город Омск |
|
21 июня 2021 г. |
Дело N А70-688/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4991/2021) администрации Емуртлинского сельского поселения Упоровского муниципального района на решение Арбитражного суда Тюменской области от 22.03.2021 по делу N А70-688/2021 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению заместителя прокурора Тюменской области (адрес: 625048, город Тюмень, улица 50 лет Октября, дом 31) к администрации Емуртлинского сельского поселения Упоровского муниципального района (ОГРН 1057200452429, ИНН 7226004560, адрес: 627190, Тюменская область, Упоровский район, село Емуртла, улица Ленинградская, дом 15а) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предусмотренного пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", об обязании разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предусмотренного пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",
при участии в судебном заседании представителя заместителя прокурора Тюменской области - Марченко Татьяны Викторовны по поручению от 03.06.2021 N 8-11-2021;
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора Тюменской области (далее - заявитель, прокурор) обратился в Арбитражный суд Тюменской области к администрации Емуртлинского сельского поселения Упоровского муниципального района (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предусмотренного пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) и об обязании разработать и утвердить указанный правовой акт.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 22.03.2021 по делу N А70-688/2021 заявленные требования удовлетворены, признано незаконным бездействие, выразившееся в непринятии Администрацией мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предусмотренного пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона N131-ФЗ; на Администрацию возложена обязанность в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предусмотренного пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона N131-ФЗ.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что судом первой инстанции не принято во внимание, что законодательство различает понятия "муниципальный контроль" и "контроль". Исходя из анализа положений статей 14, 17.1 Федерального закона N 131-ФЗ, статьей 1, 2, 6 Федерального закона N 294-ФЗ контроль за соблюдением правил благоустройства, предусмотренный пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ, не относится к видам муниципального контроля, осуществление которого в силу положений Федерального закона N 294-ФЗ предполагает разработку административного регламента.
По мнению подателя жалобы, положения Федерального закона N 294-ФЗ не могут быть применимы к порядку проведения контрольных мероприятий в отношении физических лиц.
Податель жалобы считает, что Администрацией не допущено незаконного бездействия, поскольку вопросы контроля за Правилами благоустройства Администрацией урегулированы непосредственно в самих Правилах благоустройства, следовательно, в Емуртлинском сельском поселении имеется правовой акт, в котором урегулированы вопросы контроля за соблюдением правил благоустройства; Правила благоустройства территории Емуртлинского сельского поселения, утверждены решением Думы Емуртлинского сельского поселения от 17.08.2020, которое обнародовано 25.08.2020. Следовательно, с 25.08.2020 Правила благоустройства доступны заявителю для изучения и осуществления контрольных мероприятий, вместе с тем соответствующее заявление подано прокурором в суд с нарушением предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) срока.
Прокурором представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.
Администрация, надлежащим образом уведомленная в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, заявила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие ее представителя, которое суд апелляционной инстанции счел необходимым удовлетворить.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося участника арбитражного процесса.
В судебном заседании представитель прокурора возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителя заявителя. установил следующие обстоятельства.
Прокуратурой Упоровского района при проведении анализа состояния законности на поднадзорной территории по вопросам осуществления муниципального контроля установлен факт бездействия Администрации, выразившийся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предусмотренного пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ.
Так, в силу пункта 19 части 1 и части 3 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения отнесен вопрос утверждения правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.
В соответствии с абзацем 21 части 1 статьи 2 Федерального закона N 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования - это муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.
На территории Емуртлинского сельского поселения разработаны и действуют Правила благоустройства территории Емуртлинского сельского поселения, утвержденные решением Думы Емуртлинского сельского поселения N 110 от 17.08.2020 (далее - Правила благоустройства).
Согласно разделу 9 Правил благоустройства контроль за соблюдением их требований осуществляется Администрацией.
Вопросы, регулируемые правилами благоустройства территории муниципального образования, определены в подпунктах 1 - 17 части 2 статьи 45.1 Федерального закона N 131-ФЗ. В частности, пункт 17 части 2 статьи 45.1 указанного закона предусматривает, что правилами благоустройства могут быть урегулированы вопросы осуществления контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования.
