г. Тула |
|
21 июня 2021 г. |
Дело N А62-7366/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.06.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.06.2021.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Большакова Д.В., судей Мордасова Е.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузнецовой Ю.Н., в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Британская медицинская компания" (г. Калининград, ОГРН 1127847492123, ИНН 7801584505), заинтересованного лица - Смоленской таможни (г. Смоленск, ОГРН 1026701425849, ИНН 6729005713), извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Смоленской таможни на решение Арбитражного суда Смоленской области от 29.12.2020 по делу N А62-7366/2020 (судья Красильникова В.В.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Британская медицинская компания" (далее - ООО "БМК", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Центральному таможенному управлению (далее - ЦТУ) и Смоленской таможне (далее - таможня), в котором просило признать недействительным решение Смоленской таможни от 27.12.2019 N 10113000/271219/336-р/2019 об отмене в порядке ведомственного контроля несоответствующего требованиям права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решения нижестоящего таможенного органа.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции общество в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявило отказ от требований к ЦТУ, который принят судом по правилам части 5 статьи 49 АПК РФ как не противоречащий закону и не нарушающий права и законные интересы других лиц.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 29.12.2020 производство по требованию к ЦТУ прекращено; заявленные требования удовлетворены, решение таможни от 27.12.2019 N 10113000/271219/336-р/2019 об отмене в порядке ведомственного контроля несоответствующего требованиям права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решения нижестоящего таможенного органа признано недействительным, на таможню возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "БМК".
Не согласившись с принятым судебным актом, таможня обжаловала его в апелляционном порядке.
ООО "БМК" возражало против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, на Смоленском таможенном посту (ЦЭД) Смоленской таможни таможенным представителем ООО "Система.Ит" по поручению ООО "БМК" по процедуре выпуска для внутреннего потребления осуществлено декларирование следующих товаров:
- по ДТ N N 10113110/130619/0084229 (товар N 2), 10113110/050719/0096725 (товар N 2), 10113110/220819/0125494 (товар N 1), 10113110/161019/0156776 (товар N 4) задекларированы товары "Медицинские изделия: концентраты гемодиализа (бикарбонат натрия) картридж медицинский бикарбонатный DIACART: Картридж медицинский бикарбонатный DIACART 650G, КАТ. 1565, DIACART 650G, КАТ. 1560, DIABOX 650G, КАТ. 1501, артикулы: 1501, 1565 модели: DIACART 650G, DIABOX 650G". Производитель: SERUMWERK BERNBURG VERTRIEBS GMBH, товарный знак: SERUMWERK, марка: SERUMWERK;
- по ДТ N N 10113110/011019/0148082 (товары NN 6, 8, 10), 10113110/161019/0156776 (товар N 6) задекларированы товары "Медицинские изделия, концентраты натрия гидрокарбонат для приготовления щелочного концентрата для бикарбонатного гемодиализа или гемофильтрации: 1. Концентраты для гемодиализа: концентрат сухой основной бикарбонатный: BIBAG 5008 650г, модель: BIBAG 5008 г, артикул отсутствует". Производитель: FRESENIUS MEDICAL CARE DEUTSCHLAND GMBH, товарный знак: FRESENIUS MEDICAL CARE, марка: FRESENIUS MEDICAL CARE;
- по ДТ N N 10113110/020719/0095006 (товары NN 3, 6), 10113110/221019/0160398 (товар N 1) задекларирован товар "Медицинское изделие, изделие медицинского назначения, концентрат натрия гидрокарбонат для приготовления щелочного концентрата для бикарбонатного гемодиализа или гемофильтрации, не для дезинфекции, не инсектицид, не содержит спирты, не для ветеринарии: 1. Концентраты и компоненты для бикарбонатного гемодиализа, содержащие глюкозу или без глюкозы, в наборах и отдельных упаковках: сухой щелочной концентрат в мешках, артикул: 470. Производитель: B.BRAUN AVITUM AG, товарный знак: B.BRAUN AVITUM, марка: B.BRAUN AVITUM;
- по ДТ N 10113110/220819/0125494 (товар N 6) задекларирован товар "Медицинские изделия, концентраты натрия гидрокарбонат для приготовления щелочного концентрата для бикарбонатного гемодиализа или гемофильтрации: Концентраты для гемодиализа: концентрат сухой основной бикарбонатный: BIBAG 5008 650г, модель: BIBAG 5008 г, артикул отсутствует". Производитель: FRESENIUS MEDICAL CARE DEUTSCHLAND GMBH, товарный знак: FRESENIUS MEDICAL CARE, марка: FRESENIUS MEDICAL CARE.
По указанным декларациям на товары обществом заявлен код товара по ТН ВЭД ЕАЭС 2836 30 000 0, в графе 47 декларации НДС исчислен по ставке 10%.
В графах 36 "Преференция" ДТ N N 10113110/130619/0084229 (товар N 2), 10113110/020719/0095006 (товары NN 3, 6), 10113110/050719/0096725 (товар N 2), 10113110/220819/0125494 (товары NN 1, 6), 10113110/050919/0133546 (товар N 2), 10113110/011019/0148082 (товары NN 6, 8, 10), 10113110/161019/0156776 (товары NN 4, 6), 10113110/221019/0160398 (товар N 1) в отношении указанных товаров указан код "ОООО-ЛМ", а именно, применение ставки НДС в размере 10% в отношении ввозимых в Российскую Федерацию медицинских изделий.
По результатам проведения таможенного контроля Смоленским таможенным постом (ЦЭД) в ходе декларирования 18.06.2019, 05.07.2019, 26.08.2019, 06.09.2019, 01.10.2019, 17.10.2019, 23.10.2019 приняты решения о применении к указанным выше товарам ставки НДС в размере 10%.
Впоследствии при проведении ведомственного контроля Смоленской таможней было установлено, что к ввезенному обществом товару не подлежит применению пониженная ставка НДС, поскольку заявленный обществом код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС 2836 300 00 0 не входит в раздел II Перечня, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 N 688, в связи с чем 27.12.2019 Смоленской таможней принято решение N 10113000/271219/336-р/2019 об отмене в порядке ведомственного контроля решений Смоленского таможенного поста (ЦЭД) от 18.06.2019, от 05.07.2019, от 26.08.2019, от 06.09.2019, от 01.10.2019, от 17.10.2019, от 23.10.2019 о подтверждении ставок таможенных пошлин, налогов по ДТ NN 10113110/130619/0084229 (товар N 2), 10113110/020719/0095006 (товары NN 3, 6), 10113110/050719/0096725 (товар N 2), 10113110/220819/0125494 (товары NN 1, 6), 10113110/050919/0133546 (товар N 2), 10113110/011019/0148082 (товары NN 6, 8, 10), 10113110/161019/0156776 (товары NN 4, 6), 10113110/221019/0160398 (товар N 1), поданным ООО "БМК".
Не согласившись с указанным решением, ООО "БМК" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В обоснование своих требований общество указывает, что на спорные товары получены регистрационные удостоверения как на изделия медицинского назначения; код ТН ВЭД задекларированного товара входит в Перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 N 688, в связи с чем на него должна распространяться льготная ставка НДС 10%.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 5 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, применяются налоговые ставки, указанные в пунктах 2 и 3 статьи 164 НК РФ.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по ставке 10 процентов в отношении следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства: лекарственных средств, включая фармацевтические субстанции, лекарственные средства, предназначенные для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, и лекарственные препараты, изготовленные аптечными организациями; медицинских изделий, за исключением медицинских изделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 данного Кодекса. Положения настоящего абзаца применяются при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31.12.2021 регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанной нормой предусмотрено, что коды видов продукции, перечисленных в настоящем пункте, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции (далее - ОКП), а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 N 688 (далее - Постановление N 688) утверждены Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10% при реализации (далее - Перечень ОКП), а также Перечень кодов медицинских товаров в соответствии Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе в Российскую Федерацию (далее - Перечень ТН ВЭД).
Исходя из указанного выше, для применения ставки 10% достаточно, чтобы реализуемый (ввозимый) товар соответствовал коду, определенному Правительством Российской Федерации со ссылкой на один из двух источников - ОКП или ТН ВЭД.
