г. Санкт-Петербург |
|
23 июня 2021 г. |
Дело N А56-8874/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Лебедева Г.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Пиецкой Н.С.,
при участии:
от истца (заявителя): Чепикова О.Г., по доверенности от 21.12.2020;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14500/2021) общества с ограниченной ответственностью "УК "Альфа-Капитал" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.04.2021 по делу N А56-8874/2021, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "УК "Альфа-Капитал"
к Государственной административно-технической инспекции
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Альфа-Капитал" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной административно-технической инспекции (далее - Инспекция) от 16.12.2020 N 4787 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 93741 от 03.11.2020, которым Общество привлечено к административной ответственности по пунктам 1, 2 и 3 статьи 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70) в виде 500 000 рублей штрафа.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.04.2021 изменено постановление Государственной административно-технической инспекции от 16.12.2020 N 4787 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 93741 от 03.11.2020 в части назначенного административного наказания, размер штрафа снижен до 250 000 рублей. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 01.04.2021, принять по делу новый судебный акт о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на отсутствие в действиях ООО "УК "Альфа-Капитал" субъективной стороны административного правонарушения, а именно вины юридического лица в совершении вменяемого правонарушения, в связи, с чем производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
ГАТИ извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, с учетом положений части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание представителей не направило, что в силу статей 156, 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, просил решение суда отменить.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией 03.11.2020 выявлены факты совершения Обществом по адресам: Санкт-Петербург, пл. Конюшенная, д. 2, литера "Е", "З", "И", "Т", административных правонарушений, выразившихся в:
- неосуществлении обязанностей по размещению знаков адресации и нарушение требований к осуществлению указанных мероприятий, а именно: на фасадах здания отсутствует знак адресации с номером дома и наименованием улицы;
- неосуществлении обязанностей по очистке фасадов зданий и сооружений, а также по смывке, окраске в цвет, соответствующий утвержденному колерному бланку фасада, несанкционированных надписей и рисунков по мере их появления на фасадах зданий и сооружений или размещенных на них элементов благоустройства, а именно: фасады здания в загрязненном состоянии (с фасадов здания, элементов фасадов здания, дверных заполнений не удалены посторонние графические изображения, с кровли здания не удалена древесная поросль, растительность в виде мха);
- неосуществлении обязанностей по ремонту фасадов зданий и сооружений или размещенных на них элементов благоустройства, а именно: на фасадах и элементах фасадов здания поврежден штукатурный слой, местами оголена кирпичная кладка, арматура, отслоение окрасочного слоя, частично разбиты стеклоблоки и отсутствуют оконные заполнения).
По факту выявленных нарушений Инспекцией составлены протоколы об административных правонарушениях от 03.11.2020 N 93697, 93698, 93741-93744, 93748-93753.
Постановлением Инспекции от 16.12.2020 N 4787 Общество привлечено к административной ответственности по пунктам 1, 2, 3 статьи 20 Закона N 273-70 в виде 500 000 рублей штрафа.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции посчитал доказанным событие административного правонарушения и вину Общества в его совершении, не усмотрел нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности и оснований для признания правонарушения малозначительным, вместе с тем, суд посчитал возможным снизить размер назначенного Обществу наказания на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ до 250 000 рублей.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции усматривает основания для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции от 01.04.2021 в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона N 273-70 неосуществление мероприятий по содержанию или обязанностей по размещению знаков адресации и нарушение требований к осуществлению указанных мероприятий, за исключением административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена Кодексом, влекут предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно пункту 2 статьи 20 Закона N 273-70 неосуществление обязанностей по очистке и промывке фасадов зданий и сооружений, а также по смывке, окраске в цвет, соответствующий утвержденному колерному бланку фасада, несанкционированных надписей и рисунков по мере их появления на фасадах зданий и сооружений или размещенных на них элементов благоустройства, за исключением административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена Кодексом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Пунктом 3 статьи 20 Закона N 273-70 предусмотрена административная ответственность за неосуществление обязанностей по текущему и капитальному ремонту фасадов зданий и сооружений или размещенных на них элементов благоустройства, в том числе окраска фасада здания, строения, сооружения и их элементов без колерного бланка или с нарушением колерного бланка, утвержденного в составе правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, за исключением административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена Кодексом, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Требования, определяющие порядок содержания и объектов благоустройства и элементов благоустройства, предусмотрены Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 (далее - Правила N 961).
