г. Москва |
|
18 июня 2021 г. |
Дело N А40-16847/21 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи И.А. Чеботаревой,
рассмотрев апелляционную жалобу АО "РНГ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.04.2021 по делу N А40-16847/211 (148-79), принятое в порядке упрощенного производства
по заявлению АО "РНГ"
к Инспекции ФНС России N 2 по г.Москве
о признании незаконным и отмене постановления
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
АО "РНГ" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции ФНС России N 2 по г.Москве (далее - Инспекция, ИФНС, административный орган) от 20.01.2021 г. N 77022101300037000004 и от 20.01.2021 года N 77022101300029400004 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей по ч.6.3-1 ст.15.25 КоАП РФ по каждому постановлению.
Решением от 02.04.2021 Арбитражный суд города Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, привлечение к административной ответственности по ч.6.3-1 ст.15.25 КоАП РФ незаконно без учета ст.1.7 КоАП РФ. Также Общество считает правонарушение малозначительным. А также считает, что Инспекцией нарушен принцип невозможности привлечения к ответственности дважды за одно и то же нарушение.
Инспекцией представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором административный орган просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке ч. 1 ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268, 272.1 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Обществом и организацией - нерезидентом Компания "ИСТСИБ ХОЛДИНГ КАМПЭНИ ЛИМИТЕД" (кредитор, нерезидент) заключен договор финансирования N БН от 06.02.2017 (паспорт сделки оформлен в Московском филиале ПАО "РОСБАНК" N 1702006/2272/0019/6/1).
В ходе проведения проверки Инспекцией установлено, что Общество 22.09.2020 представило в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах, документы и информацию, связанные с исполнением обязательств по договору финансирования N БН от 06.02.2017 (Дополнительное соглашение N 9 от 09.01.2019) с нарушением срока, установленного п.п.8.2.2 Инструкции N 181-И.
Справки о подтверждающих документах должна быть представлена не позднее 21.02.2019 (включительно), справка представлена 22.09.2019.
В отношении Общества 15.01.2021 Инспекцией составлен протокол об административном правонарушении N 77022101300029400002 по ч.6.3-1 ст.15.25 КоАП РФ.
Постановлением от 20.01.2021 года N 77022101300029400004 Общество привлечено к административной ответственности по ч.6.3-1 ст.15.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Также Инспекцией установлено, что Общество в нарушение п.7.3 и п.7.4 Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И нарушило срок представления Изменений в раздел I ведомости банковского контроля по договору финансирования NБН от 06.02.2017 (Дополнительные соглашения N9 от 09.01.2019, N10 от 09.01.2019).
Сроком представления заявления о внесении изменений в раздел I ведомости банковского контроля, исходя из требований п. 7.4 Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И, являлось 30.01.2019 (включительно).
Однако указанные документы представлены резидентом в уполномоченный банк с нарушением срока, а именно - 11.09.2020.
В отношении Общества по факту нарушения срока представления изменений в ведомость банковского контроля 15.01.2021 составлен протокол об административном правонарушении N 77022101300037000002 по ч.6.3-1 ст.15.25 КоАП РФ.
Постановлением от 20.01.2021 года N 77022101300037000004 Общество привлечено к административной ответственности по ч.6.3-1 ст.15.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с вынесенными постановлениями, заявитель обжаловал их арбитражный суд.
Согласно ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, а также соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, апелляционный суд установил, что положения ст. ст. 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ административным органом соблюдены.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, налоговым органом соблюден.
В силу ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ (в редакции на момент совершения правонарушения) нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на тридцать дней, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.
Согласно ч. 6.3-1. ст. 15.25 КоАП РФ (в редакции, на момент привлечения к административной ответственности) непредставление резидентом в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций по истечении девяноста дней после окончания установленного срока влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с п. п. 1, 2 ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, связанную с проведением валютных операций, которые предусмотрены ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ, а также вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается для представления уполномоченным банкам Центральным банком Российской Федерации (подп. 2 п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ).
В соответствии с пп.8.2.2, 8.2 Инструкции Центрального Банка Российской Федерации от 16.08.2017 N 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления" справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, представляются резидентом в уполномоченный банк в срок не позднее пятнадцати рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.
Так как обществом нарушен срок предоставления в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах и подтверждающего документа более чем на 90 рабочих дней, следовательно, установленная п.8.2 Инструкции 181-И обязанность общества не исполнена.
Факт совершения обществом вмененного административного правонарушения установлен и подтвержден материалами дела.
