г. Пермь |
|
22 июня 2021 г. |
Дело N А60-46592/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 июня 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гладких Д. Ю.,
судей Назаровой В.Ю., Яринского С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коржевой В.А.,
при участии:
от истца: Чижов А.В., паспорт, доверенность от 12.01.2021;
от ответчика: Дмитриева Н.В., паспорт, доверенность от 11.01.2021;
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы
истца, Унитарного муниципального предприятия "Водоканал" городского округа Ревда, и ответчика, общества с ограниченной ответственностью "Ремонто-эксплуатационное предприятие",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 15 февраля 2021 года по делу N А60-46592/2020
по иску Унитарного муниципального предприятия "Водоканал" городского округа Ревда (ОГРН 1026601642880, ИНН 6627012077)
к обществу с ограниченной ответственностью "Ремонто-эксплуатационное предприятие" (ОГРН 1186658023221, ИНН 6684031140)
о взыскании задолженности за услуги водоснабжения/водоотведения,
УСТАНОВИЛ:
унитарное муниципальное предприятие "Водоканал" городского округа Ревда (истец, предприятие) обратилось в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Ремонто-эксплуатационное предприятие" (ответчик, общество) с требованием о взыскании 120 142 руб. 34 коп. задолженности за услуги водоснабжения/водоотведения за период июнь - июль 2020 г. (с учётом принятых судом уточнений).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 15 февраля 2021 года исковые требования удовлетворены частично. С общества в пользу предприятия взыскан основной долг в сумме 60 902 руб. 25 коп., а также 2334 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении требований в оставшейся части отказано. Предприятию из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в размере 1949 руб., перечисленная по платежному поручению N 2163 от 15.09.2020 в составе суммы 6 553 руб.
Стороны, не согласившись с решением суда, обратились с апелляционными жалобами.
Предприятие, полагая, что имеются предусмотренные частью 1 статьи 270 Арбитражного процессуального Кодекса РФ основания для отмены решения, просит изменить решение суда и принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования истца в полном объеме. Не согласен с выводом суда о том, что расчеты истца содержат информационные ошибки. Предъявленный объем завышен на повышающий коэффициент 1,5 (т.е. истец в расчете на СОИ учитывает перерасчет по жилым помещениям в связи с поверкой ИПУ с учетом повышающего коэффициента 1,5), что также влияет на объем отрицательной дельты. Утверждает, что в представленных расчетах коэффициент 1.5 к ответчику не применен и учитывается отрицательная дельта отдельно по каждому дому и принимает ее в расчет в каждом последующем платежном периоде в качестве итоговой цифры. Тогда как ответчик произвольно использует цифры для расчета отрицательной дельты
Общество в своей апелляционной жалобе просит отменить решение суда, приняв новый судебный акт об отказе в исковых требованиях полностью. Не согласен с отклонением судом контррасчёта ответчика в части определения сточных вод в целях содержания общего имущества (водоотведения на СОИ), основанного на применении норматива. Суд неправильно установил статус сторон в правоотношениях и неверно определил содержание обязанностей. Являясь исполнителем коммунальных услуг, ответчик приобретает ресурс только в целях СОИ. Судом применён подп. "в4" пункта 21 правил N 124, не подлежащий применению, поскольку ОДПУ сточных вод в МКД отсутствуют. К спорному вопросу следовало применить подпункт "в" пункта 21(1) Правил N 124.
Ответчик представил письменный отзыв, в котором доводы жалобы истца отклонил как необоснованные и противоречащие материалам дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, свою апелляционную жалобу удовлетворить.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, свою апелляционную жалобу удовлетворить.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между унитарным муниципальным предприятием "Водоканал" городского округа Ревда и обществом с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационное предприятие" заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения от 16.04.2019 N 67/2019, согласно которому истец обязался подавать ответчику через надлежащим образом присоединенную сеть холодную воду из системы водоснабжения г. Ревда и принимать сброшенные ответчиком сточные воды в систему канализации г. Ревда, а ответчик обязался производить оплату потреблённой питьевой воды и услуг по водоотведению.
Истец исполнил принятые на себя обязательства по поставке холодной воды и услуг по приему сточных вод для целей общедомового потребления.
Как указывает истец, по состоянию на 10.08.2020 не оплачены счета-фактуры: N 1848 от 30.06.2020, сумма счета 162 304,51 руб., не оплачено 62304,51 руб., срок оплаты 10.07.2020 N 2354 от 31.07.2020, сумма счета 272801,34 руб., не оплачено 122 801,34 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием обращения истца в суд с настоящим иском.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) по договору горячего или холодного водоснабжения организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
К договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения.
Согласно п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со статьей 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (часть 1); порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (часть 2).
Согласно ст. 14 Закона N 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.
К договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.
В силу ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу положений статей 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями, при том, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Ответчик факт потребления соответствующего ресурса и услуг по водоотведению в спорный период не оспаривает.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик указал, что направленный истцом акты и счета-фактуры не приняты ответчиком, так как услуга водоотведения истцом рассчитана не по нормативу, в части холодного водоснабжения не учтена разница между объемами коммунального ресурса, определенного по показаниям ОДПУ и объема, подлежащего оплате потребителями в многоквартирном доме за расчетный период (отрицательная дельта), а также в расчетах истца содержаться информационные ошибки (истец объем коммунального ресурса "ХВС", потребленного при содержании общего имущества в МКД, подлежащий оплате ответчиком, завышает, путем уменьшения объема потребленного потребителями).
В соответствии с произведенными истцом уточненными расчетами, задолженность ответчика перед истцом по оплате поставленного ресурса и оказанных услуг за период с июня по июль 2020 года составила 120 142 руб. 34 коп.
Ответчиком представлен контррасчет, основанный на возражениях относительно необходимости определения объема и стоимости услуг по водоснабжению на общедомовые нужды с учетом отрицательной разницы между поступившим в дом объемом холодной воды и распределенным между собственниками помещений объемом холодной воды, которая подлежит учету в последующих расчетных периодах, а также по порядку определения объема водоотведения на содержание общего имущества многоквартирного дома.
Правоотношения по поводу оказания коммунальных услуг в целях содержания общего имущества в приоритетном порядке регулируются жилищным законодательством.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" Правила N 124, утвержденные настоящим постановлением, применяются к отношениям, вытекающим из договоров энергоснабжения (купли - продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах), заключенных до вступления в силу этих Правил управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами с ресурсоснабжающими организациями, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил".
Правилами N 124 установлен порядок определения расчетов между управляющей организацией (ответчиком) и ресурсоснабжающей организацией (истцом) объема коммунального ресурса потребляемого на предоставление, в том числе только на общедомовые нужды.
Нормы жилищного законодательства, в частности, Правила N 124, являются специальными перед общими отраслевыми нормами о водоснабжении, которые применяются конкретно в случаях определения объема коммунального ресурса на содержание общего имущества и порядка расчетов между управляющей организацией (ответчиком) и ресурсоснабжающей организацией (истцом).
Согласно п.п. "а" п. 21(1) Правил N 124 в случае, если величина Употр (объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц)) превышает или равна величине Уодпу (объем, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период), то объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным 0.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ от 20.06.2018 N АКПИ18-386 объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний прибора учета. Формула подпункта "а" пункта 21(1) Правил включает переменные, значения которых основаны на показаниях приборов учета.
Положения подпункта "а" пункта 21(1) Правил об объеме коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем, равном 0, в случае, если величина объема коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями в многоквартирном доме за расчетный период (Употр) превышает или равна величине объема коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (Уодпу), не исключают перерасчет.
В случае когда величина Употр превышает объем Уодпу, то объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами, что исключает для ресурсоснабжающей организации возможность получить плату за не оказанные услуги и позволяет устранить несоответствие фактического потребления коммунального ресурса. Объем, подлежащий оплате, в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами".
Удовлетворяя требования в части, суд признал обоснованными частично возражения и контррасчёт ответчика.
В связи с имеющимся "отрицательным" объемом ХВС на СОИ, в предыдущих периодах ответчик правомерно произвел расчет с учетом отрицательной дельты ХВС на СОИ. В данном расчете ответчик указал отрицательную дельту, образованную в предыдущих периодах, объем за спорные периоды, а также объем подлежащий оплате с учетом отрицательной дельты как в куб. м, так и в рублях по каждому МКД.
Истцом представлен расчет на общедомовые нужды с учетом отрицательной дельты на сумму 96 688 руб. 85 коп. (июнь 2020 г.) + 134912 руб. 09 коп. (июль 2020 г.).
Как указал суд, направленный истцом расчет СОИ по МКД за июнь-июль 2020 года не состоятелен по следующим основаниям. В расчетах истца имеются информационные ошибки.
