г. Пермь |
|
22 июня 2021 г. |
Дело N А60-52560/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 июня 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляевой Е.И., судей Семенова В.В., Ушаковой Э.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Харисовой А.И.,
при участии в судебном заседании представителя истца Серковой Н.М., по доверенности от 10.06.2021, паспорт
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.01.2021 по делу N А60-52560/2020
по иску Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу
к производственному сельскохозяйственному кооперативу "Брусянский" (ОГРН 1026601980690, ИНН 6639002411),
третьи лица: Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, Администрация Белоярского городского округа,
об истребовании земельных участков
УСТАНОВИЛ:
Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу (истец) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском к производственному сельскохозяйственному кооперативу "Брусянский" (ответчик) об истребовании из незаконного владения частей земельных участков с кадастровыми номерами 66:06:4501021:4314, 66:06:4501021:4294, 66:06:4501021:4304, налагающихся на земли лесного фонда в координатах, указанных в заключении кадастрового инженера ФГБУ "Рослесинфорг" Кокориной О.Н., об исключении из ЕГРН сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 66:06:4501021:4314, 66:06:4501021:4294, 66:06:4501021:4304, об указании в решении суда на то, что оно является основанием для внесения изменений в ЕГРН.
На основании ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, Администрация Белоярского городского округа.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22.01.2021 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу обжаловал его в апелляционном порядке, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска. Истец указывает, что при разрешении спора судом первой инстанции нарушены и неправильно применены нормы материального права. В апелляционной жалобе приведены доводы о том, что указанные в иске земельные участки образованы в результате раздела участка с кадастровым номером 66:06:0000000:283, сведения о границах которого в ЕГРН отсутствовали, границы со смежными землепользователями согласованы не были, в результате уточнения границ участка имеет место пересечение его с земельным участком лесного фонда с кадастровым номером 66:06:0000000:706, принадлежащим на праве собственности Российской Федерации. Истец указывает, что спорные части земельных участков являются землями лесного фонда, покрыты лесом, в целях сельскохозяйственного производства не используются, считает данное обстоятельство доказанным совокупностью представленных доказательств, оценка которым судом первой инстанции не дана. По мнению истца при разрешении спора суд безосновательно применил к спорным правоотношениям Федеральный закон от 29.07.2017 N 280-ФЗ.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2021 апелляционная жалоба принята к производству, судебное разбирательство назначено на 27.05.2021.
Определением от 27.05.2021 судебное разбирательство отложено.
Определением от 02.05.2021 в порядке ст.18 АПК РФ судья Крымджанова Д.И. заменена судьей Ушаковой Э.А., определен состав суда для рассмотрения апелляционной жалобы - председательствующий Гуляева Е.И., судьи Семенов В.В., Ушакова Э.А.
В судебном заседании истец апелляционную жалобу поддержал в полном объеме.
Представители ответчика, третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, в судебное заседание не явились.
Ответчик направил в суд апелляционной инстанции отзыв на апелляционную жалобу, в котором полагает решение законным и обоснованным.
По предложению суда апелляционной инстанции истцом представлено в полном объеме заключение ФГБУ "Рослесинфорг", ранее приложенное к иску в виде отдельных частей.
Указанное заключение судом апелляционной инстанции приобщено к материалам дела в порядке ст.268 АПК РФ как имеющее значение для правильного рассмотрения дела.
Неявка в судебное заседание представителей ответчика, третьих лиц не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании постановления главы муниципального образования "Белоярский район" от 07.07.1997 N 365 производственному сельскохозяйственному кооперативу "Брусянское" выдано свидетельство от 17.05.1999 N 25240 о праве бессрочного (постоянного) пользования на земли площадью 2179 га, в том числе 104 га сельхозугодий (пашни), 2075 га прочих угодий.
