г. Вологда |
|
22 июня 2021 г. |
Дело N А66-10079/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 22 июня 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Докшиной А.Ю. и Селивановой Ю.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бушмановой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью управляющей компании "Наш район" на решение Арбитражного суда Тверской области от 16 февраля 2021 года по делу N А66-10079/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью управляющая компания "Наш район" (ОГРН 1146952007905, ИНН 6952041114; адрес: 170003, Тверская область, город Тверь, улица Стадионная, дом 8; далее - ООО УК "Наш район", общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция" Тверской области (ОГРН 1026900522131, ИНН 6905056890; адрес: 170026, Тверская область, город Тверь, проспект Комсомольский, дом 4/4; далее - ГЖИ, управление) о признании незаконными и отмене предписаний от 09.04.2019 N 147/2/ОГ-19, от 14.06.2019 N 147/2/ОГ-19.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 16 февраля 2021 года по делу N А66-10079/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на то, что ГЖИ не имело оснований для проведения внеплановой проверки, суд не учел, что общество в рамках договора управления осуществляло работы по сбору и вывозу ТКО в радиусе трех метров от установки контейнеров. Считает, что в соответствии с требованиями закона плата за содержание жилого помещения была уменьшена, а не увеличена.
Общество и ГЖИ надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, общество осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: Тверская область, г. Тверь, ул. Хромова, д. 22 корп. А, на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 29.04.2015 N 000052 и договора управления многоквартирным домом от 01.12.2016 (далее - договор управления).
В адрес ГЖИ 14.01.2019 поступило обращение жителя, проживающего в указанном доме, по вопросу неправомерности введения платы по строке "организация и содержание мест накопления ТКО".
На основании распоряжения начальника управления от 04.03.2019 N 147/2/ОГ-19 в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка.
По результатам проведенной проверки составлен акт проверки от 09.04.2019 N 147/2/ОГ-19, согласно которому общество нарушило часть 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ); часть 7 статьи 156 ЖК РФ; подпункт "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110); подпункт "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416); раздел 3 договора управления многоквартирным домом от 01.12.2016; часть 8.1 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 458-ФЗ).
По результатам проверки 09.04.2019 в адрес общества выдано предписание N 147/2/ОГ-19 сроком исполнения до 20.05.2019.
Начальником управления 16.05.2019 издано распоряжение N 147/2/ОГ-19 о проведении внеплановой документарной проверки исполнения предписания от 09.04.2019 и соблюдения обществом лицензионных требований.
Уведомление о проведении данной проверки 17.05.2019 получено обществом.
По результатам проведенной проверки составлен акт проверки от 14.06.2019 N 147/2/ОГ-19, согласно которому общество нарушило часть 2 статьи 162 ЖК РФ; часть 7 статьи 156 ЖК РФ; подпункт "б" пункта 3 Положения N 1110; подпункт "ж" пункта 4 Правил N 416; раздел 3 договора управления многоквартирным домом от 01.12.2016; часть 8.1 статьи 23 Закона N 458-ФЗ.
По результатам проверки управление выдало обществу предписание от 14.06.2019 N 147/2/ОГ-19 с требованием прекратить начисление платы по строке "организ. и содерж. мест накопления ТКО", потребителям, проживающим по адресу: г. Тверь, ул. Артюхиной, д. 15 корп. А, и произвести перерасчет ранее начисленной платы по строке "организ. и содерж. мест накопления ТКО" собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Тверь, ул. Артюхиной, д. 15 корп. А, за январь и февраль 2019 года.
Не согласившись с указанными предписаниями, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании их недействительными.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании статьи 196 ЖК РФ, положений Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) ГЖИ вправе проводить проверки соблюдения обязательных требований к выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и выдавать предписания об устранении выявленных нарушений в соответствии с Законом N 294-ФЗ.
Проверки, связанные с осуществлением лицензионного контроля, проведены и оспариваемые предписания выданы должностным лицом инспекции в пределах предоставленных полномочий.