На основании ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена административная ответственность, у общества имелась, однако им не были приняты все возможные и зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, Постановление от 20.01.2021 года N 77022101300029400004 о привлечении к административной ответственности по ч.6.3-1 ст.15.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей за нарушение пп.8.2.2, 8.2 Инструкции Центрального Банка Российской Федерации от 16.08.2017 N 181-И является законным и отмене не подлежит.
Также в силу п.7.3, п.7.4 Инструкции Центрального Банка Российской Федерации от 16.08.2017 N 181-И одновременно с заявлением, представляемым в соответствии с пунктом 7.1 настоящей Инструкции, резидент должен представить в банк УК документы, которые подтверждают необходимость внесения изменений в раздел I ведомости банковского контроля, за исключением случаев, указанных в пунктах 7.8 и 7.9 настоящей Инструкции. Документы, перечисленные в пунктах 7.1 и 7.3 настоящей Инструкции, представляются резидентом в срок не позднее пятнадцати рабочих дней после даты их оформления, за исключением случаев, указанных в пунктах 7.8 и 7.9 настоящей Инструкции.
Материалами дела подтверждается, что Общество нарушило срок представления заявления о внесении изменений в раздел I ведомости банковского контроля более, чем на 90 дней. Срок представления 30.01.2019 (включительно). Документы представлены резидентом в уполномоченный банк - 11.09.2020.
Таким образом, Постановление от 20.01.2021 года N 77022101300037000004 о привлечении к административной ответственности по ч.6.3-1 ст.15.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей за нарушение пп.7.3, 7.4 Инструкции Центрального Банка Российской Федерации от 16.08.2017 N 181-И является законным и отмене не подлежит.
Доводы жалобы о том, что основания для привлечения к административной ответственности отсутствуют, так как на момент совершения правонарушения не действовала ч.6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ, отклоняются, так как согласно положениям ст.1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения (ч.1). Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет (ч.2).
С 31 июля 2020 г. Федеральным законом от 20.07.2020 N 218-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" внесены изменения в объективную сторону части 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ и введена новая часть 6.3.-1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Согласно ч.6.3-1 ст.15.25 КоАП РФ непредставление резидентом в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций по истечении девяноста дней после окончания установленного срока - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с п. 8 ст. 1 Закона N 173-ФЗ уполномоченными банками являются кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.
В силу п.1.2, п.1.3 Инструкции N 181-И в случаях, установленных настоящей Инструкцией, резиденты представляют в уполномоченный банк подтверждающие документы и информацию, установленные частью 4 статьи 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - документы, связанные с проведением операций), с учетом требований к таким документам, установленных частью 5 статьи 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", а также информацию в соответствии с частями 1.1 и 1.2 статьи 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - информация об ожидаемых сроках репатриации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации). Справка о подтверждающих документах, заявление о внесении изменений в раздел I ведомости банковского контроля, порядок и сроки представления которых установлены настоящей Инструкцией, являются формой учета и отчетности по валютным операциям резидентов, информацией при осуществлении валютных операций, которая должна представляться в обязательном порядке в уполномоченный банк.
Таким образом, как на момент совершения административного правонарушения, так и на момент вынесения оспариваемых постановлений, существовала административная ответственность за нарушение срока представления в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
Отличие состоит в том, что с 31.07.2020 административная ответственность предусмотрена только, если просрочка составила 90 и более рабочих дней.
Так как в данном случае Обществом допущена просрочка более 90 рабочих дней, оснований для освобождения Общества от административной ответственности не имелось.
Учитывая, что при нарушении срока представления справки о подтверждающих документах и информации об изменениях в раздел I ведомости банковского контроля более 90 дней, административная ответственность после 31.07.2020 сохранена, не имеет правового значения тот факт, что АО "РНГ" оспариваемыми постановлениями привлечено к ответственности не по ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 28.11.2015 N 350-ФЗ, по ч.6.3-1 ст.15.25 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 20.07.2020 N 218-ФЗ.
Таким образом, правовых оснований для признания незаконными и отмене постановлений ИФНС России N 2 по г. Москве о привлечении АО "РНГ" к административной ответственности не имеется.
С учетом положений статьи 2.9 КоАП РФ, пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", пункта 21 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" суды оснований для квалификации совершенных обществом административных правонарушений в качестве малозначительного не установлено.
Доводы жалобы о привлечении к административной ответственности дважды также отклоняются, так как в силу ч.1 ст.4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
В данном случае Общество привлечено к административной ответственности за разные противоправные действия, поэтому оснований для применения ч.2 ст.4.4. КоАП РФ не имеется.
С учетом изложенного арбитражный апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.04.2021 по делу N А40-16847/21 (148-79), принятое в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-16847/2021
Истец: АО "РНГ"
Ответчик: ИФНС России N 2 по г. Москве