г. Красноярск |
|
22 июня 2021 г. |
Дело N А74-7119/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2021 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Петровской О.В.,
судей: Белан Н.Н., Бутиной И.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кимом С.Д.,
при участии:
от истца (до и после перерыва) - общества с ограниченной ответственностью "СУЭК-Хакасия": Барсукова А.С., представителя по доверенности от 14.12.2020 серии 19 АА 0646231,
от ответчика (до перерыва) - Управления имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия: Доценко К.Ю., представителя по доверенности от 11.01.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы
общества с ограниченной ответственностью "СУЭК-Хакасия",
Управления имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от 05 октября 2020 года по делу N А74-7119/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СУЭК-Хакасия" (ИНН 1903017342, ОГРН 1071903000773, далее по тексту - истец, ООО "СУЭК-Хакасия") обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с иском к Управлению имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия (ИНН 1910010838, ОГРН 1081903001025, далее по тексту - ответчик) о взыскании 40 923 565 рублей 79 копеек неосновательного обогащения, возникшего вследствие излишнего внесения арендной платы по договорам аренды земельных участков N СХ-15/733ОС от 24.07.2015, N 161 АП от 31.12.2008, N 174 АП от 31.12.2008, от 15.12.2014 (три договора), N171 АП от 31.12.2008, N СХ-15/732ОС от 24.07.2015, N 175 АП от 31.12.2008, N 172 АП от 31.12.2008, N 247АП от 01.04.2010, N 249АП от 01.04.2010, N 248АП от 01.04.2010, N 158 АП от 12.01.2009, N 164 АП от 31.12.2008, N 176 АП от 31.12.2008, N СХ-15/731ОС от 24.07.2015, N 242АП от 01.04.2010, N 245АП от 01.04.2010, N 240АП от 01.04.2010, N 157АП от 12.01.2009, N 162АП от 12.01.2009, N 159 АП от 12.01.2009, N СХ-16/660ОС от 01.08.2016, N178АП от 31.12.2008, N 125-4 от 01.08.2007, NСХ-14/528ОС от 15.12.2014, N 160 АП от 31.12.2008, N 173АП от 31.12.2008, N СХ-12/963 АП от 12.10.2012, N 177АП от 31.12.2008 в период с 01.01.2017 по 31.12.2017 (с учётом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 05 октября 2020 года исковые требования удовлетворены частично, взыскано с ответчика в пользу истца 24 697 052 рубля 03 копейки неосновательного обогащения и 88 581 рубль 44 копейки расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, указал, что решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований в сумме 15 945 397,07 руб. является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
- коэффициент вида разрешенного использования земельных участков в размере 2,62, утвержденный решением Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия от 29.01.2014 N 5 "Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования и категории земельных участков для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования Усть-Абаканский район на 2014 год", не подлежит применению для расчета размера арендной платы по договорам аренды земельных участков за 2017 год;
- коэффициенты вида разрешенного использования земельных участков из земель промышленности на 2017 год в размере 2,62 и 2,10 признаны решениями Верховного Суда Республики Хакасия, вступившими в законную силу, экономически необоснованными;
- сравнимость обстоятельств для расчета в 2014 и 2017 годах размера арендной платы с применением одинакового коэффициента в размере 2,62 отсутствует, поскольку в 2017 году существенно изменилась кадастровая стоимость земельных участков и применение такого же коэффициента привело к существенному увеличению в 2017 году размера арендной платы (в 73 раза);
- материалами дела не опровергнуты доводы ООО "СУЭК-Хакасия" о возможности применения в отношении спорных земельных участков коэффициента в размере 0,0645;
- выводы суда о том, что участки, предоставленные для строительства объектов не используются для ведения работ по добыче угля, так как предоставлены для строительства, а не для проведения работ по разработке недр, не соответствует действительности и противоречит сложившейся судебной практике по делам с аналогичными обстоятельствами;
- истец считает, что имеющиеся в деле доказательства являются достаточными для вывода о том, что размер арендной платы за земельные участки с кадастровыми номерами 19:10:100509:2, 19:10:140601:18, 19:10:140601:2 не может превышать 2% кадастровой стоимости земельного участка;
- одностороннее изменение арендатором вида разрешенного использования спорных земельных участков с "недропользования" на "производственную деятельность" не имеет правового значения для целей определения размера арендной платы, поскольку незаконно и нарушает права ООО "СУЭК-Хакасия" как арендатора, направлено исключительно на увеличение размера арендной платы;
- земельный участок с кадастровым номером 19:10:100509:2 для обеспечения добычи угля (отстой карьерных вод) используется для проведения работ, связанных с пользованием недрами, что подтверждается договором аренды земельного участка, выпиской из ЕГРН и проектной документацией;
- земельный участок с кадастровым номером 19:10:100503:243 используется ООО "СУЭК-Хакасия" для железнодорожных путей станции Карасук для подготовки к транспортировке и вывоза угольной продукции, что подтверждается видом разрешенного использования, выпиской из ЕГРН и расположением земельного участка относительно границ горного отвода.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 16.11.2020 апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 24.12.2020.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, указал, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
- единственным законодательно закрепленным критерием отнесения земельного участка к земельным участкам, связанным с пользованием недрами, является его вхождение в границы недропользования, установленные лицензией, что прямо предусмотрено статьей 12 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах";
- земельные участки с кадастровыми номерами 19:10:100503:244. 19:10:100503:4. 19:10:100503:5, 19:10:100509:13 не могут рассматриваться в качестве используемых в 2017 году для проведения работ, связанных с пользованием недрами, и льготный режим исчисления арендной платы в указанный период применен судом в отношении данных участков необоснованно.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 17.11.2020 апелляционная жалоба принята к производству.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
В материалы дела представлены отзывы сторон, в которых они отклонили доводы апелляционных жалоб.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество с ограниченной ответственностью "СУЭК-Хакасия" является недропользователем, осуществляющим добычу каменного угля на Черногорском каменноугольном месторождении на основании лицензий на право пользования недрами АБН 00473 ТЭ (срок до 01.01.2028), АБН 14668 ТЭ (срок до 31.12.2035), АБН 00578 ТЭ (срок до 29.08.2031), АБН 15469 ТЭ (срок до 28.12.2032). Участки недр имеют статус горного отвода. Основным видом деятельности истца является добыча угля открытым способом, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого.
