город Ростов-на-Дону |
|
18 июня 2021 г. |
дело N А32-1420/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июня 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии от АО "НЭСК-электросети": представитель Коваленко Л.В. по доверенности от 01.01.2021, диплом от 28.04.2000, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Кубань"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 24.03.2021 по делу N А32-1420/2021
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Кубань"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю при участии третьего лица: акционерного общества "НЭСК-электросети"
об оспаривании постановления о наложении штрафа и представления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Кубань" (залее - заявитель, общество, ПАО "Россети Кубань") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - заинтересованное лицо, управление, антимонопольный орган) об оспаривании постановления от 14.09.2020 о наложении штрафа и представления от 14.09.2020 по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-3288/2020.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.03.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что спорное заявление было рассмотрено как обращение и в адрес АО "НЭСК-электросети" был направлен ответ с соответствующими разъяснениями, поскольку Правилами N 861 не предусмотрен порядок и сроки направления замечаний к заявлению о переоформлении (восстановлении) документов.
Третье лицо с доводами жалобы не согласилось по основаниям, изложенным в отзыве, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель АО "НЭСК-электросети" поддержал доводы отзыва, заявитель и заинтересованное лицо явку не обеспечили, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва третьего лица, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 14.09.2020 управлением в отношении ПАО "Россети Кубань" вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-3288/2020 и выдано представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, установленного постановлением Краснодарского УФАС России от 17.11.2020 N 023/04/9.21-3288/2020.
В соответствии с постановлением общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
Административным органом установлен факт нарушения обществом п. 69 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), выразившегося в нерассмотрении заявления от 11.10.2019 на переоформление документов на технологическое присоединение.
Основанием вынесения вышеуказанного постановления стал вывод Краснодарского УФАС России о том, что Сетевой организации надлежало переоформить и направить в адрес Заявителя документы на технологическое присоединение не позднее 18.10.2020.
В соответствии с представлением Обществу надлежит направить в адрес АО "НЭСК-электросети" переоформленные акты об осуществлении технологического присоединения от 11.05.2017 N 083 (по точке присоединения "ПШ-103 ПС 110/10 кВ "Пашковская") и от 18.05.2017 N 016 ("ЮЗ-107" ПС 110/10 кВ "Юго-Западная").
Общество, считая постановление и представление незаконными и подлежащими отмене, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частями 4, 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно пункту 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа о привлечении к административной ответственности незаконным являются несоответствие акта или порядка его принятия закону, либо отсутствие оснований для привлечения к административной ответственности, либо оспариваемый акт принят органом или должностным лицом с превышением полномочий.
Следовательно, чтобы суд смог признать ненормативный акт государственного органа незаконным, требуется наличие хотя бы одного из трех оснований:
1) отсутствие оснований для привлечения к административной ответственности;
2) несоответствие акта или порядка его принятия закону;
3) принятие оспариваемого акта органом или должностным лицом с превышением полномочий.
В соответствии с ч.1 ст.9.21 КоАП РФ, нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц -от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Объективную сторону правонарушения составляет, в том числе нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии определены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
Как следует из материалов дела, в Краснодарское УФАС России поступило обращение АО "НЭСК-электросети" на действия ПАО "Россети Кубань" (далее - Сетевая организация), выразившиеся в нарушении п. 69 Правил технологического присоединения N 861, путем нерассмотрения заявления от 11.10.2019 о переоформлении актов об осуществлении технологического присоединения от 11.05.2017 N 083 (по точке присоединения "ПШ-103 ПС 110/10 кВ "Пашковская") и от 18.05.2017 N 061 ("ЮЗ-107" ПС 110/10 кВ "Юго-Западная").
Заявление на переоформление вышеназванных актов зарегистрировано в ПАО "Россети Кубань" 11.10.2019 N КЭ/005/912 (далее - Заявление).
Указанное Заявление было рассмотрено Сетевой организацией 12.11.2019. Из текста письма следует, что мощность по вышеуказанным договорам учтена в актах от 2017 года.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела, должностным лицом Краснодарского УФАС России установлено следующее.
Относительно АТП ПС 110/10 кВ "Пашковская", присоединение "ПШ-103":
Величина максимальной мощности по присоединению "ПШ-103" (ранее -"ПШ-5") изначально в 2005 году была закреплена в Приложении N 1а к договору от 01.03.2005 N 1310107 "Величины установленной и разрешенной мощности по местам присоединения электрических сетей ОАО "НЭСК" к Краснодарским электрические сетям ОАО "Кубаньэнерго" (далее - Приложение N 1 а) и составляла 2890,6 кВт.
За период с момента подписания указанного Приложения N 1а и до настоящего времени по присоединению "ПШ-103" исполнены следующие договоры ТП: N 21100-10-00009065-3 (31 кВт), N 21100-10-00007135-3 (12 кВт), N 21100-09-01618-3 (80 кВт), N 21100-09-001629-3 (20 кВт) на общую величину дополнительной мощности 143 кВт.
В действующем в настоящее время акте разграничения границ балансовой принадлежности сторон от 11.05.2017 N 083 между Сетевой организацией и Заявителем указана величина максимальной мощности по присоединению "ПШ-103" -3013,6 кВт. Прирост мощности по отношению к 2005 году составил 123 кВт (3013,6 -2890,6 = 123 кВт).
