15 июня 2021 г. |
Дело N А79-6871/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.06.2021.
Полный текст постановления изготовлен 15.06.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Кастальской М.Н., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 19.02.2021 по делу N А79-6871/2020,
принятое по заявлению Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики о признании недействительными решений и предписаний Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республики-Чувашии от 13.07.2020 N 021/10/18.1-730/2020, N 021/10/18.1-731/2020, N 021/10/18.1-732/2020 N 021/10/18.1-733/2020,
при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - индивидуальных предпринимателей Павлова Эдуарда Валерьевича, Евдокимовой Натальи Анатольевны, Федотова Вячеслава Васильевича, Евсюкова Олега Петровича и Антонова Николая Анатольевича.
В судебном заседании приняли участие представители:
Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики - Федорова А.Н. по доверенности от 11.01.2021 N 1 сроком действия до 31.12.2021;
индивидуального предпринимателя Федотова Вячеслава Васильевича - Смирнов Ю.И. по доверенности от 18.10.2018 сроком действия 3 года;
индивидуального предпринимателя Евсюкова Олега Петровича - Смирнов Ю.И. по доверенности от 07.07.2020 сроком действия 3 года;
индивидуального предпринимателя Евдокимовой Натальи Анатольевны - Смирнов Ю.И. по доверенности от 17.01.2019 сроком действия 3 года.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республики-Чувашии (далее - Управление, антимонопольный орган) 07.07.2020 поступили жалобы индивидуального предпринимателя Павлова Эдуарда Валерьевича (далее - ИП Павлов Э.В.) на действия организатора торгов - Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (далее - Министерство) при проведении открытого аукциона на право осуществления перевозок по нерегулируемому тарифу по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Чувашской Республике:
- маршрут перевозок N 270 "Чебоксары (Альгешево) - Новочебоксарск (Сокол)",
- маршрут перевозок N 234 "Чебоксары (Завод им. В.И. Чапаева) -Новочебоксарск (Сокол)",
- маршрут перевозок N 101с "Чебоксары (Университет) -Новочебоксарск (Сокол)",
- маршрут перевозок N 220 "Чебоксары (ул. Гладкова) -Новочебоксарск (Иваново)".
По результатам рассмотрения данных жалоб решениями от 13.07.2020 N 021/10/18.1-730/2020, N 021/10/18.1-731/2020, N 021/10/18.1-732/2020, N 021/10/18.1 -733/2020 они были признаны антимонопольным органом обоснованными в части нарушения организатором торгов - Министерством требований части 2 статьи 12, пункта 2 части 2 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ), выразившихся в объявлении конкурса на право осуществления пассажирских перевозок по маршрутам N 270 "Чебоксары (Альгешево) - Новочебоксарск (Сокол)", N 234 "Чебоксары (Завод им. В.И. Чапаева) - Новочебоксарск (Сокол)", N 101с "Чебоксары (Университет) - Новочебоксарск (Сокол)" (далее - маршрут N 101с), N 220 "Чебоксары (ул. Гладкова) - Новочебоксарск (Иваново)" с характеристиками, отличными от действующего на момент объявления конкурса реестра маршрутов.
Во исполнение пунктов 2 указанных решений организатору торгов - Министерству выданы предписания от 13.07.2020 N 021/10/18.1-730/2020, N 021/10/18.1-731/2020, N 021/10/18.1-732/2020, N 021/10/18.1 -733/2020 об устранении допущенных нарушений путем отмены конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок N 270, N 234, N 101с, N 220.
Министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений и предписаний Управления от 13.07.2020 N 021/10/18.1-730/2020, N 021/10/18.1-731/2020, N 021/10/18.1-732/2020, N 021/10/18.1-733/2020.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ИП Павлов Э.В., индивидуальный предприниматель Евдокимова Наталья Анатольевна (далее - ИП Евдокимова Н.А.), индивидуальный предприниматель Федотов Вячеслав Васильевич (далее - ИП Федотов В.В.), индивидуальный предприниматель Евсюков Олег Петрович (далее - Евсюков О.П.) и индивидуальный предприниматель Антонов Николай Анатольевич (далее - ИП Антонов Н.А.).
Решением от 19.02.2021 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии отказал Министерству в удовлетворении заявленного требования.