Истец не учитывает дельту, образованную в предыдущем периоде, а уменьшает объем по одним МКД на отрицательную дельту, образованную в текущем периоде по другим МКД суммарно, что является недопустимым. Также расчеты содержат информационные ошибки.
Судом также отмечено, что предъявленный объем завышен на повышающий коэффициент 1,5 (т.е. истец в расчете на СОИ учитывает перерасчет по жилым помещениям в связи с поверкой ИПУ с учетом повышающего коэффициента 1,5), что также влияет на объем отрицательной дельты.
Согласно п.п. а п. 59 и п. 60 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) в случае истечения срока эксплуатации ИПУ или ИПУ вышел из строя или утрачен повышающий коэффициент применяется к размеру платы, т.е. увеличивается сумма, а не объем ресурса, который должен оплатить потребитель (при расчете платы в жилом помещении норматив умножается на тариф, и полученный размер платы умножается на коэффициент 1,5). Согласно п.п. "а" п. 21 Правил N 124 в расчет берется объем начисленный потребителям, а не размер платы.
Более того, при расчете объема на СОИ истец применяет нормативный объем жилых помещений без повышающего коэффициента 1,5 (нормативный объем в жилых помещениях отражен в информации - "Распределение общедомовых счетчиков", произведенной ООО "РКЦ ЖКХ" и направлен истцом).
В связи с имеющими разногласиями по определению объема, а также оплатой, ответчик произвел конррасчет суммы долга.
За июнь - июль 2020 года долг по холодной воде на содержание мест общего пользования составил 96 688,85 руб. + 126 629,86 руб. = 223 318, 71 руб.
С учетом приведенной позиции, суд счёл расчет ответчика в части определения объемов и стоимости поставленного ресурса на общедомовые нужды обоснованным.
Между тем, истцом за июнь 2020 года представлен расчет долга по холодной воде на содержание мест общего пользования на сумму 81 741 руб. 01 коп., тогда как согласно контррасчету ответчика сумму составила 96 688 руб. 85 коп.
При рассмотрении разногласий сторон в части определения объема оказанных истцом ответчику услуг по водоотведению на общедомовые нужды суд пришел к следующим выводам.
В пункте 13 Правил N 354 установлено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления этим домом в составе платы за коммунальные услуги должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и (или) горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и (или) горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения 2 к настоящим Правилам исходя из норматива водоотведения (пункт 42 Правил N 354).
Из приведенных норм права следует, что по общему правилу размер платы за коммунальные услуги устанавливается, прежде всего, исходя из фактических объемов потребления, определенных с использованием показаний индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета. Только при отсутствии приборов учета допускается определение размера платы за коммунальные услуги, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В силу пункта 13 Правил N 354 условия договоров с ресурсоснабжающими организациями не должны противоречить данному нормативно-правовому акту, в связи с чем названный порядок расчета платы транслирован в Правила N 124.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 внесены изменения в Правила N 124, которыми законодатель изменил порядок определения обязательств по оплате сточных вод, отводимых за расчетный период по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по договору водоотведения от МКД, не оборудованного ОДПУ сточных вод, установив два варианта расчета.
Указанный порядок зависит от того, заключается ли договор энергоснабжения в целях предоставления коммунальных услуг и оплаты ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в МКД (подпункт "в(4)" пункта 21 Правил N 124), или же договор ресурсоснабжения заключен при наличии предусмотренной частью 18 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, наличии договора энергоснабжения, предусмотренного частью 17 статьи 12 указанного Федерального закона, а также в случае реализации права, предусмотренного пунктом 30 Правил N 124 в целях содержания общего имущества.
Таким образом, в Правила N 124 внесен подпункт "в(4)" пункта 21, устанавливающий, что объем сточных вод, отводимых за расчетный период по договору водоотведения от многоквартирного дома, не оборудованного коллективным прибором учета сточных вод, определяется путем суммирования объема поставленных в МКД объемов горячей и холодной воды:
VСТ = VХВС + VГВС,
где:
VСТ - объем сточных вод, отводимых за расчетный период (расчетный месяц) по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по договору водоотведения;
VХВС - объем холодной воды, поставляемой в расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом;
VГВС - объем горячей воды, поставляемой в расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом;
Абзацем 6 пункта 42 Правил N 354 предусмотрен аналогичный порядок определения объема водоотведения путем сложения объемов холодного и горячего водоснабжения. Истцом объем водоотведения сточных вод на общедомовые нужды правомерно рассчитан по формуле, указанной в подпункте в(4) пункта 21 Правил N 124.
