г. Москва |
|
21 июня 2021 г. |
Дело N А40-102925/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "РИК ПЛЮС"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.04.2021 по делу N А40-102925/20
по заявлению АО "РИК ПЛЮС"
к Центральный Банк Российской Федерации (Банк России)
о признании недействительным и отмене решения
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Акинфиева Д.В. по доверенности от 10.11.2020; |
УСТАНОВИЛ:
АО "РИК ПЛЮС" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Банку России об оспаривании решения о включении АО "РИК" в базу данных о лицах с неудовлетворительной деловой репутацией согласно информационной справке Бака России от 20.01.20 N 5498 и обязании ответчика устранить нарушение прав заявителя.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 14.04.2021 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал оспариваемое решение суда.
Остальные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что оспариваемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд обосновано согласился с позицией Банка России, при этом правомерно исходил из следующего.
Согласно ст. 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон о Банке России) Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с п. 6.1 статьи 32.1 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон N 4015-1) установлено, что под несоответствием лица требованиям к деловой репутации понимается, в том числе:
- наличие у лица в течение пяти лет, предшествовавших дню проведения оценки, права давать обязательные указания или возможности иным образом определять действия финансовой организации (независимо от срока, в течение которого лицо обладало таким правом или возможностью), которая была признана арбитражным судом банкротом (за исключением случая, если лицо представило в орган страхового надзора доказательства непричастности к принятию решения или совершению действий (бездействию), которые привели к признанию финансовой организации арбитражным судом банкротом);
- наличие у лица в течение пяти лет, предшествовавших дню проведения оценки, права давать обязательные указания или возможности иным образом определять действия (независимо от срока, в течение которого лицо обладало такими правом или возможностью) некредитной финансовой организации, у которой лицензия была отозвана (аннулирована) за нарушение ею законодательства Российской Федерации либо которая была исключена из соответствующего реестра за нарушение ею законодательства Российской Федерации, если факт наличия у лица таких права или возможности имел место в течение 12 месяцев, предшествовавших дню отзыва (аннулирования) лицензии либо дню исключения из соответствующего реестра, за исключением лиц, представивших доказательства непричастности к принятию решения или совершению действий (бездействию), которые привели к указанным отзыву (аннулированию) лицензии либо исключению из соответствующего реестра.
Согласно статье 76.7 Закона о Банке России Банк России в установленном им порядке ведет базы данных о некредитных финансовых организациях, об их должностных лицах и иных лицах, в отношении которых получает персональные данные в рамках реализации возложенных на него функций.
Порядок ведения таких баз установлен Положением Банка России от 27.12.2017 N 625-П "О порядке согласования Банком России назначения (избрания) кандидатов на должности в финансовой организации, уведомления Банка России об избрании (прекращении полномочий), назначении (освобождении от должности) лиц, входящих в состав органов управления, иных должностных лиц в финансовых организациях, оценки соответствия квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации лиц, входящих в состав органов управления, иных должностных лиц и учредителей (акционеров, участников) финансовых организаций, направления членом совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации информации в Банк России о голосовании (о непринятии участия в голосовании) против решения совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации, направления запроса о предоставлении Банком России информации и направления Банком России ответа о наличии (отсутствии) сведений в базах данных, предусмотренных статьями 75 и 76.7 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", а также о порядке ведения таких баз (далее - Положение N 625-П).
Согласно пункту 6.2 Положения N 625-П Банк России вносит информацию о лицах, перечисленных в пунктах 1.2, 1.3 Положения N 625-П (в том числе, о лицах, имеющих право распоряжения более 10 процентами акций (долей) некредитной финансовой организации) в базы данных не позднее 3 рабочих дней с даты получения информации о наступлении событий, являющихся основанием для внесения сведений в базы данных. Перечень таких оснований определен в приложении 7 к указанному Положению.
В соответствии с пунктом 1.7 приложения 7 к Положению N 625-П основанием для внесения сведений о лице в базы данных является наличие права давать обязательные указания или возможности иным образом определять действия финансовой организации (независимо от срока, в течение которого лицо обладало таким правом или возможностью), которая была признана арбитражным судом банкротом.
В силу пункта 1.8 приложения 7 к Положению N 625-П основанием для внесения сведений о лице в базы данных является наличие права давать обязательные указания или возможности иным образом определять действия (независимо от срока, в течение которого лицо обладало таким правом или возможностью) не кредитной финансовой организации, у которой лицензия была отозвана (аннулирована) по основаниям нарушения ею законодательства Российской Федерации, если факт наличия такого права или возможности имел место в течение 12 месяцев, предшествовавших дню отзыва (аннулирования) лицензии.
Включая в круг лиц, деловая репутация которых не соответствует установленным требованиям, лиц, обладающих правом давать обязательные указания или возможностью иным образом определять действия финансовой организации, законодатель уже определил, что данные лица причастны к принятию решений или совершению действий (бездействию), которые привели к отзыву лицензии/банкротству.
Данная презумпция профильного законодательства соотносится с уровнем предоставленного указанным лицам контроля и их ролью в организации надлежащего функционирования финансовой организации.
Согласно информации об акционерах АО "СК "Стерх" (далее также - Страховщик) и лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находится Страховщик, представленной АО "СК "Стерх" по состоянию на 02.10.2018 и на 18.09.2019, АО "РИК Плюс" на тот момент принадлежало 14,83% акций Страховщика. При этом АО "РИК Плюс" и АО "РИК" в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 9 Федерального закона "О защите конкуренции" образовывали группу лиц в связи с 4 осуществлением АО "РИК" функций единоличного исполнительного органа АО "РИК Плюс". Совокупная доля указанной группы лиц в уставном капитале АО "СК "Стерх" составляла на соответствующие даты 32,17%. При этом представители АО "РИК" (Петрова Д.Г., являвшаяся заместителем генерального директора АО "РИК", и Трофимова А.С., являвшаяся начальником управления по коммерческим проектам АО "РИК") входили в состав Совета директоров Страховщика.
Приказом Банка России от 27.10.2019 N ОД-2481 у АО "СК "Стерх" отозваны лицензии на осуществление страхования.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 16.01.2020 по делу N А58-11841/2019 АО "СК "Стерх" признано несостоятельным (банкротом).
На основании изложенного в силу императивного требования приведенных правовых норм сведения об АО "РИК Плюс" внесены в базу данных, ведение которой предусмотрено статьей 76.7 Закона о Банке России.
В свою очередь доводы Заявителя о том, что АО "РИК Плюс" не имело права давать обязательные указания или возможность иным образом определять действия Страховщика (в связи с чем включение сведений о нем в базу данных является незаконным), являются необоснованными ввиду следующего.
Судом первой инстанции верно отмечено, что при определении состава лиц, имеющих право давать обязательные указания или возможность иным образом определять действия финансовой организации, действующей в форме акционерного общества, необходимо учитывать положения Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ), определяющие компетенцию общего собрания акционеров общества, совета директоров, порядок одобрения крупных сделок, устава общества.
Лицо, владеющее более 10% акций общества, имеет право: требовать ознакомления со списком лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров (статья 51 Закона N 208-ФЗ), внести вопросы в повестку дня годового общего собрания акционеров и выдвинуть кандидатов в совет директоров (наблюдательный совет) общества, коллегиальный исполнительный орган, ревизионную комиссию (ревизоры) и счетную комиссию общества, число которых не может превышать количественный состав соответствующего органа, а также кандидата на должность единоличного исполнительного органа (статья 53 Закона N 208-ФЗ), требовать проведения внеочередного общего собрания акционеров (статья 55 Закона N 208-ФЗ), обжаловать в суд решение совета директоров (наблюдательного совета) общества, принятое с нарушением требований Закона N 208-ФЗ, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, устава общества, в случае, если указанным решением нарушены права и (или) законные интересы общества или этого акционера (статья 68 закона N 208-ФЗ), обратиться в суд с иском к члену совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличному исполнительному органу общества (директору, генеральному директору), временному единоличному исполнительному органу общества (директору, генеральному директору), члену коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) о возмещении причиненных обществу убытков в случае убытков, причиненных обществу их виновными действиями (бездействием), если иные основания ответственности не установлены федеральными законами (статья 71 Закона N 208-ФЗ).
В соответствии с Уставом АО "СК "Стерх", утвержденным решением общего собрания акционеров 23.03.2018 (протокол от 26.03.2018 N 2/2-18) общее собрание акционеров является высшим органом управления страховой организации, к компетенции которого, в том числе, относятся следующие вопросы: внесение изменений в устав и утверждение устава в новой редакции; реорганизация и ликвидация страховой организации; избрание членов Совета директоров и досрочное прекращение их полномочии; изменение размера уставного капитала; избрание членов ревизионной комиссии и утверждение аудитора страховой организации; выплата (объявление) дивидендов; принятие решений о согласии на совершение и последующее одобрение сделок в случаях, предусмотренных Законом N 208-ФЗ; утверждение внутренних документов, регулирующих деятельность органов страховой организации.
Согласно статье 65 Закона N 208-ФЗ к компетенции совета директоров акционерного общества относятся вопросы определения принципов и подходов к организации в обществе управления рисками, внутреннего контроля и внутреннего аудита.