Министерство обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой и дополнительными пояснениями к ней, в которых просило решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы настаивает на том, что Федеральный закон N 220-ФЗ не запрещает изменять данные реестра о маршруте по итогам проведенного конкурса.
Министерство считает, что суд первой инстанции не принял во внимание нормативные правовые акты Чувашской Республики, регулирующие порядок ведения реестра маршрутов, в связи с этим решение принято при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, а также с нарушением норм материального права.
Как считает заявитель жалобы, согласно пункту 3 приказа Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики от 20.06.2018 N 02-03/92 "О ведении реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом Чувашской Республики" (зарегистрировано в Минюсте Чувашской Республики 10.08.2018, регистрационный N 4647, вступил в силу с 26.08.2018) в реестр включаются сведения о фактически действующих маршрутах, в том числе о лице, осуществляющем перевозки, об используемых им транспортных средствах, а не о будущих изменениях.
Как полагает Министерство, объявление конкурсов с данными, отличными от реестра маршрутов по классу и количеству транспортных средств, не может ограничить конкуренцию и создать препятствие для допуска на рынок перевозок. Сами маршруты включены в реестр.
Министерство обращает внимание, что указание в извещении конкурсной документации характеристик транспортных средств и интервала движения иных, чем это предусмотрено в реестре, не образует нарушения порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, что исключает возможность обращения с жалобой в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Заявитель апелляционной жалобы настаивает на том, что ИП Павлов Э.В. не подавал заявки на участие в конкурсе до момента обращения с жалобой в Управление.
Представитель Министерства в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней.
ИП Евдокимова Н.А., ИП Федотов В.В., Евсюков О.П. в отзывах на апелляционную жалобу просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ИП Евдокимовой Н.А., ИП Федотова В.В., Евсюкова О.П. в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзывах на апелляционную жалобу.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ИП Павлов Э.В. в письменных пояснениях просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
ИП Антонов Н.А. отзыв на апелляционную жалобу в суд не направил.
В материалы дела от ИП Павлова Э.В. поступило дополнение с приложением копии решения от 22.01.2021 N 21-11/2021, решения от 01.03.2021 N 21-56/2021,решения от 12.03.2021 N 21-29/2021, писем от 21.03.2021 N 21-105/2021, решения от 24.03.2021 N 21-105/2021, что расценено судом как ходатайство о приобщении данных документов к материалам дела.
Рассмотрев вопрос приобщения этих документов к материалам дела, суд апелляционной инстанции отказал в их приобщении ввиду отсутствия процессуальных оснований.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Управления, ИП Павлова Э.В., ИП Антонов Н.А.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, дополнительных пояснениях к ней, отзывах на апелляционную жалобу, пояснениях, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
По правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает, в частности, жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений (часть 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Указанные положения Закона о защите конкуренции содержат общие правила и распространяются, в том числе на конкурсы, проводимые при организации регулярных пассажирских перевозок.
Нарушение установленного Федеральным законом N 220-ФЗ порядка организации открытого конкурса влечет обращение в антимонопольный орган соответствующих лиц с жалобой в порядке части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и, соответственно, последствия, предусмотренные частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Федеральный закон N 220-ФЗ регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок (статья 1 названного Закона).
В силу части 2 статьи 21 Федерального закона N 220-ФЗ, части 1 статьи 8.1 Закона Чувашской Республики от 29.12.2003 N 48 "Об организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Чувашской Республике" открытый конкурс на право осуществления перевозок по нерегулируемым тарифам по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, установившим муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок.
Согласно пункту 1 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.12.2016 N 534 "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Чувашской Республике" Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики определено уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возлагаемых Федеральным законом "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Судом первой инстанции по материалам деда установлено, что приказом Министерства от 29.06.2020 N 02-03/115 объявлен открытый конкурс на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок по маршруту N 270 "Чебоксары (Альгешево) - Новочебоксарск (Сокол)".
Пунктом 2 данного приказа утверждена прилагаемая конкурсная документация по проведению открытого конкурса на право осуществления перевозок по нерегулируемому тарифу по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок в Чувашской Республике.
Из приказа Министерства от 29.06.2020 N 02-03/115, утвержденной конкурсной документации и извещения о проведении открытого конкурса следует, что открытый конкурс проводится на пригородном автобусном маршруте N 270 "Чебоксары (Альгешево) -Новочебоксарск (Сокол)":
- отправление из г. Чебоксары: с 06-30 до 09-00 и с 16-00 до 19-30 интервал 10 мин.; с 05-00 до 06-30, с 09-00 до 16-00, с 19-30 до 23-00 интервал 20 мин.;
- отправление из г. Новочебоксарск: с 06-30 до 09-00 и с 16-00 до 19-30 интервал 10 мин.; с 05-00 до 06-30, с 09-00 до 16-00, с 19-30 до 23-00 интервал 20 мин.
Промежуточные остановочные пункты: с. Альгешево (Чебоксарский район) - ОАО "Чебоксарская керамика" - Ботанический сад - Питомник -Дорисс-парк - ул. Хузангая - Эгерский бульвар - ТК "Шупашкар" -Микрохирургия глаза - Больничный комплекс - ул. Баумана - ул. Гастелло -Школа N 53 - Торговый центр "Лента" - Маштехникум - ОАО "Промтрактор" - Четра - Завод силовых агрегатов - ООО "Яхтинг" - АО "Инкост" - проспект Тракторостроителей - Пихтулино - Типсирмы - Школа N 19 - Магазин "Ника" - Юраково - Детская больница - Рынок "Новочебоксарский" - ул. Пионерская - Дом быта "Орион" - Соборная площадь - Кинотеатр "Атал" - Магазин "Каблучок" - ул. Комсомольская -площадь Победы - Ледовой дворец "Сокол" (г. Новочебоксарск).
Требования к подвижному составу и классу: 13 автобусов, в том числе, 2 резервных (средний класс, 3,4).
В реестре межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом Чувашской Республики по состоянию на 22.05.2020 на пригородном автобусном маршруте N 270 "Чебоксары (Альгешево) - Новочебоксарск (Сокол)" класс транспортных средств указан как малый, максимальное количество транспортных средств каждого класса, которое допускается использовать, - 30 автобусов (в том числе 2 резервных), интервал движения - 8 минут, время выезда первого рейса - 5:00.
Однако, согласно извещению о проведении открытого конкурса требования к транспортным средствам предъявлены: 13 автобусов среднего класса (в том числе 2 резервных); интервал движения - 10 минут (пиковый) и 20 минут (межпиковый); первый рейс время отправления - 06:30.
Приказом Министерства от 29.06.2020 N 02-03/114 объявлен открытый конкурс на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок по маршруту N 234 "Чебоксары (Завод им. В.И. Чапаева) - Новочебоксарск (Сокол)".
Пунктом 2 данного приказа утверждена прилагаемая конкурсная документация по проведению открытого конкурса на право осуществления перевозок по нерегулируемому тарифу по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок в Чувашской Республике.
Из приказа Министерства от 29.06.2020 N 02-03/114, утвержденной конкурсной документации и извещения о проведении открытого конкурса следует, что открытый конкурс проводится на пригородном автобусном маршруте N 234 "Чебоксары (Завод им. В.И. Чапаева) - Новочебоксарск (Сокол)":
- отправление из г. Чебоксары: с 06-30 до 09-00 и с 16-00 до 19-30 интервал 10 мин.; с 05-00 до 06-30, с 09-00 до 16-00, с 19-30 до 23-00 интервал 20 мин.;
- отправление из г. Новочебоксарск: с 06-30 до 09-00 и с 16-00 до 19-30 интервал 10 мин.; с 05-00 до 06-30, с 09-00 до 16-00, с 19-30 до 23-00 интервал 20 мин.
Промежуточные остановочные пункты: Завод им. В.И. Чапаева (г. Чебоксары) - ул. Коллективная - ДК "Ровесник" - ул. Фруктовая - ул. Чернышевского - ул. Мате Залка - ул. Яноушека - Техникум связи -Мебельная фабрика - ул. Б. Хмельницкого - Центральный рынок - Русский драмтеатр - стадион "Олимпийский" - Гостиница "Россия" - ул. П. Лумумбы - Стадион "Спартак" - Мега Молл - АО "Чебоксарский трикотаж" - Завод "Энергозапчасть" - ТЭЦ-2 - АО "Текстильмаш" - Гремячево -Аникеево - Восточный поселок - МАДИ - проспект Тракторостроителей -Пихтулино - Типсирмы - Школа N 19 - Магазин "Ника" - Юраково -Детская больница - Рынок "Новочебоксарский" - ул. Пионерская - Дом быта "Орион" - Соборная площадь - Кинотеатр "Атал" - Магазин "Весна" -Магазин "Каблучок" - ул. Комсомольская - площадь Победы - Ледовой дворец "Сокол" (г. Новочебоксарск).
