г. Саратов |
|
17 июня 2021 г. |
Дело N А57-18217/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 16.06.2021 года.
Полный текст постановления изготовлен - 17.06.2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Алижановой С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 18 марта 2021 года по делу N А57-18217/2020 (судья Огнищева Ю.П.)
по заявлению Государственной жилищной инспекции Саратовской области (ОГРН 1026402664353, ИНН 6452057998, 410012, г. Саратов, ул. Челюскинцев, д. 114)
заинтересованное лицо: Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилой квартал" (ОГРН 1116450015571, ИНН 6452096034, 410005, г. Саратов, ул. С.Т. Разина, д. 80),
об обязании исполнить предписание.
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Государственная жилищная инспекция Саратовской области обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением об обязании ООО "Управляющая компания "Жилой квартал" (далее - Общество) исполнить предписание от 04.02.2020 года N 29-06-05: устранить нарушения обязательных требований законодательства, принять меры, направленные на устранение нарушений, а именно: разместить информацию о состоянии расчетов лиц, осуществляющих предоставление коммунальных услуг, с потребителями, сведения об установленных индивидуальных приборах учета в жилых, нежилых помещениях в многоквартирном доме, платежные документы собственником помещений дома N 113/331 по ул. Астраханская г. Саратова.
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 18 марта 2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Государственная жилищная инспекция Саратовской области (далее - Инспекция, ГЖИ Саратовской области) не согласилась с решением суда первой инстанции и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 26.05.2021, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Саратовской области проверена Двенадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилой квартал" осуществляет управление многоквартирным домом N 113/331 по ул. Астраханская г. Саратова по договору управления многоквартирным домом, заключенным с собственниками, на основании решения общего собрания.
Государственной жилищной инспекцией Саратовской области, на основании распоряжения от 21.01.2020 N 49-06-13 и с целью рассмотрения обращения Борисенко Евдокии Тимофеевны, проведена внеплановая документарная проверка по соблюдению ООО "УК "Жилой квартал" обязательных требований по размещению в ГИС ЖКХ информации, предусмотренной разделом 10 Приказа Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016 по многоквартирному дому N 113/331 по ул. Астраханская г. Саратова (т. 1 л.д. 15-21).
Результаты проверки отражены в акте проверки от 04.02.2020 N 53-06-06.
Из акта проверки усматривается, что в ходе проверки контролирующим органом установлено, что сведения по лицевым счетам, о состоянии расчетов лиц, осуществляющих предоставление коммунальных услуг, с потребителями, платежные документы собственников помещений, сведения об установленных индивидуальных приборах учета в жилых, нежилых помещениях в многоквартирном доме N 113/331 по ул. Астраханской г. Саратова не размещены, что является нарушением п. 18 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", п. 5.2-5.3.2, 7, 7.1, 7.1.1-7.1.4, 8-8.3.6, 11.2, 11.2.1, 13-13.2 раздела 10 Приказа Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016 "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства".
По результатам проверки Обществу выдано предписание по устранению выявленных нарушений от 04.02.2020 N 29-06-05 (л.д. 12-13), которым на Общество возложена обязанность в срок до 14.04.2020 исполнить следующее:
1. Прекратить нарушения указанные в пункте 1 предписания, а именно: п. 18 ст. 7 ФЗ от 21 июля 2014 года N 209 "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства"; п. 8.2 - 8.2.5, 11.2., 11.2.1, 11.2., 13 - 13.2, 5.2 - 5.3.2 раздела 10 Приказа Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016 "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства".
2. Устранить нарушения обязательных требований законодательства, принять меры, направленные на устранение нарушений, а именно: разместить по многоквартирному дому N 113/331 по ул. Астраханская г. Саратова информацию, указанную в пунктах 8.2 - 8.2.5, 11.2., 11.2.1, 11.2., 13 - 13.2, 5.2 - 5.3.2 раздела 10 Приказа Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр. от 29.02.2016 "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", на официальном портале в ГИС ЖКХ - www.dom.gosuslugi.ru.
3. С даты получения настоящего предписания исключить нарушения, указанные в п. 1 предписания.
В ходе мониторинга ГИС ЖКХ, Инспекцией установлено, что информация, о состоянии расчетов, лиц осуществляющих предоставление коммунальных услуг, с потребителями, сведения об установленных индивидуальных приборах учета в жилых, нежилых помещениях в многоквартирном доме, платежные документы собственников помещений дома N 113/331 по ул. Астраханская г. Саратова не размещены.
В связи с отсутствием сведений об исполнении Обществом с ограниченной ответственностью "УК "Жилой квартал" предписания от 04.02.2020 N 29-06-05, ГЖИ Саратовской области обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При этом, Инспекция указывает, что в связи с распространением коронавирусной инфекции в период с 24 марта по 31 декабря 2020 года проведение проверок, организуемых органами исполнительной власти области, в том числе Государственной жилищной инспекции Саратовской области, приостановлено (отменено) на основании поручения Правительства Российской Федерации от 18 марта 2020 года N ММ-П36-1945; постановления Губернатора Саратовской области от 24 марта 2020 года N 91; Федерального закона от 1 апреля 2020 года N 98-ФЗ; постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года N 438, за исключением перечисленных в пунктах 1, 2 постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года N 438.
Учитывая изложенное, ГЖИ Саратовской области ссылается на то, что правовые основания для проведения внеплановой проверки в отношении ООО "УК "Жилой квартал" по вопросу, исполнения предписания 29-06-05 от 04.02.2020 г. у инспекции отсутствуют.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что арбитражный суд не может подменять собой орган государственного контроля и выполнять его функции по принуждению Общества исполнять выданное ему этим органом предписание. Действующим законодательством не предусмотрено право Инспекции на обращение в суд с заявлением об обязании исполнить выданное им предписание.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда обоснованными в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункту 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Пунктом 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Перечень способов защиты гражданских прав установлен в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и не является исчерпывающим.
Избранный лицом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, и в конечном итоге привести к восстановлению нарушенного права.
Следовательно, предъявление иска, с учетом характера нарушения права, должно иметь своей целью реальное восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в арбитражный суд лица.
Порядок проведения проверок органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля регламентируется Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:
1) выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами;
2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
Судом первой инстанции правомерно отмечено, что по смыслу норм Закона N 294-ФЗ, орган государственного контроля не только обязан выдавать предписания лицам, нарушающим соответствующие нормы законодательства, но также обязан принимать меры по контролю за исполнением выданных предписаний, в том числе привлекать нарушителей к ответственности.
Ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль предусмотрена статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данный механизм воздействия предусмотрен действующим законодательством для обязания лица, которому выдано предписание, исполнить акт органа государственного контроля, которым является ГЖИ Саратовской области.
Судебная коллегия соглашается с позицией суда первой инстанции о том, что обязание Общества исполнить ненормативный правовой акт (предписание) не относится к числу способов защиты прав, предусмотренных действующим законодательством, требование инспекции не подлежит удовлетворению.
Данный вывод соответствует правовой позиции, содержащейся в постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2017 по делу N А75-1479/2017 и поддержанный определением Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 304-КГ17-17350.
Как верно указал суд первой инстанции, административный орган не наделен действующими нормативными правовыми актами правом, обращаться в суд с исками о понуждении к исполнению вынесенного им предписания.
Неисполнение законно вынесенного предписания не позволяет привлечь правонарушителя к гражданско-правовой ответственности путем понуждения указанного лица к исполнению в порядке искового производства, однако не лишает административный орган права на рассмотрение вопроса в административном порядке, например путем привлечения игнорирующего предписание лица к административной ответственности.
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что административным органом избран ненадлежащий способ защиты права.
Так же суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела исходит из следующего.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ к основаниям для проведения внеплановой проверки отнесено истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Федеральным законом N 294-ФЗ не установлены пресекательные сроки для проведения проверки по указанному основанию, установлены лишь императивные требования по сроку ее продолжительности.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к повторению утверждений исследованных и отклоненных арбитражным судом первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Таким образом, заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, не приведено конкретных доводов в обоснование апелляционной жалобы, в том числе о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Государственной жилищной инспекции Саратовской области не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 18 марта 2021 года по делу N А57-18217/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-18217/2020
Истец: Государственная жилищная инспекция Саратовской области, Государственная жилищная инспекция СО
Ответчик: ООО УК "Жилой квартал"