Как следует из материалов дела, между ответчиком (арендодатель) и истцом (арендатор) заключены договоры аренды земельных участков, по условиям которых арендодатель передаёт, а арендатор принимает в пользование на условиях аренды земельные участки:
N |
Кадастровый номер земельного участка |
Номер, дата договора |
Адрес земельного участка |
Назначение |
1 |
19:10:000000:1795 |
N СХ-15/733ОС от 24.07.2015 |
Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 1,7 км северо-восточнее д. Курганная (участок 2) |
для строительства объекта "Водовод технологического водоснабжения" (ПД Схема ЗУ) |
2 |
19:10:100509:13 |
N 161 АП от 31.12.2008 |
Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 1,7 км западнее с. Солнечное |
для производственных нужд |
3 |
19:10:140601:3 |
N 174 АП от 31.12.2008 |
Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 1,3 км юго-восточнее п. Ташеба |
для размещения и эксплуатации углепогрузочного комплекса |
4 |
19:10:100503:244 |
от 15.12.2014 |
Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 6.1 км юго-западнее д.Курганная |
размещение объектов обогатительной фабрики |
5 |
19:10:100509:2 |
N 171 АП от 31.12.2008 |
Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 0,5 км западнее с. Солнечное |
для обеспечения добычи угля (отстой карьерных вод) |
6 |
19:10:100503:243 |
от 15.12.2014 |
Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 3,6 км юго-западнее д. Курганная (участок 2) |
под реконструкцию железнодорожного пути |
7 |
19:10:100405:194 |
N СХ-15/732ОС от 24.07.2015 |
Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 1,7 км северо-восточнее д. Курганная (участок 3) |
для строительства объекта "Водозабор с ВЛ 6 кВ" |
8 |
19:10:140601:18 |
N 175 АП от 31.12.2008 |
Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 1,5 км юго-западнее с. Солнечное |
для эксплуатации подъездной автодороги |
9 |
19:10:100503:4 |
N 172 АП от 31.12.2008 |
Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 3,5 км юго-западнее д. Курганная (участок 2) |
для размещения РП-2 |
10 |
19:10:000000:99 |
N 247АП от 01.04.2010 |
Республика Хакасия, Усть-Абаканский район |
начало трассы РП-1, конец трассы РП-2 |
11 |
19:10:100503:5 |
N 249АП от 01.04.2010 |
Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 5 км западнее д. Курганная литер В |
для эксплуатации распределительной подстанции - 3 (РП-3) |
12 |
19:10:000000:100 |
N 248АП от 01.04.2010 |
Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 4 км северо-восточнее д. Курганная |
конец трассы промплощадка, для производственных нужд |
13 |
19:10:100508:6 |
N 158 АП от 12.01.2009 |
Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 5 км северо-западнее с. Солнечное |
для размещения объекта строительства ВЛЭП-35, ПС-35/6 |
14 |
19:10:140601:2 |
N 164 АП от 31.12.2008 |
Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 0,8 км юго-западнее п. Ташеба |
для эксплуатации ж/д тупика и ж/д весов |
15 |
19:10:100503:3 |
N 176 АП от 31.12.2008 |
Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 7 км юго-западнее д. Курганная |
для размещения РП-5 |
16 |
19:10:080406:26 |
N СХ-15/731ОС от 24.07.2015 |
Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 1,7 км северо-восточнее д. Курганная (участок 4) |
для строительства объекта "Водозабор с ВЛ 6 кВ" |
17 |
19:10:000000:98 |
N 242АП от 01.04.2010 |
Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 4 км северо-восточнее д. Курганная |
размещение ЛЭП-35 |
18 |
19:10:100503:6 |
N 245АП от 01.04.2010 |
Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, на восточном борту разреза ОАО "Черногорская угольная компания" |
для производственных нужд |
19 |
19:10:100504:206 |
N 240АП от 01.04.2010 |
Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, начало трассы РП-1, конец трассы промплощадка ОАО "Хакасразрезуголь" |
размещение ЛЭП-6 |
20 |
19:10:100503:25 |
N 157АП от 12.01.2009 |
Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 6 км юго-западнее д. Курганная |
для размещения ЛЭП 35 кВ |
21 |
19:10:100508:5 |
N 162АП от 12.01.2009 |
Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 2 км северо-западнее п. Солнечное |
для размещения объекта строительства ЛЭП-6 |
22 |
19:10:100509:7 |
N 159 АП от 12.01.2009 |
Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 0,37 с.Солнечное |
для размещения ЛЭП |
23 |
19:10:000000:1884 |
N СХ-16/660ОС от 01.08.2016 |
Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 7,5 км северо-западнее д. Заря |
для строительства водовода обогатительной фабрики технической водой |
24 |
19:10:100504:15 |
N 178АП от 31.12.2008 |
Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 4 км юго-восточнее д. Курганная, промплощадка ОАО "Хакасская" |
для производственных нужд |
25 |
19:10:000000:522 |
N 125-4 от 01.08.2007 |
Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 6 км юго-западнее д. Курганная |
для размещения станции Карасук |
26 |
19:10:100508:50 |
N СХ-14/528ОС от 15.12.2014 |
Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 2,7 км северо-западнее с. Солнечное |
для ведения горных работ (добыча угля открытым способом) |
27 |
19:10:100508:2 |
N 160 АП от 31.12.2008 |
Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 1,6 км западнее с. Солнечное |
для производственных нужд |
28 |
19:10:100504:337 |
от 15.12.2014 |
Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 4 км юго-восточнее д. Курганная |
под пруд отстойник хоз.бытовых и сточных вод |
29 |
19:10:100508:17 |
N 173АП от 31.12.2008 |
Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 1,7 км северо-восточнее д. Курганная (участок 2) |
для обеспечения добычи угля (отстой карьерных вод) |
30 |
19:10:100508:24 |
N СХ-12/963 АП от 12.10.2012 |
Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 1,5 км западнее с. Солнечное |
для разработки и добычи каменного угля |
31 |
19:10:100504:10 |
N 177АП от 31.12.2008 |
Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 3,5 км восточнее д. Курганная и 2,5 км северо-восточнее шахты "Хакасразрезуголь" |
для размещения РП-1 |
Размер и условия внесения арендной платы определены в разделе 3 договоров.
По актам приёма-передачи земельные участки переданы арендатору.