В соответствии с Положением о совете директоров АО "СК "Стерх", утвержденным решением общего собрания акционеров АО "СК "Стерх" 23.03.2018 (протокол от 26.03.2018 N 2/2-18) для реализации целей деятельности совет директоров в пределах своей компетенции решает, в том числе, следующие задачи: оценивает политические, финансовые и иные риски, влияющие на деятельность общества; обеспечивает эффективный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества; проводит оценку результатов деятельности общества и его органов; осуществляет надзор за деятельностью исполнительных органов общества; обеспечивает соблюдение обществом действующего законодательства.
Регламентом управления финансовыми рисками, утвержденным приказом АО РСК "Стерх" от 09.01.2017 N 1/1-04/1, Регламентом управления операционными рисками, утвержденным приказом АО РСК "Стерх" от 09.01.2017 N 1/1-04/1, и Регламентом управления страховыми рисками, утвержденным приказом АО РСК "Стерх" от 09.01.2017 N 1/1-04/5АО "СК "Стерх" к полномочиям совета директоров отнесены, в том числе следующие вопросы:
- обеспечение создания организационной структуры, соответствующей основным принципам управления финансовыми рисками, операционными рисками и страховыми рисками соответственно;
- осуществление контроля за полнотой и периодичностью проверок внутренним аудитором (в части финансовых рисков и страховых рисков), службой внутреннего контроля (в части операционных рисков), соблюдения основных принципов управления финансовыми рисками, операционными рисками и страховыми рисками соответственно;
- осуществление контроля за полнотой и периодичностью предоставляемых отчетов об оценке уровня основных финансовых рисков, операционных рисков и страховых рисков соответственно;
- утверждение комплекса мероприятий для кризисных ситуаций в случае длительного нахождения Страховщика под влиянием финансового риска и страхового риска, утверждение мер по обеспечению непрерывности финансово-хозяйственной деятельности при совершении операций и других сделок, включая планы действий на случай непредвиденных обстоятельств (планы по обеспечению непрерывности и/или восстановления финансово-хозяйственной деятельности Страховщика);
- оценка эффективности управления финансовыми рисками, операционными рисками и страховыми рисками соответственно;
- контроль за деятельностью исполнительных органов по управлению финансовыми рисками, операционными рисками и страховыми рисками соответственно.
Соответственно, реализуя вышеуказанные полномочия, предоставленные Законом N 208-ФЗ акционерам общества и членам совета директоров (наблюдательного совета) общества, Заявитель, а также его представители в совете директоров Страховщика имели право давать обязательные указания или возможность иным образом определять действия Страховщика.
Наличие оснований для признания лица не соответствующим требованиям к деловой репутации и включения сведений о нем в базу данных возникает не в результате оценки деятельности каждого конкретного лица, а в результате оценки деятельности всей финансовой организации в целом в период, предшествующий отзыву лицензии, банкротству.
Оценка деятельности финансовой организации дана в виде приказов Банка России об отзыве лицензии, назначении временной администрации, решения арбитражного суда о банкротстве.
Обстоятельства, послужившие основанием для отзыва лицензии, назначения временной администрации и банкротства АО "СК "Стерх", не входят в предмет доказывания по настоящему делу, в противном случае это свидетельствовало бы о подмене установленного Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации порядка оспаривания приказов Банка России об отзыве лицензии и назначении временной администрации, решения арбитражного суда о признании финансовой организации банкротом.
Учитывая, что для признания неудовлетворительной деловой репутации лица достаточным основанием является совокупность двух условий, а именно: наличие у лица права давать обязательные указания или возможность иным образом определять действия финансовой организации. Отзыв лицензии и/или банкротство финансовой организации, внесение в базу данных сведений о Заявителе является законным.
Указанная выше правовая позиция подтверждается судебной практикой по данной категории дел, в том числе, Определением Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2017 по делу N А40-105789/2016.
По основаниям, описанным выше, сведения об АО "РИК Плюс" как о лице, имеющем неудовлетворительную деловую репутацию, в императивном порядке обоснованно включены заинтересованным лицом в базу данных Банка России.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
То обстоятельство, что в судебном акте не отражены все имеющиеся в деле доказательства либо доводы участвующих в деле лиц, не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной оценки и проверки (Определения ВС РФ от 05.07.2016 N 306-КГ16-7326, от 06.10.2017 N 305-КГ17-13953, от 19.10.2017 N 305-КГ17-14817).
Таким образом, отсутствует правовая необходимость наиподробнейшей оценки абсолютно всех доводов, приведенных обществом в апелляционной жалобе.
По совокупности собранных доказательств и по существу спора судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение.
Безусловных оснований для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14.04.2021 по делу N А40-102925/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-102925/2020
Истец: АО "РИК ПЛЮС"
Ответчик: Центральный Банк Российской Федерации (Банк России)
Хронология рассмотрения дела:
11.10.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-24193/2022
26.07.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-40152/2022
21.06.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-33467/2021
14.04.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-102925/20