведения в срок, является не исправлением ошибок в ранее представленных сведениях, а дополнительным представлением сведений с нарушением срока, подлежит отклонению, как противоречащий статье 15 Федерального закона N 27-ФЗ, которая предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах.
Право страхователя на исправление отчетности предусмотрено Федеральным законом N 27-ФЗ. В противном случае у страхователя отсутствовал бы стимул к своевременному и самостоятельному выявлению ошибок и их исправлению в представленных им сведениях персонифицированного учета. При этом форма отчетности предусматривает представление сведений как единого документа в целом по страхователю в разрезе застрахованных лиц, а не представление отдельной формы отчетности на каждое застрахованное лицо.
Кроме того, положения Инструкции N 211н не могут быть применены к отношениям, возникшим до ее вступления в силу.
Как указал Конституционный Суд РФ, общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие. Вместе с тем законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу (Определение Конституционного Суда РФ от 18.01.2005 N 7-О).
При этом, исходя из закрепленного в части 1 статьи 54 Конституции Российской Федерации принципа, закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
Учитывая, что у Пенсионного фонда отсутствовали правовые основания для взыскания штрафных санкций, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 апреля 2021 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А19-1963/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев с даты принятия по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.В. Ломако |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-1963/2021
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Братске и Братском районе Иркутской области
Ответчик: ООО "ПАДУН ЛЕС"