В 2017 году, исполняя условия договоров, ООО "СУЭК-Хакасия" оплатило арендные платежи в соответствии с расчётами арендной платы ответчика и перечислило 41 945 733 рубля 67 копеек на основании следующих платёжных документов:
N |
Кадастровый номер земельного участка |
Номер и дата договора, |
Сумма оплаты, руб. |
Номер и дата платежного поручения |
1 |
19:10:000000:1795 |
N СХ-15/733ОС от 24.07.2015 |
14 514 058,23 |
1. N 4533 от 27.04.2017; 2. N 7141 от 30.06.2017; 3. N 10959 от 28.09.2017; 4. N 10975 от 28.09.2017; 5. N 12273 от 26.10.2017; 6. N 13366 от 23.11.2017; 7. N 14580 от 22.12.2017. |
2 |
19:10:100509:13 |
N 161 АП от 31.12.2008 |
7 609 245,46 |
1. N 4582 от 27.04.2017; 2. N 7189 от 30.06.2017; 3. N 7607 от 10.07.2017; 4. N 10734 от 21.09.2017; 5. N 11011 от 28.09.2017; 6. N 12309 от 26.10.2017; 7. N 13428 от 23.11.2017; 8. N 14826 от 22.12.2017. |
3 |
19:10:140601:3 |
N 174 АП от 31.12.2008 |
6 770 044,37 |
1. N 4370 от 21.04.2017; 2. N 7195 от 30.06.2017; 3. N 7609 от 10.07.2017; 4. N 10737 от 21.09.2017; 5. N 11014 от 28.09.2017; 6. N 11953 от 19.10.2017; 7. N 13434 от 23.11.2017; 8. N 14832 от 22.12.2017. |
4 |
19:10:100503:244 |
от 15.12.2014 |
3 966 213,74 |
1. N 4076 от 21.04.2017; 2. N 7028 от 30.06.2017; 3. N 10972 от 28.09.2017; 4. N 10956 от 28.09.2017; 5. N 11894 от 19.10.2017; 6. N 13363 от 23.11.2017; 7. N 14577 от 22.12.2017. |
5 |
19:10:100509:2 |
N 171 АП от 31.12.2008 |
3 701 829,44 |
1. N 4369 от 21.04.2017; 2. N 7193 от 30.06.2017; 3. N 10736 от 21.09.2017; 4. N 11013 от 28.09.2017; 5. N 11951 от 19.10.2017; 6. N 13432 от 23.11.2017; 7. N 14830 от 22.12.2017. |
6 |
19:10:100503:243 |
от 15.12.2014 |
1 002 886,71 |
1. N 4530 от 27.04.2017; 2. N 7027 от 30.06.2017; 3. N 10971 от 28.09.2017; 4. N 10955 от 28.09.2017; 5. N 11893 от 19.10.2017; 6. N 13362 от 23.11.2017; 7. N 14575 от 22.12.2017; 8. N 14576 от 22.12.2017. |
7 |
19:10:100405:194 |
N СХ-15/732ОС от 24.07.2015 |
9 050,00 |
1. N 4532 от 27.04.2017; 2. N 7030 от 30.06.2017; 3. N 10974 от 28.09.2017; 4. N 10958 от 28.09.2017; 5. N 11896 от 19.10.2017; 6. N 13365 от 23.11.2017; 7. N 14579 от 22.12.2017. |
8 |
19:10:140601:18 |
N 175 АП от 31.12.2008 |
1 204 348,50 |
1. N 4585 от 27.04.2017; 2. N 7196 от 30.06.2017; 3. N 7610 от 10.07.2017; 4. N 10738 от 21.09.2017; 5. N 11015 от 28.09.2017; 6. N 11954 от 19.10.2017; 7. N 13435 от 23.11.2017; 8. N 14833 от 22.12.2017. |
9 |
19:10:100503:4 |
N 172 АП от 31.12.2008 |
378 049,12 |
1. N 5186 от 15.05.2017; 2. N 6251 от 08.06.2017; 3. N 10320 от 08.09.2017; 4. N 13165 от 17.11.2017. |
10 |
19:10:000000:99 |
N 247АП от 01.04.2010 |
283 879,07 |
1. N 5191 от 15.05.2017; 2. N 6346 от 09.06.2017; 3. N 10326 от 08.09.2017; 4. N 13171 от 17.11.2017. |
11 |
19:10:100503:5 |
N 249АП от 01.04.2010 |
302 503,73 |
1. N 5193 от 15.05.2017; 2. N 6531 от 16.06.2017; 3. N 10328 от 08.09.2017; 4. N 13173 от 17.11.2017. |
12 |
19:10:000000:100 |
N 248АП от 01.04.2010 |
285 816,09 |
1. N 5192 от 15.05.2017; 2. N 6347 от 09.06.2017; 3. N 10327 от 08.09.2017; 4. N 13172 от 17.11.2017. |
13 |
19:10:100508:6 |
N 158 АП от 12.01.2009 |
271 663,45 |
1. N 4580 от 27.04.2017; 2. N 7186 от 30.06.2017; 3. N 11019 от 28.09.2017; 4. N 11945 от 19.10.2017; 5. N 13425 от 23.11.2017; 6. N 14824 от 22.12.2017. |
14 |
19:10:140601:2 |
N 164 АП от 31.12.2008 |
228 986,79 |
1. N 4584 от 27.04.2017; 2. N 7191 от 30.06.2017; 3. N 7608 от 10.07.2017; 4. N 11023 от 28.09.2017; 5. N 11949 от 19.10.2017; 6. N 13430 от 23.11.2017; 7. N 14828 от 22.12.2017. |
15 |
19:10:100503:3 |
N 176 АП от 31.12.2008 |
124 351,92 |
1. N 5187 от 15.05.2017; 2. N 6252 от 08.06.2017; 3. N 10321 от 08.09.2017; 4. N 13166 от 17.11.2017. |
16 |
19:10:080406:26 |
N СХ-15/731ОС от 24.07.2015 |
980,79 |
1. N 4531 от 27.04.2017; 2. N 4527 от 27.04.2017; 3. N 7029 от 30.06.2017; 4. N 10957 от 28.09.2017; 5. N 10973 от 28.09.2017; 6. N 11895 от 19.10.2017; 7. N 13364 от 23.11.2017; 8. N 14578 от 22.12.2017. |
17 |
19:10:000000:98 |
N 242АП от 01.04.2010 |
66 201,70 |
1. N 5189 от 15.05.2017; 2. N 6344 от 09.06.2017; 3. N 10324 от 08.09.2017; 4. N 13169 от 17.11.2017. |
18 |
19:10:100503:6 |
N 245АП от 01.04.2010 |
95 406,20 |
1. N 5190 от 15.05.2017; 2. N 6345 от 09.06.2017; 3. N 10325 от 08.09.2017; 4. N 13170 от 17.11.2017. |
19 |
19:10:100504:206 |
N 240АП от 01.04.2010 (по документам N 240АП/СХ-10/309АП) |
46 975,36 |
1. N 5188 от 15.05.2017; 2. N 6343 от 09.06.2017; 3. N 10323 от 08.09.2017; 4. N 13168 от 17.11.2017. |
20 |
19:10:100503:25 |
N 157АП от 12.01.2009 |
19 297,08 |
1. N 5185 от 15.05.2017; 2. N 6250 от 08.06.2017; 3. N 10353 от 11.09.2017; 4. N 13164 от 17.11.2017. |
21 |
19:10:100508:5 |
N 162АП от 12.01.2009 |
1 588,77 |
1. N 4583 от 27.04.2017; 2. N 7190 от 30.06.2017; 3. N 11022 от 28.09.2017; 4. N 11948 от 19.10.2017; 5. N 13429 от 23.11.2017; 6. N 14827 от 22.12.2017. |
22 |
19:10:100509:7 |
N 159 АП от 12.01.2009 |
632,34 |
1. N 4581 от 27.04.2017; 2. N 7187 от 30.06.2017; 3. N 11020 от 28.09.2017; 4. N 11946 от 19.10.2017; 5. N 13426 от 23.11.2017; 6. N 14825 от 22.12.2017. |
23 |
19:10:000000:1884 |
N СХ-16/660ОС от 01.08.2016 |
90 972,74 |
1. N 10990 от 28.09.2017; 2. N 11924 от 19.10.2017; 3. N 13402 от 23.11.2017; 4. N 14815 от 22.12.2017. |
24 |
19:10:100504:15 |
N 178АП от 31.12.2008 |
360 846,96 |
