г. Москва |
|
21 июня 2021 г. |
Дело N А40-136656/2020 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи С.М. Мухина, рассмотрев апелляционную жалобу ГБОУ г.Москвы "Школа N 554" на решение Арбитражного суда города Москвы от 18.03.2021 по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А40-136656/2020
по заявлению: ГУ - ГУ ПФР РФ N 4 по г. Москве и Московской области
к ГБОУ г.Москвы "Школа N 554"
о взыскании финансовой санкции,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 18.03.2021, принятым по настоящему делу, удовлетворены требования ГУ - ГУ ПФР РФ N 4 по г. Москве и Московской области (далее - истец, Пенсионный фонд) о взыскании с ГБОУ г. Москвы "ШКОЛА N 554" (далее - ответчик, Учреждение) 136 000 рублей штрафа, а также 2 000 рублей госпошлины.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда отменить, в удовлетворении требований истца отказать в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Путем посредством электронной почты от представителя истца поступил отзыв, в котором просил решение суда оставить без изменения.
Дело рассмотрено судом в порядке ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ без вызова сторон.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Удовлетворяя заявленные Пенсионным фондом требования, суд первой инстанции установил, что в соответствии со статьей 5 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Пенсионным фондом были проведены проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных п. 2.2. ст.11 Закона N 27-ФЗ на основании сведений о застрахованных лицах, представленных 27.02.2019 за апрель 2018 года, по материалам которых составлен акт N 087S18200045154 от 16.03.2020.
Акт проверки от 16.03.2020 согласно списку почтовых отправлений был направлен ответчику почтовым отправлением, но Общество не воспользовалось своим правом на подачу возражений по акту проверки.
Рассмотрев акт, Фонд 10.06.2020 принял решение N 087S19200080057, которым ответчик привлечен к ответственности на основании части 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за несоблюдение порядка предоставления сведений индивидуального персонифицированного учета в отношении 272 застрахованных лиц за апрель 2018 года в виде штрафа в размере 136 000 руб.
Решение было направлено обществу согласно списку почтовых отправлений.
Доказательств его оспаривания в установленном законом порядке ни в вышестоящий орган пенсионного фонда, ни в суд ответчиком не представлено.
На основании решения заявителем 02.07.2020 выставлено требование об уплате штрафа за несоблюдение порядка предоставления сведений индивидуального персонифицированного учета, предусмотренных п. 4 ст. 17 Закона N 27-ФЗ в размере 136000 руб.
Требование также было направлено Обществу почтой, что подтверждается списком почтовых отправлений. Доказательств его оспаривания в установленном законом порядке ни в вышестоящий орган пенсионного фонда, ни в суд ответчиком также не представлено.
Основанием для привлечения заявителя к ответственности послужили следующие положения законодательства.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Закона от 01.04.1996 г. N 27 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь представляет в соответствующий территориальный орган ПФР сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Сведения представляются в территориальный орган ПФР в соответствии с утвержденными в установленном порядке формами документов и инструкциями.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона от 01.04.1996 г. N 27 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", указанные сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений.
Страхователь представляет сведения на 25 и более работающих у него застрахованных лиц (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, который устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации. В таком же порядке могут представляться сведения страхователем менее чем на 25 работающих у него застрахованных лиц (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период.
Таким образом, сведения на 25 и более человек, представляются страхователем исключительно в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
С учетом изложенного, страхователь должен был представить сведения за апрель 2018 г. на 272 человек в срок до 15.05.2018 в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, однако материалами дела подтверждено несоблюдение порядка предоставления сведений индивидуального персонифицированного учета, а именно, сведения представлены почтой 27.02.2019.
Ответчик, указывая на злоупотребление правом заявителем, напротив пытается уйти от ответственности за систематическое нарушение Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 г. "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", о чем свидетельствует дело N А40-146408/2020.
Таким образом, требования заявителя о взыскании штрафных санкций за несоблюдение порядка предоставления сведений индивидуального персонифицированного учета, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за период апрель 2018 г. в сумме 136 000 руб. удовлетворены судом.
Апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что оспариваемое решение подлежит отмене, апелляционная жалоба удовлетворению по следующим основаниям.
В исковом заявлении истец в подтверждение своих требований указал, что 07.05.2018 года ответчиком был предоставлен отчёт по форме СЗВ-М исходная за апрель месяц 2018 года - без указания в данном отчёте сведений о застрахованных лицах.
В качестве подтверждения своих требований истец предоставил:
- протокол сверки предоставленных форм СЗВ-М и форм СЗВ-СТАЖ за 2018 год от 16.03.2020года; акт о выявлении нарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования N 087S18200045154от 16.03.2021 года;
- решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования N 087S19200080057 от 10.06.2020 года; требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования N 087S01200109220 от 02.07.2020 года;
- форма СЗВ-М, сведения от застрахованных лицах, переданных Ответчиком за отчетный период 04, то есть за апрель 2018 года; протокол проверки отчетности страхователя ГБОУ ШКОЛА N 554, рег. Номер 087-706-008022 по форме СЗВ-М за апрель 2018 года тип ИСХОДНАЯ, в котором в результате проверки указано: предупреждений 0 (ноль), ошибок 0 (ноль) и грубых ошибок 0 (ноль); форма СВЗ-СТАЖ сведения по страхователю, передаваемы в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированном) учёта за отчетный период 0, то есть за весь 2018 год от 27.02.2019 года;
- протокол проверки отчетности страхователя ГБОУ ШКОЛА N 554, рег. Номер 087-706-008022 по форме СЗВ-М за 2018 год тип ИСХОДНАЯ, в котором в результате проверки указано: предупреждений 0 (ноль), ошибок 0 (ноль) и грубых ошибок 0 (ноль); документы подтверждающие, что все формы отчетности и протоколы передавались в электронном виде.
Согласно протоколам проверки отчетности страхователя за апрель 2018 года и за календарный 2018 год также видно, что отчётность передавалась ответчиком в электронной форме.
Не смотря на это, суд формально изучив предоставленные документы имеющих значение для дела и не правильно применив нормы материального права указал, что в нарушение ч. 2 ст. 8 Закона N 27-ФЗ, ответчик должен был представить сведения за апрель 2018 г. на 272 человек в срок до 15.05.2018 в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, однако материалами дела подтверждено несоблюдение порядка предоставления сведений индивидуального персонифицированного учета, а именно, сведения представлены почтой 27.02.2019.
Между тем, 27.02.2019 в электронной форме был сдан отчёт по форме ОДВ-1(СЗВ-СТАЖ) сведения по страхователю, передаваемы в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированном) учёта за отчетный период 0, то есть за весь 2018 год, а не за апрель 2018 года.
Отчёт по форме ОДВ-1(СВЗ-СТАЖ) сведения по страхователю, передаваемы в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированном) учёта за отчетный период 0, то есть за весь 2018 год от 27.02.2019 является документом согласно которому, 16.03.2020 истцом было выявлено, что 07.05.2018 ответчиком был предоставлен отчёт по форме СЗВ-М исходная за апрель месяц 2018 года - без указания в данном отчёте сведений о застрахованных лицах.
Данная информация также отображена в протоколе сверки предоставленных форм СЗВ-М и форм СЗВ-СТАЖ за 2018 год от 16.03.2020 и акте о выявлении нарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования N 087S18200045154 от 16.03.2021, предоставленных истцом.
Истцом не были предоставленные доказательства, что ответчиком было допущено систематическое нарушение Закона N 27-ФЗ.
Ответчик в своём отзыве на исковые требования истца факт неправильно сданного отчета не опровергает, в качестве обоснования своей позиции, ссылается на нарушение истцом своих обязанностей, предусмотренных Законом N 27-ФЗ, а именно:
- в соответствии с пунктом 2.2. статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с настоящим Федеральным законом в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации.
