город Ростов-на-Дону |
|
12 февраля 2024 г. |
дело N А32-44615/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 15.12.2023 по делу N А32-44615/2023
по заявлению АО "АТЭК" (ОГРН: 1022301974420, ИНН: 2312054894)
к Административной комиссии при Администрации муниципального образования город Новороссийск
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Автономная теплоэнергетическая компания" (далее - АО "АТЭК", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии при Администрации муниципального образования город Новороссийск от 10.08.2023 N 10-08-499 о привлечении к административной ответственности по п. 1 ст. 3.2 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях".
Решением Краснодарского края от 15.12.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано наличием в действиях общества состава административного правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, привлечением в пределах срока, установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным, отсутствием оснований для замены административного штрафа предупреждением.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "АТЭК" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило отменить решение суда, постановление о привлечении к административной ответственности отменить.
В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что правонарушение, выразившееся в не восстановлении в установленный срок нарушенного благоустройства в зоне производства земляных работ, не может относиться к категории длящихся правонарушений и считается оконченным с момента истечения срока производства работ по разрешению, так как в силу требований пункта 1.6 "Правил производства земляных работ на территории муниципального образования город Новороссийск и признании утратившими силу некоторых постановлений администрации муниципального образования город Новороссийск" (утв. Постановлением Администрации МО г. Новороссийск от 19.09.2013 N 6687) (далее - Правила N 6687) восстановление нарушенного благоустройства организовывается и (или) производится в сроки производства работ, указанные в разрешении. Поскольку Правилами N 6687 предусмотрен срок, в течение которого общество обязано было выполнить возложенную на него обязанность по восстановлению благоустройства, постольку срок давности привлечения к административной ответственности в данном случае следует исчислять с момента истечения срока производства работ, указанного в выданном разрешении на выполнение аварийных земляных работ. В рассматриваемом случае на момент вынесения административной комиссией оспариваемого постановления срок давности привлечения общества к административной ответственности истек, что в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В судебное заседание лица, участвующие в деле явку не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом согласно части 6 статьи 121, части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 5 постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", пунктов 16, 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов".
В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации от 10.08.2023 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10-08-499 общество привлечено к административной ответственности по п. 1 ст. 3.2 Закона N 608-КЗ в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Полагая указанное постановление незаконным, заявитель обратился в суд с заявлением о признании постановления незаконным.
Согласно части 1 статьи 3.2 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях" (далее - Закон N 608-КЗ) нарушение правил благоустройства, установленных органами местного самоуправления в Краснодарском крае, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Решением городской Думы муниципального образования г. Новороссийск от 26.09.2017 N 228 утверждены Правила организации содержания объектов внешнего благоустройства, инженерной инфраструктуры и санитарного состояния городских территорий муниципального образования город Новороссийск (далее - Правила благоустройства), направленные на повышение уровня благоустройства и поддержания надлежащего санитарного состояния на территории МО город Новороссийск и создание благоприятной для жизни и здоровья людей среды обитания.
Правила устанавливают единые требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений, земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, определяют перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения, устанавливают порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, устанавливают требования по благоустройству территории муниципального образования город Новороссийск (включая освещение улиц, озеленение территорий, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также предусматривают ответственность за нарушение данных Правил.
Правила обязательны для всех предприятий, объединений, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования город Новороссийск, а также граждан, иностранных юридических лиц и лиц без гражданства, проживающих на территории муниципального образования город Новороссийск (пункт 1.2 Правил благоустройства).
Согласно пункту 32.1 Правил благоустройства при производстве работ, в том числе строительных, ремонтных, связанных с разрытием на землях общего пользования территории муниципального образования город Новороссийск, все разрушения и повреждения грунта, дорожного покрытия, озеленения и других элементов благоустройства должны быть восстановлены силами и за счет средств организаций, производящих эти работы.
В силу пункта 32.3.4 Правил благоустройства за заявителя возложена обязанность восстановить после окончания работ по ликвидации аварий в установленный срок все проходы, проезды, тротуары, газоны и другие элементы благоустройства, разрушенные при производстве работ по ликвидации аварий.
Пунктами 4.12.1 и 4.12.2 Правил производства работ, связанных с разрытием территории общего пользования муниципального образования город Новороссийск, утвержденных постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 19.09.2013 N 6687 (далее - Правила производства работ), установлено, что на магистралях, в скверах, парках, а также в местах большого движения транспорта и пешеходов восстановительные работы должны начинаться немедленно после засыпки траншеи строительной организацией в кратчайший срок - 24 часа, в остальных случаях - не более 5 суток после засыпки траншеи.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что АО "АТЭК" в период с 14.02.2023 по 22.02.2023 производило ремонтные работы подземных коммуникаций, связанные с разрытием на землях общего пользования территории МО г. Новороссийск, по адресу: г. Новороссийск, ул. Толстого, д. 1.
По состоянию на 27.06.2023 работы были окончены, однако асфальтобетонное покрытие дороги на месте разрытия не восстановлено.
27.06.2023 выявленное нарушение зафиксировано на фототаблицах и в акте визуального осмотра.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что в нарушение п. 32.1 Правил благоустройства АО "АТЭК" в установленный срок не приняты меры к восстановлению элементов благоустройства (асфальтобетонного покрытия дороги) при производстве ремонтных работ, связанных с разрытием на землях общего пользования МО г. Новороссийск, что образует состав административного нарушения, ответственность за которое предусмотрена п. 1 ст.3.2 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях".
В обоснование своей правовой позиции общество указывает, что материалы дела об административном правонарушении не содержат сведений о нарушении заявителем срока восстановления дорожного покрытия.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что обществу администрацией города Новороссийска согласован график проведения работ в период с 14.02.2023 по 22.02.2023, в том числе, восстановление благоустройства - 22.02.2023.
Однако, как установлен судом и подтверждено материалами дела, на момент проверки (27.06.2023) последствия ремонтных работ не были устранены, работы по восстановлению благоустройства не выполнены.
Кроме того, письмом главного инженера филиала АО "АТЭК" "Новороссийские тепловые сети" подтверждается, что заявитель гарантирует восстановление благоустройства после выполнения аварийно-восстановительных работ на тепловой сети по вышеуказанному адресу.
Довод заявителя о том, что контролирующим органом не подтверждено расположение траншеи в сквере, парке, месте большого движения транспорта и пешеходов, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку материалами дела подтверждается, что разрытие осуществлялось на землях общего пользования.
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе протоколом об административном правонарушении от 17.07.2023 N К000525, подтверждается невыполнение обществом утвержденных уполномоченным органом правил благоустройства и производства работ после проведения ремонта объекта, в отношении которого ему было выдано разрешение на выполнение аварийных земляных работ.
Обществом документально не подтверждено осуществление мероприятий по своевременному восстановлению элементов благоустройства (плиточного покрытия тротуара).
Доказательств, опровергающих установленные административным органом обстоятельства, в материалы дела не представлено.
Таким образом, материалами дела подтверждено наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3.2 Закона N 608-КЗ.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу об административном правонарушении судом апелляционной инстанции не установлено, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы общества о том, что на момент оспариваемого постановления срок давности привлечения общества к административной ответственности истек, не принимаются апелляционным судом ввиду следующего.
Согласно пункту 21 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года (утвержден постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07.03.2007) днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Частью 2 статьи 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Вопреки доводам жалобы, выявленное правонарушение относится к длящимся.
В данном случае правонарушение выявлено 27.06.2023, на момент составления протокола об административном правонарушении 17.07.2023 восстановительные работы обществом не проведены, иного в материалы дела не представлено.
10.08.2023 административной комиссией принято оспариваемое постановление.
Таким образом, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Правовых оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
В рассматриваемом случае апелляционной инстанции не усматривает каких-либо исключительных обстоятельств, послуживших причиной совершения АО "АТЭК" административного правонарушения, при том, что общество не могло не знать об установленных обязательных требованиях действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для замены административного штрафа предупреждением, поскольку заявитель не является субъектом малого и среднего предпринимательства.
Судом первой инстанции также установлено, что АО "АТЭК" ранее неоднократно привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 3.2 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях".
Таким образом, общество реализовало своё право на защиту нарушенных прав.
Аналогичный правовой подход изложен в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.09.2022 по делу N A32-54634/2021, Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31.03.2023 по делу N А32-44300/2022.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.12.2023 по делу N А32-44615/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-44615/2023
Истец: АО "АВТОНОМНАЯ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ", АО "АТЭК"
Ответчик: Административная комиссия при администрации МО г. Новороссийск, Административная комиссия при администрации муниципального образования г. Новороссийск
Хронология рассмотрения дела:
13.11.2024 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11174/2024
10.04.2024 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-44615/2023
12.02.2024 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21353/2023
15.12.2023 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-44615/2023