город Томск |
|
17 июня 2021 г. |
Дело N А45-32115/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Бородулиной И.И., |
судей |
|
Кривошеиной С.В., Логачева К.Д., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Легачевой А.М. рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска (07АП-2699/2021) на решение от 03.02.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-32115/2020 (судья Векшенков Д.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Высота" (301053, область Тульская, район Ясногорский, поселок Санталовский, улица Зеленая, дом 6, помещение 2/К7/2ЭТ, ОГРН: 1197154013000, ИНН: 7136037480), поселок Санталовский к Департаменту строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска (630091, область Новосибирская, город Новосибирск, Проспект Красный, 50, ОГРН: 1075406048112, ИНН: 5406418091), г. Новосибирск о признании решения об отказе в выдаче разрешения на использование земель от 04.09.2020 N 30/05.4/14109 незаконным,
УСТАНОВИЛ
общество с ограниченной ответственностью "Высота" (далее- общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Департаменту строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска (далее - Департамент) об оспаривании отказа в выдаче разрешения на использование земель от 04.09.2020 N 30/05.4/14109.
Решением от 03.02.2021 Арбитражного суда Новосибирской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Департамент обратился с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, неправильным применением норм процессуального и материального права. Апеллянт указывает, что суд первой инстанции не исследовал вопрос о возможности выдачи разрешения на использование земель в отношении спорной территории.
Общество в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), доводы жалобы отклонило, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебное заседание, назначенное на 27.04.2021, слушанием откладывалось до 09.06.2021 на 12.00 часов.
В связи с нахождением судьи Павлюк Т.В. в отпуске в порядке статьи 18 АПК РФ определением от 09.06.2021 произведена ее замена на судью Кривошеину С.В..
После замены в составе суда рассмотрение дела начато с самого начала.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Высота" обратилось к Департаменту с заявлением от 27.08.2020 N 2088 о выдаче разрешения на размещение объекта на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков.
Письмом от 04.09.2020 N 30/05.4/14109 Департамент сообщил, что Федеральным законом Российской Федерации от 07.07.2003 N126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) установлены правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации, определены права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности.
Статьей 10 данного Закона предусмотрено, что предоставление земельных участков организациям связи, порядок (режим) пользованиями ими устанавливается земельным законодательством Российской Федерации.
В пункте 14 части 1 статьи 2 Закона о связи определено, что организация связи - юридическое лицо, осуществляющее деятельность в области связи в качестве основного вида деятельности.
Статьей 2 Закона определено, что организация связи - юридическое лицо, осуществляющее деятельность в области связи в качестве основного вида деятельности. В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 23.11.2020 основной вид экономической деятельности по Общероссийскому классификатору, осуществляемой обществом - "Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом". Учитывая изложенные обстоятельства, выдача разрешения на использование земель для размещения сооружения связи обществу, не осуществляющему деятельность в области связи в качестве основного вида деятельности, не представляется возможной, так как противоречит положениям Закона о связи.
Для рассмотрения вопроса о выдаче разрешения на использование земель для размещения сооружения связи с соответствующим заявлением может обратиться юридическое лицо, осуществляющее деятельность в области связи в качестве основного вида деятельности.
Не согласившись с решением Департамента от 04.09.2020N 30/05.4/14109, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок и условия размещения объектов, включенных в Перечень, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 39.36 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) выдача разрешения на строительство не требуется в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. К таким объектам в силу пункта 11 Перечня отнесены линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Закона Новосибирской области от 14.12.2015 N 20-ОЗ "Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Новосибирской области" получение разрешения на строительство на территории Новосибирской области помимо случаев, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, не требуется в случаях строительства или реконструкции линейно-кабельных сооружений связи и кабельных линий электросвязи.
Таким образом, размещение сооружений связи на территории Новосибирской области на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Порядок и условия размещения вышеуказанных объектов на территории Новосибирской области установлены Постановлением Правительства Новосибирской области от 20.07.2015 N 269-п.
Из пунктов 4, 5, 6 Порядка следует, что заявление о выдаче разрешения подаётся физическим или юридическим лицом либо представителем заявителя в уполномоченный орган. В заявлении должны быть указаны: фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, - в случае, если заявление подаётся физическим лицом; наименование, место нахождения, организационно-правовая форма и сведения о государственной регистрации заявителя в едином государственном реестре юридических лиц - в случае, если заявление подаётся юридическим лицом; фамилия, имя и (при наличии) отчество представителя заявителя и реквизиты документа, подтверждающего его полномочия, - в случае, если заявление подаётся представителем заявителя; почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона для связи с заявителем или представителем заявителя; кадастровый номер земельного участка - в случае, если планируется использование всего земельного участка или его части; кадастровый номер кадастрового квартала - в случае, если размещение объекта предполагается на землях; вид размещаемого объекта в соответствии с перечнем видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, и наименование; срок использования земель, земельного участка; способ получения разрешения, уведомления о выдаче разрешения или решения об отказе в выдаче разрешения (заказным письмом, в форме электронного документа, посредством выдачи на руки).