Вместе с тем, вопросы осуществления Администрацией контроля за исполнением Правил благоустройства в соответствующем муниципальном нормативном акте не урегулированы.
Согласно статье 17.1 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства относится к компетенции органов местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов.
К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных
предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
В силу пункта 4 статьи 2 Федерального закона N 294-ФЗ под муниципальным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности (вида муниципального контроля) устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона N 294-ФЗ определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.
В силу части 2 статьи 6 Федерального закона N 294-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся:
1) организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории. Перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, ведется в порядке, установленном представительным органом муниципального образования;
1.1) организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления;
2) разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, разработка в соответствии с типовыми административными регламентами, утверждаемыми уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
3) организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации, за исключением муниципального контроля, осуществляемого уполномоченными органами местного самоуправления в сельских поселениях;
4) осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий.
Согласно пункту 1 статьи 32 Устава Емуртлинского сельского поселения, утвержденного решением Думы Емуртлинского сельского поселения от 03.11.2005 N 2, Администрация - это исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Тюменской области. Администрацию возглавляет Глава сельского поселения (далее - Глава поселения).
В силу части 1 статьи 31 Устава Емуртлинского сельского поселения, Глава поселения является высшим должностным лицом сельского поселения, наделенным настоящим уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно информации Главы поселения N 256 от 23.10.2020 и N 311а от 09.12.2020 нормативно-правовым актом, регламентирующим порядок осуществления муниципального контроля в сфере благоустройства, является решение Думы Емуртлинского сельского поселения N 110 от 17.08.2020 "Об утверждении Правил благоустройства территории Емуртлинского сельского поселения". Оснований для принятия нормативных правовых актов, в том числе административного регламента об осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства, не имеется.
Из объяснения Главы поселения Маркер В.Б. от 10.12.2020 следует, что органами местного самоуправления Емуртлинского сельского поселения (Думой Емуртлинского сельского поселения, Администрацией) нормативных и правовых актов, в том числе административных регламентов регламентирующих порядок осуществления муниципального контроля в сфере благоустройства, в том числе за принятыми Правилами благоустройства территории Емуртлинского сельского поселения, не принималось. Данные полномочия другим муниципальным образованиям, в том числе Упоровскому муниципальному району не передавались.
Таким образом, прокурором установлено, что Администрацией нормативные правовые акты о порядке осуществления муниципального контроля в сфере благоустройства, в том числе административные регламенты проведения соответствующих контрольных проверок не приняты.
По мнению прокурора, бездействие Администрации Емуртлинского сельского поселения, выразившееся в непринятии нормативного правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля, предусмотренного пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ, нарушает права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также один из основных принципов защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля: открытость и доступность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей информации об организации и осуществлении муниципального контроля, о правах и обязанностях органов муниципального контроля, их должностных лиц.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, прокурор обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
22.03.2021 Арбитражный суд Тюменской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 198 АПК РФ прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ, разъяснениями, содержащимися в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для признания бездействий незаконным является его несоответствие закону или иному нормативному нарушения оспариваемым бездействием прав и заявителя.
В соответствии с разъяснением, изложенным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе", прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или правовому акту и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (абзац первый часта 1 статьи 52, часть 2 статьи 198 АПК РФ).
Разъяснения относительно оспаривания ненормативных актов, содержащиеся в настоящем постановлении, применяются и при оспаривании решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Из содержания приведенной нормы следует, что моментом, с которого начинается исчисление трехмесячного срока, признается день, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Как следует из установленных по делу фактических обстоятельств, бездействие Администрации, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля в сфере
благоустройства, предусмотренного пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ, выявлено прокуратурой Упоровского района при проведении анализа состояния законности на поднадзорной территории по вопросам осуществления муниципального контроля и нашло свое подтверждение 26.10.2020, то есть в день поступления в прокуратуру района на её запрос информации Главы поселения от 23.10.2020 N 256.
Таким образом, исходя из требований части 4 статьи 198 АПК РФ, дата опубликования Правил благоустройства не является в данном случае юридически значимым обстоятельством при исчислении срока на подачу в суд настоящего заявления, который определяется моментом, когда прокурору стало известно о нарушении прав и законных интересов лиц, в защиту которого он выступает.
