г. Санкт-Петербург |
|
21 июня 2021 г. |
Дело N А42-354/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слоневской А.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Савиной Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Апхудовым А.А.,
при участии:
от лиц, участвующих в деле: извещены, не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15115/2021) государственному областному казенному учреждению "Региональный центр лесного и экологического контроля" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.03.2021 по делу N А42-354/2021, принятое
по иску некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области"
к государственному областному казенному учреждению "Зашейковское лесничество"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области" (ОГРН 1135100000606, ИНН 5190996259; Мурманск, ул.Подстаницкого, д.1; далее - Фонд) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Государственному областному казенному учреждению "Зашейковское лесничество" (ОГРН 1075103000818, ИНН 5117010440, Мурманская область, Полярнозоринский район, н.п.Зашеек, ул.Октябрьская, д.10А; далее - Учреждение) о взыскании взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома, расположенного по адресу Мурманская область, г.Ковдор, ул.Слюдяная, д.2, корп.2, за период с 01.12.2014 по 31.10.2020 в сумме 16 873 руб. 20 коп.
Решением суда от 30.03.2021 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда от 30.03.2021, государственное областное казенное учреждение "Региональный центр лесного и экологического контроля" (ОГРН 1075190025041, ИНН 5190177757; Мурманская область, г.Мурманск, Верхне-ростинское шоссе, д.53; далее - Региональный центр) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение.
Региональный центр в жалобе ссылается на то, что Учреждение реорганизовано путем присоединения к ГОКУ МО "Региональный центр лесного и экологического контроля", о чем в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) от 22.03.2021 имеется запись о прекращении деятельности юридического лица путем реорганизации в форме присоединения. Податель жалобы указывает на то, что судом не рассмотрено ходатайство о переносе судебного заседания.
Отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представлен.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Лица, участвующие в обособленном споре, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что в силу статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Мурманской области от 30.07.2013 N 423-ПП создан Фонд как региональный оператор, одной из функций которой является аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах для формирования фондов капитального ремонта.
Учреждение является собственником жилого помещения N 15, расположенного в многоквартирном доме N 2 корпус 2 по адресу: г.Ковдор, ул.Слюдяная, площадью 43,6 кв.м.
Поскольку собственниками помещений многоквартирного дома не принималось решение о способе формирования фонда капитального ремонта, фонд капитального ремонта дома формируется на счете регионального оператора.
Постановлением Правительства Мурманской области от 31.03.2014 N 169-ПП "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области" утвержден размер минимального взноса для собственников помещений на капитальный ремонт многоквартирных домов, который составлял 1 руб. за 1 кв. м площади для деревянных многоквартирных домов этажностью 3 и менее этажей и 3 руб. для прочих многоквартирных домов.
Постановлением Правительства Мурманской области от 30.11.2015 N 550-ПП утвержден размер минимального взноса для собственников помещений на капитальный ремонт многоквартирных домов, который составляет 2 руб. за 1 кв.м площади для деревянных многоквартирных домов этажностью 3 и менее этажей и 6 руб. для прочих многоквартирных домов.
Постановлением Правительства Мурманской области от 12.10.2018 N 462-ПП на 2019-2021 годы сохранен размер минимального взноса в фонд капитального ремонта в размере, установленном в постановлении Правительства Мурманской области от 30.11.2015 N 550-ПП.
За период с 01.06.2017 по 31.12.2020 ответчиком не оплачено 95 413 руб. 50 коп. взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома, что послужило основанием для обращения Фонда в суд с настоящим иском.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьей 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В силу статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В силу требований пункта 2 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе взнос на капитальный ремонт.
Согласно части 3 статьи 170 ЖК РФ предусмотрены два способа формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта.
Постановление Правительства Мурманской области от 31.03.2014 N 168-ПП "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, на 2014 - 2043 годы", утверждающее региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах опубликовано 12.04.2014 в бюллетене областного Правительства на официальном интернет-портале http://npa.gov-murman.ru.
У собственников помещений в многоквартирных домах Мурманской области возникает обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт с декабря 2014 года.
В соответствии с положениями части 3 статьи 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Согласно части 2 статьи 154, статьи 155 ЖК РФ взнос на капитальный ремонт входит в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения.
Законом Мурманской области от 24.06.2013 N 1630-01-ЗМО создан Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области, являющийся региональным оператором капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории области.
Согласно части 3 статьи 1 Закона Мурманской области от 24.06.2013 N 1629-01-ЗМО "Об отдельных вопросах организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области", взнос на капитальный ремонт вносится ежемесячно до двадцатого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Факт неоплаты ответчиком взносов на капитальный ремонт за спорные периоды подтвержден материалами дела, документально не опровергнут.
Согласно статье 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.
Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.
При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
В соответствии с частью 2 статьи 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
Пунктом 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что согласно пункту 2 статьи 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят все права и обязанности присоединяемого юридического лица в порядке универсального правопреемства вне зависимости от составления передаточного акта.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ деятельность Учреждения прекращена 12.02.2021 путем реорганизации в форме присоединения.
Однако Фонд обратился с настоящим иском в арбитражный суд 21.01.2021. Иск принят к производству судом 26.01.2021. Таким образом, на момент подачи искового заявления Учреждение являлось действующим юридическим лицом.
Согласно части 3 статьи 48 АПК РФ для правопреемника все действия, совершенные в арбитражном процессе до вступления правопреемника в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил.
Как установлено пунктом 1 статьи 384 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права.
До принятия решения Учреждение и Региональный центр, являющийся правопреемником ответчика, не сообщили суду о прекращении деятельности ответчика и правопреемстве на стороне ответчика, в связи с чем у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения решения суда. Ходатайство в порядке статьи 48 АП КРФ не заявлено и в суде апелляционной инстанции.
При этом апелляционный суд принимает во внимание возможность в настоящем случае заявления ходатайства в порядке статьи 48 АПК РФ о процессуальном правопреемстве, которое возможно на любой стадии арбитражного процесса, а также заявления о пересмотре судебного акта по правилам главы 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий (часть 5 статьи 158 АПК РФ).
Соответственно, отложение судебного разбирательства является правом, а не обязанностью суда. В данном случае ходатайство об отложении судебного заседания подано Региональным центром посредством системы "Мой арбитр" 29.03.2021 в 14 час. 45 мин., то есть после вынесения обжалуемого судебного акта, в связи с чем не могло быть рассмотрено судом первой инстанции. При этом ответчик, не обеспечив заблаговременное поступление доказательств и процессуальных ходатайств в суд до судебного разбирательства, в силу части 2 статьи 9 АПК РФ несет риск наступления неблагоприятных последствий совершения или несовершения им процессуальных действий.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования на основании имеющихся в материалах дела доказательств. В апелляционной жалобе Региональный центр не приводит доводов и возражений по существу спора.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по приведенным в ней доводам.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.03.2021 по делу N А42-354/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Слоневская |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-354/2021
Истец: НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: ГОКУ МО "Региональный центр лесного и экологического контроля", Государственное областное казённое учреждение "Зашейковское лесничество"