Порядок электронного документооборота между страхователями и Пенсионным фондом Российской Федерации при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного) учета устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 16 Закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных налоговыми органами и страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, зарегистрированными лицами, а также надежное хранение этих сведений осуществлять контроль за правильностью представления страхователями, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, сведений, определенных Законом, в том числе по их учетным данным.
Согласно пункту 14 Порядка электронного документооборота между страхователями и Пенсионным фондом Российской Федерации при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, утверждённого Постановлением Правления Пенсионного фонда России от 11 марта 2020 г. N 178п, ПФР в течение трех рабочих дней с момента направления уведомления о доставке выполняет следующие действия:
1) Проверяет усиленную квалифицированную подпись (далее - УКЭП) Оператора и состав пакета.
2) Расшифровывает входящие документы.
В случае выявления ошибок при проверках, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 14 настоящего Порядка, отправляется электронный документ "Уведомление об отказе в приеме пакета".
3) Проверяет УКЭП страхователя.
4) Осуществляет проверку индивидуальных сведений на соответствие установленной форме, формату и порядку заполнения.
В соответствии с пунктом 15 Порядка электронного документооборота между страхователями и Пенсионным фондом Российской Федерации при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, утверждённого Постановлением Правления Пенсионного фонда России от 11 марта 2020 г. N 178п, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, страхователю направляется уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, для исправления в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений.
Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Как видно из материалов, представленных истцом, 07.05.2018 ГБОУ школа N 554 был предоставлен отчёт по форме СЗВ-М (Исходная) за апрель 2018 года.
В ответ 08.05.2018 истцом был направлен Протокол проверки отчетности страхователя "ГБОУ ШКОЛА N 554", рег. Номер 087-706-008022 по форме СЗВ-М за апрель 2018 года тип ИСХОДНАЯ, в котором в результате проверки указано: предупреждений 0 (ноль), ошибок 0 (ноль) и грубых ошибок 0 (ноль).
Таким образом, истец правильность с полноту представленных сведений, не выявил ошибки или грубые ошибки.
У истца имелись сведения о сданной отёчности ответчиком за предыдущие месяцы, что представляло для него возможность должным образом исполнить свои обязанности, предусмотренные действующим законодательством, тем самым предоставить Ответчику возможность устранить выявленные нарушения в срок до 15 числа месяца, направив уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными ответчиком (Страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у истца (Пенсионного фонда Российской Федерации), для исправления в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений.
Истец фактически формально подошел к проверке предоставленной отчетности ответчиком, так как из представленных документов истцом видно, что достоверность представленных сведений по форме СЗВ-М (Исходная) за апрель 2018 года была проведена истцом в марте месяце 2020 года, о чем был составлен Акт от 16.03.2020 года.
Суд апелляционной инстанции считает, что истец не выполнив требования действующего законодательства и заявив исковые требования о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществление индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования истец злоупотребил правом.
На момент рассмотрения судом дела N А40-146408/20 сведения по форме СЗВ-М (Исходная) за апрель 2018 года были сданы повторно.
В соответствии с пунктом 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" по результатам рассмотрения дела суд апелляционной инстанции, согласно пункту 2 статьи 269 АПК РФ, выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта (часть 4 статьи 270 Кодекса), и принимает новый судебный акт.
Учитывая изложенное выше, решение суда первой инстанции подлежит отмене по пункту 4 части 1 статьи 270 АПК РФ как вынесенное с нарушением норм процессуального права.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 258, 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18.03.2021 по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А40-136656/2020 отменить.
В удовлетворении требования ГУ - ГУ ПФР РФ N 4 по г. Москве и Московской области о взыскании с ГБОУ г. Москвы "ШКОЛА N 554" 136 000 рублей штрафа, отказать.
Возвратить ГБОУ г. Москвы "ШКОЛА N 554" из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Судья |
С.М. МУХИН |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-136656/2020
Истец: ГУ ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ N4 ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "ШКОЛА N 554"