Согласно данной норме объем сточных вод, отводимых за расчетный период (расчетный месяц) по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по договору водоотведения от МКД, не оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета сточных вод, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод или истечения срока его эксплуатации определяется как сумма объемов холодной и горячей воды, поставляемой в расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом.
По смыслу названных норм при определении объема услуг водоотведения по договору, заключенному между организацией ВКХ с исполнителем коммунальных услуг, жилищным законодательством установлен приоритет определения объема сточных вод по показаниям прибора учета водоотведения, при его отсутствии в доме и наличии общедомовых приборов учета горячей и холодной воды путем суммирования их показателей, и только при отсутствии общедомовых приборов учета холодной и горячей воды размер платы за коммунальную услугу по водоотведению должен определяться как произведение тарифа на водоотведение и объема коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период и приходящийся на конкретное помещение (по индивидуальным приборам учета или нормативам потребления).
Такой порядок определения объема услуг водоотведения не противоречит Правилам N 354, поскольку обязательство собственников помещений оплачивать объем коммунального ресурса, в том числе сточных вод, предоставленного на ОДН за расчетный период в МКД, следует из формулы 15, приведенной в пункте 17 приложения 2 к Правилам N 354.
Из материалов дела следует, что истцом расчет стоимости оказанных услуг по отведению сточных вод произведен в соответствии с подпунктом "в(4)" пункта 21 Правил N 124.
Так, при проверке правильности произведенных расчетов судом установлено, что ответчиком неверно определен объем оказанных услуг по домам, не оборудованным ОДПУ, при определении объема оказанных услуг суд в указанной части руководствовался предоставленными ответчиком данными ООО "РИЦ".
Согласно информационному расчету представленному ответчиком, расчет объемов отведения сточных вод на СОИ с отрицательной дельты за июль 2020 г составил 125 155 руб. 38 коп. С учетом информационного расчета подлежит взысканию сумма 125 155 руб. 38 коп.
На основании изложенного, суд принял данный информационный расчет ответчика, поскольку расчет истца произведен без учета установленных судом обстоятельств.
С учетом произведенных ответчиком оплат задолженность ответчика перед истцом составила: 81741,01+80563,5 (за июнь 2020 г) +126629,86+125155,38 (за июль 2020 г) - 353187,5 (оплаты) = 60 902 руб. 25 коп.
Поскольку ответчиком не представлено доказательств оплаты потребленного ресурса и оказанных в период с июня по июль 2020 года услуг, требование истца о взыскании с ответчика задолженности подлежит удовлетворению частично в размере 60 902 руб. 25 коп. на основании ст.309, 310, 544, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Спор по общему размеру оплаты за спорный период в общем размере 353187,5 руб. между сторонами отсутствует.
Примененная истцом методика расчета объема водоотведения с применением формулы, предусмотренной подпунктом "в"(4) пункта 21 Правил, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (далее - Правила N 124), отражает действительный объем оказанной услуги и позволяет учитывать отрицательные величины потребления услуги водоотведение на содержание общего имущества.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" в Правила N 124 внесен подпункт в(4) пункта 21, устанавливающий, что объем сточных вод, отводимых за расчетный период по договору водоотведения от многоквартирного дома, не оборудованного коллективным прибором учета сточных вод, определяется путем суммирования объема поставленных в многоквартирных домах объемов горячей и холодной воды.
В силу части 11 статьи 20 Закона N 416-ФЗ в случае отсутствия у абонента прибора учета сточных вод объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения, при этом учитывается объем поверхностных сточных вод в случае, если прием таких сточных вод в систему водоотведения предусмотрен договором водоотведения.
Согласно частям 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Аналогичный порядок определения объема водоотведения путем сложения объемов холодного и горячего водоснабжения предусмотрен Правилами N 354 (пункт 42).
Расчет водоотведения истца основан на формуле, указанной в подпункте в(4) пункта 21 Правил N 124 и правомерно определен как 100% от водопотребления, на основании предоставленных ответчиком сведений общедомовых приборов учета и сведений территориальной сетевой организации об объеме горячего водоснабжения.