В соответствии с частью 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 158 того же Кодекса собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В силу части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Согласно части 1 статьи 156 упомянутого Кодекса плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
На основании части 7 статьи 156 вышеназванного Кодекса размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Согласно статье 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Статьей 24.7 данного Закона предусмотрено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
При этом под обращением с отходами согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Согласно части 8.1 статьи 23 Закона N 458-ФЗ при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начинает оказывать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив в срок не позднее десяти дней до дня начала оказания коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны известить собственников помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в том числе документы, обосновывающие расчет этого размера платы.
Как указано в части 8 статьи 23 Закона N 458-ФЗ, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Таким образом, управляющие компании, ТСЖ, ЖСК, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами на территории Тверской области, обязаны с 01.01.2019 исключить из платы за содержание жилого помещения стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Из материалов дела следует, что общество осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: Тверская область, г. Тверь, ул. Хромова, д. 22 корп. А, на основании лицензии и договора управления.
В соответствии с пунктом 3.1 договора управления собственник производит оплату в рамках указанного договора за следующие услуги:
- содержание общего имущества в многоквартирном доме;
- управление многоквартирным домом.
Пунктом 3.2 договора управления установлено, что на момент заключения указанного договора плата за услуги содержания и текущего ремонта в рамках договора управления устанавливается в размере, обеспечивающим содержание общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с действующим перечнем и составом (услуг), указанным в пунктах 2.1.2, 2.1.3 и составляет 11 руб. 76 коп..
Размер платы услуг за содержание общего имущества многоквартирного дома определяется на общем собрании (кроме платы за услуги по содержанию внутридомового газового оборудования, содержанию и обслуживанию пожарной системы, вывоза твердых бытовых отходов, содержания лифта, аварийно-диспетчерское обслуживание и д.р.)
В соответствии с пунктом 3.3 договора управления размер платы за техническое обслуживание и ремонт лифтов, сбор и вывоз твердых бытовых отходов устанавливается подрядчиком. На момент заключения договора управления размер платы за вывоз твердых бытовых отходов составлял 1 руб. 86 коп.
Между ООО УК "Наш район" и обществом с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Транссервис" заключен договор от 01.11.2017 N 01/11/17/4ТКО, согласно которому последнее обязуется производить регулярный сбор и вывоз твердых коммунальных отходов из установленных контейнеров, а также производить сбор и вывоз крупногабаритного мусора, находящегося на площадке управляющей компании. Кроме того, ООО "Транссервис" в рамках указанного договора обязуется при осуществлении работ по сбору и вывозу ТКО и КГМ в радиусе 3-х метров от установки контейнеров осуществлять уборку ТКО и КГМ, который выпал из контейнера при погрузке в мусоровоз. Иные виды работ по указанному договору на ООО "Транссервис" не возложены.
Приложением 1 к договору управления установлен расчет стоимости услуг и работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома, в соответствии с которым в стоимость услуг включена плата за
- содержание придомовой территории, подъезда, подвала и чердака, включая уборку придомовой территории, уборку лестничных клеток, посыпка территорий песком в зимнее время, дератизация, дезинфекция, отвод ливневых вод в размере 2,69 руб./кв. м;
- сбор и вывоз твердых бытовых отходов в размере 1,86 руб./кв. м (цена на момент заключения договора управления).
Таким образом, в расчет стоимости услуги по содержанию общего имущества уже заложена плата за содержание придомовой территории и сбор и вывоз твердых бытовых отходов.
Пунктом 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, установлено, что работы и услуги по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме включают в себя работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.
В настоящем перечне понятие "уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов" используется в значении, предусмотренном Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156).
В соответствии с Правилами N 1156 вывоз твердых коммунальных отходов - транспортирование твердых коммунальных отходов от мест (площадок) их накопления до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов;
погрузка твердых коммунальных отходов - перемещение твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов или иных мест, с которых осуществляется погрузка твердых коммунальных отходов, в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов;
уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов - действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке твердых коммунальных отходов и перемещению их в мусоровоз.
