г. Санкт-Петербург |
|
21 июня 2021 г. |
Дело N А56-4258/2021 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Фуркало О.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14703/2021) общества с ограниченной ответственностью "Свеза-Лес" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.03.2021 по делу N А56-4258/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Свеза-Лес"
к Санкт - Петербургской таможне
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Свеза-Лес" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Санкт-Петербургской таможни (далее - заинтересованное лицо, таможня, таможенный орган) от 15.01.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10210000-3998/2020, о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 2/3 размера стоимости незадекларированного товара, которая была определена товароведческой экспертизой, и составляет 11 046 рублей 72 копейки.
Решением суда от 11.03.2021 в виде резолютивной части, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявления отказано.
19.04.2021 судом изготовлено мотивированное решение суда.
Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что листы фанеры являются составной частью упаковки основного товара, в связи, с чем декларация на товары была заполнена и подана надлежащим образом. Для упаковки товар использовалась недокондиционаая фанера, которая не может быть пригодной для ее дальнейшего использования.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, специалистом по финансовой документации Рябкиной Еленой Сергеевной (действующая на основании доверенности N ДОВ/8150-000005 от 07.02.2020, выданной ООО "Свеза-Лес") была подана декларация в электронном виде N 10210200/290920/0288138 для помещения под таможенную процедуру "экспорт" на товарную партию, состоящую из 1 товара, код ТН ВЭД ЕАЭС 4412330000, "фанера березовая клееная, количество слоев более 3-х, толщиной менее 6 мм, опиленные с 4-х сторон согласно ГОСТ 15812-87, упаковка согласно регламенту "Упаковка и Маркировка фанерной продукции", а именно:
- Фанера сорта 1/1 F/W DB120/220, РАЗМЕР: 1,525Х2,50Х0,015 М.", количество 15 стопок;
- Фанера сорта 1/1 F/W DB120/220, РАЗМЕР: 1,525Х2,50Х0,018 М.", количество 4 стопки.
Общий объем 28,35 м3, общий вес брутто/нетто 20 351 кг/19 414 кг, всего 19 грузовых мест. Общая таможенная стоимость товаров составляет: 17 981,43 ЕВРО (1 644 923,24 руб.).
Товар поступил на Южный таможенный пост по следующим транспортным и коммерческим документам: CMR N 15820 от 28.09.2020, инвойс N 1000625422 от 28.09.2020. Страна отправления - Россия.
В рамках осуществления таможенного контроля назначен таможенный досмотр (поручение на досмотр N 10210100/290920/003605), в результате которого (акт таможенного досмотра N 10210100/011020/003605) были выявлены незадекларированные товары: - листы фанеры, габаритными размерами: 1,525x2,500x0,006 М., в объеме - 0,86 м3, всего 38 листов.
С целью установления свободной рыночной стоимости незадекларированных товаров, 01.10.2020 в соответствии со статьями 28.1, 28.3, 28.7 КоАП РФ, составлено определение о назначении товароведческой экспертизы. Экспертиза поручена экспертно-криминалистической службе Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления в Санкт-Петербурге.
Согласно заключению эксперта N 12402003/0025852 от 11.11.2020, рыночная стоимость товара на дату совершения правонарушения (29.09.2020 в 14:31), составляет 16 570 рублей 07 копеек.
Таким образом, проведенным таможенным контролем установлено, что Общество не задекларировало в ДТ N 10210200/290920/0288138 при помещении под таможенную процедуру "экспорт" товары: - листы фанеры, габаритными размерами: 1,525x2,500x0,006 М., в объеме - 0,86 м3, всего 38 листов.
Усмотрев в деянии ООО "Свеза-Лес" признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, таможенный орган 01.12.2020 составил в отношении Общества протокол об административном правонарушении N 10210000-3998/2020.
15.01.2021 постановлением Таможни N 10210000-3998/2020 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, с назначением Обществу административного наказания в виде штрафа в размере 2/3 размера стоимости незадекларированного товара, что составило 11 046 рублей 72 копейки.
Не согласившись с указанным постановлением таможенного органа, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции посчитал доказанным событие административного правонарушения и вину Общества, не усмотрел нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ установлена ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса.
Объектом правонарушения является порядок декларирования товаров, подлежащих таможенному декларированию.
Объективная сторона административного правонарушения выразилась в недекларировании в установленном порядке товаров, подлежащих таможенному декларированию.
Субъектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, является Общество.
В пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что ответственность по части 1 статьи 16.2 КоАП Российской Федерации применяется в том случае, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации).
Согласно статье 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.
В соответствии со статьей 128 ТК ЕАЭС помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации или заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары, если иное не установлено настоящим Кодексом и завершается выпуском товаров, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 статьи 204 настоящего Кодекса.
Статьей 105 ТК ЕАЭС установлен перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов".
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС установлен перечень основных сведений о товаре, подлежащих указанию в декларации на товары, а именно: наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности; происхождение товаров; наименование страны отправления и страны назначения; производитель товаров; товарный знак; наименование места происхождения товара, являющееся объектом интеллектуальной собственности, включенным в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов и (или) национальный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется таможенным органом государства-члена, таможенному органу которого подается декларация на товары; описание упаковок; цена, количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в дополнительных единицах измерения; таможенная стоимость товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров); статистическая стоимость.
В соответствии с пунктом 1 статьи 84 ТК ЕАЭС при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант вправе осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем.
На основании пункта 2 статьи 84 ТК ЕАЭС, при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан: 1) произвести таможенное декларирование товаров; 2) представить таможенному органу в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; 3) предъявить декларируемые товары в случаях, установленных ТК ЕАЭС, либо по требованию таможенного органа.
В соответствии с пунктом 3 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.
Как следует из материалов дела, в результате нарушения требований пункта 1 статьи 104, подпункта 1 пункта 2 статьи 84 ТК ЕАЭС Общество не задекларировало в ДТ N 10210200/290920/0288138 при помещении под таможенную процедуру "экспорт" товары: - листы фанеры, габаритными размерами: 1,525x2,500x0,006 М., в объеме - 0,86 м^, всего 38 листов.
Указанные обстоятельства свидетельствует о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, что подтверждается представленными в материалы административного дела доказательств.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае Общество не представило доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля.
Общество, выступая в качестве декларанта, имело все необходимые полномочия и возможности для соблюдения требований таможенного законодательства, порядка декларирования и таможенного оформления товаров, однако заявитель не проявил должной заботливости и осмотрительности, что в конечном итоге повлекло совершение административного правонарушения, выразившегося в недекларировании по установленной форме товаров, подлежащих декларированию.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, следует признать правомерным.
В апелляционной жалобе Общество указывает, что листы фанеры, выявленные в ходе проведения таможенного досмотра, не являются товаром, а представляют собой составную часть упаковки основного товара и используются для защиты крайних листов стопки.
В соответствии с подпунктом 45 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС под товаром понимается любое движимое имущество, в том числе валюта государств-членов, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу.
Следовательно, фанера в смысле права ТК ЕАЭС являются товаром и подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру в соответствии с пунктом 1 статьи 104 ТК ЕАЭС.
Порядок заполнения декларации на товары утверждены решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 (далее - Порядок).
Согласно пункту 29 Порядка в графе 31 "Грузовые места и описание товаров" указываются сведения о декларируемом товаре, необходимые для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, применения мер защиты внутреннего рынка, обеспечения соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному десятизначному классификационному коду в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, а также о грузовых местах.
Под номером 2 в графе 31 ДТ указываются:
для товара, имеющего упаковку, через запятую - общее количество грузовых мест, занятых товаром (если товар занимает грузовые места не полностью, то дополнительно в скобках указывается количество грузовых мест, занимаемых товаром частично, с проставлением через тире "-" записи: "часть места"), коды видов упаковки товара в соответствии с классификатором видов груза, упаковки и упаковочных материалов с проставлением через тире "-" количества упаковок по каждому виду.
В данном случае Обществом в графе 31 ДТ формулировка "упаковка согласно регламента..." не раскрывает в должной степени составляющие части этой упаковки. Общество указывает, что у него имеется локальный акт "Упаковка и маркировка фанерной продукции", действующий с 2018 года, согласно которому в качестве упаковочного материала используется стретч плёнка, допускается сочетание нескольких видов упаковки; упаковка с брусками и прокладкам, прикрепленными к пачке. При этом понятие прокладка и её функционал, материал изготовления прокладки не указывается. Сам регламент при декларировании товарной партии не предоставлялся.
Также, необходимо отметить, что обнаруженные 38 листов фанеры обладают потребительскими свойствами и являются самостоятельным товаром, готовым к свободной реализации. Таким образом, сведения об указанных листах фанеры должны были быть отражены в ДТ.
Неотражение этих сведений является нарушением пункта 1 статьи 104 ТК ЕАЭС.
Кроме того, актом таможенного досмотра и фотоматериалами, приложенным к нему определено, что товар в свою очередь упакован по всему периметру полимерной плёнкой, который в свою очередь перетянут пластиковой лентой, на углах использованы пластиковые уголки, и вся конструкция установлена на деревянные бруски, из чего можно сделать вывод, что данная упаковка представляет пачку. При этом предметы, упакованные в пачку являются товаром, подлежащим таможенному декларированию.
Судом апелляционной инстанции также проверено соблюдение Таможней процедуры привлечения Общества к административной ответственности и не выявлено нарушений, являющихся безусловным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока.
Размер административного штрафа проверен судом апелляционной инстанции и признан обоснованным, назначенным с учетом характера вменяемого административного правонарушения, в пределах санкции инкриминируемой статьи.
По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное Обществу наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, исходя из характера и обстоятельств совершенного административного правонарушения, арбитражным судом не установлены. Каких-либо поводов для переоценки указанного вывода у суда апелляционной инстанции не имеется.
Одновременно суд не усмотрел оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ ввиду отсутствия документальных доказательств, подтверждающих наличие исключительных для этого обстоятельств.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного Обществом требования, в связи, с чем апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.03.2021 по делу N А56-4258/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
О.В. Фуркало |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-4258/2021
Истец: ООО "СВЕЗА-ЛЕС"
Ответчик: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ТАМОЖНЯ