1. N 990 от 01.02.2017; 2. N 1929 от 22.02.2017; 3. N 3516 от 06.04.2017; 4. N 3515 от 06.04.2017; 5. N 6686 от 21.09.2017; 6. N 11025 от 28.09.2017; 7. N 14474 от 18.12.2017; 8. N 14473 от 18.12.2017; 9. N 14472 от 18.12.2017. |
25 |
19:10:000000:522 |
N 125-4 от 01.08.2007 |
267 655,28 |
1. N 3838 от 14.04.2017; 2. N 7317 от 06.07.2017; 3. N 10733 от 21.09.2017; 4. N 11017 от 28.09.2017; 5. N 11956 от 19.10.2017; 6. N 13423 от 23.11.2017; 7. N 14945 от 25.12.2017. |
26 |
19:10:100508:50 |
N СХ-14/528ОС от 15.12.2014 |
113 305,84 |
1. N 3833 от 14.04.2017; 2. N 7026 от 30.06.2017; 3. N 10954 от 28.09.2017; 4. N 10960 от 28.09.2017; 5. N 11892 от 19.10.2017; 6. N 13361 от 23.11.2017; 7. N 14574 от 22.12.2017. |
27 |
19:10:100508:2 |
N 160 АП от 31.12.2008 |
87 776,40 |
1. N 3839 от 14.04.2017; 2. N 7188 от 30.06.2017; 3. N 11021 от 28.09.2017; 4. N 11947 от 19.10.2017; 5. N 13427 от 23.11.2017; 6. N 14946 от 25.12.2017. |
28 |
19:10:100504:337 |
от 15.12.2014 |
76 616,38 |
1. N 989 от 01.02.; 2. N 1928 от 22.02.; 3. N 3513 от 06.04.2017; 4. N 3514 от 06.04.2017; 5. N 6685 от 21.06.2017; 6. N 11016 от 28.09.2017; 7. N 14469 от 18.12.2017; 8. N 14471 от 18.12.2017; 9. N 14470 от 18.12.2017. |
29 |
19:10:100508:17 |
N 173АП от 31.12.2008 |
41 962,88 |
1. N 4091 от 14.04.2017; 2. N 7194 от 30.06.2017; 3. N 11024 от 28.09.2017; 4. N 11952 от 19.10.2017; 5. N 13433 от 23.11.2017; 6. N 14831 от 22.12.2017. |
30 |
19:10:100508:24 |
N СХ-12/963 АП от 12.10.2012 |
14 072,12 |
1. N 4092 от 14.04.2017; 2. N 7197 от 30.06.2017; 3. N 11027 от 28.09.2017; 4. N 11955 от 19.10.2017; 5. N 13436 от 23.11.2017; 6. N 14834 от 22.12.2017. |
31 |
19:10:100504:10 |
N 177АП от 31.12.2008 |
8 516,21 |
1. N 3837 от 14.04.2017; 2. N 6253 от 08.06.2017; 3. N 10322 от 08.09.2017; 4. N 13167 от 17.11.2017. |
Как указывает истец, арендная плата в размере 2% от кадастровой стоимости устанавливается для земельных участков, предоставленных для проведения работ, связанных с пользованием недрами. Все спорные земельные участки в той или иной степени предоставлены истцу для строительства и/или эксплуатации производственных объектов, используемых истцом для угледобывающего производства на Черногорском каменноугольном месторождении разрезом "Черногорский". Земельные участки используются для проведения работ, связанных с пользованием недрами.
Однако, расчёт арендной платы по 21 участку произведён арендодателем исходя из площади земельных участков, кадастровой стоимости земельных участков, поправочных коэффициентов, установленных постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.01.2008 N 05 и решениями Совета депутатов муниципального образования Усть-Абаканский район Республики Хакасия.
Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 28.05.2018 по делу N 3а-13/2018 (т.4 л.д.23-39) установлена кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2016 по следующим земельным участкам:
N |
Кадастровый номер земельного участка |
Кадастровая стоимость земельного участка на 01.01.2017 |
Кадастровая стоимость земельного участка на 01.01.2017 в соответствии с решением ВС РХ |
1 |
19:10:000000:1795 |
5 539 716,88 |
4 068 285,90 |
2 |
19:10:100509:13 |
2 904 292,16 |
2 162 414,10 |
3 |
19:10:140601:3 |
2 583 986,40 |
1 903 524,00 |
4 |
19:10:100503:244 |
1 513 822,04 |
1 111 728,45 |
5 |
19:10:100509:2 |
1 412 912,00 |
1 040 578,00 |
6 |
19:10:100503:243 |
|
903 000,00 |
7 |
19:10:140601:18 |
459 675,00 |
338 625,00 |
8 |
19:10:100503:4 |
144 293,56 |
105 967,05 |
9 |
19:10:100503:5 |
115 459,44 |
84 791,70 |
10 |
19:10:000000:100 |
109 090,11 |
79 226,84 |
11 |
19:10:100508:6 |
103 688,34 |
76 368,60 |
12 |
19:10:140601:2 |
87 399,54 |
64 383,90 |
13 |
19:10:100503:3 |
47 462,56 |
34 855,80 |
14 |
19:10:000000:98 |
33 604,97 |
24 429,02 |
15 |
19:10:100503:6 |
36 414,58 |
23 401,84 |
16 |
19:10:100504:206 |
23 845,36 |
15 318,38 |
17 |
19:10:100503:25 |
7 365,30 |
5 359,20 |
18 |
19:10:100508:5 |
606,40 |
451,50 |
19 |
19:10:100509:7 |
241,35 |
178,64 |
20 |
19:10:100504:15 |
18 042 348,09 |
13 106 236,22 |
21 |
19:10:000000:522 |
13 382 764,13 |
9 721 454,82 |
22 |
19:10:100508:50 |
5 665 292,00 |
4 218 138,75 |
23 |
19:10:100508:2 |
4 388 820,00 |
3 232 267,50 |
24 |
19:10:100504:337 |
3 830 818,80 |
2 813 296,50 |
25 |
19:10:100508:17 |
2 098 144,00 |
1 562 190,00 |
26 |
19:10:100508:24 |
703 605,92 |
523 875,45 |
27 |
19:10:100504:10 |
425 810,48 |
312 708,90 |
Кроме того, решением Верховного Суда Республики Хакасия от 01.02.2018 по делу N 3а-38/2018 (т. 4 л.д. 14-22) признан несоответствующим с момента принятия решения Совета депутатов муниципального образования Усть-Абаканский район Республики Хакасия от 23.03.2017 N 40 "Об утверждении коэффициентов вида разрешённого использования для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования Усть-Абаканский район" в части утверждения коэффициента вида разрешённого использования в размере 2,62 для земельных участков для разработки полезных ископаемых, предоставляемых организациям горнодобывающей, нефтегазовой промышленности после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель... Суд пришёл к выводу об отсутствии надлежащего экономического обоснования оспариваемого коэффициента в связи с чем оспариваемое решение в части коэффициента 2,62 противоречит нормативным актам, имеющим большую юридическую силу.
Указанный коэффициент применялся в спорный период 2017 года для расчёта арендной платы.
По мнению истца, в результате неверного начисления арендодателем арендной платы без учёта положений части 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, а также в связи с изменением размера кадастровой стоимости по двадцати семи земельным участкам на стороне арендодателя возникло неосновательное обогащение в размере 40 923 565 рублей 79 копеек.
Поскольку претензия истца от 13.03.2019 о возврате излишне уплаченных сумм по договорам аренды оставлена без удовлетворения (письмом от 10.04.2019 ответчик отклонил претензию), истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
В ходе судебного разбирательства в порядке статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сторонами заключены соглашения по фактическим обстоятельствам дела, в соответствии с которыми размер излишне уплаченной ООО "СУЭК-Хакасия" арендной платы за 2017 год в связи с установлением кадастровой стоимости в размере равной рыночной за земельные участки с кадастровыми номерами 19:10:100508:5, 19:10:000000:1884, 19:10:100504:15, 19:10:100508:50, 19:10:100508:2, 19:10:100504:337, 19:10:100508:17, 19:10:100508:24, 19:10:100504:10 составляет 211 774 рубля 92 копейки, размер излишне уплаченной ООО "СУЭК-Хакасия" арендной платы за 2017 год за земельный участок с кадастровым номером 19:10:000000:522 составляет 73 226 рублей 18 копеек.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу заключенных договоров аренды между сторонами возникли правоотношения по аренде земельных участков, в которых ответчик является арендодателем, а истец арендатором.
В силу пункта 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
В соответствии со статьёй 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретённое или сбережённое имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьёй 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что излишне уплаченная арендная плата является неосновательным обогащением ответчика, поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, следовательно, размер арендной платы не может превышать регулируемую цену. Порядок определения размера, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В силу пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 настоящего Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
С учётом приведённых норм права, а также разъяснений, изложенных в пунктах 16, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что арендная плата за арендуемые истцом земельные участки является регулируемой, то есть исчисляемой на основании норм действующего законодательства.
Нормативным правовым актом, устанавливающим размер арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Усть-Абаканского района Республики Хакасия является постановление Правительства Республики Хакасия от 23.01.2008 N 05, а также нормативные акты Совета депутатов Усть-Абаканского района по утверждению размеров коэффициентов вида разрешённого использования земельных участков на территории муниципального образования Усть-Абаканский район.
Нормативным правовым актом, устанавливающим размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, являются Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582. Согласно подпункту "д" пункта 3 вышеназванных Правил годовая арендная плата за земельные участки, предоставленные в аренду пользователю недр для ведения работ, связанных с пользованием недрами, составляет 2% от кадастровой стоимости земельного участка.
Из представленных в материалы дела выписок из ЕГРН по состоянию на 15.03.2017 следует, что спорные земельные участки находятся в неразграниченной собственности и предоставлены истцу с видом разрешённого использования "недропользование" (постановление администрации Усть-Абаканского района от 22.07.2015 N 1181-п "Об уточнении вида разрешённого использования земельных участков ООО "СУЭК-Хакасия"), за исключением земельных участков с кадастровыми номерами и видом разрешённого использования: 19:10:000000:1795 (для строительства водоотвода), 19:10:100405:194, 19:10:080406:26 (для строительства водозабора).
Впоследствии ответчиком внесены изменения в ЕГРН в части вида разрешённого использования спорных земельных участков - вид "недропользование" изменён на "производственная деятельность", за исключением земельных участков с кадастровыми номерами и видом разрешённого использования: 19:10:000000:1795 (для строительства водоотвода), 19:10:100405:194, 19:10:080406:26 (для строительства водозабора), 19:10:100503:5 (для РП-3), 19:10:000000:1884 (земли сельхозназначения), 19:10:100508:5, 19:10:100504:15, 19:10:100508:50, 19:10:100508:2, 19:10:100504:337, 19:10:100508:17, 19:10:100508:24, 19:10:100504:10 (недропользование).
Статьёй 7 Закона Российской Федерации "О недрах" от 21.02.1992 N 2395-1 (далее -Закон о недрах) предусмотрено, что пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
Согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Статьёй 12 Закона о недрах установлена обязанность включения в лицензию на пользование недрами границ территории, земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
В соответствии со статьёй 25.1 Закона о недрах земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом.
Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ.
Условиями пользования недрами (Приложение 1 к лицензиям) установлено, что земельные участки, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователю недр в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Схема расположения участка недр и описание пространственных границ участка недр содержатся в Приложениях 3,6 к Лицензиям АБН 00578 ТЭ, АБН 15469 ТЭ, в Приложениях 3,4 к Лицензиям АБН 00473 ТЭ, АБН 14668 ТЭ.
Из представленных в материалы дела лицензий и приложений к ним (условия пользования недрами, обзорная карта, схема горного отвода), схемы расположения земельных участков относительно границ горных отводов, а также выписок из программы Mapinfo с наложением координат границ лицензий истца и координат спорных земельных участков суд первой инстанции установил, что в пределах границ лицензий в 2017 году находились следующие земельные участки: с кадастровыми номерами 19:10:100508:5, 19:10:100504:15, 19:10:100508:50, 19:10:100508:2, 19:10:100504:337, 19:10:100508:17, 19:10:100508:24, 19:10:100504:10.
