г. Саратов |
|
17 июня 2021 г. |
Дело N А12-31642/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 16.06.2021 года.
Полный текст постановления изготовлен - 17.06.2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Алижановой С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Жилконтроль"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30 марта 2021 года по делу N А12-31642/2020 (судья Лебедев А.М.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Жилконтроль" (ОГРН 1163443068580, ИНН 3461060110, 400026,г. Волгоград, ул. им. Доценко, д. 35, оф. 4)
к Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (ОГРН 1063460031580, ИНН 3445079787, 400074, г. Волгоград, ул. Козловская, д. 39А, оф. 205)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Товарищество собственников жилья "Заканалье" (ОГРН 1053478034191, ИНН 3448035072, 400055, г. Волгоград, пр. им. Героев Сталинграда, д. 13, кв. 54),
Общество с ограниченной ответственностью "Новый дом" (ОГРН 1203400000275, ИНН 3444273527, 400066, г. Волгоград, ул. Советская, д. 20, ком. 4; 400055, г. Волгоград, ул. Фадеева, д. 29),
Товарищество собственников жилья "Верхняя Судоверфь" (ОГРН 1093461002777, ИНН 3448047663, 400026, г. Волгоград, ул. Гражданская, д. 93),
о признании незаконным приказа о проведении внеплановой документарной проверки
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилконтроль" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее - инспекция, заинтересованное лицо) о признании незаконным приказа о проведении внеплановой документарной проверки N 787 от 18.11.2020.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 30 марта 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с ограниченной ответственностью "Жилконтроль" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым признать незаконным приказ Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области о проведении внеплановой документарной проверки от 18.11.2020 N 787.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 21.05.2021, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверяется апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в 2019 году систему ГИС ЖКХ в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Волгоград, Красноармейский район, ул. 50 лет Октября, д. 8; г. Волгоград, Красноармейский район, ул. Фадеева, д. 65; г. Волгоград, Красноармейский район, ул. Героев Малой Земли, д. 51, внесены сведения о том, что данные многоквартирные дома находятся в управлении ООО "Жилконтроль".
Указанные многоквартирные дома включены в реестр лицензий Волгоградской области в управление ООО "Жилконтроль" на основании договора управления многоквартирными домами N 04-2019/ТСЖ от 09.10.2019 (л.д. 38-40), заключенного между ООО "Жилконтроль" и ТСЖ "Заканалье", и договора управления многоквартирными домами N 02-2019/ТСЖ от 09.10.2019 (л.д. 35-37), заключенного между ООО "Жилконтроль" и ТСЖ "Верхняя Судоверфь".
В Инспекцию государственного жилищного надзора Волгоградской области поступили заявления ООО "Новый дом" о внесении изменений в реестр лицензий Волгоградской области, в соответствии с которыми Общество просило включить в реестр лицензий сведения об управлении им многоквартирными домами, расположенными по следующим адресам: г. Волгоград, Красноармейский район, ул. 50 лет Октября, д. 8; г. Волгоград, Красноармейский район, ул. Фадеева, д. 65; г. Волгоград, Красноармейский район, ул. Героев Малой Земли, д. 51 (вх. N 04/9076, 04/9072, 04/9070 от 30.10.2020). К данным заявлениям были приложены, в том числе, копии протоколов собраний собственников, копии договоров управления многоквартирными домами, заключенных с новой управляющей компанией (ООО "Новый дом") (л.д. 53-55).
При рассмотрении данных заявлений Инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области установлено, что прежней управляющей компанией (ООО "Жилконтроль") на официальном сайте для раскрытия информации - http://dom.gosuslugi.ru - не размещена информация о прекращении договоров управления с указанными выше многоквартирными домами.
В связи с поступлениями в орган государственного жилищного надзора заявлений от 30.10.2020 N N 04/9076, 04/9072, 04/9070 Инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области вынесен приказ от 18.11.2020 N 787 о проведении внеплановой документарной проверки в рамках осуществления лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (л.д. 12-15).
Данный приказ был направлен в адрес ООО "Жилконтроль", у Общества были затребованы следующие документы:
- копии обращений (уведомлений), поступивших в ООО "Жилконтроль" от ООО "Новый дом" и/или от собственников помещений, предусмотренных пунктом 18 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 416, о расторжении договора управления в отношении многоквартирного (-ых) дома (-ов): N 8 по ул. 50 лет Октября, N 65 по ул. им. Фадеева, N 51 по ул. Героев Малой Земли в г. Волгограде;
- копии документов, подтверждающих направление и вручение ООО "Жилконтроль" вышеуказанных обращений (уведомлений);
- копии обращений, поступивших (направленных) в ООО "Новый дом" от ООО "Жилконтроль" о времени и месте передачи технической документации и иных связанных с управлением таким домом документов, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им;
- копии документов, подтверждающих направление и вручение ООО "Новый дом" вышеуказанных обращений;
- копии акта приема-передачи технической документации и иных связанных с управлением таким домом документов, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимых для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, между ООО "Жилконтроль" и ООО "Новый дом";
- копии документов, подтверждающих направление ООО "Жилконтроль" в адрес органа государственного жилищного надзора уведомлений, предусмотренных ч. 2 ст. 198 Жилищного кодекса РФ в порядке и сроки, установленные Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр "Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации";
- сведения о наличии в многоквартирном доме помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, для доступа в которые требуется наличие ключей (с приложением подтверждающих материалов);
- сведения о наличии в многоквартирном доме оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, для эксплуатации которого необходимы коды доступа (с приложением подтверждающих материалов);
- по усмотрению проверяемого лица: письменные пояснения и копии иных документов по вопросам расторжения договора управления, передачи технической документации, обращения в орган государственного жилищного надзора в соответствии со статьей 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Исходя из содержания приказа от 18.11.2020 N 787 в рамках проверки у ООО "Жилконтроль" затребованы документы, подтверждающие передачу от ООО "Жилконтроль" к ООО "Новый дом" (управляющая компания выбранная жильцами домов N 8 по ул. 50 лет Октября, N 65 по ул. им. Фадеева, N 51 по ул. Героев Малой Земли в г. Волгограде) технической документации и иных документов, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимые для эксплуатации и управления указанных МКД.
При этом заявитель, считая, что он не является управляющей компанией спорных домов по смыслу подпункта 3 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и приказ Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 18.11.2020 N 787 не соответствует закону и нарушает его права, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что сам по себе факт издания приказа о проведении проверки не может нарушать права и законные интересы общества. Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что именно ООО "Жилконтроль" осуществляет управление многоквартирными домами N 8 по ул. 50 лет Октября, N 65 по ул. им. Фадеева, N 51 по ул. Героев Малой Земли в г. Волгограде, в связи с чем, у органа государственного жилищного надзора возникло право на проведение проверки в отношении лицензиата, не выполнившего установленные жилищным законодательством требования.
Суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом согласно положениям части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 указанного Кодекса обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующий орган, который его принял.
На основании части 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, среди прочего относятся: выбор способа управления многоквартирным домом (часть 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На основании подпункта 2 пункта 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать такой способ управления многоквартирным домом, как управление товариществом собственников жилья.
Как следует из материалов дела, собственниками многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Волгоград, Красноармейский район, ул. 50 лет Октября, д. 8; г. Волгоград, Красноармейский район, ул. Фадеева, д. 65; г. Волгоград, Красноармейский район, ул. Героев Малой Земли, д. 51, приняты решения о выборе способа управления - ТСЖ (л.д. 83-90).
В соответствии с частью 2.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 названного кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору.
Исходя из указанной нормы, между ТСЖ и специализированной организацией может быть заключен как договор оказания услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, так и договор управления с управляющей организацией.
Как следует из материалов дела, между ООО "Жилконтроль" (Управляющая организация) и ТСЖ "Верхняя судоверфь" (ТСЖ) заключен договор управления многоквартирными домами от 09.10.2019 N 02-2019/ТСЖ, по условиям которого ТСЖ поручает, а управляющая организация принимает на себя обязательства по управлению многоквартирными домами, в том числе домом, расположенным по адресу: Волгоград, Красноармейский район, ул. Героев Малой Земли, д. 51 (п. 1.1 договора) - л.д. 35-37.
В рамках данного договора Управляющая организация принимает на себя обязательства по выбору обслуживающих, ресурсоснабжающих и иных организаций, а также заключение с ними договоров от имени ТСЖ в интересах и за счет средств Собственников (пункт 1.1.1 договора); от своего имени, но за счет и по поручению собственников ТСЖ заключать договоры с поставщиками коммунальных услуг с целью обеспечения надлежащего качества услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме (п. 1.1.2 договора); в пределах финансирования, осуществляемого ТСЖ, выполнять работы и оказывать услуги по содержанию, текущему и капитальному ремонту (п. 1.1.4 договора); по осуществлению контроля за исполнением договорных обязательств обслуживающими, ресурсоснабжающими и прочими организациями, в том числе в отношении объема, качества и сроков предоставления коммунальных и прочих услуг (пункт 1.1.5 договора); начислению, сбору, распределению и перерасчету платежей собственников помещений ТСЖ за содержание, текущий ремонт и прочие услуги (п. 1.1.6 договора).
Также на аналогичных условиях, между ООО "Жилконтроль" (Управляющая организация) и ТСЖ "Заканалье" (ТСЖ) заключен договор управления многоквартирными домами от 09.10.2019 N 04-2019/ТСЖ, по условиям которого ТСЖ поручает, а управляющая организация принимает на себя обязательства по управлению многоквартирными домами, в том числе домом, расположенным по адресу: г. Волгоград, Красноармейский район, ул. Фадеева, д. 65, и домом, расположенным по адресу: г. Волгоград, Красноармейский район, ул. 50 лет Октября, д. 8 (п. 1.1 договора) - л.д. 38-40.
Судом первой инстанции правомерно отмечено, что исходя из условий договоров от 09.10.2019, между ООО "Жилконтроль" и ТСЖ заключены договоры управления многоквартирными домами, по условиям которых исполнителем жилищных и коммунальных услуг в указанных домах становится управляющая организация, имеющая лицензию (ч. 1 ст. 192 ЖК РФ).
На основании частей 1 и 2 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестрах, в том числе в реестре лицензий субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 195 ЖК РФ).
В части 1 статьи 198 ЖК РФ предусмотрено, что сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 ЖК РФ).
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 настоящей статьи сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
Таким образом, пунктом 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации регламентировано, что в случае поступления сведений от иного лицензиата о заключении с ним договора управления в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом с ранее отраженным в реестре лицензии лицензиатом, в ситуации непредставления прежним лицензиатом соответствующих сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в установленные порядке и в сроки, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений только по результатам внеплановой проверки.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Приказ от 25.12.2015 N 938/пр).
Согласно пункту 2 Приказа от 25.12.2015 N 938/пр, изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации, среди прочего на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: а) адрес многоквартирного дома; б) основания заключения, прекращения или расторжения договора управления многоквартирным домом; в) реквизиты договора управления многоквартирным домом; д) данные о заявителе (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в случае осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о внесении изменений в реестр, предусмотрен в пункте 3 Приказа от 25.12.2015 N 938/пр.
В соответствии с пунктом 5 Приказа от 25.12.2015 N 938/пр, в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям (подпункт "в").
Пункт 10 Приказа от 25.12.2015 N 938/пр предусматривает, что основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления является, в том числе поступление в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя.
Пункт 15 Приказа от 25.12.2015 N 938/пр указывает, что при приостановлении рассмотрения заявления по основаниям, указанным в пункте 10 настоящего Порядка, орган государственного жилищного надзора в случае поступления в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя, проводит проверку полученного заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка.
При рассмотрении заявлений ООО "Новый дом" о внесении изменений в реестр лицензий Волгоградской области Инспекцией установлено наличие противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям, а именно в реестре лицензий содержится информация о нахождении рассматриваемых многоквартирных домов в управлении ООО "Жилконтроль", поскольку прежней управляющей компанией не размещена информация о расторжении договоров управления многоквартирными домами.