01.12.1998 ГУ "Свердловскагролес" с КСП "Брусянское" заключен договор безвозмездного пользования лесами, находящимися в границах сельскохозяйственных угодий, по условиям которого ссудодатель передал, а КСП "Брусянское" принял в пользование леса, находящиеся в границах земель КСП "Брусянское" согласно землеучетных документов и государственного акта (свидетельства) N 8 на постоянное (бессрочное) пользование, выданного комитетом по земельным ресурсам и землеустройству 01.12.1992 на общей площади 1523 га, сроком до 2047 года.
29.12.2008 Министерством природных ресурсов Свердловской области и производственным сельскохозяйственным кооперативом "Брусянский" в порядке переоформления заключен договор аренды N 429 лесного участка. Данным договором предусмотрена передача кооперативу во временное пользование лесного участка для заготовки древесины площедью 1527 га с местоположением: Свердловская область, Белоярский район, Свердловское лесничество, Черноусовское участковое лесничество (урочище КСП "Брусянское"), кварталы 1-7, 9, 11, на срок 49 лет с 05.02.1999 (п.п.1, 2, 21 договора).
18.12.2009 проведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на лесной участок с кадастровым номером 66:06:0000000:706 площадью 6070000 кв.м, категория земель - земли лесного фонда, разрешенное использование - для ведения лесного хозяйства и лесопользования с местоположением: Свердловская область, Белоярский городской округ, ГУСО "Свердловское лесничество" Черноусовское участковое лесничество, урочище КСП "Брусянское", кварталы 3, 4, 5 (выделы 10-20, 25, 26, 33-40, 51-55), 7 (выделы 1-19, 23).
Постановлением главы Белоярского городского округа от 02.10.2013 N 2635 предоставлен производственному сельскохозяйственному кооперативу "Брусянский" в собственность земельный участок с кадастровым номером 66:06:0000000:283 площадью 19986992 кв.м (категория земель - земли сельскохозяйственного назначения) с целевым использованием для сельскохозяйственного производства по адресу: Свердловская область, Белоярский район, ПСК "Брусянский".
Право собственности кооператива на земельный участок с кадастровым номером 66:06:0000000:283 зарегистрировано в ЕГРН 07.11.2013.
В результате раздела земельного участка с кадастровым номером 66:06:0000000:283 образованы земельные участки: с кадастровым номером 66:06:4501021:4304 площадью 978 706 кв.м (дата государственной регистрации права собственности ответчика 21.08.2014), с кадастровым номером 66:06:4501021:4314 площадью 21 829 кв.м (дата государственной регистрации права собственности ответчика 01.09.2014), с кадастровым номером 66:06:4501021:4294 площадью 51 837 кв.м (дата государственной регистрации права собственности ответчика 01.09.2014), категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.
Указывая, что части указанных участков являются землями лесного фонда, право собственности Российской Федерации на которые зарегистрировано в составе участка с кадастровым номером 66:06:0000000:706, истец обратился в арбитражный суд с иском об истребовании из владения ответчика указанных частей.
Ответчиком в ходе судебного разбирательства приведены возражения, согласно которым в отношении лесных участков им заключен договор аренды лесного участка от 29.12.2008 N 429, спорные участки предоставлены ранее ответчику в составе земель сельскохозяйственного назначения в постоянное (бессрочное) пользование, которое переоформлено на право собственности.
Разрешая спор, отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что право собственности ответчика на спорные участки возникло в результате переоформления прав именно на земельные участки, участки лесного фонда получены ответчиком в аренду. Суд в обжалуемом решении указал, что согласно данным ЕГРН участки не относится к землям лесного фонда. Оснований считать спорные части участков землями лесного фонда суд не установил.
