город Омск |
|
22 июня 2021 г. |
Дело N А75-18252/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4902/2021) Жилищно-строительного кооператива "Новострой" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.02.2021 по делу N А75-18252/2020 (судья Зубакина О.В.), принятое по заявлению Жилищно-строительного кооператива "Новострой" (ОГРН 1068604024125, ИНН 8604038530, 628305, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нефтеюганск, мкр. 11, д. 47, кв. 25) к Департаменту градостроительства и земельных отношений Администрации города Нефтеюганска (ОГРН 1088604000022, ИНН 8604042336, 628310, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нефтеюганск, 12 мкр., 26, пом. 1) о признании незаконным уведомления об окончании строительства от 09.09.2020,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
жилищно-строительный кооператив "Новострой" (далее - заявитель, кооператив, ЖСК "Новострой") обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к Департаменту градостроительства и земельных отношений Администрации города Нефтеюганска (далее - заинтересованное лицо, Департамент, ДГ и ЗО Администрации) с заявлением о признании незаконным уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности от 09.09.2020; обязании выдать уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.02.2021 по делу N А75-18252/2020 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, кооператив обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что оспариваемое решение от 09.09.2020 вынесено Департаментом спустя год после вступления в законную силу решения суда по делу N А75-2267/2020, после изменения конструктивных элементов жилого дома; акт визуального осмотра от 01.08.2020 датирован позже решения от 25.05.2020 по делу N А75-2267/2020; на каждом этаже построенного жилого дома имеются комнаты, они не разделены на квартиры; судом первой инстанции в отсутствие правовых оснований отказано в удовлетворении ходатайства о назначении по делу судебно-строительной экспертизы; Департамент не осуществил осмотр индивидуального жилого дома.
В апелляционной жалобе заявлено ходатайство о проведении судебно-строительной экспертизы.
В письменном отзыве ДГ и ЗО Администрации просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, отказать в удовлетворении ходатайства о проведении судебно-строительной экспертизы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с частью 1 статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
По смыслу части 1 статьи 82 АПК РФ назначение экспертизы является правом суда, а не его обязанностью. Необходимость разъяснения вопросов, возникающих при рассмотрении дела и требующих специальных познаний, определяется судом, разрешающим данный вопрос. При этом вопросы, разрешаемые экспертом, должны касаться существенных для дела фактических обстоятельств. В связи с этим, определяя необходимость назначения той или иной экспертизы, суд исходит из предмета заявленных исковых требований и обстоятельств, подлежащих доказыванию в рамках этих требований.
Как разъяснил Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 09.03.2011 N 13765/10 по делу N А63-17407/2009, судебная экспертиза назначается судом в случаях, когда вопросы права нельзя разрешить без оценки фактов, для установления которых требуются специальные познания. Если необходимость проведения экспертизы отсутствует, суд отказывает в ходатайстве о назначении экспертизы.
Оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, принимая во внимание, что представленных в материалах дела доказательств достаточно для правильного разрешения спора, апелляционный суд исходит из отсутствия правовых оснований для удовлетворения ходатайства ЖСК "Новострой" о назначении экспертизы, таковые отсутствовали и у суда первой инстанции, в удовлетворении аналогичного ходатайства отказано обоснованно.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ЖСК "Новострой" на основании разрешения на строительство от 24.12.2015 и на земельном участке с кадастровым номером 86:20:000040:20, находящемся у кооператива на праве аренды, осуществил строительство индивидуального жилого дома N 5, в 11Б мкр., пер. Альпийский, г. Нефтеюганск, в связи с чем направил в адрес Департамента уведомление от 31.08.2020 об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Уведомлением от 09.09.2020 N 4 ДГ и ЗО Администрации отметил несоответствие построенного объекта индивидуального жилищного строительства, указанного в уведомлении от 31.08.2020, обратив внимание на то, что в результате проведенной проверки представленных документов в соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), в том числе технического плана от 19.12.2019, подготовленного ООО "Кадастровый центр", Департаментом определены факты осуществления строительства дома с признаками многоквартирного дома, в том числе наличие на каждом этаже дома обособленных помещений, обеспечивающих возможность прямого доступа к помещениям общего пользования, и состоящие из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении; на основании характеристик построенного объекта усматриваются признаки многоквартирного жилого дома, что не соответствует виду разрешенного использования построенного объекта капитального строительства - индивидуальное жилищное строительство.
Полагая, что уведомление от 09.09.2020 не соответствует нормам действующего законодательства, нарушает права и законные интересы ЖСК "Новострой", кооператив обратился в суд с соответствующим заявлением.
09.02.2021 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Оценив в соответствии со статьями 67, 68, 71 АПК РФ имеющиеся в материалах деле документы, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности обстоятельств, необходимых для вывода о несоответствии оспариваемого уведомления Департамента законодательству и нарушении этим уведомлением прав и законных интересов кооператива.
Суд апелляционной инстанции поддерживает данный вывод суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 55 ГрК РФ орган, выдавший разрешение на строительство, в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязаны обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 настоящей статьи, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
При этом в силу части 15 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 настоящего Кодекса для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 части 17 статьи 51 выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.