Апелляционный суд отклоняет также доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 19:10:100503:244. 19:10:100503:4. 19:10:100503:5, 19:10:100509:13 не могут рассматриваться в качестве используемых в 2017 году для проведения работ, связанных с пользованием недрами, поскольку включение указанных земельных участков в границы лицензионного отвода в 2018 году подтверждает назначение участков как предоставленных недропользователю для проведения работ, связанных с пользованием недрами. Расчёт арендной платы за указанные участки также правомерно произведен в соответствии с абзацем 2 подпункта "д" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
Указанные земельные участки с момента первоначального предоставления использовались истцом исключительно для проведения работ, связанных с пользованием недрами: 19:10:100503:244 предоставлен для размещения объектов обогатительной фабрики, 19:10:100503:4 предоставлен для размещения распределительной подстанции-2, 19:10:100503:5 предоставлен для размещения распределительной подстанции-3, 19:10:100509:13 предоставлен для производственных нужд. Доказательства использования указанных земельных участком для целей, не связанных с добычей угля, ответчиком не представлено. Напротив, очевидно, что использование всех спорных земельных участков имеет общую хозяйственную цель - пользование недрами путем добычи угля. Не представлено доказательств пользования каким-либо земельным участком для иной самостоятельной хозяйственной деятельности.
Кроме того, применение в расчетной формуле за указанные земельные участки коэффициента 2,62, утвержденного решением Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия от 29.01.2014 N 05 "Об утверждении коэффициента вида разрешенного использования и категории земельных участков для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории Усть-Абаканский район на 2014 год" является неправомерным, поскольку судебным актом суда общей юрисдикции нормативный акт (решение Совета депутатов Усть-Абаканского района от 23.03.2017 N 40) признан не действующим, а предшествующее решение Совета депутатов Усть-Абаканского района от 29.01.2014 N 5 (с таким же коэффициентом) утратило силу в связи с принятием решения Совета депутатов Усть-Абаканского района от 23.03.2017 N 40.
Установив факт наличия Лицензий на пользование недрами, расположение земельных участков в границах Лицензионных участков, изучив договоры аренды, определив вид деятельности ответчика, функциональное назначение расположенных на участках объектов недвижимости и цель их использования, с учётом отсутствия среди заявленных в иске земельных участков, непосредственно используемых для проведения производственных работ, связанных с пользованием недр (таких как для размещения внешнего отвала или размещения объектов карьерного водоотлива), судом первой инстанции правомерно признан обоснованным расчёт арендной платы в соответствии с абзацем 2 подпункта "д" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 19:10:100508:5, 19:10:100504:15, 19:10:100508:50, 19:10:100508:2, 19:10:100504:337, 19:10:100508:17, 19:10:100508:24, 19:10:100504:10, 19:10:100503:244, 19:10:100503:4, 19:10:100503:5, 19:10:100509:13.
Кроме того, из представленных в материалы дела документов следует, что земельный участок с кадастровым номером 19:10:140601:3 площадью 4,34 га предоставлен ООО "Саянсоюзсервис" (правопреемником которого является ООО "СУЭК-Хакасия) в постоянное (бессрочное) пользование на основании постановления администрации Усть-Абаканского района от 18.09.2001 N 121П, право постоянного (бессрочного) пользования участком зарегистрировано 06.11.2001 (свидетельство серии 19МЮN 073069).
Постановлением администрации Усть-Абаканского района от 29.09.2003 N 411П право постоянного (бессрочного) пользования в отношении указанного выше земельного участка, в числе, переоформлено на право аренды. Договор аренды участка с ООО "Саянсоюзсервис" заключён 11.11.2005. Договор аренды участка с ООО "СУЭК-Хакасия" заключён 31.12.2008.
Согласно положениям пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в случае переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков годовой размер арендной платы устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков. Изменение годового размера арендной платы может предусматриваться договорами аренды указанных земельных участков только в связи с изменением кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
В данном случае федеральным нормативным актом предусмотрен единый максимальный размер арендной платы для земельных участков, переданных в аренду в порядке переоформления ранее возникшего права постоянного (бессрочного) пользования.
В пункте 7 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2015 N 2, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, отмечено, что поскольку содержащиеся во Вводном законе ставки утверждены непосредственно федеральным законом, они являются обязательными при определении размера арендной платы для всех публичных собственников.
С учётом указанных выше обстоятельств судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что размер арендной платы, уплачиваемый обществом в рамках договора аренды N 174-АП от 31.12.2008, превышал указанный предельный годовой размер арендной платы.
Расчет арендной платы исходя из льготной ставки 2% за земельные участки с кадастровыми номерами 19:10:000000:99, 19:10:100504:206, 19:10:100503:25 выполнен правомерно ввиду того, что данные участки входят в границы горного отвода. Данная информация подтверждается схемой расположения земельных участков, представленной истцом.
При этом, судом первой инстанции верно указано, что факт отсутствия установленных в соответствующем порядке границ земельных участков, в случае постановки их на кадастровый учёт, не свидетельствует о том, что объект аренды не существует и не идентифицирован в пространстве, поскольку моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учёта в соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр. С этого момента земельный участок является объектом гражданского оборота.
Кроме того, иное местоположение участков ответчиком не представлено, с момента их предоставления в 2009 и 2010 годах участки используются с неизменным назначением, передавая участки в аренду, ответчик как орган, уполномоченный на распоряжение ими, не мог не знать их местонахождение.
Вместе с тем, судом первой инстанции неправомерно отклонены доводы истца о расчёте арендной платы по льготной ставке 2% за земельные участки с кадастровыми номерами 19:10:000000:1795 и 19:10:100503:243.
Земельный участок 19:10:000000:1795 предоставлен истцу на основании договора от 24.07.2015 N СХ-15/733ОС для строительства объекта "Водовод технологического водоснабжения".
Согласно положениям статьи 23.2 Закона РФ "О недрах" - разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Пунктом 19 Правил безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 11.12.2013 г. N 599 предусмотрено, что ведение горных работ должно осуществляться в соответствии с проектной документацией.
Земельные участки, которые необходимы ООО "СУЭК-Хакасия" в соответствии с предоставленными лицензиями для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе земельный участок 19:10:000000:1795, определены в Проекте открытой разработки Черногорского каменноугольного месторождения разрезом "Черногорский" производственной мощностью 12,5 млн.т. угля в год (далее - Технический проект), получившем положительное заключение государственной экспертизы N 19-1-1-3-003722-2019 (представлены в электронном виде 29.09.2020).
В Техническом проекте указано, что Обществом горные работы на отведённых землях проводятся на основании лицензий на добычу угля. Земельные участки отведены в соответствии с правоустанавливающими документами. На основании этих документов Черногорскому разрезу выделено 2 976,9603 га - Таблица 1.2.
В таблице 1.2 - Экспликация земельных участков земельный участок с кадастровым номером 19:10:000000:1795 указан как используемый для открытых горных работ (Водовод технологического водоснабжения).
Технический проект как в 2017 году, так и на настоящий момент является действительным.
На основании изложенного апелляционный суд считает, что вся техническая документация, имеющаяся в ООО "СУЭК-Хакасия", согласованная государственными органами в установленном порядке, соответствующая требованиям статьи 23.2 Закона "О недрах", подтверждает необходимость выделения обществу дополнительных земельных участков за границами горного отвода для выполнения работ, связанных с пользованием недрами.
Недропользование (разработка полезных ископаемых) - это сложный технологический процесс, включающий в себя как добычу полезных ископаемых, так и подготовку к ней, создание сооружений, коммуникаций, подъездов, инфраструктуры для её осуществления и другое. Для чего обществу требуется использовать значительное количество сооружений и вспомогательного оборудования, в связи с чем ведение работ, связанных с пользованием недрами не может быть ограничено только участком недр - горным отводом.
Следовательно, при разработке месторождения полезного ископаемого обществу требуются земельные участки, как в пределах горного отвода, так и за его границей. При этом отсутствие земельных участков за пределами горного отвода сделает невозможным разработку месторождения, поскольку это лишит общество возможности осуществлять основной вид хозяйственной деятельности по добыче полезных ископаемых.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 19:10:000000:1795 используется обществом в соответствии с проектной документацией для проведения работ, связанных с пользованием недрами. Использование данного участка в указанных целях отвечает требованию рационального использования недр и наиболее полного извлечения полезного ископаемого (п. 2, 5 ст. 23 Закона "О недрах").
Водовод технологического водоснабжения представляет собой сооружение, необходимое для технологического обеспечения добычи угля. Доказательств использования земельного участка с кадастровым номером 19:10:000000:1795 для иных целей ответчиком не представлено.
В соответствии с договором аренды земельного участка от 15.12.2014 земельный участок с кадастровым номером 19:10:100503:243 предназначен под реконструкцию части 1 железнодорожных путей станции Карасук для увеличения перерабатывающей возможности станции до 360 вагонов с угольной продукцией в сутки и возможности формирования отправительских и технических маршрутов в количестве 4-х поездов.
Согласно приказу Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", в код. 6.1. "Недропользование" включены такие виды разрешенного использования земельного участка как:
- осуществление геологических изысканий;
- добыча недр открытым (карьеры, отвалы) и закрытым (шахты, скважины) способами;
- размещение объектов капитального строительства, в том числе подземных, в целях добычи недр;
- размещение объектов капитального строительства, необходимых для подготовки сырья к транспортировке и (или) промышленной переработке;
- размещение объектов капитального строительства, предназначенных для проживания в них сотрудников, осуществляющих обслуживание зданий и сооружений, необходимых для целей недропользования, если добыча недр происходит на межселенной территории.
Следовательно, вид разрешенного использования земельного участка соответствует коду 6.1 "Недропользование" (утв. приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540) - размещение объектов капитального строительства, необходимых для подготовки сырья к транспортировке и (или) промышленной переработке.
В соответствии с ранее представленной схемой расположения земельных участков ООО "СУЭК-Хакасия" относительно границ горных отводов, данный земельный участок расположен на границе горного отвода лицензии АБН 00473 ТЭ, а также примыкает к земельному участку с кадастровым номером 19:10:000000:522 для размещения станции Карасук, расчет арендной платы за который производится в размере 2% от кадастровой стоимости.
Вид разрешенного использования данного земельного участка - "недропользование" подтверждается также выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 15.03.2017 г. (представлена в электронном виде 29.10.2019).
Соответственно, размер арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 19:10:100503:243 также не может превышать 2% кадастровой стоимости земельного участка.
В отношении расчёта арендной платы за земельные участки, находящиеся за пределами лицензионных отводов, с учётом вида деятельности истца на данных участках, расчет арендной платы произведен ответчиком с применением методики, утвержденной постановлением правительства Республики Хакасия от 23.01.2008 N 05 и коэффициента вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного решением Совета депутатов Усть-Абаканского района от 23.03.2017 N 40 "Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования Усть-Абаканский район" в размере 2,62 - для земельных участков, предназначенных для разработки полезных ископаемых, предоставляемых организациям горнодобывающей, нефтегазовой промышленности после утверждения горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель, земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи, наземных сооружений кабельных линий электропередачи, подстанций, распределительных пунктов, других сооружений и объектов энергетики, земельных участков для размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, нефтепроводов, газопроводов, трубопроводов.
Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 01 февраля 2018 года по делу N 3а-38/2018, в связи с отсутствием экономического обоснования, коэффициент вида разрешенного использования в размере 2,62 для земельных участков, предназначенных для разработки полезных ископаемых, предоставляемых организациям горнодобывающей, нефтегазовой промышленности, утвержденный решением Совета депутатов Усть-Абаканского района от 23.03.2017 N 40, признан не действующим.
Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 10 марта 2018 года по делу N 3а-31/2020, в связи с отсутствием экономического обоснования коэффициент вида разрешенного использования в размере 2,10 для земельных участков, относящихся к землям промышленности, утвержденный решением Совета депутатов Усть-Абаканского района от 23.12.2019 N 94 "Об утверждении размера коэффициента вида разрешенного использования земельных участков для расчета арендной платы за использование земель промышленности на территории муниципального образования Усть-Абаканский район в 2017 году" также признан не действующим.
Дополнения, внесенные постановлением Правительства Республики Хакасия от 27.12.2017 N 678 в постановление Правительства Республики Хакасия от 23.01.2008 N 05 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Республики Хакасия", в том числе, в части возможности определения размера арендной платы за земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, равной размеру рыночной стоимости годовой арендной платы, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, вступили в силу с 1 января 2018 года и не подлежат применению к правоотношениям сторон, возникшим в связи с использованием арендатором земельных участков в 2017 году.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 N 582 утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно правовой позиции, сформулированной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2019 N 305-ЭС19-4399, а также в ответе на вопрос 7 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015, Правила определения размера арендной платы, утвержденные Постановлением N 582, не применяются при определении арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена; вместе с тем в силу пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации Постановление N 582 в части установления Основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами. Поскольку указанные принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, соответствующим компетентным органам надлежит устанавливать размер арендной платы на основании названных принципов.
Таким образом, Постановление N 582 в части установления Основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
При рассмотрении споров, вытекающих из договоров аренды публичных земель, суды вправе применительно к статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации давать оценку нормативным правовым актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за земельные участки, с точки зрения их соответствия указанным принципам и не применять нормативный правовой акт публичного образования, противоречащий нормативному правовому акту большей юридической силы.
Данная правовая позиция сформулирована в пункте 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019.
Вместе с тем в нарушение указанных выше разъяснений, суд первой иснтанции, принимая оспариваемое решение, не включил в предмет судебного исследования вопрос о соответствии указанного выше коэффициента таким принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации N 582, как принцип экономической обоснованности, принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, принцип запрета необоснованных предпочтений.