Заслушав мнение истца, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к следующему:
на основании статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, отнесенные к соответствующей категории, должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В соответствии со статьей 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.05.1977 (далее - Основы лесного законодательства), статьей 4 Лесного кодекса РСФСР 1978 года, статьями 2, 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных постановлением Верховного Совета от 06.03.1993 N 4616-1, частями 1, 2 статьи 130 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ (далее - Лесной кодекс Российской Федерации 1997 года) единый государственный лесной фонд состоял из лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников; колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование; леса могли передаваться в пользование сельскохозяйственным организациям с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса, при этом оставаясь в силу закона участками лесного фонда ранее государственной, а в дальнейшем федеральной собственности (статья 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
В пункте 1 Положения о колхозных лесах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 04.03.1968 N 144, предусматривалось, что колхозные леса находятся в бессрочном пользовании колхозов; в состав колхозных лесов входят находящиеся на закрепленных за колхозами в бессрочное (вечное) пользование землях и зарегистрированные в установленном порядке в земельно-учетных документах естественные и искусственно созданные леса (в том числе защитные лесные полосы) и подлежащие облесению площади вырубок и погибших лесонасаждений.
В ходе проведения землеустройства земельные участки под лесами, переданные колхозам, учитывались в земельно-учетных документах как лесные площади, отдельно от сельскохозяйственных угодий, а в ходе лесоустройства учитывались путем их поквартального деления, определения лесохозяйственных выделов и их таксирования. После реорганизации сельхозпредприятия колхозные леса остались в государственной собственности.
Статьей 3 Закона N 201-ФЗ земли лесного фонда отнесены к федеральной собственности.
В пункте 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации также указано, что земельные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Из содержания данных норм следует, что колхозные леса предоставлялись колхозам на праве постоянного бессрочного пользования, при этом они не выбывали из лесного фонда и собственности Российской Федерации.
Материалами настоящего дела подтверждено, что производственному сельскохозяйственному кооперативу "Брусянское" выдано свидетельство от 17.05.1999 N 25240 о праве бессрочного (постоянного) пользования на земли площадью 2179 га, в том числе 104 га сельхозугодий (пашни), 2075 га прочих угодий.
01.12.1998 ГУ "Свердловскагролес" с КСП "Брусянское" заключен договор безвозмездного пользования лесами, находящимися в границах сельскохозяйственных угодий, по условиям которого ссудодатель передал, а КСП "Брусянское" принял в пользование леса, находящиеся в границах земель КСП "Брусянское" согласно землеучетных документов и государственного акта (свидетельства) N 8 на постоянное (бессрочное) пользование, выданного комитетом по земельным ресурсам и землеустройству 01.12.1992 на общей площади 1523 га, сроком до 2047 года.
Таким образом в пользовании кооператива имелись земли лесного фонда.
Также из материалов дела следует, что постановлением главы Белоярского городского округа от 02.10.2013 N 2635 предоставлен производственному сельскохозяйственному кооперативу "Брусянский" в собственность земельный участок с кадастровым номером 66:06:0000000:283 площадью 19986992 кв.м (категория земель - земли сельскохозяйственного назначения) с целевым использованием для сельскохозяйственного производства по адресу: Свердловская область, Белоярский район, ПСК "Брусянский".
Право собственности кооператива на земельный участок с кадастровым номером 66:06:0000000:283 зарегистрировано в ЕГРН 07.11.2013.
В результате раздела земельного участка с кадастровым номером 66:06:0000000:283 образованы земельные участки: с кадастровым номером 66:06:4501021:4304 площадью 978 706 кв.м, с кадастровым номером 66:06:4501021:4314 площадью 21 829 кв.м, с кадастровым номером 66:06:4501021:4294 площадью 51 837 кв.м, с указанием категории земель - земли сельскохозяйственного назначения. В ЕГРН внесены записи о праве собственности ответчика на указанные земельные участки.
Предмет и основания иска Департамента подтверждают его направленность на разрешение судом спора о праве на земельные участки. Так, в иске истец указывал на выявленное частичное наложение границ земельных участков, право собственности ответчика на которые зарегистрировано, и границ земельного участка, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации и отнесенного к землям лесного фонда, право собственности на который также зарегистрировано в ЕГРН.
Из представленных истцом, третьим лицом Минприроды Свердловской области в ходе судебного разбирательства доказательств в их совокупности и взаимосвязи, а также в отдельности, в том числе лесоустроительных планшетов, таксационных описаний кварталов, информации о распределении лесных земель Белоярского сельского лесхоза, плана лесного участка, перспективного плана ведения лесного хозяйства Белоярского МЛХ (т.1 л.д.65-90), следует, что указанные истцом в иске части земельных участков приведены в материалах лесоустройства как лесные земли Свердловского лесничества, Черноусовского участкового лесничества, урочища КСП Брусянское, квартал 2 (часть выдела 10, часть выдела 14), квартал 5 (выделы 2, 57, 58).
В ходе судебного разбирательства Минприроды Свердловской области подтвердило, что в границы земельного участка с кадастровым номером 66:06:0000000:706 входят кварталы 2, 5 урочища "ПСК "Брусянский" Черноусовского участкового лесничества Свердловского лесничества (отзыв от 07.12.2020).
Согласно заключению ФГБУ "Рослесинфорг", приложенных к нему карт-схем графического совмещения границ земельных участков иной категории с материалами лесоустройства, выполненных на основании материалов лесоустройства 1994, 1995, 1999, 2003, 2010, 2012 годов указанные в иске части участков как лесные земли включены в состав земельных участков ответчика с кадастровыми номерами N N 66:06:4501021:4304, 66:06:4501021:4314, 66:06:4501021:4294.
Указанное заключение ответчиком не опровергнуто.
Доказательств того, что границы уточненного ответчиком земельного участка с кадастровым номером 66:06:0000000:283, из которого образованы спорные участки, описанные в межевом плане (т.2), не пересекают границы кварталов 2, 5 урочища "ПСК "Брусянский" Черноусовского участкового лесничества Свердловского лесничества, указанные кварталы не входят в границы указанного участка, ответчиком не представлено.
Из заключения кадастрового инженера в составе межевого плана указанного земельного участка следует, что межевой план подготовлен для исправления технической ошибки в государственном кадастре недвижимости, так как при внесении участка как ранее учтенного не проинвентаризированы не все контуры, которые должны были войти в состав участка, по результатам уточнения в состав участка добавлены контуры общей площадью 19988744 кв.м (1998 га) (т.6 л.д.62-64)
Границы указанного уточняемого участка ответчиком с Российской Федерацией в лице уполномоченных органов не согласованы, что следует из акта согласования местоположения границ (т.3 л.д.211-218).
При этом в ходе судебного разбирательства ответчик о проведении судебной экспертизы в целях доказывания отсутствия пересечения границ участков не ходатайствовал, доказательств обоснованности приведенных возражений не представил.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции при разрешении спора пришел к ошибочным выводам о том, что в собственность ответчика лесные земли не переданы.
То обстоятельство, что 29.12.2008 Министерством природных ресурсов Свердловской области и производственным сельскохозяйственным кооперативом "Брусянский" в порядке переоформления заключен договор аренды N 429 лесного участка о передаче кооперативу во временное пользование лесного участка для заготовки древесины площадью 1527 га с местоположением: Свердловская область, Белоярский район, Свердловское лесничество, Черноусовское участковое лесничество (урочище КСП "Брусянское"), кварталы 1-7, 9, 11, на срок 49 лет с 05.02.1999 (п.п.1, 2, 21 договора), не исключает рассмотрения спора о праве на земельные участки,, что спорные части участков одновременно учтены в составе как земельного участка с кадастровым номером 66:06:0000000:706, принадлежащего Российской Федерации, так и в составе принадлежащих ответчику земельных участков с кадастровыми номерами NN 66:06:4501021:4304, 66:06:4501021:4314, 66:06:4501021:4294.
Предоставление спорных частей ответчику в аренду в составе лесных участков не является обстоятельством, исключающим разрешение спора о праве собственности и удовлетворение соответствующего иска.
Приведенные в обжалуемом решении ссылки на положения Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" судом апелляционной инстанции признаны ошибочными.
Положения Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ, устанавливая прежде всего административную процедуру устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (ЕГРН и ГЛР) и условия, при которых отдается приоритет сведениям ЕГРН, направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, полагавшихся на сведения ЕГРН (ранее - ЕГРП). При этом при возникновении спора о праве положениями названного Закона не исключается необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них. Кроме того, необходимо также учитывать положения части 6 статьи 14 Закона N 172-ФЗ, предусматривающей исключения из общего правила о приоритете сведений ЕГРН при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.09.2017 N 1795-О указал, что Закон N 280-ФЗ, которым внесены изменения в статью 14 Закона N 172-ФЗ, был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
Указанный правовой подход при рассмотрении споров, возникающих в связи с наложением границ земель лесного фонда на земельные участки иных категорий, в частности земель категории сельскохозяйственного назначения, изложен в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 302-ЭС20-13098.
При разрешении настоящего спора положения Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ применению не подлежали, учитывая, что ответчик являлся пользователем земельных участков, инициировал их переоформление и формирование, в том числе определение границ, ввиду чего приобретателем земельных участков, полагавшимся на сведения ЕГРН, признан быть не может.
Часть 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
По смыслу данной нормы данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее.
Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены. При этом земельные участки подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Так, местоположение, границы земель лесного фонда, отдельных лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 69 Лесного кодекса). Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства. Соответственно, сам по себе формальный учет всего спорного земельного участка с кадастровым номером 66:01:0000000:81 как земель сельскохозяйственного назначения не свидетельствует о невозможности отнесения его части к землям лесного фонда с учетом установленных фактических обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 N 1-П указано, что лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Согласно статье 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
В силу статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя, в том числе закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (часть 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации).
Лесной реестр в силу частей 1 и 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах и лесопарках, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках лесов.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ).
В части 1 статьи 4.2 Закона N 201-ФЗ указано, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в ГЛР, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Согласно ст. 4.4 указанного Закона, если государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков.
С учетом этого отсутствие в ЕГРН сведений о границах земельного участка с кадастровым номером 66:06:0000000:706 при наличии в государственном лесном реестре сведений о границах входящих в его состав кварталов и выделов не является препятствием для удовлетворения иска.
То обстоятельство, что земли лесного фонда были ранее предоставлены в пользование правопредшественника ответчика, не свидетельствует о том, что весь переданный ему земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Кроме того, согласно материалам дела спорные части участков в целях сельскохозяйственного производства не используются, доказательства обратного ответчиком не представлены.
В пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В то же время решение суда о признании сделки недействительной, которым не применены последствия ее недействительности, не является основанием для внесения записи в ЕГРП.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Учитывая, что в ходе судебного разбирательства по настоящему делу судом апелляционной инстанции установлен тот факт, что право собственности на один и тот же объект недвижимости (спорные части земельных участков) зарегистрировано за разными лицами - Российской Федерацией и ответчиком - надлежащим способом защиты нарушенного права в данном случае является признание права собственности ответчика на части земельных участков отсутствующим.
Исковые требования сформулированы истцом как истребование частей участков из незаконного владения ответчика, исключение из ЕГРН сведений об указанных частях.
Принимая во внимание, что требования истца с очевидностью направлены не на изъятие у ответчика частей земельного участка, а на подтверждение наличия права собственности Российской Федерации на указанные части, исключение из ЕГРН сведений об указанных частях как принадлежащих ответчику, а также учитывая, что в суде апелляционной инстанции истец не имеет возможности сформулировать должным образом заявленные требования, ошибочное формулирование истцом заявленных требований судом апелляционной инстанции обстоятельством, препятствующим разрешению спора о праве на части земельных участков не признано.
Исковые требования как направленные на разрешение спора о праве, подтвержденные достаточными и достоверными доказательствами, подлежат удовлетворению.
Обжалуемое решение подлежит отмене как принятое с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов обстоятельствам дела (п.п.3, 4 ч.1 ст.270 АПК РФ).
Истец от уплаты государственной пошлины освобожден, ввиду чего государственная пошлина по иску, апелляционной жалобе взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета (ст.110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.01.2021 по делу N А60-52560/2020 отменить.
Иск удовлетворить.
Истребовать из незаконного владения производственного сельскохозяйственного кооператива "Брусянский" (ОГРН 1026601980690, ИНН 6639002411)
- часть земельного участка с кадастровым номером 66:06:4501021:4314 площадью 17362 кв.м. с координатами:
Номер поворотной точки |
Координаты |
|
X |
Y |
|
1 |
2 |
3 |
1 |
372813.57 |
1568107.43 |
2 |
372792.03 |
1568359.78 |
3 |
372676.97 |
1568215.02 |
4 |
372706.38 |
1568180.11 |
5 |
372719.10 |
1568162.48 |
1 |
372813.57 |
1568107.43 |
- часть земельного участка с кадастровым номером 66:06:4501021:4294 площадью 41042 кв.м. с координатами:
номер поворотной точки |
Координаты |
|
X |
Y |
|
1 |
2 |
3 |
1 |
371619.92 |
1568232.10 |
2 |
371614.61 |
1568288.99 |
3 |
371582.36 |
1568354.27 |
4 |
371547.74 |
1568399.74 |
5 |
371488.50 |
1568408.08 |
6 |
371469.73 |
1568409.33 |
7 |
371467.23 |
1568400.57 |
8 |
371461.81 |
1568384.72 |
9 |
371449.29 |
1568368.45 |
10 |
371433.86 |
1568364.28 |
11 |
371395.06 |
1568365.95 |
12 |
371347.92 |
1568373.88 |
13 |
371340.00 |
1568380.97 |
14 |
371336.24 |
1568387.23 |
15 |
371336.66 |
1568395.15 |
16 |
371347.09 |
1568408.08 |
17 |
371373.37 |
1568411.84 |
18 |
371430.10 |
1568406.83 |
19 |
371442.20 |
1568410.59 |
20 |
371448.87 |
1568416.01 |
21 |
371447.21 |
1568417.68 |
22 |
371366.28 |
1568424.77 |
23 |
371243.22 |
1568433.95 |
24 |
371212.77 |
1568436.87 |
25 |
371148.11 |
1568442.29 |
26 27 |
371097.22 |
1568443.96 |
28 |
371081.80 |
1568440.87 |
29 |
371557.54 |
1568244.64 |
30 |
371620.74 |
1568219.12 |
1 |
371619.92 |
1568232.10 |
- часть земельного участка с кадастровым номером 66:06:4501021:4304 площадью 58572 кв.м. с координатами:
номер поворотной точки |
Координаты |
|
X |
Y |
|
1 |
2 |
3 |
1 |
372042.45 |
1568786.50 |
2 |
372046.35 |
1568788.14 |
3 |
372046,62 |
1568789.09 |
4 |
371969.65 |
1568874.19 |
5 |
371963.43 |
1568878.21 |
6 |
371946.54 |
1568896.56 |
7 |
371936.16 |
1568931.22 |
8 |
371893.42 |
1568958.46 |
9 |
371879.58 |
1568968.31 |
10 |
371847.46 |
1568971.65 |
11 |
371834.53 |
1568978.74 |
12 |
371817.43 |
1568991.88 |
13 |
371759.86 |
1568994,38 |
14 |
371745.26 |
1569002.93 |
15 |
371727.27 |
1569012.55 |
16 |
371711.67 |
1569014.62 |
17 |
371708.66 |
1569019.94 |
18 |
371705.21 |
1569021.08 |
19 |
371665.17 |
1569089.70 |
20 |
371649.22 |
1569125.13 |
21 |
371645.12 |
1569132.40 |
22 |
371636.91 |
1569138.71 |
23 |
371607.29 |
1569148.72 |
24 |
371598.11 |
1569160.82 |
25 |
371586.85 |
1569179.17 |
26 |
371573.29 |
1569212.13 |
27 |
371571.00 |
1569213.17 |
28 |
371568.91 |
1569212.55 |
29 |
371558.48 |
1569202.53 |
30 |
371555.14 |
1569182.72 |
31 |
371555.98 |
1569179.17 |
32 |
371579.96 |
1569143.72 |
33 |
371580.38 |
1569341.21 |
34 |
371581.01 |
1569122.03 |
35 |
371583.30 |
1569076.97 |
36 |
371583.30 |
1569073.01 |
37 |
371595.19 |
1569046.31 |
38 |
371598.11 |
1569033.38 |
39 |
371602.70 |
1569008.15 |
40 |
371602.49 |
1568985.41 |
41 |
371605.51 |
1568972.95 |
42 |
371636.33 |
1568928.16 |
43 |
371639.62 |
1568924.51 |
44 |
371643.16 |
1568924.30 |
45 |
371651.30 |
1568929.93 |
46 |
371655.05 |
1568934.31 |
47 |
371656.30 |
1568938.48 |
48 |
371653.38 |
1568963.72 |
49 |
371654.01 |
1568970.60 |
50 |
371655.26 |
1568971.44 |
51 |
371663.40 |
1568974.36 |
52 |
371667.98 |
1568973.11 |
53 |
371675.70 |
1568967.26 |
54 |
371683.42 |
1568962.68 |
55 |
371684.88 |
1568947.45 |
56 |
371677.79 |
1568906.57 |
57 |
371676.74 |
1568894.26 |
58 |
371680.91 |
1568879.46 |
59 |
371682.38 |
1568876.54 |
60 |
371706.57 |
1568863.40 |
61 |
371732.85 |
1568839.41 |
62 |
371736.19 |
1568834.61 |
63 |
371759.55 |
1568793.94 |
64 |
371762.05 |
1568793.11 |
65 |
371764.35 |
1568794.36 |
66 |
371787.91 |
1568826.90 |
67 |
371791.04 |
1568828.98 |
68 |
371847.98 |
1568830.23 |
69 |
371855.08 |
1568834.82 |
70 |
371855.91 |
1568837.32 |
71 |
371852.57 |
1568845.67 |
72 |
371852.57 |
1568848.38 |
73 74 |
371860.50 |
1568856.10 |
74 |
371864.46 |
1568858.60 |
75 |
371884.28 |
1568859.22 |
76 |
371891.79 |
1568857.14 |
77 79 |
371894.29 |
1568854.84 |
78 |
371894.50 |
1568848.80 |
79 |
371893.46 |
1568845.25 |
80 |
371882.61 |
1568840.24 |
81 |
371880.52 |
1568834.61 |
82 |
371879.69 |
1568830.86 |
83 |
371882.40 |
1568828.77 |
84 |
371885.74 |
1568828.15 |
85 |
371900.76 |
1568828.56 |
86 |
371905.97 |
1568826.27 |
87 |
371908.89 |
1568822.52 |
88 |
371932.12 |
1568817.30 |
89 |
371923.80 |
1568818.14 |
90 |
371941.32 |
1568828.98 |
91 |
371956.34 |
1568837.32 |
92 |
371967.19 |
1568840.24 |
93 |
371974.70 |
1568837.74 |
94 |
372003.06 |
1568819.80 |
1 |
372042.45 |
1568786.50 |
Решение является основанием для внесения изменений в ЕГРН относительно площадей и границ земельных участков с кадастровыми номерами 66:06:4501021:4314, 66:06:4501021:4294, 66:06:4501021:4304.
Взыскать с производственного сельскохозяйственного кооператива "Брусянский" (ОГРН 1026601980690, ИНН 6639002411) в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в сумме 6 000 руб., по апелляционной жалобе в сумме 3 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.И. Гуляева |
Судьи |
В.В. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-52560/2020
Истец: ОСП ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ПО УРАЛЬСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Ответчик: ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КООПЕРАТИВ "БРУСЯНСКИЙ"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ БЕЛОЯРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА, МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