Согласно части 16 статьи 55 ГрК РФ в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
В соответствии с частью 19 статьи 55 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства:
1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами (в том числе в случае, если указанные предельные параметры или обязательные требования к параметрам объектов капитального строительства изменены после дня поступления в соответствующий орган уведомления о планируемом строительстве и уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве). В случае, если уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства, осуществляется проверка соответствия параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома указанным предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства;
2) проверяет путем осмотра объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома соответствие внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома описанию внешнего вида таких объекта или дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве (при условии, что застройщику в срок, предусмотренный пунктом 3 части 8 статьи 51.1 настоящего Кодекса, не направлялось уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по основанию, указанному в пункте 4 части 10 статьи 51.1 настоящего Кодекса), или типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах исторического поселения федерального или регионального значения;
3) проверяет соответствие вида разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома виду разрешенного использования, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;
4) проверяет допустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию;
5) направляет застройщику способом, указанным в уведомлении об окончании строительства, уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления. Формы уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Исходя из буквального толкования пункта 2 части 19 статьи 55 ГрК РФ, орган, уполномоченный на выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, обязан провести осмотр объекта индивидуального жилищного строительства исключительно в случае строительства объекта индивидуального жилищного строительства в границах исторического поселения федерального или регионального значения.
С учетом изложенного довод подателя жалобы о неосуществлении Департаментом осмотра построенного объекта отклоняется судом апелляционной инстанции как необоснованный, поскольку в рассматриваемом случае такая обязанность у Департамента отсутствовала.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок предоставлен кооперативу для использования в целях строительства индивидуального жилого дома.
В уведомлении об окончании строительства и реконструкции объекта ИЖС от 31.08.2020 ЖСК "Новострой" подтвердил, что дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.
Между тем в уведомлении от 09.09.2020 ДГ и ЗО Администрации указал на несоответствие построенного объекта индивидуального жилищного строительства, обратив внимание на то, что установлены факты осуществления строительства дома с признаками многоквартирного дома: наличие на каждом этаже дома обособленных помещений, обеспечивающих возможность прямого доступа к помещениям общего пользования, и состоящие из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении, что не соответствует виду разрешенного использования построенного объекта капитального строительства - индивидуальное жилищное строительство.
В соответствии с пунктом 39 статьи 1 ГрК РФ объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.
Понятие многоквартирного дома дано в пункте 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, в соответствии с которым многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на прилегающий к жилому дому земельный участок, либо в помещения общего пользования. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещения в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Квартирой в соответствии с частью 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (часть 4 статьи 16 ЖК РФ).
Апелляционный суд учитывает, что при рассмотрении дела N А75-2267/2020, в рамках которого отказано в удовлетворении требования ЖСК "Новострой" о признании незаконным решения Департамента от 06.02.2020 N 2 о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, судами установлено, что 06.02.2020 должностными лицами Департамента проведен осмотр объекта капитального строительства, о чем составлен акт N 2; по результатам осмотра установлено, что объект капитального строительства выполнен в виде 3-х этажного дома с мансардой и тех.подпольем, в черновой отделке, с одной лестничной площадкой, общими коридорами на каждом этаже и с отдельными входами в каждое помещение, лестничный марш оборудован электрическими конвекторами, в помещения NN 8,12,31,57,51,53,29,37,16 заведены инженерные системы водоснабжения и водоотведения; при наличии перечисленных признаков комиссия пришла к выводу о наличии у индивидуального жилого дома признаков многоквартирного дома.
Довод подателя жалобы о том, что оспариваемое решение от 09.09.2020 вынесено Департаментом спустя год после вступления в законную силу решения суда по делу А75-2267/2020, после изменения конструктивных элементов жилого дома, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку ЖСК "Новострой" не представлены доказательства, подтверждающие обстоятельство того, что были осуществлены какие-либо изменения конструктивных элементов жилого дома, проведены работы в построенном объекте. Ссылка на акт визуального осмотра от 01.08.2020 не обоснована, поскольку указанный акт в материалы дела не представлен.
Таким образом, доказательств, свидетельствующих об изменении построенного объекта и его соответствии виду разрешенного использования объекта капитального строительства - индивидуальное жилищное строительство, материалы дела не содержат.
Согласно правовым позициям, сформулированным Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановления от 15.12.2011 N 12651/11, от 29.05.2012 N 13016/11 и N 12919/11, от 03.06.2014 N 818/14, фактическое использование земельного участка должно отвечать разрешенному использованию, предусмотренному градостроительным регламентом, и совпадать со сведениями, внесенными в кадастр.
Наличие возможности использования земельного участка в соответствии с другим видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом, не исключает обязанности правообладателя оформить такой выбор в установленном порядке.
Наличие нескольких квартир на каждом этаже индивидуального жилого дома свидетельствует о выполнении строительных работ с целью последующего раздела на самостоятельные объекты недвижимости, в связи с чем Департамент пришел к обоснованному выводу о несоответствии вида разрешенного использования построенного или реконструированного объекта капитального строительства виду разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства, указанному в разрешении на строительство.
Доказательств, опровергающих доводы Департамента, ЖСК "Новострой" в материалы дела не представлено.
Кроме того, апелляционная коллегия учитывает, что в рамках дела N А75-208/2021 в действиях ЖСК "Новострой" судами установлено событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в нарушении кооперативом земельного законодательства, использования земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, а именно: строительство на участке многоквартирного дома.
Таким образом, оспариваемое кооперативом уведомление от 09.09.2020 соответствует нормам действующего законодательства, не нарушает прав и законных интересов ЖСК "Новострой", в связи чем судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы согласно статье 110 АПК РФ относятся на кооператив.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.02.2021 по делу N А75-18252/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-18252/2020
Истец: ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КООПЕРАТИВ "НОВОСТРОЙ"
Ответчик: ДГиЗО Администрации г.Нефтеюганска, Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г.Нефтеюганска