г. Ессентуки |
|
18 июня 2021 г. |
Дело N А61-4319/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.06.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.06.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Белова Д.А., Семенова М.У., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пучиновой Т.В., при участии от Министерства государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания - Дзахоева М.С. (доверенность от 19.04.21 N 731), от индивидуального предпринимателя Козаева Геннадия Шотаевича - Хамицаева А.А. (доверенность от 19.01.2021), рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу Министерства государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 25.03.2021 по делу N А61-4319/2020 (в составе судьи Коптевой М.Б.),
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Козаев Геннадий Шотаевич (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением о признании незаконным отказа Министерства государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания (далее - Министерство), выраженный в письме N 2656 от 20.11.2020, об обязании Министерства совершить действия по заявлению Предпринимателя о реализации преимущественного права на приобретение в собственность арендуемого имущества - нежилое одноэтажное здание Литер "К", площадью 51,7 кв.м, расположенное по адресу: г.Владикавказ, ул.Минина, д.19 (кадастровый номер 15-15- 09/036/2012-077), предусмотренные Федеральным законом N 159-ФЗ от 22.07.2008 "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ), а именно: обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу; принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета об оценке; направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества с учетом рассрочки платежа на срок пять лет.
Решением суда от 25.03.2021 заявленные требования Предпринимателя удовлетворены. Признан незаконным отказ Министерства, выраженный в письме N 2656 от 20.11.2020. Суд обязал Министерство совершить действия по заявлению Предпринимателя о реализации преимущественного права на приобретение в собственность арендуемого имущества. Судебный акт мотивирован отсутствием правовых оснований для отказа Предпринимателю в реализации преимущественного права на приобретение в собственность арендуемого имущества.
Не согласившись с решением суда, Министерство обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. Указывает на отсутствие у Министерства цели воспрепятствования реализации Предпринимателем права на приобретение арендуемого имущества.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте суда в сети Интернет, в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением суда от 08.06.2021 удовлетворено ходатайство Предпринимателя о проведении судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания.
От Предпринимателя поступил отзыв на апелляционную жалобу. В отзыве на апелляционную жалобу Предприниматель возражает по существу доводов, изложенных в апелляционной жалобе Министерства.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Представитель Предпринимателя поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей Министерства и Предпринимателя, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 01.04.2016 между Министерством и Предпринимателем заключены договоры аренды республиканского недвижимого имущества 01.04.2016 N 10р/16, 01.08.2016 N 16р/16, 01.08.2017 N 07р/17, 01.08.2018 N 12р/18 в отношении нежилых помещений NN 1,2,3 Литера "К" общей площадью 51, 7 кв.м, расположенные по адресу: РСО-Алания, г.Владикавказ, ул.Минина, 19 для осуществления розничной торговли (далее - нежилые помещения).
Согласно договору от 01.08.2018 N 12р/18, срок аренды установлен до 01.08.2021.
10.08.2020 Предприниматель внесен в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
09.11.2020 Предприниматель обратился в Министерство с заявлением о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
20.11.2020 от Министерства поступил ответ N 2656 о невозможности реализации преимущественною права на приобретение арендуемого имущества в связи с тем, что нежилое помещение 11.10.2017 включено в перечень государственного имущества Республики Северная Осетия-Алания, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, и в соответствии с частью 2.1 статьи 9 Закона N 159-ФЗ не соблюден 5-летний срок такого включения до дня подачи заявления.
Полагая, что отказ Министерства не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования Предпринимателя, исходил из следующего.
Отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества, регулируются положениями Закона N 159-ФЗ.
Согласно статье 3 Закона N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона N 159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление в отношении имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Пунктом 2.1 статьи 9 Закона N 159-ФЗ предусмотрено, что заявитель по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление в отношении имущества, включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, при условии, что: 1) арендуемое имущество на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления находится в его временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение трех и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; 2) арендуемое имущество включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, в течение пяти и более лет до дня подачи этого заявления.
При получении заявления уполномоченные органы обязаны: обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в двухмесячный срок с даты получения заявления; принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке; направить заявителю проекты договора купли-продажи арендуемого имущества и договора о его залоге в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества (часть 3 статьи 9 Закона N 159-ФЗ).
В соответствии с нормами статьи 3 Закона N 159-ФЗ преимущественное право может быть реализовано при условии, что: 1) арендуемое имущество на день подачи заявления находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона; 2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 или частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления; 4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона; 5) сведения о субъекте малого и среднего предпринимательства на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества не исключены из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
Материалами дела подтверждается предоставление Предпринимателю во временное владение и пользование на условиях заключенного договора аренды объекта недвижимости. Предприниматель является субъектом малого предпринимательства. Имущество, испрашиваемое Предпринимателем, находится в его владении непрерывно в течении более 4-х лет. Задолженность по договору аренды у Предпринимателя отсутствует.
Отказывая в удовлетворении заявления Предпринимателя, Министерство указало, что арендованные Предпринимателем помещения включены в утвержденный перечень государственного имущества Республики Северная Осетия-Алания (далее - перечень), и на дату подачи заявки на выкуп не истек пятилетний срок со дня включения в указанный перечень, в связи с чем Министерство полагает невозможной реализацию преимущественного права Предпринимателя на приобретение помещения в собственность.
Данный довод Министерства был предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отклонен.
Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В абзаце 2 пункта 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.11.2009 N 134 разъяснено, что суд может признать наличие у арендатора права на приобретение и в том случае, если после опубликования Закона субъектом Российской Федерации или органом местного самоуправления были совершены иные действия, имеющие своей целью исключительно воспрепятствование реализации субъектами малого или среднего предпринимательства права на приобретение (например, имущество, являющееся объектом договора аренды, было включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства).
Арендуемое Предпринимателем имущество включено в соответствующий перечень распоряжением от 11.10.2017 N 475, то есть после опубликования Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ; на момент включения в данный перечень помещение уже длительное время находилось в аренде у Предпринимателя на основании договора аренды, в этой связи действия Министерства, формировавшего предложения для включения помещений в соответствующий перечень, заведомо не отвечали целям и задачам Закона N 159-ФЗ, а также создали Предпринимателю препятствия в выкупе арендованного помещения по правилам Закона N 159-ФЗ.
С учетом того, что имущество, включенное в указанный перечень, может быть использовано только в целях предоставления его субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства во владение и (или) в пользование, включение его уполномоченными органами власти в соответствующий перечень после опубликования Закона N 159-ФЗ является препятствием для выкупа названными субъектами арендуемого ими имущества, то есть означает лишение таких субъектов прав, предоставленных Законом.
Отказ Министерства в выкупе Предпринимателем арендуемого им нежилого помещения по приведенным в нем основаниям правомерно признан судом незаконным, противоречащим нормам Закона N 159-ФЗ и нарушающим законные права и интересы Предпринимателя.
Судом первой инстанции выполнены требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследованы и оценены представленные в деле доказательства и принят законный и обоснованный судебный акт.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Данные доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют..
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 25.03.2021 по делу N А61-4319/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Белов Д.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-4319/2020
Истец: ИП Козаев Георгий Шотаевич
Ответчик: Министерство государственного имущества и земельных отношений РСО-А