Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 1 сентября 2021 г. N Ф02-4622/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
23 июня 2021 г. |
Дело N А19-23137/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 июня 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухов Е.В., Ломако Н. В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу частного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 216 открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 апреля 2021 года по делу N А19-23137/2020,
УСТАНОВИЛ:
Частное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 216 открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1043801756404, ИНН 3812079218, далее - заявитель, учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому округу г. Иркутска (ОГРН 1043801767338, ИНН 3812080809, далее - ИФНС по Свердловскому округу г. Иркутска, инспекция) от 03.08.2020 года в предоставлении субсидии; отказа Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области (ОГРН 1043801064460, ИНН 3808114068, далее - УФНС по Иркутской области), выраженный в ответе N 03-25/021743 от 20.11.2020 в предоставлении субсидии; обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому округу г. Иркутска предоставить субсидию, предусмотренную постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 года N976.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 12 апреля 2021 года по делу N А19-23137/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт полагает, что поскольку на момент вступления в законную силу Постановления Правительства РФ N 847 и момент подачи заявления заявитель соответствовал всем необходимым критериям для получения субсидии, постольку имел право на получение субсидии. Считает незаконным и необоснованным вывод суда о том, что заявитель должен нести негативные последствия ненадлежащего выполнения своих обязанностей органами государственной власти.
По мнению апеллянта, Министерство экономического развития Российской Федерации и заинтересованные лица, в свою очередь, были обязаны проверить, соответствует ли лицо, обратившееся за получением субсидии, условиям для получения субсидии, а налоговый орган в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 976 и действующим законодательством РФ был обязан обеспечить всестороннее, полное и объективное рассмотрение заявления, в том числе и путем проведения проверки информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр.
Кроме того, апеллянт полагает, что довод суда первой инстанции о том, что заинтересованное лицо должно было заниматься проверкой информации об Учреждении только на основании имеющихся у него сведений о включении последнего в реестр некоммерческих организаций, является необоснованным и противоречит нормам действующего законодательства.
Инспекция и Управление в отзывах с доводами апелляционной жалобы не согласились.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 28.05.2021. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывы на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, частное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 216 открытого акционерного общества "Российские железные дороги" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1043801756404.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности Учреждения является деятельность - образование дошкольное, к дополнительным выдам деятельности относится дополнительное образование детей и взрослых и предоставление услуг по дневному уходу за детьми.
ЧДОУ "ДС N 213 ОАО "РЖД" 03.08.2020 года обратилось в ИФНС по Свердловскому округу г. Иркутска с заявлением N 2 по форме КНД 1150108 о предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 N 976 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции".
По результатам рассмотрения заявления инспекцией 03.08.2020 года по ТКС в адрес Учреждения направлено сообщение об отказе в предоставлении субсидии в связи с тем, получатель субсидии не включен в единый реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции по состоянию на 01.07.2020 года, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2020 года N 847/ в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2020 N 906.
Не согласившись с отказом инспекции в предоставлении субсидии, ЧДОУ "ДС N 213 ОАО "РЖД" 03.08.2020 года обжаловало его в Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области.
Решением Управления от 20.11.2020 N 03-25/021743 жалоба Учреждения оставлена без удовлетворения.
Заявитель, полагая, что отказ ИФНС по Свердловскому округу г. Иркутска в предоставлении субсидии и отказ УФНС по Иркутской области являются незаконными, обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 N 976 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции" утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил установлено, что субсидии предоставляются на основании реестра получателей субсидий для перечисления субсидий, формируемого Федеральной налоговой службой, по форме согласно приложению N 1 (далее - реестр получателей субсидий), в пределах, доведенных в установленном порядке до Федерального казначейства как получателя средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.
Пунктом 4 указанных Правил установлены условиями для включения получателя субсидии, относящегося к категории социально ориентированных некоммерческих организаций, в реестр получателей субсидий в целях предоставления субсидии являются:
а) направление получателем субсидии в налоговый орган заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, через кабинет налогоплательщика или в виде почтового отправления;
б) включение получателя субсидии, относящегося к социально ориентированным некоммерческим организациям, являющимся частными образовательными организациями, осуществляющими на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана, в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции по состоянию на 1 июля 2020 г., в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2020 г. N 847 "О реестре некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" или включение получателя субсидии, относящегося к социально ориентированным некоммерческим организациям, являющимся поставщиками социальных услуг в соответствии с Федеральным законом "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2020 г. N 906 "О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций" по состоянию на 1 июля 2020 г.;
в) получатель субсидии не находится в процессе ликвидации, в отношении его не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении из Единого государственного реестра юридических лиц;
г) у получателя субсидии по состоянию на 1 июня 2020 г. отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 рублей (при расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления).
Таким образом, суд первой инстанции правильно исходил из того, что в целях указанных Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, получатель субсидии определяется по включению получателя субсидии в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции по состоянию на 1 июля 2020 г.
Отсутствие включения получателя субсидии в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции по состоянию на 1 июля 2020 г. является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 11.06.2020 N 847 "О реестре некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (вместе с "Положением о порядке ведения реестра некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции") уполномоченным органом по формированию и ведению реестра является Министерство экономического развития Российской Федерации.
Информацию в реестр представляют Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и Министерство юстиции Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 6, 7 Постановления Правительства РФ от 11.06.2020 N 847 федеральные органы исполнительной власти представляют в уполномоченный орган сведения для включения в реестр: в течение 10 рабочих дней со дня получения некоммерческой организацией лицензии;
Информация по каждой некоммерческой организации, сформированная в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения и включенная в реестр, образует реестровую запись о некоммерческой организации, которой присваивается уникальный номер.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 11.06.2020 N 847 установлено, что информация, содержащаяся в реестре, является открытой для всеобщего ознакомления и подлежит размещению на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 3 рабочих дней со дня включения соответствующей информации в реестр.
Как установлено судом, по состоянию на 1 июля 2020 года сведения об ЧДОУ "ДС N 213 ОАО "РЖД" в перечне реестра некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции по состоянию на 1 июля 2020 г. отсутствовали.
Данное обстоятельство подтверждается ответом Министерства экономического развития Российской Федерации N Д02и-7565 от 18.03.2021 из которого следует, что информация по ЧДОУ "ДС N 213 ОАО "РЖД" для включения в реестр некоммерческих организаций была предоставлена Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в Минэкономразвития России после 01 июля 2020 г., а именно 16.11.2020 письмо за N 14-92 и включена под номером 11506 (столбец ID), что заявителем не опровергается.
При таких обстоятельствах, поскольку сведения об ЧДОУ "ДС N 213 ОАО "РЖД" в перечне реестра некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции по состоянию на 1 июля 2020 г. отсутствовали, то оснований для предоставления субсидии, определенных Правилами предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции у ИФНС по Свердловскому округу г. Иркутска и УФНС по ИО не было.
Таким образом, ИФНС по Свердловскому округу г. Иркутска и УФНС по ИО правомерно отказали ЧДОУ "ДС N 213 ОАО "РЖД" в предоставлении субсидии.
Довод заявителя об обязанности ИФНС по Свердловскому округу г. Иркутска и УФНС по ИО проверить всю имеющуюся информацию о соответствии лица, обратившееся за получением субсидии, условиям для получения субсидии судом правомерно отклонен, поскольку главным основанием для выдачи субсидии является именно включение получателя субсидии, относящегося к социально ориентированным некоммерческим организациям, являющимся частными образовательными организациями, осуществляющими на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана, в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции по состоянию на 1 июля 2020 г., а не какая либо информация. Проверкой информации об Учреждении орган должен занимается только на основании имеющихся у него сведений о включении последнего в реестр некоммерческих организаций. Территориальные налоговые органы и Управление не могут повлиять на ход обработки заявлений на выплату субсидий и на ее предоставление.
Доказательств оспаривания бездействия Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в Минэкономразвития России материалы дела не содержат.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, доводы которых проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно части 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе судебных расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В соответствии с п. 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 года N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", при обжаловании судебных актов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов государственная пошлина для юридических лиц на момент подачи апелляционной жалобы составляла 1 500 руб.
Частным дошкольным образовательным учреждением "Детский сад N 216 открытого акционерного общества "Российские железные дороги" по платежному поручению от 30.04.2021 года N 388 уплачена государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000 руб. На основании статьи 333.40 Налогового кодекса РФ излишне уплаченная по платежному поручению от 30.04.2021 года N 388 государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1 500 руб. подлежит возврату заявителю апелляционной жалобы из федерального бюджета.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 апреля 2021 года по делу N А19-23137/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Частному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад N 216 открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1043801756404, ИНН 3812079218) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 500 руб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-23137/2020
Истец: ОАО Частное дошкольное образовательное учереждение "Детский сад N216 "Российские железные дороги"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Свердловскому округу г. Иркутска
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области