г. Красноярск |
|
21 июня 2021 г. |
Дело N А33-868/2021 |
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Радзиховская В.В.,
Рассмотрев апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 26 марта 2021 года по делу N А33-868/2021, рассмотренному в порядке упрощённого производства
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Магистраль" (далее - истец, ООО "МАГИСТРАЛЬ") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском (уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ) к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ответчик, ОАО "РЖД") о взыскании 46240 рублей штрафа за несвоевременную подачу порожних вагонов.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 26.03.2021 исковые требования удовлетворены частично.
С ответчика в пользу истца взыскано 35000 рублей штрафа (с учетом применения положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации), 1875 рублей 43 копеек судебных расходов по государственной пошлине. В удовлетворении иска в остальной части отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме, в апелляционной жалобе указав на отсутствие вины перевозчика в несвоевременной подаче вагонов, так как готовые к подаче вагоны простаивали на станции Ачинск-2 в ожидании открытия стрелки на приёмо-отправочные пути по вине ООО "Ачинскхлебопродукт" в связи с закрытием шлагбаумом.
Истец представил отзыв, в котором отклонил доводы апелляционной жалобы, указав на законность решения суда первой инстанции.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.04.2021 апелляционная жалоба принята к производству.
Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы от 29.04.2021, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/) в порядке, предусмотренном статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность судебного акта, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями статей 257 - 262, 266 - 270, 272.1 АПК РФ.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 АПК РФ.
При повторном рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ООО ""ЖЕЛДОРАЛЬЯНС" (владельца) подписан договор N 2/887 от 12.08.2016 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "ЖЕЛДОРАЛЬЯНС" (владельца), примыкающего к станции Ачинск-2 Красноярской железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги" при обслуживании локомотивом владельца (далее - договор), на условиях которого осуществляется подача, уборка вагонов на (с) железнодорожных путей необщего пользования N N 1, 5, принадлежащих владельцу - ООО "ЖЕЛДОРАЛЬЯНС", примыкающим стрелочными переводами NN901, 701к пути необщего пользования N6 ПАО "Ачинская хлебная база N17" по станции Ачинск-II Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", обслуживаемых локомотивом владельца (пункт 1).
В соответствии с дополнительным соглашением N 2/453 от 15.12.2016, на условиях данного договора подаются вагоны, прибывшие в адрес грузополучателя - ООО "Мгистраль".
На пропуск по своей территории вагонов, подаваемых в адресу владельца ООО "ЖЕЛДОРАЛЬЯНС", ООО "Ачинскхлебопродукт" согласился в пункте 21 договора.
Сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на выставочные пути N N 1,5. Дальнейшее продвижение вагонов с расстановкой по местам погрузки-выгрузки, производится локомотивом владельца (пункт 6 договора).
Согласно пункту 5 договора, готовые к подаче вагоны подаются локомотивом перевозчика в течении 24 часов после оформления документов о выдаче груза.
Таким образом, допустимый срок для подачи вагонов ООО "Магистраль" перевозчиком на выставочные пути необщего пользования ООО "ЖЕЛДОРАЛЬЯНС", составляет 24 часа после оформления документов о выдаче груза.
Сдача и прием вагонов производится на выставочных путях N N 1, 5 представителем перевозчика (приемосдатчиком груза и багажа станции Ачинск-II) и уполномоченным представителем владельца и оформляется памяткой приемосдатчика.