Требования к подвижному составу и классу: 14 автобусов, в том числе 2 резервных (средний класс 3,4).
Однако, в реестре межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом Чувашской Республики по состоянию на 22.05.2020 на пригородном автобусном маршруте N 234 "Чебоксары (Завод им. В.И. Чапаева) - Новочебоксарск (Сокол)" класс транспортных средств указан как малый, максимальное количество транспортных средств каждого класса, которое допускается использовать, - 38 автобусов (в том числе 2 резервных), интервал движения - 6 минут, время выезда первого рейса - 5:00.
Между тем, из извещения о проведении открытого конкурса следует, что к транспортным средствам предъявлены следующие требования: 14 автобусов среднего класса (в том числе 2 резервных); интервал движения - 10 минут (пиковый) и 20 минут (межпиковый); первый рейс время отправления - 06:30.
Приказом Министерства от 29.06.2020 N 02-03/112 объявлен открытый конкурс на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок по маршруту N 101с "Чебоксары (Университет) - Новочебоксарск (Сокол)".
Пунктом 2 названного приказа утверждена прилагаемая конкурсная документация по проведению открытого конкурса на право осуществления перевозок по нерегулируемому тарифу по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок в Чувашской Республике.
Из приказа Министерства от 29.06.2020 N 02-03/112, утвержденной конкурсной документации и извещения о проведении открытого конкурса следует, что открытый конкурс проводится на пригородном автобусном маршруте N 101с "Чебоксары (Университет) - Новочебоксарск (Сокол)":
Промежуточные остановочные пункты: Университет (г. Чебоксары) -бульвар Юности - ул. Ахазова - Кооперативный институт - ОАО "Элара" -ул. Афанасьева - Дом мод - Дом Союзов - Хлопчатобумажный комбинат -АО "Чебоксарский трикотаж" - Завод "Энергозапчасть" - АО "Текстильмаш" - Гремячево - Аникеево - Восточный поселок - МАДИ -Пихтулино - Типсирмы - Школа N 19 - ул. Первомайская - Дом правосудия - Детский городок - Ельниковская роща - магазин "Каблучок" - ул. Комсомольская - площадь Победы - Ледовой дворец "Сокол" (г. Новочебоксарск).
Требования к подвижному составу и классу: 13 автобусов, в том числе 2 резервных (средний класс 3,4).
При этом, согласно реестру межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом Чувашской Республики по состоянию на 22.05.2020 на пригородном автобусном маршруте N 101с "Чебоксары (Университет) - Новочебоксарск (Сокол)" класс транспортных средств указан - малый и средний, максимальное количество транспортных средств каждого класса, которое допускается использовать, - 35 автобусов (в том числе 2 резервных), интервал движения - 3-5 минут, время выезда первого рейса - 5:05.
Но из извещения о проведении открытого конкурса следует, что требования к транспортным средствам предъявлены такие, как: 13 автобусов среднего класса (в том числе 2 резервных); интервал движения - 10 минут (пиковый) и 20 минут (межпиковый); первый рейс время отправления - 06:30.
Приказом Министерства от 29.06.2020 N 02-03/113 объявлен открытый конкурс на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок по маршруту N 220 "Чебоксары (ул. Гладкова) - Новочебоксарск (Иваново)".
Пунктом 2 данного приказа утверждена прилагаемая конкурсная документация по проведению открытого конкурса на право осуществления перевозок по нерегулируемому тарифу по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок в Чувашской Республике.
Из приказа Министерства от 29.06.2020 N 02-03/113, утвержденной конкурсной документации и извещения о проведении открытого конкурса следует, что открытый конкурс проводится на пригородном автобусном маршруте N 220 "Чебоксары (ул. Гладкова) - Новочебоксарск (Иваново)":
- отправление из г. Чебоксары: с 06-30 до 09-00 и с 16-00 до 19-30 интервал 10 мин.; с 05-00 до 06-30, с 09-00 до 16-00, с 19-30 до 23-00 интервал 20 мин.;
- отправление из г. Новочебоксарск: с 06-30 до 09-00 и с 16-00 до 19-30 - интервал 10 мин.; с 05-00 до 06-30, с 09-00 до 16-00, с 19-30 до 23-00 интервал 20 мин.
