г. Тула |
|
22 июня 2021 г. |
Дело N А23-2058/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.05.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.06.2021.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Грошева И.П., судей Егураевой Н.В. и Сентюриной И.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Леоновой О.И., при участии в судебном заседании: от акционерного общества "Калугатехремонт" - директора Устабашяна А.Г. (решение, приказ от 23.04.2020), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях на решение Арбитражного суда Калужской области от 25.03.2021 по делу N А23-2058/2020 (судья Иванова Е.В.),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Калугатехремонт" (далее - АО "Калугатехремонт", истец) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с исковым заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях (далее - Управление, ответчик) о признании за истцом права на применение ставки арендной платы в размере 2% от кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 40:26:000075:132 площадью 64552 кв. м, находящегося по адресу: г. Калуга, ул. Механизаторов, д. 38, для эксплуатации производственной базы в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" при расчете арендной платы указанного земельного участка в виде произведения кадастровой стоимости данного земельного участка, базовой ставки 2% и размера уровня инфляции, определенного соответствующим нормативным правовым актом (уточненные исковые требования; т. 2, л. д. 1).
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечена Городская Управа города Калуги (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Калужской области от 25.03.2021 исковые требования удовлетворены, распределены судебные расходы.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ответчик, указывая, что исходный земельный участок, ранее находившийся в безвозмездном пользовании, был в последующем преобразован, полагает, что льготный порядок установления арендной платы к истцу не применим. Ссылаясь на пункт 2 статьи 11, пункт 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статью 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), постановление Правительства РФ от 05.05.2017 N 531 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582", полагает, что размер арендной платы определен судом неверно.
Представитель АО "Калугатехремонт" в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил оставить обжалуемое решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителя в судебное заседание не направил. Дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Кодекса.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 Кодекса в пределах доводов апелляционной жалобы.
Рассмотрев материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, а также доводы сторон, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между истцом (арендатор) и ответчиком (арендодатель) заключен договор аренды находящегося в федеральной собственности земельного участка от 15.03.2016 года N 26/2016-1 (далее - договор; т. 1, л. д. 11 - 13), согласно условиям которого арендатору во временное владение и пользование передан земельный участок площадью 64552 кв. м, кадастровый номер 40:26:000075:132, расположенный по адресу: г. Калуга, ул. Механизаторов, д. 38, разрешенное использование: для эксплуатации производственной базы, в границах, указанных в кадастровом паспорте Участка.
Пунктом 2.1 договора стороны предусмотрели, что земельный участок предоставлен сроком на 5 лет, применив условия договора с 15.03.2016.
Как следует из пунктов 3.3 - 3.5 договора арендная плата устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации. Исчисление и уплата арендатором арендной платы осуществляются на основании ежегодно направляемого расчета арендодателем в адрес арендатора и заключения дополнительного соглашения не требуется.
Размер арендной платы пересматривается в случае перевода земельного участка из одной категории земель в другую или изменения разрешенного пользования земельного участка в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Арендная плата начисляется арендатору с учетом целевого назначения, применительно к долям в праве собственности, иных вещных и обязательных прав на здания, строения, сооружения.
В силу требований пункта 4.2.4 договора арендодатель обязан своевременно производить перерасчет арендной платы и своевременно информировать об этом арендатора.
Письмом от 03.12.2019 N 40/7035 ответчик уведомил истца об изменении порядка расчета арендной платы за земельный участок на 2020 год. Однако, в нарушение требований пункта 4.2.4 договора данное письмо и расчет арендной платы вручены истцу лишь 02.03.2020 (т. 1, л. д. 29).
Согласно расчету арендной платы на 2020 год сумма арендной платы за Участок составила 5 133 000 руб. (т. 1, л. д. 19).
Основанием для расчета послужил Отчет об оценке рыночной стоимости арендной платы земельного участка от 16.12.2019 N 19-АПЗУ-7384-12-2651 в соответствии с государственным контрактом от 29.11.2019 N 0337100005219000082.
Ссылаясь на то, что размер арендной платы должен быть рассчитан исходя из 2% кадастровой стоимости земельного участка, поскольку первоначально земельный участок был предоставлен в аренду в порядке переоформления права постоянного бессрочного пользования, истец обратился в арбитражный суд с исковыми заявлением.
Рассматривая требования истца по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для их удовлетворения. При этом суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Пунктом 7 статьи 1, пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ установлен принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с пунктом 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Согласно абзацу 2 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
В силу пункта 1 статьи 39.7 ЗК РФ принципы определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, должны утверждаться Правительством Российской Федерации.
Нормативным правовым актом, устанавливающим размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, являются Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительством Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - Правила N 582).
Согласно пункту 2 Правил N 852 размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации (далее - земельные участки), в расчете на год (далее - арендная плата) определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника (далее - федеральные органы исполнительной власти), если иное не установлено федеральными законами, одним из следующих способов: а) на основании кадастровой стоимости земельных участков; б) по результатам торгов, проводимых в форме аукциона (далее - торги); в) в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации; г) на основании рыночной стоимости права аренды земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции постановления от 25.01.2013 N 13), следует, что при рассмотрении споров, связанных с взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее. В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом, одним из таких случаев является пункт 3 статьи 65 ЗК РФ. К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы, в том числе формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п., по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Регулируемый характер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов, сохранен в статье 39.7 ЗК РФ, согласно пункту 3 которой порядок определения размера арендной платы устанавливается Правительством Российской Федерации - в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, органом местного самоуправления - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, если иное не установлено названным Кодексом или другими федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 ЗК РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами, установленными главой V.1 ЗК РФ. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков, установить сервитуты в отношении таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2016 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ в случае переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков годовой размер арендной платы устанавливается в пределах: двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков; трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Изменение годового размера арендной платы, определенного в соответствии с настоящим пунктом, может предусматриваться договорами аренды указанных земельных участков только в связи с изменением кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
Данные выводы согласуются с выводами, изложенными в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 20.03.2017 N 306-ЭС16-16522 и от 23.11.2017 N 305-ЭС17-12788, а также в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном 26.06.2015 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.
В пункте 7 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015) от 26.06.2015, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, отмечено, что поскольку содержащиеся в Законе о введение в действие Земельного кодекса ставки утверждены непосредственно федеральным законом, они являются обязательными при определении размера арендной платы для всех публичных собственников.
Из материалов дела следует, что по Государственному акту на право пользования землей от 11.12.1987 N А-I 592749, Калужскому межрегиональному ремонтно-техническому предприятию в пользование, под территорию предприятия выдан в бесплатное и бессрочное пользование земельный участок, расположенный по адресу: г. Калуга, ул. Механизаторов, д. 6, общей площадью 89 800 кв. м. (т. 1, л. д. 68 - 70).
На основании распоряжения Городского головы Городской Управы города Калуги N 2263-р от 27.05.2002 право бессрочного пользования предоставленное ОАО "Калугатехремонт" (правопреемник Калужского межрегионального ремонтно-технического предприятия) земельным участком общей площадью 70 391 кв., из земель города Калуги, расположенного по адресу: ул. Механизаторов, д. 38 было переоформлено на право аренды в соответствии со ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 2 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (т. 1, л. д. 138).
Во исполнение вышеуказанного распоряжения между Городской Управой города Калуги (арендодатель) и ОАО "Калугатехремонт" (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка N 2620 от 25.06.2002, по условиям которого арендатору предоставлен в пользование земельный участок с кадастровым номером 40:26:000075:0001, площадью 70 391 кв. м. (т. 1, л. д. 111 - 112).
В последующем было проведено межевание земельного участка с кадастровым номером 40:26:000075:0001, в результате чего был образован земельный участок с кадастровым номером 40:26:000075:17, площадью 67 151 кв. м.
На основании распоряжения городского головы N 6549-р от 02.12.2003 в соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ (в первоначальной редакции) между Городской управой города Калуги (арендодатель) и ОАО "Калугатехремонт" (арендатор) был заключен договор аренды N 4917 от 02.12.2003, по условиям которого арендатору предоставлен в пользование земельный участок с кадастровым номером 40:26:000075:17, площадью 67 151 кв. м для эксплуатации производственной базы (т. 1, л.д. 139-оборот).
В связи с регистрацией права собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: г. Калуга, ул. Механизаторов, д. 38, с кадастровым номером 40:26:000075:17, площадью 67 151 кв. м, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Калужской области перешли права и обязанности арендодателя по договору N 4917 от 02.12.2003 (т. 1, л. д. 78).
Земельный участок с кадастровым номером 40:26:000075:17 площадью 67151 кв. м был снят с кадастрового учета 06.10.2008.
Согласно дополнительному соглашению N 10 к договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, от 02.12.2003 N 4917, предметом данного договора стал земельный участок с кадастровым номером 40:26:000075:73 площадью 66935 кв. м (т. 1, л. д. 83).
23.04.2012 данный земельный участок также снят с учета в результате межевания и выделения из него 2-х земельных участков: 40:26:000075:131 площадью 2383 кв. м и 40:26:000075:132 площадью 64552 кв. м.
Судом области установлено, что указанные земельные участки сформированы из земельного участка 40:26:000075:73 о чем свидетельствуют выписка из ЕГРН на земельный участок 40:26:000075:132, а также копия кадастрового паспорта 40:26:000075:132 от 02.03.2012 N 40/12-24244, согласно которым объектом недвижимости, из которого образован данный участок, является земельный участок с кадастровым номером 40:26:000075:73.
26.03.2012 между ОАО "Калугатехремонт" и ТУ Росимущества в Калужской области заключено дополнительное соглашение N 11 к договору земельного участка от 02.12.2003, согласно которому предметом договора аренды стала аренда двух земельных участков, принадлежащих Российской Федерации: 40:26:000075:131 и 40:26:000075:132.
Таким образом земельный участок первоначальному арендатору был передан в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
В последующем, 15.03.2016 между сторонами заключен договор аренды земельного участка площадью 64552 кв. м, кадастровый номер 40:26:000075:132, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Механизаторов, д. 38 разрешенное использование: для эксплуатации производственной базы, в границах, указанных в кадастровом паспорте Участка, N 26/2016-1 (т. 1, л. д. 11 - 14).
Из содержания пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ следует, что критерием применения льготного порядка расчета арендной платы являются основания заключения договора аренды земельного участка - в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, а не по иной причине.
Поскольку в рассматриваемом случае правопредшественник истца приобрел право аренды в порядке переоформления в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истец имеет право на применение льготного порядка при исчислении арендной платы, в связи с чем обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Выводы суда первой инстанции являются правильными, они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам. Оснований для иной оценки фактических обстоятельств дела у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Доводы заявителя не влияют на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой, данной судом фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам и основаны на неверном толковании норм права и юридически значимых для рассмотрения дела обстоятельств, в связи с чем не могут быть приняты судом апелляционной инстанции.
Несогласие ответчика с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой данной судом представленным в дело доказательствам не является безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 Кодекса и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 25.03.2021 по делу N А23-2058/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.П. Грошев |
Судьи |
Н.В. Егураева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-2058/2020
Истец: АО Калугатехремонт
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленских областях, МТУ Федерального агенства по управлению государственным имуществом а Калужской, Брянской и Смоленской областях, Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным в Калужской области
Третье лицо: ГОРОДСКАЯ УПРАВА ГОРОДА КАЛУГИ