Учитывая, что прокуратуре стало известно о бездействии Администрации 26.10.2020, следовательно, на дату обращения в арбитражный суд (21.01.2021) трехмесячный срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ не истек, в связи с чем довод апелляционной жалобы о пропуске заявителем предусмотренного частью 4 статьи 196 АПК РФ срока для обращения в арбитражный суд, который, по ее мнению, подлежит исчислению с даты опубликования Правил благоустройства, т.е. с 25.08.2020, подлежит отклонению, как несостоятельный.
В силу положений пункта 25 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением.
Правила благоустройства территории муниципального образования являются муниципальным правовым актом, устанавливающим на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения (абзац двадцать второй части 1 статьи 2 Федерального закона N 131-ФЗ).
В соответствии со статьей 17.1 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, органы местного самоуправления наделены полномочиями не только по утверждению правил благоустройства, но и по осуществлению контроля за их соблюдением.
Так, статьей 14 Федерального закона N 131-ФЗ установлен перечень вопросов местного значения поселения, к которым отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения (пункт 19 части 1 статьи 14 Закона).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 44, статьей 6, пунктом 1 статьи 25 Устава Емуртлинского сельского поселения, принятого Думой Емурлинского сельского поселения решением N 2 от 03.11.2005 (далее - Устав поселения), решением Думы Емуртлинского сельского поселения от 17.08.2020 N 110 утверждены Правила благоустройства (далее - Правила благоустройства), в котором имеется раздел 9 "Контроль соблюдения Правил и ответственность за их нарушение".
По мнению Администрации, последней не допущено оспариваемого прокуратурой бездействия, поскольку вопросы контроля за Правилами благоустройства Администрацией урегулированы непосредственно в самих Правилах благоустройства, следовательно, в Емуртлинском сельском поселении имеется правовой акт, регулирующий вопросы контроля за соблюдением правил благоустройства.
Вместе с тем из раздела 9 Правил благоустройства следует, что контроль за соблюдением Правил осуществляется администрацией, ответственность за нарушение правил благоустройства территории установлена главой 4 Кодекса Тюменской области об административной ответственности.
Таким образом, исходя из анализа муниципальных нормативных правовых актов Емуртлинского сельского поселения, разработанных и принятых в соответствии с требованиями федерального законодательства, осуществление контроля за соблюдением требований Правил благоустройства возложено на исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - Администрацию.
В силу положений пункта 19 части 1 и части 3 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ осуществление контроля за соблюдением правил благоустройства, являющихся муниципальным правовым актом, относится к вопросам местного значения сельского поселения.
Пунктом 1 статьи 17.1 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона N 294-ФЗ муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона N 294-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся:
1) организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории. Перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, ведется в порядке, установленном представительным органом муниципального образования;
1.1) организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления;
2) разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, разработка в соответствии с типовыми административными регламентами, утверждаемыми уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
3) организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации, за исключением муниципального контроля, осуществляемого уполномоченными органами местного самоуправления в сельских поселениях;
4) осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий.
5) Таким образом, из системного толкования приведенных требований Федеральных законов N 131-ФЗ и N 294-ФЗ следует, что контроль за соблюдением правил благоустройства, действующих в муниципальном образовании, осуществляется в рамках муниципального контроля.
Аналогичный подход содержится в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Российской Федерации от 15.03.2017 N 10-АПГ17-1, проверявшей законность и обоснованность применения требований Федерального закона N 294-ФЗ к правилам благоустройства. В указанном апелляционном определении Верховный Суд Российской Федерации также отметил, что контроль за соблюдением правил благоустройства муниципального образования к числу исключений, установленных в подпунктах 3 и 3.1 Федерального закона N 294-ФЗ, на которые нормы этого федерального закона не распространяются, не отнесен.
В данном случае ссылка ответчика на отдельные положения Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" является несостоятельной, поскольку согласно статье 98 данного Федерального закона, он вступает в силу с 01.07.2021, за исключением части 11 статьи 30, вступающей в силу с 01.01.2022, и части 2 статьи 39, вступающей в силу 01.01.2023.