Суд верно исходил из того, что по смыслу названных норм при определении объема услуг водоотведения по договору организации водопроводно-коммунального хозяйства с исполнителем коммунальных услуг жилищным законодательством установлен приоритет определения объема сточных вод по показаниям прибора учета водоотведения, при его отсутствии в доме и наличии общедомовых приборов учета горячей и холодной воды путем суммирования их показателей, и только при отсутствии общедомовых приборов учета холодной и горячей воды размер платы за коммунальную услугу по водоотведению должен определяться как произведение тарифа на водоотведение и объема коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период и приходящийся на конкретное помещение (по индивидуальным приборам учета или нормативам потребления).
Такой порядок определения объема услуг водоотведения не противоречит Правилам N 354, поскольку обязательство собственников помещений оплачивать объем коммунального ресурса, в том числе сточных вод, предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, следует из формулы 15, приведенной в пункте 17 приложения 2 к Правилам N 354.
Выставление потребителям объема коммунальных услуг на общедомовые нужды, не свидетельствует о наличии оснований для применения подпункта "в" пункта 21(1) Правил N 124 к правоотношениям сторон спорного договора при определении объемов коммунальных услуг по водоотведению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 Правила N 124 дополнены пунктом 21(1), в соответствии с которым лицо, являющееся исполнителем коммунальных услуг, обязано возмещать стоимость сверхнормативного объема коммунальной услуги, поставленной на общедомовые нужды.
С учетом внесенных в законодательство изменений исключается возможность взыскивать с потребителей плату за сверхнормативное потребление коммунального ресурса, поставленного на общедомовые нужды, в отсутствие специального решения общего собрания. Соответствующие расходы возлагаются на управляющую организацию, даже если собственниками помещений заключены прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией.
Кроме того, из содержания подпункта "в" пункта 21(1) Правил N 124 следует, что его положения подлежат применению в ситуации, когда многоквартирный дом не оборудован общедомовыми приборами учета горячей и холодной воды, либо выведен из строя, либо утрачен, а также в связи с истечением срока его эксплуатации, а равно при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета либо при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета.
При таких обстоятельствах суд правомерно руководствовался подпунктом "в(4)" пункта 21 Правил N 124.
Ссылка общества на обстоятельства по делу N А60-2554/2020, как имеющие преюдициальное значение для настоящего дела, ошибочна, не соответствует нормам процессуального права, на которые ссылается ответчик. В данном случае ответчик ссылается не на установленные между теми же сторонами фактические обстоятельства, а на правовые выводы и толкование правовых норм применительно к обстоятельствам рассмотренного спора по иному периоду.
Доводы апелляционной жалобы предприятия также подлежат отклонению, как не соответствующие обстоятельствам дела и изложенным в настоящем постановлении нормам права.
Повторно проверив расчёт истца, заслушав пояснения сторон, апелляционный суд также установил его несоответствие нормам материального права.
Апелляционный суд также отмечает, что истец при изложении своей позиции в апелляционном суде оперирует расчётом, который в материалы настоящего дела не предоставлялся. Представитель предприятия подтвердил, что следует оценивать расчёт, направленный ранее обществу и представленный представителем общества на обозрение суду (к материалам дела приобщён "Расчёт СОИ по МКД ООО "РЭП" за июль 2020 г." на итоговую сумму 4151,285 куб.м. и "Расчёт СОИ по МКД ООО "РЭП" за июнь 2020 г." на итоговую сумму 2564,411 куб.м.
В ходе исследования расчётов за июнь, июль 2020 года апелляционный суд также установил неправильный учёт или не учёт "отрицательной дельты", образованной в предыдущем периоде по каждому дому, а также суммирование "отрицательной дельты" не по отдельному дому, а по всем домам. Также судом обнаружены в расчете истца информационные ошибки.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы предприятия являются формальными, не соответствуют представленному им расчёту и изложенным в настоящем постановлении нормам материального права, подлежат отклонению.
В этой связи апелляционный суд, оценив и исследовав представленные в материалы дела доказательства и обстоятельства дела в совокупности и во взаимосвязи в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правомерно признал исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично.
Иные доводы апелляционных жалоб по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы на уплату государственной пошлины, понесенные при подаче апелляционных жалоб, относятся на ее заявителей.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 15 февраля 2021 года по делу N А60-46592/2020 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Д.Ю. Гладких |
Судьи |
В.Ю. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-46592/2020
Истец: МУП УНИТАРНОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ВОДОКАНАЛ ГОРОДСКОГО ОКРУГА РЕВДА
Ответчик: ООО РЕМОНТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