В период с декабря 2019 года по январь 2020 года, ответчиком, на выставочных железнодорожных путях необщего пользования N N 1, 5 осуществлялась передача грузополучателю - ООО "МАГИСТРАЛЬ" порожних вагонов NN 58748955, 52804952, 52479375, 56131816, 51057545, 66068933, 62249982, 57544322, 53586574, 61827465, 61231056, 59015172, 57808370, 93006328, 93005122, 59309864, 53693305, 55625446, 56795453, 50100197, 44355683, 97280705, 51323392, 53995759, 53995767, 62576467, 61231627, 55980411, 54673314, 67812057, 61586053, 57541096, 61815635, 52871068, 53606497, 52993268, 60144631, 55594519, 53574141, 54880737, 50941087, 51104206, 50670017, 51815538, 50933456, 54250253, 51067957, 58393208, 53762613, 53393773, 60764388, 57600488, 61581757, 59901421, 52786357, 60765666, 52476876, 61114278, 55170267, 61843330, 54897103, 61197919, 57584153, 51814853, 54469564, 522951886, 53098174, 50645514, 51496891, 55666820, 67829846, 50063502, 74980558, 55179287, не принадлежащих перевозчику, прибывших в адрес грузополучателя по транспортным железнодорожным накладным.
Исходя из даты и времени выдачи провозного документа грузополучателю, даты и времени предельного срока передачи вагонов грузополучателю и даты и времени фактической их передачи, ответчиком-перевозчиком допущена задержка подачи порожних вагонов на выставочные пути.
В адрес ответчика 30.11.2020, согласно квитанции службы доставки, была направлена претензия от 30.11.2020 N 1-35-20 с требованием об уплате в добровольном порядке штрафа за несвоевременную подачу порожних вагонов.
Поскольку ответчик не исполнил требования истца, истец обратился в суд с настоящим иском о взыскании 46240 рублей штрафа.
Суд первой инстанции, посчитал установленным факт нарушения ОАО "РЖД" обязательств по подаче вагонов и с учетом представленного ответчиком контррасчета суммы штрафа, установив основания для уменьшения размера неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, удовлетворил заявленное истцом требование частично, в размере 35 000 рублей.
Третий арбитражный апелляционный суд, проверив законность решения в порядке статей 229, 270, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, соглашается с выводами суда первой инстанции и не находит оснований для отмены решения суда на основании следующего.
По общим правилам, предусмотренным статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Как следует из материалов дела и установлено судами, спорные правоотношения сторон возникли из обязательственных правоотношений по перевозке, урегулированных нормами главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации и Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав).
В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. В соответствии со статьей 791 Гражданского кодекса Российской Федерации погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза.
Согласно статье 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Судами установлено, что штраф ответчику ОАО "РЖД" начислен в соответствии со статьей 100 Устава, согласно которой, за задержку по вине перевозчика подачи вагонов под погрузку и выгрузку грузов или на железнодорожные выставочные пути, а также за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо задержку но вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования, перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0.2 размера минимального размера оплаты груда за каждый час задержки каждого вагона. Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов.
Согласно пункту 7 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 г. N 43, расчет штрафов, установленных статьями 100 и 101 Устава, производится по ведомостям подачи и уборки вагонов, составленным на основании памяток приемосдатчика.
Согласно пункту 3.5 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утвержденных Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 26), порядок передачи уведомлений о времени подачи вагонов устанавливается договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов. Для записи уведомлений перевозчиком ведется книга уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку. Для регистрации передачи уведомления о времени завершения грузовой операции на железнодорожном пути необщего пользования, передаваемого владельцем, пользователем или контрагентом, перевозчиком ведется книга уведомления о времени завершения грузовой операции. Порядок передачи уведомлений о времени завершения грузовой операции устанавливается в договоре на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути или в договоре на подачу и уборку вагонов.
В соответствии с пунктом 3.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, сроки на уборку вагонов с мест погрузки, выгрузки и железнодорожных выставочных путей необщего пользования устанавливаются на основании технологии работы станции примыкания и железнодорожного пути необщего пользования и предусматриваются в договорах на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорах на подачу и уборку вагонов. Срок уборки исчисляется с момента передачи уведомления о завершении грузовой операции, но не менее чем через 2 часа после его приема, с последующим письменным подтверждением владельцем, пользователем или контрагентом железнодорожного пути необщего пользования.