Соответственно, в объеме максимальной мощности по присоединению "ПШ-103" не учтена величина максимальной мощности по ранее исполненному договору об осуществлении технологического присоединения между филиалом ПАО "Кубаньэнерго" Краснодарские ЭС и Савенко В.В. (20 кВт).
От ячейки 10 кВ "ПШ-103" отходит 2 КЛ-10 кВ, находящиеся на балансе АО "НЭСК-электросети". Данные 2 КЛ-10 кВ выполнены в сдвоенном исполнении и приходят в одну ячейку на РП-70.
Относительно АТП ПС 110/10 кВ "Юго-Западная", присоединение "ЮЗ-107":
Величина максимальной мощности по присоединению "ЮЗ-107" (ранее -"ЮЗ-7") изначально в 2005 году была закреплена в Приложении N 1а и составляла 2681,6 кВт.
За период с момента подписания указанного Приложения N 1 а и до настоящего времени по присоединению "ЮЗ-107" исполнены следующие договоры ТП: N 21100-10-00003486-3 (10 кВт), N 21100-10-00007215-3(225 кВт), N 21100-10-00009169-3 (213 кВт), N 21100-13-00110242-1 (355 кВт) и N 21100-07-000493-3 (130 кВт) на общую величину дополнительной мощности 933 кВт.
В действующем в настоящее время акте разграничения границ балансовой принадлежности сторон от 18.05.2017 N 061 между Сетевой организацией и Заявителем указана величина максимальной мощности по присоединению "ЮЗ-107" -3484 кВт. Прирост мощности по отношению к 2005 году составил 802,4 кВт (3484 -2681,6 = 802,4 кВт).
Соответственно, в объеме максимальной мощности по присоединению "ЮЗ-107" не учтена величина максимальной мощности по ранее исполненному договору об осуществлении технологического присоединения между филиалом ПАО "Кубаньэнерго" Краснодарские ЭС и МКУ МО "Единая служба заказчика" (130 кВт).
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, в том числе порядок подачи заявки, заключения договора технологического присоединения, существенные условия договора и т.д. определяются Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения N 861).
Согласно п. 59 Правил технологического присоединения N 861 заявитель в рамках договора (в период его действия), собственник или иной законный владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств (далее - лицо, обратившееся с заявлением о переоформлении документов) вправе обратиться в сетевую организацию лично или через представителя с заявлением о переоформлении документов в следующих случаях:
а) восстановление утраченных документов о технологическом присоединении;
б) переоформление документов о технологическом присоединении с целью указания в них информации о максимальной мощности энергопринимающих устройств;
в) переоформление документов о технологическом присоединении в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств;
г) наступление иных обстоятельств, требующих внесения изменений в документы о технологическом присоединении, в том числе связанных с опосредованным присоединением.
В соответствии с п. 61 Правил N 861, лицо, обратившееся с заявлением о переоформлении документов, указывает документы о технологическом присоединении, которые необходимо восстановить (переоформить), и их реквизиты (при наличии). При поступлении в сетевую организацию заявления о переоформлении актов разграничения балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) сторон и (или) актов разграничения эксплуатационной ответственности сторон сетевая организация подготавливает и выдает обратившемуся лицу акт об осуществлении технологического присоединения по форме, предусмотренной приложением N 1 к настоящим Правилам, при этом действие ранее составленных документов о технологическом присоединении (за исключением технических условий) прекращается.
В соответствии с п. 69 Правил технологического присоединения N 861 при получении заявления о переоформлении документов в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств или с наступлением иных обстоятельств, вследствие которых возникает необходимость внесения иных изменений, а также в связи с необходимостью указания в них информации о максимальной мощности, если заявителем представлены в сетевую организацию документы, указанные в подпунктах "в" и "г" или "е" пункта 62 настоящих Правил, или такие документы имеются в наличии у сетевой организации (с учетом пункта 66 настоящих Правил), сетевая организация не позднее 7 дней со дня получения заявления о переоформлении документов выдает лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, переоформленные документы о технологическом присоединении, указанные в заявлении о переоформлении документов, с учетом особенностей, установленных пунктом 61 настоящих Правил.
Учитывая дату Заявления (11.10.2019), Сетевая организация должна была направить в адрес Заявителя переоформленные акты о ТП в срок до 18.10.2019.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом о том, что в действиях ранее ПАО "Россети Кубань", выразившихся в нарушении обществом п. 69 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, ввиду нерассмотрения заявления от 11.10.2019 на переоформление документов на технологическое присоединение., содержится состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, с учетом привлечения общества к административной ответственности по ст. 9.21 КоАП РФ (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2019 по делу N А32-16218/2019).
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
Оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о возможности признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ.
Рассматривая вопрос о законности представления 14.09.2020 об устранении причин и условий, способствовавших совершению вмененных обществу административных правонарушений, суд обоснованно исходил из требований части 1 статьи 29.13 КоАП РФ, в силу которой орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
В пункте 20.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", предусмотренные статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, если они внесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, обжалуются вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспариваемое представление вынесено в порядке части 1 статьи 29.13 КоАП РФ об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Таким образом, поскольку вопрос о правомерности вынесения представления связан с вопросом о законности привлечения заявителя к административной ответственности, установлением причин административных правонарушений и условий, способствовавших их совершению, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности обжалуемого предписания.
Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.03.2021 по делу N А32-1420/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-1420/2021
Истец: ПАО "Россети Кубань"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Кранодарскому краю
Третье лицо: АО "НЭСК-электросети", АО "НЭСК-электросети", Управление Федеральной антимонопольной службы по КК