Согласно Примечанию 1 к Перечню ТН ВЭД (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23.01.2018 N 50 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 N 688", действовавшей на момент ввоза товара на территорию Российской Федерации) коды ТН ВЭД ЕАЭС, приведенные в настоящем перечне, применяются в отношении:
фармацевтических субстанций, сведения о которых содержатся в государственном реестре лекарственных средств или едином реестре зарегистрированных лекарственных средств Евразийского экономического союза;
лекарственных препаратов, которые включены в государственный реестр лекарственных средств или сведения о которых содержатся в едином реестре зарегистрированных лекарственных средств Евразийского экономического союза, при этом лекарственные препараты должны быть зарегистрированы в установленном порядке уполномоченным органом и иметь документ, подтверждающий их регистрацию;
лекарственных средств (в том числе плацебо), которые предназначены для проведения клинических исследований и на ввоз конкретной партии которых имеется заключение (разрешительный документ) уполномоченного федерального органа исполнительной власти;
медицинских изделий, за исключением медицинских изделий, ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) в соответствии с подпунктом 2 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации, при представлении регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31.12.2021 - при представлении регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Факт отнесения спорного товара к разряду медицинских товаров таможенным органом не оспаривается. В акте проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатой после выпуска товаров N 10113000/205/241219/А185 указано, что при декларировании указанных товаров декларантом предоставлены:
- регистрационное удостоверение, выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения от 14.07.2011 N ФСЗ 2011/10124,
- регистрационное удостоверение, выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения N ФЗС 2008/01600 на медицинское изделие "картридж медицинский бикарбонатный".
Классификационный код 2836 30 000 0 соответствует ТН ВЭД ЕАЭС и входит в Перечень ТН ВЭД Постановления N 688.
Выводы таможенного органа о том, что, поскольку на товар получены регистрационные удостоверения как на медицинские изделия, а в разделе II Перечня "Медицинские изделия" такой код ТН ВЭД отсутствует, то к данному товару не может быть применена льготная ставка НДС в размере 10%, не может служить основанием для отказа в предоставлении льготной ставки налогообложения в связи со следующим.
В силу примечания 3 Перечня ТН ВЭД Постановления N 688 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23.01.2018 N 50 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 N 688", действовавшей на момент ввоза товара на территорию Российской Федерации) для целей применения данного перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД с учетом примечания 1, а наименования позиций приведены только для удобства пользования, за исключением позиций перечня, отмеченных знаком "*", при применении которых необходимо руководствоваться как кодом товара, так и его наименованием.
При этом в самом Постановлении N 688 в редакции, действовавшей на момент ввоза товара, не содержалось указания на то, что коды ТН ВЭД должны соответствовать разделам Перечня ТН ВЭД, а в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Налогового кодекса Российский Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности законодательства о налогах и сборах трактуются в пользу налогоплательщика.
Такие изменения в Постановлении N 688 внесены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2019 N 1353, которое вступило в силу со дня официального опубликования - 22.10.2019, на момент возникновения спорных правоотношений не действовало и обратной силы не имеет, поскольку данный акт увеличивает налоговые ставки, а также принимая во внимание положения статьи 5 НК РФ.
Таким образом, то обстоятельство, что код ТН ВЭД ЕАЭС ввезенного ООО "БМК" товара включен в перечень лекарственных средств, а не в перечень медицинских изделий, не является законным основанием для отказа в применении к спорному товару налоговой ставки 10%, так как указанный код ТН ВЭД ЕАЭС в любом случае указан в Перечне ТН ВЭД как код медицинских товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10%.
В связи с изложенным выводы таможенного органа об отсутствии оснований для применении ставки налога на добавленную стоимость в размере 10% не соответствуют вышеуказанным нормам материального права, в связи с чем апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение таможни является незаконным, а требования общества подлежат удовлетворению.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 29.12.2020 по делу N А62-7366/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.В. Большаков |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-7366/2020
Истец: ООО "БРИТАНСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: Смоленская таможня, ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ, ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СМОЛЕНСКАЯ ТАМОЖНЯ, Центральное таможенное управление