Таким образом, организация и осуществление муниципального контроля за соблюдением требований муниципального правового акта на территории Емуртлинского сельского поселения, которым в данном случае являются Правила благоустройства, возложены на Администрацию в силу прямого указания на это в действующем законодательстве, регулирующем спорные правоотношения.
Доводы об установлении ответственности за нарушение правил благоустройства территории главой 4 Кодекса Тюменской области об административной ответственности и отнесении вопросов об установлении порядка привлечения к административной ответственности к ведению Российской Федерации не влияют на правовую оценку оспариваемого бездействия администрации как незаконного, поскольку данные вопросы к организации и порядку осуществления муниципального контроля не относятся, а лишь устанавливают ответственность за нарушение правил благоустройства конкретной территории и определяют порядок возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях.
В данном случае обязание органа местного самоуправления разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, направлено на реализацию государственной политики в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля в этой сфере и не нарушает прав местного самоуправления на самостоятельное осуществление данной функции в соответствии с действующим федеральным законодательством.
При этом, обязание органа местного самоуправления разработать и утвердить правовой акт не препятствует самостоятельной реализации права органов местного самоуправления избирать форму данного акта, формулировать его содержание в соответствии с действующим законодательством в данной сфере.
Изложенная правовая позиция согласуется с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, данными в пункте 3 раздела "Судебная практика по административным делам" Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за январь - июль 2014 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01.09.2014 (далее - Обзор), в соответствии с которыми, суд вправе обязать орган местного самоуправления совершить действия, вытекающие из полномочий в области муниципального управления.
Так, Верховный Суд Российской Федерации в указанном Обзоре отметил, что требования прокурора о возложении на орган власти обязанности по разработке и утверждению нормативного правового акта не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, направлены на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные на них законом обязанности, поэтому не могут расцениваться как вмешательство в их компетенцию в области муниципального управления.
Правила благоустройства устанавливают единые и обязательные требования для физических лиц, юридических лиц и лиц, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, к благоустройству территории Емуртлинского сельского поселения и расположенных на ней элементам благоустройства, перечень мероприятий по благоустройству территории Емуртлинского сельского поселения, порядок их выполнения.
В Определении от 17.06.2008 N 435-0-0 Конституционный Суд Российской Федерации указал, что конституционно-правовой статус местного самоуправления как публично-территориальной организации населения по месту жительства и особой формы осуществления народом своей власти предполагает, что органы местного самоуправления, обеспечивая решение вопросов местного значения, действуют в интересах населения муниципального образования и одновременно, будучи частью системы органов публичной власти, осуществляют конституционные функции государства.
Уполномоченным органом публично-правового образования является орган, который от имени публично-правового образования приобретает и осуществляет права и обязанности в рамках его компетенции, установленной актами, определяющими статус данного органа.
Соблюдение закона органами местного самоуправления, в том числе Администрацией, предполагает действие в интересах населения муниципального образования Емуртлинское сельское поселение.
Между тем допущенные нарушения повлекли нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе субъектов предпринимательской деятельности, интересов общества и муниципального образования, то есть публичных интересов, поскольку к отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ, соответственно отсутствие указанного правового акта влечет неопределенность требований к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, возможно нарушение порядка осуществления муниципального контроля, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кроме того, непринятие муниципального правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, ущемляет права хозяйствующих субъектов в части открытости информации об организации и осуществлении муниципального контроля, включая информацию об организации и о проведении проверок, о результатах проведения проверок и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, о правах и об обязанностях органа муниципального контроля, их должностных лиц, что является нарушением основных принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, предусмотренных пунктом 3 статьи 3 Федерального закона N 294-ФЗ.
С учетом вышеизложенного, правовая позиция администрации об отсутствии нарушения оспариваемым бездействием прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, правомерно отклонена судом первой инстанции, как основанная на неверном понимании и толковании норм действующего законодательства.
При изложенных обстоятельствах заявленные требования обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Арбитражный суд Тюменской области принял по делу законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется. Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы не распределяются апелляционным судом в связи с освобождением заинтересованного лица от обязанности по уплате государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 22.03.2021 по делу N А70-688/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-688/2021
Истец: Прокуратура Тюменской области
Ответчик: Администрация Емуртлинского сельского поселения Упоровского муниципального района