Из пункта 5 договора следует, что допустимый срок для подачи вагонов ООО "МАГИСТРАЛЬ" перевозчиком на выставочные пути необщего пользования ООО "ЖЕЛДОРАЛЬЯНС", составляет 24 часа после оформления документов о выдаче груза.
В связи с превышением перевозчиком указанного срока, истцом начислен штраф в размере 46240 рублей.
В силу статьи 119 Устава, обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Согласно пункту 2 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 43, основанием для начисления сумм штрафов являются не только коммерческий акт, но и транспортная железнодорожная накладная, ведомость подачи и уборки вагонов, учетная карточка выполнения заявки на перевозку грузов, акт общей формы и другие документы.
Суд первой инстанции из представленных в материалы дела доказательств обосновано установил, что подача данных вагонов под грузовую операцию произведена ОАО "РЖД" несвоевременно, представленные в материалы дела памятки приемосдатчика и ведомости подачи и уборки содержат сведения о времени подачи и уборки вагонов на пути необщего пользования, подтверждающие факт нарушения ответчиком срока подачи вагонов перевозчиком на пути необщего пользования.
Между тем, проверив расчет истца и контррасчет ответчика, суд первой инстанции правомерно согласился с представленным ответчиком контррасчетом суммы штрафа, согласно которому, обоснованно начисленный размер штрафа составляет 43360 рублей, (учитывая, что окончательным моментом оформления документов о выдаче груза является дата и время ЭП получения ООО "Магистраль" оригинала накладной в АС ЭТРАН) и установив основания для уменьшения размера неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации снизил сумму предъявленного штрафа до 35000 рублей.
Ответчик, арифметику расчету взысканного с него штрафа с учетом применения положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации не оспаривает, в обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, указывает на отсутствие вины перевозчика в несвоевременной подаче вагонов, так как готовые к подаче вагоны простаивали на станции Ачинск-2 в ожидании открытия стрелки на приемо-отправочные пути по вине ООО "Ачинскхлебопродукт" в связи с закрытием шлагбаумом.
Указанный довод рассмотрен и отклонен судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2.4 Инструкции "О порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования ООО "ЖЕЛДОРАЛЬЯНС", примыкающих к станции Ачинск-2 Красноярской железной дороги" (далее - Инструкция), согласование возможности подачи вагонов на выставочный путь необщего пользования N 1 и N 5 ООО "ЖЕЛДОРАЛЬЯНС", производится ДСП-2 станции Ачинск-2 с маневровым диспетчером ООО "Ачинскхлебопродукт" по телефону 89333014836 или 67-4-34 и мастером погрузочно-разгрузочных работ ООО "ЖЕЛДОРАЛЬЯНС" по телефону 89607725802 или 89039230000.
Таким образом, пунктом 5 Договора N 2\887 и пунктом 2.4 Инструкции, обязанность согласования с ООО "Ачинскхлебопродукт" возможности подачи вагонов на выставочные пути ООО "ЖЕЛДОРАЛЬЯНС", возложена на Перевозчика - ОАО "РЖД".
В связи с чем, перевозчик перед подачей вагонов обязан был согласовать их подачу с ООО "Ачинскхлебопродукт" и ООО "ЖЕЛДОРАЛЬЯНС".
Доказательства того, что ответчиком предпринимались какие-либо действия по согласованию подачи вагонов с ООО "Ачинскхлебопродукт" в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного, ссылка ответчика на невозможность своевременно подать спорные вагоны по вине третьего лица, является необоснованной.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Третий арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Красноярского края от 26 марта 2021 года по делу N А33-868/2021 основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Согласно части 2 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда государственная пошлина уплачивается в сумме 3000 рублей.
Поскольку, ответчиком при подаче апелляционной жалобы не уплачена государственная пошлина в размере 3000 рублей, она подлежит взысканию с него в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 26 марта 2021 года по делу N А33-868/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, г. Москва) в лице Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (г. Красноярск) в доход федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.В. Радзиховская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-868/2021
Истец: ООО "МАГИСТРАЛЬ"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги"