город Томск |
|
23 июня 2021 г. |
Дело N А27-3107/2021 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Дубининой Т.Н., рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (N 07АП-4626/2021) на решение от 21.04.2021 (резолютивная часть.
Мотивированное решение от 14.05.2021).
Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-3107/2021 (дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, судья Аникина К.Е.) по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (650000, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, проспект Советский, 74а, ОГРН 1084205020965, ИНН 4205168040) к обществу с ограниченной ответственностью "Алтайпиво" (650025, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица Рукавишникова, дом 45, квартира 5 (ОГРН 1184205021990, ИНН 4205374639) о взыскании штрафа в размере 6 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Алтайпиво" (далее - ООО "Алтайпиво", Общество) о взыскании 6 000 руб. штрафа за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах.
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением от 21.04.2021 Арбитражного суда Кемеровской области, принятым в виде резолютивной части в порядке части 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Мотивированное решение в соответствии с частью 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации составлено судом первой инстанции 14.05.2021 в связи с поступлением апелляционной жалобы.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, ссылаясь на статьи 8.1, 11, 15, 16, 17 Федерального закона N 27-ФЗ, положения Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда Российской Федерации от 27.07.2020 N 211-н (далее - Инструкция N 211-н), указывает, что Обществом не представлены в установленный срок либо представлены неполные (недостоверные) сведения о работающих у него застрахованных лицах за апрель-декабрь 2019 года, 2019 год; представление сведений на застрахованных лиц, сведения о которых не были указаны в отчетах СЗВ-ЗМ и СЗВ-СТАЖ (исходные) не может квалифицироваться в качестве уточнения (дополнения) сведений, поскольку сведения фактически были не дополнены, а представлены в отношении застрахованных лиц впервые и с нарушением срока.
Обществом отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлен.
На основании части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Алтайпиво" по телекоммуникационным каналам связи в адрес Пенсионного фонда представлены формы СЗВ-М (исходная):
- за апрель 2019 года - 07.05.2019 на 1 застрахованное лицо;
- за май 2019 года - 10.06.2019 на 1 застрахованное лицо;
- за июнь 2019 года - 05.07.2019 на 2 застрахованных лиц;
- за июль 2019 года - 13.08.2019 на 10 застрахованных лиц;
- за август 2019 года - 11.09.2019 на 11 застрахованных лиц;
- за сентябрь 2019 года - 04.10.2019 на 11 застрахованных лиц;
- за октябрь 2019 года - 14.11.2019 на 14 застрахованных лиц;
- за ноябрь 2019 года - 18.12.2019 на 14 застрахованных лиц;
- за декабрь 2019 года - 15.01.2020 на 15 застрахованных лиц.
Обществом по телекоммуникационным каналам связи в адрес Пенсионного фонда 02.09.2020 представлены формы СЗВ-М (дополняющая) за отчетные периоды апрель 2019 года, май 2019 года, июнь 2019 года, июль 2019 года, август 2019 года, сентябрь 2019 года, ноябрь 2019 года, декабрь 2019 года на 1 застрахованное лицо, и за отчетный период октябрь 2019 на 2 застрахованных лиц, не указанных в исходных сведениях СЗВ-М.
Поскольку, по мнению Пенсионного фонда, страхователем представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель - декабрь 2019 года, которые не были указаны в отчетах исходной формы, позже установленного Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ срока, 15.09.2020 специалистом Пенсионного фонда составлены акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 052S18200012540 (за отчетный период - апрель 2019 года), N 052S18200012541 (за отчетный период - май 2019 года), N 052S18200012543 (за отчетный период - июнь 2019 года), N 052S18200012544 (за отчетный период - июль 2019 года), N 052S18200012545 (за отчетный период - август 2019 года), N 052S18200012547 (за отчетный период - сентябрь 2019 года), N 052S18200012548 (за отчетный период - октябрь 2019 года), N 052S18200012549 (за отчетный период - ноябрь 2019 года), N 052S18200012550 (за отчетный период - декабрь 2019 года). Рассмотрение актов назначено на 19.10.2020.
18.09.2020 Обществу заказными письмами направлены уведомления о рассмотрении указанных актов.
19.10.2020 Пенсионным фондом вынесены решения N 052S19200012937 (за отчетный период - апрель 2019 года, штраф 500 руб.), N 052S19200012939 (за отчетный период - май 2019 года, штраф 500 руб.), N 052S19200012940 (за отчетный период - июнь 2019 года, штраф 500 руб.), N 052S19200012941 (за отчетный период - июль 2019 года, штраф 500 руб.), N 052S19200012931 (за отчетный период - август 2019 года штраф 500 руб.), N 052S19200012932 (за отчетный период - сентябрь 2019 года, штраф 500 руб.), N 052S19200012933 (за отчетный период - октябрь 2019 года, штраф 1000 руб.), N 052S19200012934 (за отчетный период - ноябрь 2019 года, штраф 500 руб.) и N 052S19200012935 (за отчетный период - декабрь 2019 года, штраф 500 руб.) о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2. статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ. Указанные решения направлены ООО "Алтайпиво" заказными письмами 22.10.2020.
Требования от 17.11.2020 N 052S01200015598 (за отчетный период - апрель 2019 года), N 052S01200015594 (за отчетный период - май 2019 года), N 052801200015595 (за отчетный период - июнь 2019 года), N 052S01200015596 (за отчетный период - июль 2019 года), N 052S01200015597 (за отчетный период - август 2019 года), N 052S01200015593 (за отчетный период - сентябрь 2019 года), N 052S01200015591 (за отчетный период - октябрь 2019 года), N 052S01200015592 (за отчетный период - ноябрь 2019 года) и N 052S01200015590 (за отчетный период - декабрь 2019 года) направлены Обществу заказными письмами 19.11.2020.
Также Общество по телекоммуникационным каналам связи в адрес Пенсионного фонда представило форму СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2019 год - 10.02.2020 на 15 застрахованных лиц, форму СЗВ-СТАЖ (дополняющая) за 2019 год - 03.09.2020 на 2 застрахованных лица.
Поскольку, по мнению Пенсионного фонда, Обществом сведения о 2 застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год представлены позже установленного Федеральным законом N 27-ФЗ срока, 15.09.2020 специалистом Управления Пенсионного фонда был составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 052S18200012551. Рассмотрение акта назначено на 19.10.2020.
18.09.2020 уведомление о рассмотрении акта направлено в адрес Общества.
19.10.2020 вынесено решение N 052S19200012936 о привлечении ООО "Алтайпиво" к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (штраф 1000 руб.). 22.10.2020 решение о привлечении к ответственности направлено Обществу заказным письмом.
19.11.2020 Обществу направлено требование от 17.11.2020 N 052S01200015588 заказным письмом.
Оплату штрафных санкций по указанным требованиям на общую сумму 6 000 руб. ООО "Алтайпиво" не произвело.
Неисполнение Обществом указанных требований в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает вывод арбитражного суда первой инстанции, отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ, Общество является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; 9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с настоящим Федеральным законом представляются в органы Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации.
Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах", согласно которому в разделе 3 "Тип формы" указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая", "отменяющая".
Сведения о страховом стаже застрахованных лиц подаются по форме, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.12.2018 N 507п "Об утверждении формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", формы "Сведения по страхователю, передаваемые в Пенсионный фонд России для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)", формы "Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)", формы "Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)", порядка их заполнения и формата сведений" и о признании утратившим силу постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2017 N 3п".
Согласно Приложению 1 "Тип сведений" по форме СЗВ-СТАЖ указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая".
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Вместе с тем, в силу статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
При этом статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения Пенсионным фондом, и представить в Пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения Общества к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ послужил вывод Пенсионного фонда о непредставлении страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ за апрель - декабрь 2019 года и сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, за 2019 год.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Общество первоначально представило сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М тип "исходная" за апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, декабрь 2019 года, а также сведения о трудовом стаже по форме СЗВ-СТАЖ тип "исходная" за 2019 год в установленный законом срок.
Факт предоставления неполных сведений по форме СЗВ-М за апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, декабрь 2019 года, СЗВ-СТАЖ за 2019 год при первоначальном предоставлении форм СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ выявлен Обществом самостоятельно до обнаружения Пенсионным фондом и устранен представлением в Пенсионный фонд исправленных сведений за указанные периоды.
Сведения по форме СЗВ-М за отчетный период - ноябрь 2019 года тип "исходная" поданы в Пенсионный фонд Обществом 18.12.2019 с нарушением срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
Вместе с тем, как следует из решения от 19.10.2020 N 052S19200012934 основанием привлечения Общества к ответственности явилось представление дополняющих сведений об 1 застрахованном лице. О нарушении Обществом срока предоставления исходных сведений за отчетный период - ноябрь 2019 года на 14 застрахованных лиц Пенсионным фондом не заявлено.
Таким образом, в указанном случае страхователь также самостоятельно выявил ошибки и представил дополняющие сведения до проведения проверки Пенсионным фондом и выявления ошибки.
Доказательства того, что скорректированные Обществом сведения по форме СЗВ-М тип, СЗВ-СТАЖ являются неполными и (или) содержат недостоверные сведения, в материалы дела не представлены.
Данные обстоятельства Пенсионным фондом по существу не оспорены и документально не опровергнуты.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Общество, самостоятельно выявив ошибки до их обнаружения Пенсионным фондом, реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорные периоды, откорректировав их путем представления в Пенсионный фонд дополняющих сведений за эти периоды, что допускает не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, соответственно, оснований для удовлетворения заявленных Пенсионным фондом требований о взыскании с Общества финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М апрель - декабрь 2019 года, СЗВ-СТАЖ за 2019 год, не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что представление сведений на застрахованных лиц, сведения о которых не были указаны в отчете СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ (исходные), не может квалифицироваться в качестве уточнения (дополнения) сведений применительно к положениям Федерального закона N 27-ФЗ и Инструкции N 211н, поскольку сведения фактически были не дополнены, а представлены в отношении застрахованных лиц впервые и с нарушением срока, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании указанных норм права.
Общество внесло исправления в представленные сведения о застрахованных лицах за отчетные периоды самостоятельно, до обнаружения ошибок Пенсионным фондом, при этом законодательно не установлен срок для представления "дополняющей" формы СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ, при самостоятельном выявлении ошибки страхователем, соответственно оснований для удовлетворения заявленных Пенсионным фондом требований о взыскании с Общества финансовой санкции не имеется.
Судом первой инстанции правомерно принято во внимание, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым; любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности; такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда России, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Данная позиция согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 38 Обзора судебной практики N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018.
Суд апелляционной инстанции руководствуется правовым подходом, изложенным в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2018 N 6-П, в соответствии с которым принципы справедливости и соразмерности предполагают пропорциональность не только в санкциях, но и в условиях освобождения от ответственности в зависимости от тяжести содеянного, причиненного ущерба, степени вины и других существенных обстоятельств, не исключая поощрения к правомерному поведению в фискальных правоотношениях.
Иное толкование Пенсионным фондом положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении или нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе безусловных (часть 4 указанной статьи), принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.04.2021 (резолютивная часть, мотивированное решение от 14.05.2021) Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-3107/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья |
Т.Н. Дубинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-3107/2021
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области межрайонное
Ответчик: ООО "Алтайпиво"