При таких обстоятельствах, орган государственного жилищного надзора вправе принимать решение о внесении изменений в реестр лицензий только после проведения внеплановой проверки. Необходимость проведения в указанных случаях проверки представленных лицензиатами сведений обусловлена целью обеспечения достоверности данных реестра лицензий управляющих компаний субъекта Российской Федерации.
Довод ООО "Жилконтроль", изложенный в апелляционной жалобе, о том, что общество не является управляющей компанией в отношении рассматриваемых многоквартирных домов, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку, как было указано выше, заключенные между ТСЖ и ООО "Жилконтроль" договоры от 09.10.2019 N 02-2019/ТСЖ и от 09.10.2019 N 04-2019/ТСЖ, исходя из их предмета, являются именно договорами управления многоквартирными домами, при этом, спорные дома были включены в реестр лицензий ООО "Жилконтроль". Данный факт обществом не оспаривается.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, в том числе, установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 20 ЖК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 "О государственном жилищном надзоре" утверждено Положение о государственном жилищном надзоре (далее - Положение N 493).
Согласно подпункту "а" пункта 3 Положения N 493 государственный жилищный надзор осуществляется, в том числе, посредством организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.
Предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе, к порядку размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт "а" пункта 11 Положения N 493).
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований.
В силу части 1 статьи 196 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и положения Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 настоящей статьи.
Согласно части 3 статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации внеплановая проверка проводится по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4, 5 части 10 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ, а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, приказа (распоряжения) главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации о назначении внеплановой проверки, выданного в соответствии с частью 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с часть 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора информации о фактах нарушения лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами требований к порядку размещения информации в системе.
Часть 4 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ предусматривает, что внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.
В части 1 статьи 11 Федерального закона N 294-ФЗ определено, что предметом документарной проверки являются документы юридического лица, документы, используемые им при осуществлении деятельности и связанные с исполнением им обязательных требований, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора).
Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 данного закона (часть 2 статьи 11 Федерального закона N 294-ФЗ).
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Требования к содержанию распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля содержатся в части 2 статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ.
Так, в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются:
1) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;
2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места жительства индивидуальных предпринимателей и места фактического осуществления ими деятельности;
4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
5) правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
7) перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), осуществлению муниципального контроля;
8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
9) даты начала и окончания проведения проверки.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что указанные требования в обжалуемом приказе соблюдены. При этом приказ вынесен уполномоченным лицом при наличии к тому предусмотренных законом оснований для проведения внеплановой проверки.
Также суд апелляционной инстанции соглашается с позицией суда первой инстанции о том, что сам по себе факт издания приказа о проведении проверки не может нарушать права и законные интересы общества.
Таким образом, оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о законности оспариваемого приказа, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для признания его недействительным.
Довод апелляционной жалобы о том, что заявления от 30.10.2020 N N 04/9076, 04/9072, 04/9070 не являются для Инспекции необходимым основанием для проведения внеплановой проверки, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку, как было указано выше в силу пункта 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации и применительно к рассматриваемой ситуации внесение изменений в реестр лицензий Волгоградской области возможно только по результатам внеплановой проверки.
Учитывая изложенное, судебная коллегия апелляционной инстанции пришла к выводу о том, что оспариваемый приказ о проведении внеплановой документарной проверки N 787 от 18.11.2020 является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах арбитражным судом правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным оспариваемого приказа.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права. Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, по мнению суда апелляционной инстанции не имеется.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества с ограниченной ответственностью "Жилконтроль" не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы, которому определением от 23.04.2021 была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины до рассмотрения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30 марта 2021 года по делу N А12-31642/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Жилконтроль" в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1500 руб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-31642/2020
Истец: ООО "ЖИЛКОНТРОЛЬ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "НОВЫЙ ДОМ", ТСЖ "Верхняя судоверфь", ТСЖ "Заканалье"