Приложением N 5 к Правилам N 961 утвержден перечень мероприятий по содержанию объектов благоустройства и элементов благоустройства и требования к осуществлению данных мероприятий.
В соответствии с пунктом 1.1 Приложения N 5 к Правилам N 961 уполномоченные на содержание лица осуществляют содержание объектов благоустройства, элементов благоустройства и ремонт элементов благоустройства в границах земельных участков, принадлежащих им на праве собственности, ином вещном или обязательственном праве в объеме, предусмотренном действующим законодательством и настоящими Правилами, самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств.
В разделе 8 Приложения N 5 к Правилам N 961 установлены мероприятия по содержанию фасадов зданий, сооружений и требования к осуществлению указанных мероприятий.
В силу пункта 8.1 Приложения N 5 к Правилам N 961 при осуществлении содержания фасадов обеспечивается: поддержание технического и санитарного состояния фасадов; поддержание и сохранение архитектурно-градостроительного облика здания, сооружения в соответствии с проектной документацией строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, решением о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта в сфере жилищного строительства, паспортом фасадов, проектами благоустройства; мероприятия по содержанию фасадов не должны наносить ущерб техническому и санитарному состоянию фасадов, архитектурно-строительному облику здания, сооружения; мероприятия по содержанию фасадов включают в себя: проведение плановых и внеплановых, визуальных и инструментальных обследований технического и санитарного состояния фасадов, очистку и промывку фасадов здания не реже одного раза в год, смывку, окраску несанкционированных надписей и рисунков по мере их появления.
В силу пункта 8.4 Приложения N 5 Правил N 961 мероприятия по содержанию фасадов включают в себя:
- проведение плановых и внеплановых, визуальных и инструментальных обследований технического состояния фасадов. Плановые обследования фасадов следует проводить как общие, в ходе которых проводится осмотр фасада в целом, так и частичные, которые предусматривают осмотр отдельных элементов фасада. Общие обследования должны производиться два раза в год: весной и осенью. Результаты обследования технического состояния фасадов оформляются актом (пункт 8.4.1);
- смывка, окраска несанкционированных надписей и рисунков по мере их появления на фасадах, демонтаж самовольно размещенных на фасаде элементов благоустройства (пункт 8.4.3);
- текущий ремонт фасадов, который осуществляется путем замены и восстановления технического оборудования фасадов (в том числе водосточных труб, парапетного ограждения, флагодержателей, окрытий и отливов); архитектурных деталей и конструктивных элементов фасадов (в том числе цоколя, карниза, горизонтальной тяги, вертикальной тяги, пояса, парапета, портала, оконных и дверных заполнений, элементов входной группы, за исключением лепного декора); восстановления отделки фасадов на аналогичные, окраски (за исключением полной окраски поля стены) (пункт 8.4.4);
- капитальный ремонт фасадов, представляющий собой комплекс работ по окраске, замене и восстановлению архитектурных деталей, элементов декора фасадов и поверхности конструктивных элементов, технического оборудования фасадов (водосточных труб). Капитальный ремонт фасадов не должен содержать виды работ по капитальному ремонту здания, сооружения. Капитальный ремонт фасадов проводится одновременно в отношении всех фасадов здания, сооружения пункт 8.4.5);
Пунктом 26.1 Приложения N 5 к Правилам N 961 предусмотрено, что мероприятия по содержанию знаков адресации и требования к осуществлению указанных мероприятий осуществляются уполномоченными на содержание здания, сооружения лицами и включают: контроль за наличием и техническим состоянием знаков адресации; своевременную замену знаков адресации (в случае изменения топонимики); поддержание внешнего вида, периодическую очистку знаков адресации; снятие, сохранение знаков адресации в период проведения ремонтных работ на фасадах зданий и сооружений; регулирование условий видимости знаков адресации (высоты зеленых насаждений).
В соответствии с пунктом 2.3.5.8.12.4 Приложения N 3 к Правилам N 961 знаки адресации являются обязательным элементом благоустройства, размещаемым на объекте благоустройства - фасаде здания, сооружения (трансформаторных подстанциях, газораспределительных пунктах).
