город Ростов-на-Дону |
|
21 июня 2021 г. |
дело N А53-41105/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Барановой Ю.И., Величко М.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коноплевым И.А.
при участии:
от ответчика - начальник Семикова Ю.Н., распоряжение, паспорт; представитель Дыбова А.В., доверенность от 12.10.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Пансионат отдыха санаторного типа, круглосуточного действия "Шахтинский текстильщик" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.04.2021 по делу N А53-41105/2020
по иску ООО "Пансионат отдыха санаторного типа, круглосуточного действия "Шахтинский текстильщик"
к ответчику - Управлению социальной защиты населения администрации Аксайского района Ростовской области
об обязании изменить условие контракта
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Пансионат отдыха санаторного типа, круглогодичного действия "Шахтинский текстильщик" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Управлению социальной защиты населения администрации Аксайского района Ростовской области об обязании изменить существенное условие муниципального контракта N 03583000818200000020001 от 26.03.2020 о сроке исполнения обязательства - заменить срок исполнения с "летний период 2020 года" на "летний период 2021 года".
Решением от 05.04.2021 в иске отказано.
Решение мотивировано тем, что в условиях действия ограничений, которые введены на территории Ростовской области и Краснодарского края в режиме повышенной готовности в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), отдых и оздоровление детей из Ростовской области на территории Краснодарского края не допускается. В 2020 контракт не исполнен, у ответчика нет обязанности продлить контракт на 2021 год, так как постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 N 16 действие ограничений продлено до 01.01.2022. Изменения условий муниципального контракта в связи с существенным изменением обстоятельств и переносом на 2021 год невозможно, влечет нарушение Бюджетного кодекса Российской Федерации. Судом не установлено наличие предусмотренных законом оснований изменения истцом существенного условия контракта N 03583000818200000020001 от 26.03.2020 о сроке его исполнения.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что возможность изменения срока исполнения контракта в 2020 году по соглашению сторон предусмотрена частью 24 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Распоряжением Правительства Ростовской области от 16.04.2020 N 248 предписано принять все необходимые меры в целях обеспечения изменения сроков исполнения государственных контрактов. В 2020 году на основании нормативно-правовых актов спорный государственный контракт не был исполнен по обстоятельствам, не зависящим от сторон, в связи с чем, имеются основания для внесения изменений в государственный контракт на основании статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель ООО "Пансионат отдыха санаторного типа, круглосуточного действия "Шахтинский текстильщик" не явился. Общество о времени им месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено в порядке пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 12 от 17.02.2011.
Представитель Управления социальной защиты населения администрации Аксайского района Ростовской области в заседании доводы жалобы не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителя ответчика, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 26.03.2020 между Управлением социальной защиты населения администрации Аксайского района Ростовской области (заказчик) и ООО "Пансионат отдыха санаторного типа, круглогодичного действия "Шахтинский текстильщик" (исполнитель) заключен муниципальный контракт N 03583000818200000020001, согласно которому заказчик поручил, а исполнитель принял на себя обязательства по оказанию услуг по оздоровлению детей из малоимущих семей в санаторно-оздоровительных лагерях (по профилю аллергология и иммунология, гастроэнтерология, эндокринология, офтальмология, травматология и ортопедия) на Черноморском побережье в летний период 2020 года (предоставление путевок).
Место оказания услуги по оздоровлению детей: село Ольгинка, Туапсинский район, Краснодарский край, ООО "П/О СТКД "Шахтинский текстильщик" (пункт 1.2 контракта).
В соответствии с пунктом 3.1 цена контракта составляет 6836400 рублей. Срок оказания услуги с 01.06.2020-24.06.2020, количество путевок - 150 шт., с 08.08.2020 - 31.08.2020, количество путевок - 150 шт.
В пункте 7.2 контракта предусмотрено, что в случае действия обстоятельств непреодолимей силы срок исполнения контракта отодвигается сторонами соразмерно времени, в течение которого действуют обстоятельства непреодолимой силы, и их последствия.
Полагая, что в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения в установленный срок, ООО "Пансионат отдыха санаторного типа, круглосуточного действия "Шахтинский текстильщик" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", под государственным и муниципальным контрактом понимается гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Согласно пункту 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими законами или договором.
Согласно пункту 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Согласно пункту 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 данной статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
В силу пункта 4 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
В соответствии с пунктом 2 статьи 767 Гражданского кодекса Российской Федерации изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами его финансирования, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом.
Согласно части 2 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей и статьей 95 данного Федерального закона.
В пункте 6 части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что возможность изменения срока исполнения контракта в 2020 году по соглашению сторон предусмотрена частью 24 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В целях обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции в статью 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" введена часть 65, согласно которой в 2020 году по соглашению сторон допускается изменение срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), и (или) размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации (за исключением случая изменения размера аванса в соответствии с настоящей частью) при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта, если предусмотренное настоящей частью изменение влечет возникновение новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнения контракта, и требование обеспечения исполнения контракта было установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
Государственным или муниципальным заказчиком как получателем бюджетных средств предусмотренное настоящей частью изменение может быть осуществлено в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.
Решение уполномоченного органа о возможности внести изменения в контракт по соглашению сторон не принято и денежные средства в виде лимитов бюджетных обязательств до управления не доведены.
Кроме того, согласно пункту 3.3 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 N 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" отдых детей и их оздоровление в организациях отдыха детей и их оздоровления должны быть организованы в пределах субъекта Российской Федерации по месту их фактического проживания, за исключением отдыха и оздоровления детей, фактически проживающих в Арктической зоне Российской Федерации. Организация отдыха и оздоровления детей, фактически проживающих в городах федерального значения, может осуществляться в субъектах Российской Федерации, граничащих с ними.
Согласно пункту 3 названное постановление действует до 01.01.2022 (в ред. постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.12.2020 N 39).
Таким образом, установленные ограничения к организации отдыха и оздоровления детей по принципу проживания в соответствующем субъекте Российской Федерации в 2021 году не были сняты.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для переноса срока исполнения обязательств по спорному контракту на 2021 год.
Указанный вывод соответствует сложившейся судебной практике (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2021 по делу N А53-22999/2020).
При таких условиях, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суд апелляционной инстанции не усматривает.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.04.2021 по делу N А53-41105/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Еремина О.А. |
Судьи |
Баранова Ю.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-41105/2020
Истец: ООО "ПАНСИОНАТ ОТДЫХА САНАТОРНОГО ТИПА, КРУГЛОГОДИЧНОГО ДЕЙСТВИЯ "ШАХТИНСКИЙ ТЕКСТИЛЬЩИК", ООО "Пансионат отдыха санаторного типа, круглосуточного действия "Шахтинский текстильщик"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ АКСАЙСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