Таким образом, услуги и работы по обслуживанию и очистке контейнерных площадок включены в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме. Соответственно, плата за услуги и работы по обслуживанию и очистке контейнерных площадок начисляется в составе платы за содержание общего имущества многоквартирного дома. При этом действующее правовое регулирование вменяет в обязанности регионального оператора аналогичные обязанности, что вменены и ООО "Транссервис" при погрузке мусора в мусоровоз, а именно по уборке контейнерной площадки от выпавшего при погрузке мусора.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что плата за содержание контейнерной площадки включается в состав платы за содержание общего имущества дома.
Суд обоснованно признал, что увеличение размера платы за содержание жилого помещения на 0,57 руб. /кв. м противоречит положениям части 7 статьи 156 ЖК РФ и разъяснениям, приведенным в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", поскольку в данном случае представляет собой одностороннее изменение управляющей организацией условий заключенного с собственниками договора без принятия ими соответствующего решения.
Согласно разделу 3 договора управления, регламентирующего порядок расчетов, на момент заключения договора управления плата за услуги содержания и текущий ремонт устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с действующим перечнем и составом услуг, и составляет 11,76 руб./ кв. м.
В свою очередь, в платежных документах за 2019 год, предъявляемых ООО УК "Наш район" потребителям, проживающим в рассматриваемом многоквартирном доме произведено дополнительное начисление платы по строке "организ. и содерж. мест накопления ТКО" в размере 0,57 руб./кв. м.
Вместе с тем собственниками помещений в указанном многоквартирном доме решения об утверждении размера платы за организацию и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов не принимались.
Таким образом, суд признал, что начисление платы по строке "организ. и содерж. мест накопления ТКО" в размере 0,57 руб./м.кв. противоречит действующему законодательству.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному к выводу о законности оспариваемых предписаний ГЖИ и отклонил требования общества.
Ссылки подателя жалобы на то, что ГЖИ не имело оснований для проведения внеплановой проверки, основанные на положениях подпунктов "а", "б", "в" пункта 2 части 2, части 3 статьи 10 Закон N 294-ФЗ, апелляционным судом не принимаются.
В части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ изложены основания для проведения внеплановой проверки.
Согласно части 3 статьи 10 Закона N 294-ФЗ обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в пункте 2 части 2 настоящей статьи, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
В то же время частью 4.2 статьи 20 ЖК РФ установлено, что основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление органом государственного жилищного надзора, органом муниципального жилищного контроля в системе информации о фактах нарушения правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения.
При этом названная норма не требует, чтобы в таком обращении или заявлении содержалась информация о фактах, указанных в части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ.
На основании распоряжения начальника ГЖИ от 04.03.2019 N 147/2/ОГ-19 в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка в связи с поступлением обращения жителя рассматриваемого дома.
Вторая проверка проведена на основании распоряжения от 16.05.2019 N 147/2/ОГ-19 о проведении внеплановой документарной проверки исполнения предписания от 09.04.2019 и соблюдения обществом лицензионных требований.
Нарушений при назначении и проведении проверок не допущено.
Ссылки апеллянта на условия договоров, заключенных с ООО "Транссервис", ООО "Полигон", ООО "Жилищно - эксплуатационный участок", по распределению бремени содержания контейнерных площадок коллегией судей не принимаются в качестве обоснования законности увеличения платы за содержание имущества на 0,57 руб. за 1 кв. м, поскольку обязанность по содержанию придомовой территории (в том числе уборке придомовой территории), включенному в тариф на содержание общего имущества многоквартирного дома, предусмотрена договором на управление многоквартирным домом.
Таким образом, требования общества обоснованно отклонены.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции установил, что доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 руб. относятся на ее подателя.
Апелляционным судом при изготовлении и оглашении резолютивной части постановления по настоящему делу допущена опечатка в наименовании подателя апелляционной жалобы, а именно, ошибочно указано "общество с ограниченной ответственностью "Наш район"", в то время как правильным является "общество с ограниченной ответственностью управляющей компании "Наш район"". Данная опечатка не является изменением резолютивной части судебного акта по существу спора, в связи с этим суд апелляционной инстанции считает возможным, руководствуясь частью 3 статьи 179 АПК РФ, исправить ее в резолютивной части настоящего постановления.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 16 февраля 2021 года по делу N А66-10079/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью управляющей компании "Наш район" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Алимова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-10079/2019
Истец: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "НАШ РАЙОН"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ" ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