город Ростов-на-Дону |
|
23 июня 2021 г. |
дело N А32-6441/2021 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Мисника Н.Н.,
рассмотрев без вызова сторон в соответствии с положениями статьи 272.1 АПК РФ
апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Краснодарского края резолютивная часть от 08.07.2021 (мотивированное решение от 16.04.2021)
по делу N А32-6441/2021 по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)
к публичному акционерному обществу "Новороссийский морской торговый порт" (ОГРН 1022302380638, ИНН 2315004404)
о взыскании задолженности, процентов за пользование чужими денежными средствами, судебных расходов по уплате государственной пошлины,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - железная дорога, истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "Новороссийский морской торговый порт" (далее - ответчик, порт) о взыскании 595 262 руб. платы за нахождение на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава, 30 094 руб. 55 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 30.01.2020 по 12.02.2021 и процентов за пользование денежными средствами, начиная с 13.02.2021 по день фактической уплаты денежных средств.
Исковые требования мотивированы тем, что в нарушение условий договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги N 325/2 от 27.03.2017 порт задерживал оборот железнодорожных вагонов на путях необщего пользования, что в период с 08.01.2020 по 21.01.2020 привело к простаиванию на путях общего пользования на промежуточных станциях железной дороги поезда с индексом 4386-442-5210 с вагонами, адресованными ПАО "НМТП".
Определением арбитражного суда от 18.02.2021 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 08.04.2021 (резолютивная часть) удовлетворении исковых требований отказано.
В соответствии с пунктом 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" (далее - Постановление N 10) дата вынесения и подписания судом резолютивной части решения считается датой принятия решения (часть первая статьи 232.4 ГПК РФ, часть 1 статьи 229 АПК РФ).
16.04.2021 судом составлено мотивированное решение.
Решение мотивировано тем, что ответчиком приведены подтверждаемые материалами дела обстоятельства, свидетельствующие о том, что вагоны в составе поезда, указанные истцом в исковом заявлении, задержаны железной дорогой на промежуточных станциях по причинам, не зависящим от ответчика. Порт не мог принять спорные вагоны на свои пути в связи тем, что порожние вагоны, готовые к уборке, занимали пути необщего пользования порта и препятствовали приему груженных вагонов, истец не подводил вагоны на выставочные пути в соответствии с отправленными заявками. В связи с изложенным, вина ответчика (ПАО "НМТП") в нарушении обязательств по договору отсутствует ввиду неисполнении обязательств по договору со стороны истца ОАО "РЖД".
С учетом этого суд пришел к выводу о том, что плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе начислена необоснованно. Истцом в материалы дела не представлен анализ в динамике занятости путей необщего пользования ПАО "НМТП" основанный на первичных документах и подтверждающий не возможность подачи очередных вагонов для их приема и переработки на путях необщего пользования ПАО "НМТП" за период задержки вагонов на промежуточной станции.
Суд также пришел к выводу, что ведомости подачи и уборки вагонов не являются надлежащим доказательством нарушения ответчиком технологического срока оборота вагонов, поскольку указанные ведомости подписаны со стороны порта с возражениями. Также истцом в материалы дела не представлены памятки приемосдатчика, в соответствии с которыми, осуществляется учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение отменить, исковые требования удовлетворить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что со стороны истца в материалы дела были представлены все необходимые документы, в том числе анализы занятости выставочных путей, которые подтверждают исковые требования, а именно: факт прибытия вагонов в составе брошенных поездов с нарушенным сроком доставки подтверждается копиями дорожных ведомостей; факт невыполнения норм выгрузки в периоды, за которые начислена плата, подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов; факт нарушения сроков доставки и основания начисления платы подтверждается актами общей формы, в которых имеются отметки о нормативных сроках доставки, а также дата прибытия вагонов на станцию назначения.
Нахождение вагонов на путях общего пользования, по причинам, зависящим от грузополучателя, подтверждается составленными в установленном порядке извещениями, актами общей формы, ведомостями подачи и уборки вагонов в которых указано, что причиной отставления поездов от движения послужил неприем вагонов станцией Новороссийск по причине невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов с грузом (невыполнения срока оборота вагонов) ответчиком.
В результате нарушения срока оборота вагонов пути необщего пользования ответчика были заняты ранее поданными вагонами, которые находились под грузовой операцией длительное время, что явилось причиной отставления поездов, следовавших в адрес ответчика.
Невыполнение технологических норм на грузовые операции ответчиком подтверждается представленными в материалы дела ведомостями подачи и уборки вагонов, где в графе 5 зафиксировано сверхнормативное время нахождения вагонов под грузовыми операциями.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик апелляционную жалобу не признал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В своем отзыве порт указал, что само по себе нарушение технологического срока оборотов вагонов без установления последствий этого превышения (в виде влияния на занятость станционных путей и/или путей необщего пользования) не может быть признано причиной невозможности приема вагонов станцией назначения. Кроме того, доказательств невозможности приема спорных вагонов железнодорожной станцией назначения по причинам, не зависящим от грузополучателя, истцом в материалы не представлено.
Апелляционная жалоба рассмотрена судом в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон. В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 47 Постановления N 10 апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 335.1 ГПК РФ, статьей 272.1 АПК РФ.
В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ПАО "Новороссийский морской торговый порт" при станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги N 325/2 от 27.03.2017 (далее - договор N 325/2).
В соответствии с данным договором сторонами осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу (в лице ответчика - ПАО "НМТП") железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги (абзац 1 пункта 1 договора N 325/1).
Обслуживание железнодорожных путей необщего пользования владельца при подаче и уборке вагонов с экспортными и импортными грузами производится локомотивами владельца. Подача и уборка вагонов подаваемых под погрузку сахара-сырца, грузоотправителем которого владелец не является, производится локомотивом перевозчика.
Согласно пункту 4 договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению, с учетом интервалов подач, по заявкам владельца на подачу вагонов на выставочные железнодорожные пути, передается Владельцу приемосдатчику груза и багажа перевозчика, осуществляющем бригадирство на районе владельца, с указанием времени подачи, количества и номеров вагонов, занесением в книгу уведомлений владельца за обоюдными подписями.
Уведомление о предстоящей подаче вагонов передается перевозчиком владельцу не позднее, чем за 2 часа до предстоящей подачи вагонов, с указанием номеров, количества вагонов наименования груза и времени предстоящей подачи. Вагоны, поданные перевозчику железнодорожные выставочные пути, передаются перевозчиком и считаются переданными владельцу, с момента окончания проведения приемосдаточных операций, до наступления очередного интервала подачи.
Согласно пункту 5 договора уведомление о предстоящей подаче передаетсяприемосдатчиком груза и багажа перевозчика, осуществляющем бригадирство на грузовом районе владельца, сменному диспетчеру по ж/д операциям управления ж/д транспорта владельца путем занесения в книгу уведомлений перевозчика и владельца обоюдными подписями.
В силу п. 6 договора сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования владельца вагоны с экспортными грузами, подаются локомотивом перевозчика:
- для Восточного района владельца - на один из свободных выставочных путей парка "Восточный" станции Новороссийск, но не более чем на три пути:
- для Центрального района владельца и ТНРС (подача вагонов с экспортными грузами, грузами для нужд владельца или порожних вагонов годных под погрузку, кроме порожних вагонов под погрузку сахара-сырца) - на один из свободных выставочных путей парка "Порговый" станции Новороссийск, но не более чем на три пути;
- для Западного района владельца и 3-ей пристани - на один из свободных выставочных путей парка "Портовый" станции Новороссийск, но не более чем на три пути;
- для Центрального района владельца (при передаче порожних вагонов под погрузку сахара- сырца. отправителем которых владелец не является) - на любые свободные участки путей Центрального района владельца по согласованию сторон, где производятся приемосдаточные операции. Дальнейшее передвижение вагонов производится локомотивом владельца с расстановкой по местам погрузки, выгрузки.
Осмотр и передача вагонов в техническом и коммерческом отношении производится:
- с вагонами, поданными для Восточного района владельца - на железнодорожных выставочных путях парка "Восточный" станции Новороссийск;
- с вагонами, поданными для Центрального. Западного района. 3-ей пристани и ТНРС Владельца - на выставочных путях парка "Портовый" станции Новороссийск.
- при передаче порожних вагонов под погрузку сахара-сырца, отправителем которых владелец не является, на любых свободных участках путей Центрального района порта по согласованию сторон, где производятся приемосдаточные операции.
Передача вагонов с экспортными грузами на пути необщего пользования владельца производится по заявке владельца в размере единовременной подачи (не более 30-ти единиц) и интервалами подач установленных по каждому району владельца в отдельности: Восточный район: 3.4 часа (3 часа 25 мин.), Центральный район, включая ТНРС: 2,6 часа (2 часа 40 мин.), Западный район, включая 3-ю пристань: 3 часа.
В случае изменения максимальной перерабатывающей способности пути владельца, пункт 6 договора корректируются сторонами в части изменения интервала подачи для района владельца, по которому изменяется перерабатывающая способность.
Перевозчик обеспечивает подачу вагонов по заявке владельца на очередной интервал подачи в количестве не менее одновременно сдаваемой группы вагонов, установленном и.7 договора.
Владелец подает перевозчику заявки па подачу вагонов на железнодорожные выставочные пути, на вагоны находящиеся на станции Новороссийск, по истечении 2-х часов с момента прибытия вагонов, о прибытии которых уведомлен владелец. Заявка подается не менее чем за 3 часа до начала действия очередного интервала.
В соответствии с п. 7. договора количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой владельцу, устанавливается не более 30 вагонов, весом брутто не более 2700 тонн.
Пунктом 11 договора устанавливается технологический срок оборота вагонов - 13 часов.
В силу п. 12 договора между сторонами устанавливается суточная перерабатывающая по основным родам грузов. Максимальная суточная перерабатывающая способность корректируется Сторонами в случае изменения технического оснащения подъездного пути, изменения поступающих номенклатур грузов и их объемов.
Согласно пункту 14 договора владелец уплачивает перевозчику, с учетом коэффициентов, действующих на момент оказания услуги: г) плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, независимо от его принадлежности, по причинам, зависящим от владельца, по ставкам Тарифного руководства "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденным Приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1.
Между сторонами заключены дополнительные соглашения к договору N 1 от 14.12.2017, N 2 от 28.02.2018, N 3 от 04.04.2018, N 4 от 04.04.2018, N 5 от 27.04.2018, N 6 от 08.05.2018, N 7 от 31.10.2018, N 8 от 05.12.2018, N 9 от 07.11.2019.
Срок действия договора с 27.03.2017 по 31.12.2020 (дополнительное соглашение N 10 к договору от 27.03.2019 N 325/2).
Обстоятельства задержки вагонов на промежуточных станциях зафиксированы в актах общей формы, перечисленных в расчете, в которых указаны номера вагонов и продолжительность задержки на промежуточных станциях, причина задержки - неприем поезда железнодорожной станцией назначения на территории России по причинам, зависящим от грузополучателя ПАО "Новороссийский морской торговый порт".
В адрес ответчика направлена претензия о внесении платы за время нахождения вагонов в составе брошенных поездов, которая обществом оставлена без удовлетворения.
Судом установлено следующее.
В поезде с индексом 4386-442-5210 спорные 65 вагонов были отставлены от движения на промежуточной станции Тихонький СКВ 08.01.2020. Вагоны в составе указанного поезда, адресованные ПАО "НМТП", были подняты и отправлены 21.01.2020 на станцию назначения. Впоследствии указанный поезд был задержан на станции Ангелинская СКВ 22.01.2020 и отправлен на станцию назначения 27.01.2020.
На станцию назначения Новороссийск данный поезд прибыл 29.01.2020.
Истцом для начисления платы за нахождение вагонов на путях промежуточных станций оформлены акты общей формы. О задержке и отправлении поезда со станции Тихонький СКВ в адрес ответчика были направлены письма N 296 от 08.01.2020, N 860 от 21.01.2020, а также со станции Ангелинская СКВ N 934 от 21.01.2020 и N1205 от 27.01.2020.
Акты подписаны представителем порта с возражениями.
Вагоны прибыли на станцию назначения Новороссийск с нарушением сроков доставки, что подтверждается дорожной ведомостью и актами общей формы.
В порядке досудебного урегулирования ответчику была направлена претензия от 06.04.2020 N 20/159, которая осталась без удовлетворения.
Письмом от 29.04.2020 N 2570-18/171 ПАО "НМТП" претензию не признало. Указало, что порт не отказывался от приема вагонов.
Истцом в материалы дела представлен акт общей формы N 15/1879А от 29.01.2020, оформленный по причине отказа порта от подписания актов общей формы NN15/1879, 15/1880, 15/1881, 15/1882, 15/1883, 15/1884, 15/1885, 15/1886, 15/1887, оформленных для начисления платы за нахождение вагонов на путях общего пользования.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную данным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Частью 11 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) определено, что за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени:
- ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров;
- нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
- задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
- задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных в части 11 статьи 39 УЖТ РФ случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику (часть 12 статьи 39 УЖТ РФ).
Статьей 39 УЖТ РФ установлено, что размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
Приказом от 29.04.2015 N 127-т/1 Федеральной службы по тарифам России утверждена плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения (Тарифное руководство).
Пунктом 2.4 Тарифного руководства установлено, что плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется по ставкам таблицы N 2 в случае нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, контейнеров в перевозочном процессе (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения) за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, иных перевозчиков, если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления в соответствии с правилами исчисления сроков доставки.
При доказанности вины грузополучателя в простаивании вагонов на путях общего пользования железная дорога вправе требовать соответствующей платы (аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 04.02.2015 по делу N А32-38011/2012, в определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.02.2015 N 308-ЭС14-8930 по делу N А53-4302/2014).
Согласно части 19 статьи 39 УЖТ РФ грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), а также обслуживающие грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своими локомотивами владельцы железнодорожных путей необщего пользования освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в следующих случаях:
- вагоны находятся на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования или владельцев вагонов;
- обстоятельства непреодолимой силы, военные действия, блокада, эпидемия вызвали перерыв движения на железнодорожном пути необщего пользования, а также возникли иные обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов;
- вагоны не приняты для перевозки в связи с прекращением или ограничением приема грузов, грузобагажа, порожних грузовых вагонов для перевозки в случаях, предусмотренных статьей 29 УЖТ РФ, по причинам, зависящим от перевозчика или владельца инфраструктуры.
В соответствии со статьей 39 УЖТ РФ для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных статьей 39 УЖТ РФ, оформляется акт общей формы.
Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом утверждены приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45).
Согласно пункту 3.1 Правил N 45 акты общей формы составляются на станциях для удостоверения, в том числе:
- задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования;
- задержки груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения;
- отказа или уклонения грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования и других юридических и физических лиц от подписания документов, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта (учетной карточки выполнения заявки на перевозку, накопительной карточки, акта о повреждении вагона, акта о повреждении контейнера, памятки приемосдатчика, ведомости подачи и уборки вагонов и других).
Согласно пункту 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26) при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования.
Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
Акт подписывается уполномоченными представителями перевозчика, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя, грузополучателя.
В акте указываются: а) причина задержки в подаче вагонов; б) количество всех задержанных вагонов, готовых к подаче на железнодорожный путь необщего пользования, а также их номера, дата и время прибытия на железнодорожную станцию; в) время начала и окончания задержки вагонов; г) другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Пунктом 4.7 Правил N 26, установлено, что задержка вагонов контейнеров в пути следования осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика. На основании этого распоряжения станция назначения извещает грузополучателя о дате, времени и станции задержки и всех задержанных вагонах, а также об их отправлении.
Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.
Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Согласно пункту 3.5 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45) акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления. Кроме этого, при перевозке груза с сопровождением и охраной грузоотправителями, грузополучателями либо уполномоченными ими лицами акт общей формы может подписываться также и лицом, сопровождающим и охраняющим груз. Допускается оформление акта общей формы в пути следования одним уполномоченным представителем перевозчика на основании данных, передаваемых ему по телефону или радиосвязи. В этом случае первый экземпляр акта общей формы, прикладываемый к перевозочному документу, подписывается составившим его лицом, с указанием фамилий, имен, отчеств и должностей уполномоченных представителей перевозчика, передавших сведения, удостоверяющие обстоятельства составления акта общей формы.
Второй экземпляр акта общей формы подписывается в установленном порядке всеми указанными в нем лицами.
Согласно пункту 3.2.4 Правил N 45 в случае, если акт общей формы составляется перевозчиком при отказе или уклонении грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, других юридических и физических лиц от подписания документов, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, подписываемых перевозчиком и грузополучателем, в строке документа "подпись" перевозчиком делается отметка о составлении акта общей формы, с указанием его номера и даты составления.
При этом ни перевозчик, ни грузополучатель не имеет право отказаться от подписания акта общей формы. При несогласии с содержанием акта общей формы перевозчик или грузополучатель вправе изложить свое мнение. В этом случае необходимо в акте общей формы напротив подписи указать: "С разногласиями" или "С возражением".
Имеющиеся разногласия или возражения должны быть направлены перевозчику в день составления акта общей формы, либо не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы.
В случае отказа или уклонения грузополучателя от подписания акта общей формы и изложения своего мнения перевозчиком в строке акта общей формы "подпись" делается отметка: "От подписи отказался". При этом на оборотной стороне акта общей формы перевозчиком делается запись: "Настоящий акт был предъявлен на подпись" грузоотправителю, грузополучателю, владельцу железнодорожного пути необщего пользования, другим юридическим и физическим лицам с указанием фамилии, имени, отчества уполномоченного представителя этих лиц "в присутствии перевозчика" с указанием фамилии, имени, отчества и должности уполномоченных представителей перевозчика. Данная запись заверяется подписью указанных в записи уполномоченных представителей перевозчика. В данном случае грузополучатель также должен направить перевозчику свои разногласия или возражения не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы.
Акты общей формы, удостоверяющие факт нахождения вагонов на путях ОАО "РЖД" ввиду неприема поезда железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, подписаны представителем ответчика с указанием: "с возражением".
Из отзыва ответчика на апелляционную жалобу и материалов дела следует, что в январе 2020 года вагоны с грузом (заготовка для переката рядовая, прокат черных металлов) в составе поезда с индексом 4386-442-5210 следовали со станции Котел ЮВСжд от отправителя АО "Оскольский электрометаллургический комбинат" на станцию Новороссийск в адрес ответчика - грузополучателя ПАО "НМТП".
В соответствии с актами общей формы от 29.01.2020 N 15/1879 - 15/1887, поезд с индексом 4386-442-5210 был задержан на станциях Тихонький СКВ, и Ангелинская СКВ по причине неприема поезда железнодорожной станцией назначения, зависящим от грузополучателя.
Извещением о задержке вагонов в пути следования N 1278 от 29.01.2020 истец уведомил ответчика о задержании поезда 4386-442-5210 (количество вагонов - 65) на станции Ангелинская СКВ. Извещение о задержке было вручено представителю ПАО "НМТП" 30.01.2020 (в сутки истечения нормативного срока доставки).
Факт прибытия вагонов в составе брошенного поезда с нарушенным сроком доставки подтверждается копиями дорожных ведомостей ЭЦ420575, ЭЦ420780, ЭЦ420517, ЭЦ420476, ЭЦ420902, ЭЦ420746, ЭЦ420586, ЭЦ420527, ЭЦ420378.
Представленные истцом дорожные ведомости вопреки пункту 1.3 "Правил заполнения перевозочных документов на отправку груза железнодорожным транспортом", утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 39, не содержат календарного штемпеля, проставляемого перевозчиком.
Из ведомостей подачи и уборки вагонов, представленных для обоснования задержки ж/д состава индекс 4386-442-5210, следует, что ответчиком допускались как случаи нарушения технологического срока обработки вагонов, так и случаи обработки вагонов со значительным опережением установленного договором N 325/2 от 27.03.2017 технологического срока обработки вагонов.
Истцом в качестве доказательства нарушения ответчиком технологического срока оборота вагонов, представлены ведомости подачи и уборки вагонов. В графе 4 ведомости указана дата и время подачи вагонов и дата и время завершения грузовой операции. В графе 5 ведомости указано общее время нахождения под грузовыми операциями.
В обоснование исковых требований ОАО "РЖД" в материалы дела предоставлены ведомости подачи и уборки вагонов N N 022449, 022450, 022463, 022465, 022466, 022485, 022486, 022487, 022488, 022490, 022491, 022530, 022531, 022532, 022533, 022534, 022536, 022539, 022540, 023562, 023563, 023565, 023585, 023586, 023587, 023588, 023613, 023614, 023615, 023616, 023618, 023641, 023642, 023643, 023658, 023659, 023660, 023661, 023665, 023666, 023686, 023687, 023718, 023719, 023722, 023723, 023724, 023727, 023736, 023737, 023756, 023757, 023758, 023759, 023778, 023780, 023783, 023784, 023785, 023787, 014535, 014536, 014537, 014546, 014547, 014567, 014568, 014569, 014570, 014571, 014582, 014584, 014606, 014607, 014608, 014609, 014622, 014624, 014633, 014634, 014651, 014652, 014668, 014669, 014670, 014671, 014687, 014688, 014689, 015703, 015704, 015705, 015712, 015713, 015777, 015808, 015810, 015811, 015812, 015837, 015838, 015839, 015840, 015841, 015842, 015843-015848, 015856-015859, 015909-015920, 015922, 015924, 015926-015929, 016967, 016969, 016012-016014, 016016, 016018, 016019, 016020, 016064, 016065, 016067, 016069, 016070, 016071, 016093, 016094, 016095, 016096, 016098, 016122, 016123, 016126, 016127, 016130, 016143, 016144.