Промежуточные остановочные пункты: ул. Гладкова (г. Чебоксары) -Ярмарка - Центральный рынок - ул. Космонавта Николаева - Пригородный автовокзал - МТВ - Эгерский бульвар - ул. Баумана - ОАО "Промтрактор" -Школа N 19 - Детский городок - Магазин "Каблучок" - Иваново (г. Новочебоксарск).
Требования к подвижному составу и классу: 14 автобусов, в том числе 2 резервных (средний класс 3,4).
Между тем, в реестре межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом Чувашской Республики по состоянию на 22.05.2020 на пригородном автобусном маршруте N 220 "Чебоксары (ул. Гладкова) - Новочебоксарск (Иваново)" класс транспортных средств указан как малый, максимальное количество транспортных средств каждого класса, которое допускается использовать, - 28 автобусов (в том числе 2 резервных), интервал движения - 5 минут, время выезда первого рейса - 5:05.
Но в извещении о проведении открытого конкурса предъявлены следующие требования к транспортным средствам: 14 автобусов среднего класса (в том числе 2 резервных); интервал движения - 10 минут (пиковый) и 20 минут (межпиковый); первый рейс время отправления - 06:30.
Комиссия Управления пришла к выводу, что в извещении фактически размещена недостоверная информация о предмете открытого конкурса при проведении обязательных торгов в соответствии с Федеральным законом N 220-ФЗ.
Исследовав представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции правильно признал обоснованным этот вывод Управления.
Согласно части 2 статьи 12 Федерального закона N 220-ФЗ муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными соответственно со дня включения предусмотренных пунктами 1 - 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в реестры соответствующих маршрутов регулярных перевозок, со дня изменения предусмотренных пунктами 3 - 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в этих реестрах.
Как указано в части 2 статьи 17 Федерального закона N 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 3 Федерального закона N 220-ФЗ свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок является документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок.
Карта маршрута регулярных перевозок - это документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту (пункт 20 части 1 статьи 3 Федерального закона N 220-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок (далее - открытый конкурс) при наличии хотя бы одного из перечисленных в данной статье обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона N 220-ФЗ предметом открытого конкурса является право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.
В силу частей 1, 2 статьи 22 Федерального закона N 220-ФЗ извещение о проведении открытого конкурса размещается на официальном сайте организатора открытого конкурса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, установленном организатором открытого конкурса. В извещении о проведении открытого конкурса указываются сведения о предмете открытого конкурса.
Порядок оформления, переоформления свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок регламентирован статьей 27 Федерального закона N 220-ФЗ.
Из анализа совокупности норм Федерального закона N 220-ФЗ следует, что предметом открытого конкурса выступает право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по установленному маршруту регулярных перевозок. При этом, транспортные средства претендента на участие в конкурсе должны соответствовать требованиям, указанным в реестре маршрута регулярных перевозок, в отношении которых выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
В рассматриваемом случае в нарушение положений, части 2 статьи 12, пункта 2 части 2 статьи 22 Федерального закона N 220-ФЗ организатор конкурса в извещении о проведении конкурса указал сведения о предмете конкурса на право осуществления пассажирских перевозок по маршрутам N 270, N 234, N 101с, N 220 с характеристиками, отличными от действующего на момент объявления конкурса реестра маршрутов (относительно количества и класса транспортных средств, времени отправления первого рейса, интервала движения).
Министерство отразило недостоверные сведения о предмете конкурса, нарушив требования Федерального закона N 220-ФЗ к описанию предмета конкурса.
То обстоятельство, что рассматриваемые маршруты установлены и внесены в реестре межмуниципальных маршрутов, не опровергает законность выводов Управления и суда первой инстанции, поскольку эти маршруты установлены с иными характеристиками, отличными от указанных в извещениях о проведении конкурса.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил аргументы Министерства о необходимости приведения реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом Чувашской Республики в соответствии с предметами объявленных конкурсов в будущем, после их проведения как основанные на ошибочном толковании норм закона, поскольку Федеральным законом N 220-ФЗ не предоставлено право изменить класс транспортного средства, отраженный в свидетельстве об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, полученном по результатам открытого конкурса.