К заявлению прилагаются: копии документов, удостоверяющих личность заявителя и представителя заявителя, и документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, в случае если заявление подаётся представителем заявителя; схема границ земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории (с использованием системы координат, применяемой при ведении единого государственного реестра недвижимости), на которых предполагается размещение объекта, в случае если планируется использование земель или части земельного участка.
В пункте 10 Порядка указан закрытый перечень оснований, по которым принимается решение об отказе в выдаче разрешения: заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 5 и 6 настоящего Порядка; в заявлении указан вид объекта, не предусмотренный перечнем; размещение объектов приведёт к невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешённым использованием; размещение объектов не предусмотрено документами территориального планирования и документацией по планировке территории муниципального образования Новосибирской области, в границах которого расположены земли, земельные участки; земельный участок предоставлен физическому или юридическому лицу, либо уполномоченным органом принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьёй 39.15 ЗК РФ, либо уполномоченным органом принято решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в соответствии со статьёй 39.11 ЗК РФ; размещение объекта невозможно по причине наличия ранее выданного иному физическому или юридическому лицу разрешения в отношении указанного в заявлении земельного участка либо границы земель или части земельного участка в схеме границ земель или части земельного участка на кадастровом плане территории, приложенной к заявлению, пересекаются с границами земель или части земельного участка, в отношении которых ранее выдано разрешение иному физическому или юридическому лицу; размещение объекта не соответствует правилам благоустройства территории поселения, городского округа.
При этом в решении об отказе в выдаче разрешения должно быть указано основание отказа, предусмотренное пунктом 10 Порядка (пункт 11 Порядка).
Постановлением мэрии города Новосибирска от 19.02.2019 N 607 утверждён Административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на использование земель или земельных участков без предоставления земельных участков и установления сервитута в установленных Земельным кодексом Российской Федерации случаях.
В соответствии с пунктом 2.2 Административного регламента муниципальная услуга предоставляется мэрией. Процедура предоставления муниципальной услуги от имени мэрии осуществляется департаментом строительства и архитектуры мэрии. Организацию предоставления муниципальной услуги в департаменте осуществляет отдел инженерной и транспортной инфраструктуры Главного управления архитектуры и градостроительства мэрии.
Результатом предоставления муниципальной услуги является: принятие решения о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, в целях, предусмотренных частью 1 статьи 39.34 ЗК РФ (далее - разрешение); принятие решения об отказе в выдаче разрешения по основаниям, предусмотренным пунктом 2.14 Административного регламента.
В решении об отказе в выдаче разрешения указывается основание отказа (пункт 2.3 Административного регламента).
В силу пункта 2.7 Административного регламента для предоставления муниципальной услуги заявитель (представитель заявителя) представляет следующие документы: заявление по образцу согласно приложению 1 к Административному регламенту с обязательным указанием: фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства заявителя, реквизитов документа, удостоверяющего личность заявителя (в случае если заявителем является физическое лицо); наименования юридического лица, места нахождения, организационно-правовой формы, государственного регистрационного номера записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц (в случае если заявителем является юридическое лицо); фамилии, имени, отчества (при наличии) представителя заявителя, реквизитов документа, подтверждающего его полномочия (в случае если с заявлением обратился представитель заявителя); почтового адреса, адреса электронной почты, номера телефона для связи с заявителем или представителем заявителя; предполагаемых целей использования земель или земельного участка в соответствии с частью 1 статьи 39.34 ЗК РФ; кадастрового номера земельного участка (в случае если планируется использование всего земельного участка или его части); срока использования земель или земельного участка (в пределах сроков, установленных частью 1 статьи 39.34 ЗК РФ); копия документа, удостоверяющего личность заявителя; копии документов, удостоверяющих личность и подтверждающих полномочия представителя (в случае если с заявлением обращается представитель заявителя); схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории - в случае если планируется использовать земли или часть земельного участка (с использованием системы координат, применяемой при ведении единого государственного реестра недвижимости); документы, подтверждающие получение согласия на обработку персональных данных лица, не являющегося заявителем.
В пункте 2.14 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на размещение объекта: заявление подано с нарушением требований, установленных пунктом 2.7 Административного регламента; в заявлении указаны цели использования земель или земельного участка или объекты, предполагаемые к размещению, не предусмотренные частью 1 статьи 39.34 ЗК РФ; земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, к заявлению от 27.08.2020 общество приложило следующие документы: копию паспорта представителя заявителя; копию доверенности на представителя заявителя; копию схемы границ предполагаемых к использованию земель; копию типового проекта антенной опоры, предполагаемой к размещению; копию информационного письма; копию письма Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 16.04.2020 N РФ NМШ-П19-070-9583.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что заявителем при указании необходимых сведений в заявлении представлены все требуемые к приложению документы. Соответственно, такое основание для отказа в выдаче разрешения на использование земель как отсутствие в Едином государственном реестре юридических лиц сведений об основном виде деятельности по ОКВЭД в области связи законом не предусмотрено и не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на использование земель для размещения сооружения связи.
При этом суд первой инстанции обоснованно отклонил довод Департамента о том, что разрешение на использование земель для размещения сооружения связи может быть выдано только юридическому лицу, осуществляющему деятельность в области связи в качестве основного вида деятельности, исходя из следующего.
Так, в силу положений пункта 2 статьи 10 Закона о связи предоставление земельных участков организациям связи, порядок (режим) пользования ими, в том числе установления охранных зон сетей связи и сооружений связи и создания просек для размещения сетей связи, основания, условия и порядок изъятия этих земельных участков устанавливаются земельным законодательством Российской Федерации. Между тем, заявитель обратился не за предоставлением земельного участка, а за выдачей разрешения на использование земель без предоставления земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков (далее - Приказ N 540, Классификатор).
Примечанием 2 к Приказу N 540 установлено, что содержание видов разрешенного использования, перечисленных в Классификаторе, допускает без отдельного указания в Классификаторе размещение и эксплуатацию линейного объекта (кроме железных дорог общего пользования и автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения), размещение защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенно-мачтовых сооружений, информационных и геодезических знаков, если федеральным законом не установлено иное.
Федеральным законом иные правила по сравнению с примечанием 2 к Приказу N 540 не установлены, что означает допустимость размещения антенно-мачтовых сооружений связи на земельных участках с любыми видами разрешенного использования, перечисленными в Классификаторе.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Департамента недвижимости Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.03.2016 N Д23и-1239 (приложение N 2), положения примечания 2 к Приказу N 540 следует понимать как дополнение к любому из видов разрешенного использования, указанного в Классификаторе, если иное прямо не запрещено федеральным законом. Размещение указанных в этом примечании антенно-мачтовых сооружений допускается на земельных участках с любым видом разрешенного использования без дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования земельного участка.
Исходя из содержания примечания 2 к Приказу N 540 и указанных разъяснений Департамента недвижимости Министерства экономического развития Российской Федерации, размещение антенно-мачтового сооружения связи на земельных участках, в видах разрешенного использования которых специально не оговорено размещение объектов связи, допустимо и не требует дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования земельного участка.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что размещение спорного объекта возможно не только на землях связи.
Указанная позиция изложена в постановлениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2017 N 31-АД17-5, от 21.02.2018 N 41-АД18-5.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что разъяснение порядка действий по устранению каких-либо недостатков для получения положительного результата по предоставлению муниципальной услуги в оспариваемом решении отсутствует.
Довод заинтересованного лица о том, что заявителем не подтверждено обстоятельство включения планируемого к размещению объекта в перечень, утвержденный Постановлением N 1300, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку с учетом действующего законодательства, представление соответствующих документов не является обязательным для получения услуги; кроме того, как следует из заявления от 27.08.2020 N 2088 ООО "Высота", к нему был приложен типовой проект антенной опоры, предполагаемой к размещению.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Ввиду отсутствия нарушений, являющихся основанием для отказа в предоставлении услуги, суд первой инстанций правомерно и обоснованно удовлетворил заявление общества о признании незаконным решения об отказе в использовании земель недействительным.
С учетом установленных обстоятельств дела суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора с учетом представленных сторонами доказательств.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в результате чего признаются судом апелляционной инстанции необоснованными и несостоятельными.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию по делу, не опровергают выводы суда первой инстанции, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 268, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.02.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-32115/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий одного месяца со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-32115/2020
Истец: ООО "Высота"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ МЭРИИ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА
Третье лицо: Мэрия города Новосибирска, Седьмой Арбитражный Апелляционный Суд