Обязанность по размещению знаков адресации исполняется уполномоченными на содержание лицами.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из ЕГРП от 03.12.2020 недвижимое имущество входит в состав ЗПИФН "Северная Столица (далее - Фонд), доверительное управление которым осуществляет ООО УК "Альфа-Капитал" на основании Правил доверительного управления ЗПИФН "Северная столица", зарегистрированных Федеральной службой по финансовым рынкам 16.02.2005 N 0322-74549919.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1012 ГК РФ по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).
Согласно части 2 статьи 1017 ГК РФ передача недвижимого имущества в доверительное управление подлежит государственной регистрации в том же порядке, что и переход права собственности на это имущество. По смыслу указанной нормы права государственной регистрации подлежит не сам договор, а передача имущества в доверительное управление.
Согласно пункту 1 статьи 1020 ГК РФ доверительный управляющий осуществляет в пределах, предусмотренных законом и договором доверительного управления имуществом, правомочия собственника в отношении имущества, переданного в доверительное управление. Распоряжение недвижимым имуществом доверительный управляющий осуществляет в случаях, предусмотренных договором доверительного управления.
18.04.2019 Банком России были зарегистрированы изменения и дополнения в Правила доверительного управления ЗПИФН "Северная Столица" о чем в реестре паевых инвестиционных фондов произведена запись N 0322-74549919-24, согласно которым права и обязанности по договору доверительного управления Фондом с 18.04.2019 переданы ООО "УК "Альфа-Капитал".
Дата окончания срока действия договора доверительного управления ЗПИФН "Северная столица", согласно пункту 27 Правил, наступила 31.12,2015, то есть до назначения ООО УК "Альфа-Канитал" управляющей компании Фонда.
С 06.10.2020 Обществом начата процедура прекращения ЗПИФН "Северная Столица".
В соответствии с положениями статьи 10 ФЗ "Об инвестиционных фондах" паевой инвестиционный фонд это обособленный имущественный комплекс, состоящей из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в нраве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией.
При этом имущество управляющей компании обособляется от имущества паевого фонда и не участвует в его деятельности.
В силу положений статьи 30 Закона N 159-ФЗ, истечение срока действия договора доверительного управления фондом является основанием для его прекращения.
Закон не связывает истечение срока действия договора доверительного управления паевым инвестиционным Фондом с выбытием имущества этого Фонда из доверительного управления и прекращением возникших после истечения срока договора обязательств но содержанию этого имущества за счет средств фонда.
После истечения срока действия договора доверительного управления Фонд подлежит прекращению (ст. 30 Закона 156-ФЗ), а управляющая компания в силу пункта 6 статьи 31 Закона N 156-ФЗ утрачивает право распоряжаться имуществом фонда за исключением его реализации и распределения в соответствии с законом.
Управляющая компания обязана принять меры по выявлению кредиторов, требования которых должны удовлетворяться за счет средств имущества Фонда (пункт 7 статьи 31 Закона 156-ФЗ).
Имущество составляющее Фонд, подлежит реализации управляющей компанией, а денежные средства, поступившие в фонд после реализации этого имущества, распределяются в первую очередь кредиторам, требования которых должны удовлетворяться за счет имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд (статья 32 Закона 156-ФЗ).
Исходя из смысла положений статьи 209 ГК РФ, осуществление ремонтных и реставрационных работ в отношении Объекта недвижимости будет являться реализацией правомочия собственника по распоряжению собственным имуществом.
Вместе с тем, с учетом вышеназванных ограничений на распоряжение имуществом, составляющим Фонд, Общество не вправе производить реставрационные работы, поскольку их выполнение нарушит требования пункта 6 статьи 31 Закона об инвестиционных фондах о запрете осуществлять распоряжение имуществом Фонда, находящегося в стадии прекращения.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Таким образом, для принятия решения о привлечении к административной ответственности доказыванию подлежит не только факт совершения правонарушения, но и вина лица, привлекаемого к административной ответственности, что также отражено в пункте 3 статьи 26.1 КоАП РФ.
Повторно рассмотрев дело, апелляционный суд пришел к выводу о том, что приведенные выше обстоятельства свидетельствуют об отсутствии вины Общества в совершении вменяемого ему правонарушения.
Поскольку в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а заявление Общества об оспаривании постановления ГАТИ о привлечении к административной ответственности - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.04.2021 по делу N А56-8874/2021 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Государственной административно - технической инспекции от 16.12.2020 N 4787 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 93741 от 03.11.2020.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Г.В. Лебедев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-8874/2021
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "АЛЬФА-КАПИТАЛ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНСПЕКЦИЯ