г. Челябинск |
|
23 июня 2021 г. |
Дело N А76-52606/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Бояршиновой Е.В., Ивановой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 15 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Челябинской области" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.04.2021 по делу N А76-52606/2020.
В судебном заседании принял участие представитель Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 15 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Челябинской области" - Троянова Е.А. (служебное удостоверение, доверенность от 25.01.2021, диплом).
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 15 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области" (далее - заявитель, ФКУ ИК N15 ГУ ФСИН по Челябинской области, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Копейске Челябинской области (межрайонное) (далее - ответчик, УПФР в г. Копейске Челябинской области (межрайонное), фонд) о признании недействительным решения N 084S18200021173 от 15.12.2020.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 30.04.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом ФКУ ИК N 15 ГУ ФСИН по Челябинской области (далее также - апеллянт, податель жалобы) обжаловала его в апелляционном порядке. Просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов податель жалобы сослался на то, что УПФР в г. Копейске Челябинской области (межрайонное) в адрес ФКУ ИК N 15 ГУ ФСИН по Челябинской области не было надлежащим образом отправлено уведомление об устранении имеющихся ошибок на трех застрахованных лиц, тем самым апеллянт полагает, что им было реализовано право на дополнение и уточнение представленных сведений. Поскольку ФКУ ИК N 15 ГУ ФСИН по Челябинской области самостоятельно исправил ошибку, путем подачи уточненных сведений по форме СЗВ-Стаж, то оснований для привлечения к ответственности в виде взыскания штрафа у Пенсионного фонда не имелось.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
В адрес суда от УПФР в г. Копейске Челябинской области (межрайонное) поступил отзыв на апелляционную жалобу. Судом на основании статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв приобщен к материалам дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения учреждения к ответственности в виде штрафа послужило представление недостоверных сведений на 3 застрахованных лиц (Махмадов Х.У., Рязанский Д.С., Соболев А.В.) и нарушение 5-ти дневного срока устранения выявленных несоответствий после получения уведомления от 14.08.2020 об их устранении (форма СЗВ-Стаж, тип "корректирующая", за 2017 год, представлена 23.09.2020).
По данному факту фондом составлен акт N 084S18200021173 от 15.12.2020 и вынесено решение N 084S18200021173 от 15.12.2020 о привлечении к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в сумме 1 500 руб. (500 руб. * 3 застрахованных лица).
Не согласившись с вынесенным решением фонда, учреждение обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях учреждения состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.17. Закона N 27-ФЗ.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны представлять в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации (далее также - ПФ РФ) документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно статье 11 Федерального закона N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы ПФ РФ по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Страхователь предоставляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ и дополнительно сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц по формам, определяемым ПФ РФ.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;
9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Страхователь при представлении сведений на работающих у него застрахованных лиц за предшествующий отчетный период представляет их по установленным Пенсионным фондом Российской Федерации формам в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, вид и порядок проверки которой устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.
Сведения подаются по форме СЗВ-Стаж, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
В соответствии с положениями ст. ст. 5 и 16 Закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право осуществлять контроль за правильностью и своевременностью представления страхователями сведений.
Согласно абз. 5 ст. 17 Закона N 27-ФЗ при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
В соответствии с абз.абз. 2 и 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ страхователи, уклоняющиеся от представления предусмотренных законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. п. 2 - 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Аналогичные положения содержит действующий с 27.07.2020 Приказ Минтруда России от 22.04.2020 N 211н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах".
В частности, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение 5 рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя.
Страхователь в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения (п. 38 Инструкции N 211н).
В случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со ст. 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок (п. 40 Инструкции N 211н).
В своей жалобе апеллянт указывает на то, что в адрес ФКУ ИК N 15 ГУ ФСИН по Челябинской области уведомление об устранении имеющихся ошибок направлено не было, таким образом, при повторной подаче сведений им было реализовано право на дополнение и уточнение ранее представленных сведений.
Рассмотрев заявленный довод, апелляционная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что 28.02.2018 учреждением в фонд представлена отчетность по форме СЗВ-Стаж за 2017 год (тип "исходная").
01.03.2018 фондом составлен протокол проверки отчетности о наличии в этой отчетности грубой ошибки и непринятии документа, указав на необходимость повторно представить отчетность по форме СЗВ-Стаж за 2017 год.
14.08.2020 фондом направлено учреждению уведомление о необходимости устранения в течение 5 рабочих дней выявленных ошибок (несоответствий) в сведениях по форме СЗВ-Стаж, в том числе, за 2017 год (расхождения между сведениями о стаже застрахованных лиц и сведениями о выплате им вознаграждения, представленными налоговыми органами) (т. 1 л.д. 88).
В этом уведомлении отражены сведения, в том числе о выявленных расхождениях в отношении 3 спорных застрахованных лиц (Махмадов Х.У., Рязанский Д.С., Соболев А.В.) за 2017 год с предложением устранить допущенные нарушения в 5-ти дневный срок (получено учреждением 14.08.2020).
17.08.2020 учреждением представлена отчетность по форме СЗВ-Стаж за 2017 год (тип "корректирующая"), в том числе, в отношении 3 спорных застрахованных лиц.
18.08.2020 фондом составлен протокол проверки отчетности и направлено учреждению уведомление о необходимости устранения в течение 5 рабочих дней имеющихся выявленных ошибок и (или) несоответствий в сведениях по форме СЗВ-Стаж за 2017 год (тип "корректирующая") (т. 1 л.д. 101-102).
В этих протоколе и уведомлении фонда от 18.08.2020 отражено, что отчетность по причине ошибок не принята фондом.
21.09.2020 фондом направлено учреждению напоминание о необходимости устранения выявленных ошибок (несоответствий) в сведениях по форме СЗВ-Стаж за 2017 год (тип "корректирующая") в отношении 3 спорных застрахованных лиц.
23.09.2020 учреждением представлена отчетность по форме СЗВ-Стаж за 2017 год (тип "корректирующая") в отношении 3 спорных застрахованных лиц.
Постановлением Правления ПФ РФ от 11.03.2020 N 178п утвержден Порядок электронного документооборота между страхователями и Пенсионным фондом Российской Федерации при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, в силу п. 14 которого в течение 1 рабочего дня с момента поступления электронных документов при представлении индивидуальных сведений в электронной форме территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет Страхователю подтверждение получения указанных сведений - уведомление о доставке.
В соответствии с п. 15 указанного Порядка при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, страхователю направляется уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, для исправления в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений.
Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
18.08.2020 фондом в адрес учреждения посредством электронного документооборота направлен протокол проверки отчетности и уведомление о том, что документ не принят и об устранении ошибок в сведениях о застрахованных лицах.
Таким образом, как указано судом первой инстанции, фондом, в соответствии с положениями указанного Порядка, полностью не принята корректирующая форма СЗВ-СТРАЖ за 2017 год, представленная учреждением 17.08.2020 по причине наличия в ней ошибок, о чем учреждение уведомлено в установленном порядке путем направления уведомления о непринятии документа.
Одновременно фондом направлено уведомление от 18.08.2020 о выявленных ошибках в сведениях о застрахованных лицах.
При таких обстоятельствах, корректирующие сведения, представленные учреждением 17.08.2020, правомерно квалифицированы фондом в качестве неподанных.
При этом само по себе отсутствие в уведомлении от 18.08.2020 указания на ошибки в сведениях о спорных застрахованных лицах не означает, что сведения приняты фондом в установленном порядке.
Кроме того, в представленной 17.08.2020 корректирующей форме СЗВ-СТРАЖ за 2017 год сведения о стаже спорных застрахованных лиц также не соответствовали действительности.
Между тем, в данном случае учреждением уточненные (исправленные) индивидуальные сведения о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление от 14.08.2020 об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий представлены с нарушением пятидневного срока 23.09.2020, в связи с чем к нему применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Учреждение освобождено от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.04.2021 по делу N А76-52606/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 15 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Челябинской области" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-52606/2020
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ N 15 ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ГОРОДЕ КОПЕЙСКЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