Указанные выше принципы подлежат применению в случае, если по результатам рассмотрения спора, суд придет к выводу об отсутствии оснований для применения к правоотношениям сторон, возникшим из договоров аренды от 04.12.2009 N 33 либо 01.07.2013 N 52, положений пункта 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного оснований для применения коэффициента 2,62 в расчете арендной платы за пользование земельными участками отсутствовали.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции учитывает, что Решением Совета депутатов Усть-Абаканского района от 29.01.2014 N 5 в отношении земельных участков для размещения производственных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов в целях обеспечения деятельности организация и (или) эксплуатации объектов промышленности установлен коэффициент - 0,0645.
Коэффициент в размере 0,0645 также был утвержден решением Совета депутатов Усть-Абаканского района от 29.01.2014 г. N 5, то есть нормативным актом предшествующим признанному недействующим.
С учетом невозможности применения при расчете арендной платы коэффициента 2,62, по основаниям, изложенным выше, апелляционный суд считает применение истцом коэффициента 0,0645 при расчете арендной платы по земельным участкам с кадастровыми номерами: 19:10:100405:194 и 19:10:080406:26 не нарушает интересов ответчика.
В части определения размера арендной платы за земельные участки с кадастровыми номерами 19:10:100509:2, 19:10:140601:18, 19:10:140601:2 суд первой инстанции указал, что из представленных истцом в материалы дела доказательств невозможно установить, что в их отношении был осуществлен государственный кадастровый учет или произведена государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования на них.
Суд апелляционной инстанции считает вывод суда первой инстанции в данной части неверным и противоречащим материалам дела на основании следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в случае переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков годовой размер арендной платы устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
При этом, Федеральный закон от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ не связывает право на применение размера арендной платы в пределах 2 процентов от кадастровой стоимости с кадастровым учетом земельного участка или государственной регистрацией права постоянного (бессрочного) пользования. Условием является переоформление права постоянного бессрочного пользования на право аренды.
В соответствии с пунктом 1.4 устава, ООО "СУЭК-Хакасия" является правопреемником ООО "Саянсоюзсервис".
Предоставление на праве постоянного бессрочного пользования земельных участков с кадастровыми номерами 19:10:100509:2, 19:10:140601:18 и 19:10:140601:2 подтверждается постановлением Администрации Усть-Абаканского района N 121-п от 18.09.2001 г. "О закреплении за ООО "Саянсоюзсервис" земельных участков".
Согласно постановлению Администрации Усть-Абаканского района N 411-п от 29.09.2003 переоформлено право постоянного (бессрочного пользования) на право аренды в отношении земельных участков площадью 0,75 га (19:10:140601:18) и 0,13 га (19:10:140601:2).
В соответствии с договором аренды земельного участка N 116-ю от 01.09.2005 в аренду ООО "Саянсоюзсервис" передан земельный участок с кадастровым номером 19:10:100509:0002 площадью 23 300 кв.м., для обеспечения производства добычи угля (отстой карьерных вод).
По договору аренды земельного участка N 33 от 11.11.2005 в аренду ООО "Саянсоюзсервис" передан земельный участок с кадастровым номером 19:10:140601:0018 площадью 7 500 кв.м., для эксплуатации подъездной дороги.
В соответствии с договором аренды земельного участка N 35 от 11.11.2005 в аренду ООО "Саянсоюзсервис" передан земельный участок с кадастровым номером 19:10:140601:0002 площадью 1 300 кв.м., для размещения и эксплуатации железнодорожного тупика и железнодорожных весов (представлены в электронном виде 29.09.2020).
Таким образом, было переоформлено право бессрочного пользования ООО "Саянсоюзсервис" на право аренды в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 19:10:100509:2, 19:10:140601:18, 19:10:140601:2.
После завершения реорганизации ООО "Саянсоюзсервис" в форме присоединения к ООО "СУЭК-Хакасия" договоры аренды указанных земельных участков переоформлены на ООО "СУЭК-Хакасия".
Соответственно, размер арендной платы за земельные участки с кадастровыми номерами 19:10:100509:2, 19:10:140601:18,19:10:140601:2 не может превышать 2% кадастровой стоимости земельных участков.
Кроме того, регистрация права постоянного бессрочного пользования ООО "Саянсоюзсервис" 30.10.2001 на земельные участки с кадастровыми номерами 19:10:100509:2, 19:10:140601:18, 19:10:140601:2 подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 23.10.2020, представленными в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным судом установлено также, что выписками из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на март 2017 года ООО "СУЭК-Хакасия" подтвержден вид разрешенного использования "недропользование" в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 19:10:100509:2, 19:10:100503:243, 19:10:140601:18, 19:10:000000:100, 19:10:100508:6, 19:10:140601:2, 19:10:100503:3, 19:10:000000:98, 19:10:100503:6, 19:10:100509:7 (представлены в электронном виде 06.09.2019 и 29.10.2019).
Согласно пункту 13 статьи 34 ФЗ от 23.06.2014 N 171-ФЗ, по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
ООО "СУЭК-Хакасия" с заявлениями об установлении соответствия или изменения вида разрешенного использования земельных участков к Ответчику не обращалось.
В соответствии с положениями статьи 421 Гражданского кодекса РФ условия договора определяются по усмотрению сторон. Статьи 450 и 451 Гражданского кодекса РФ предусматривают, что договор может быть изменен по соглашению сторон либо по требованию одной из сторон в судебном порядке.
Арендодатель не имеет права в одностороннем порядке изменять вид разрешенного использования земельного участка, переданного в аренду, в рамках действующего договора аренды.
Следовательно, без согласования с арендатором изменение вида разрешенного использования арендуемого земельного участка не допускается.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы ответчика и удовлетворяет апелляционную жалобу истца.
Доводы ответчика об отсутствии оснований для применения льготного порядка исчисления арендной платы, в том числе в связи с согласованием сторонами размера арендной платы при подписании соответствующих договоров, отклонены судом как противоречащие законодательству в области регулирования арендной платы.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме, в связи с чем обжалуемое решение подлежит изменению на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Истец при подаче иска оплатил государственную пошлину на основании платёжного поручения от 14.06.2019 N 07283 в размере 167 883 рублей, которая по результатам рассмотрения спора в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
При обращении с апелляционными жалобами истцом оплачена государственная пошлина в размере по 3000 руб.
Учитывая результаты рассмотрения дела, государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы ООО "СУЭК-Хакасия" подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 05 октября 2020 года по делу N А74-7119/2019 изменить. Резолютивную часть решения изложить в редакции.
Иск удовлетворить. Взыскать с Управления имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия (ИНН 1910010838, ОГРН 1081903001025) в пользу общества с ограниченной ответственностью "СУЭК-Хакасия" (ИНН 1903017342, ОГРН 1071903000773) 40 923 565 рублей 79 копеек неосновательного обогащения и 170 883 рубля расходов по уплате государственной пошлины.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-7119/2019
Истец: ООО "СУЭК-ХАКАСИЯ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ УСТЬ-АБАКАНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