По указанным ведомостям истец установил время нахождения вагонов на путях необщего пользования без учета положений договора N 325/2.
Со стороны ПАО "НМТП" все ведомости подачи и уборки вагонов подписаны с замечаниями - вагоны переданы порту без учета условий договора N 325/2.
В соответствии с пунктом 4.3. Правил N 26, время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях на основании памятки приемосдатчика до момента возврата на выставочные пути.
Таким образом, срок оборота вагонов зависит от выполнения железнодорожным перевозчиком условий передачи вагонов на пути необщего пользования и приема вагонов на выставочные пути и в случае нарушения условий, определенных в договоре, которым регулируются отношения сторон, норма срока оборота вагонов не может быть выполнена.
В результате время нахождения вагонов на ответственности порта, указанное в ведомостях на подачу и уборку вагонов, подписанных ответчиком с возражениями, не соответствует фактическому времени (с учетом условий договора N 325/2.).
Таким образом, представленные истцом ведомости подачи и уборки вагонов не являются доказательством нарушения технологического срока оборота вагонов, по причинам, зависящим от ответчика.
Само по себе нарушение технологического срока оборотов вагонов без установления последствий этого превышения не может быть признано причиной невозможности приема вагонов станцией назначения.
Доказательств невозможности приема спорных вагонов станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, в соответствии с требованиями статей 65, 68 АПК РФ перевозчиком не представлено.
По смыслу частей 11 и 12 статьи 39 УЖТ РФ грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), владельцы железнодорожных путей необщего пользования вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (в том числе на конечных и промежуточных станциях) только в случаях, когда вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования по причинам, зависящим от указанных лиц.
Следовательно, для взыскания платы перевозчик должен обосновать не исполнение им самим перевозочных обязательств надлежащим образом, а нарушение грузополучателем норм и правил, действующих в сфере железнодорожной перевозки, а также договорных обязанностей, повлекших простой вагонов на путях общего пользования.
С учетом указанного положения апелляционным судом отклоняется довод жалобы о том, что истец представил достаточные доказательства, подтверждающие занятость фронтов выгрузки ранее поданными вагонами.
Суд первой инстанции на основе оценки имеющихся в материалах дела доказательств пришел к правильному выводу, что указанные доказательства не подтверждают занятость путей необщего пользования по причинам, зависящим от ответчика.
Вопреки доводу жалобы, истец не проводил анализ в динамике занятости путей необщего пользования ПАО "НМТП" основанный на первичных документах и подтверждающий невозможность подачи очередных вагонов для их приема и переработки на путях необщего пользования ПАО "НМТП" в период задержки вагонов на промежуточной станции.
Акты общей формы о задержке вагонов на путях общего пользования нарушении по причинам, зависящим от ПАО "Новороссийский морской торговый порт", подписаны ответчиком с разногласиями. Сам по себе акт общей формы не является достаточным доказательством, подтверждающим простой вагонов на путях общего пользования по причинам, зависящим ПАО "Новороссийский морской торговый порт".
Представленные истцом ведомости подачи и уборки вагонов не свидетельствуют о наличии причинной связи между нарушением ответчиком норм разгрузки и невозможностью принятия спорных вагонов на пути необщего пользования.
Доказательств несвоевременного сообщения о дате и времени окончания грузовой операции по выгрузке вагона и готовности его к уборке, направления истцу отказов в приеме вагонов под выгрузку и невозможности выгрузки вагонов, и наличия иных причин задержки, связанных с ответчиком, в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, судом первой инстанции было обоснованно отказано в удовлетворении требования о взыскании платы за нахождение в спорный период вагонов на путях общего пользования.
Ввиду отсутствия оснований для удовлетворения требования о взыскании задолженности, требование о начисление процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на непризнанную сумму долга, также правомерно оставлено судом первой инстанции без удовлетворения.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о необоснованности заявленных требований. Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном понимании норм материального права заявителем. Апелляционный суд не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции. Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
При подаче апелляционной жалобы истец уплатил 3 000 рублей государственной пошлины по платежному поручению N 2312551 от 22.04.2021.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2021 (мотивированное решение от 16.04.2021) по делу N А32-6441/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-6441/2021
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ПАО "Новороссийский морской торговый порт"