Нормативные правовые акты Чувашской Республики, регулирующие порядок ведения реестра маршрутов, не могут противоречить нормам Федерального закона N 220-ФЗ в части того, что предметом открытого конкурса в любом случае выступает право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по установленному маршруту регулярных перевозок (с характеристиками, включенными в реестр на дату объявления конкурса).
Доводы Министерства о том, что ИП Павлов Э.В. не обладал правом обращения в антимонопольный орган с соответствующими жалобами, а у Управления отсутствовали основания для рассмотрения жалоб по существу, правильно отклонены судом первой инстанции в силу следующего.
По правилам части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Порядок рассмотрения заявлений о нарушении антимонопольного законодательства урегулирован главой 9 Закона о защите конкуренции.
В части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции определено, что основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства, в числе прочего может являться заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Вопреки доводам апелляционной жалобы материалы дела содержат доказательства того, что ИП Павлов Э.В. подавал заявки на участие в конкурсах по маршрутам N 270, N 234, N 101с, N 220.
Ссылка Министерства на отсутствие подписей ИП Павлова Э.В. в заявках на участие в торгах не имеют правового значения для рассматриваемого спора, поскольку оценка поданной заявки является одним из этапов конкурсной процедуры, что в полномочия суда не входит.
Одновременно сомнения Министерства в подписании жалоб непосредственно ИП Павловым Э.В. носят характер предположения, они не подтверждены достаточными доказательствами.
Как следует из материалов дела, ИП Павлов Э.В. в своих жалобах указал на обстоятельства, свидетельствующие о недостоверности информации о предмете конкурса.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, указание в извещении о проведении конкурса недостоверной информации о предмете конкурса вводит в заблуждение потенциальных претендентов на участие в нем, поскольку ненадлежащее доведение до неопределенного круга лиц достоверной информации о торгах создает условия, ограничивающие привлечение наибольшего количества заинтересованных лиц для обеспечения конкуренции покупателей.
На основании части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В силу подпункта "а" пункта 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.
Как указано в части 4 статьи 22 Федерального закона N 220-ФЗ решение о внесении изменений в извещение о проведении открытого конкурса принимается его организатором не позднее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие в открытом конкурсе. Изменение предмета открытого конкурса не допускается. Изменения, внесенные в извещение о проведении открытого конкурса, размещаются на официальном сайте организатора открытого конкурса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, установленном организатором открытого конкурса. При этом срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлен таким образом, чтобы со дня опубликования и (или) размещения изменений, внесенных в извещение о проведении открытого конкурса, до даты окончания подачи заявок на участие в открытом конкурсе этот срок составлял не менее чем двадцать дней.
Поскольку сведения о количестве и классе транспортных средств, а также расписании движения, включаются в предмет открытого конкурса, а положения части 4 статьи 22 Федерального закона N 220-ФЗ изменение предмета открытого конкурса не допускают, антимонопольный орган правомерно выдал предписания об отмене конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок N 270, N 234, N 101с, N 220.
Аргументы Министерства о том, что Управлением не рассмотрены в установленном порядке дела N 021/10/18.1-731/2020, N 021/10/18.1-732/2020, N 021/10/18.1-733/2020, голословны, поскольку согласно материалам дела Министерство извещалось о рассмотрении 4 дел через систему видеоконферец-сваязи. Министерством осуществлялся вход в конференцию с ID:541423 и паролем:7139. Из пояснений Управления следует, что рассмотрение всех дел осуществлено посредством входа в одну конференцию. Данное обстоятельство не опровергнуто заявителем апелляционной жалобы. Подтверждением позиции Управления является отсутствие доказательств попыток Министерства входа в иные конференции.
Иные доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как не свидетельствующие о неправильности применения судом норм материального права.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно отказал Министерству в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Министерство от уплаты государственной пошлины освобождено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 19.02.2021 по делу N А79-6871/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Н. Кастальская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-6871/2020
Истец: Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии
Третье лицо: ИП Антонов Николай Анатльевич, ИП Евдокимова Наталья Анатольевна, ИП Евсюков Олег Петрович, ИП Павлов Э.В., ИП Федотов Вячеслав Васильевич