г. Москва |
|
22 июня 2021 г. |
Дело N А40-23072/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лялиной Т.А.,
судей: Башлаковой-Николаевой Е.Ю., Мартыновой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Хвенько Е.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца ООО "Демлинк" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.03.2021 по делу N А40-23072/21
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Демлинк" (ОГРН 5147746294933)
к Публичному акционерному обществу "Промсвязьбанк" (ОГРН 1027739019142)
об отмене решения банка и обязании произвести перерасчет суммы договора исходя из реальной численности работников по состоянии на 01.06.2020 г.,
при участии в судебном заседании: от истца - Юрьева Л.Н. по доверенности от 01.06.2020 б/н; от ответчика - Швайка А.Е. по доверенности от 13.09.2019 N 1488.
УСТАНОВИЛ:
ООО "Демлинк" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском к ПАО "Промсвязьбанк", в котором просило:
- отменить решение ПАО "ПРОМСВЯЗЬБАНК" от 30.11.2020 г. о переводе истца в период погашения;
- обязать ответчика произвести перерасчет суммы договора исходя из реальной численности работников по состоянию на 01.06.2020 г.,
ссылаясь на то, что:
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2020 N 696 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности;
- правила устанавливают цель, условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности (п. 1 Постановления N 696);
- согласно пункту 8 Постановления N 696 заемщик самостоятельно выбирает получателя субсидии для получения кредита. Получатель субсидии рассматривает возможность предоставления кредита в соответствии с правилами и процедурами, принятыми получателем субсидии. Получатель субсидии определяет стандартную процентную ставку на период погашения по кредитному договору (соглашению) в соответствии с правилами и процедурами, принятыми у получателя субсидии;
- 03.06.2020 г. Истец обратился с заявлением в Банк о предоставлении кредита на возобновление деятельности;
- 22.06.2020 г. истец подписал заявление - оферту на заключение договора об открытии кредитной линии с лимитом выдачи в рамках кредитования на возобновление деятельности N 72-10021/0375 (далее - Заявление-оферта), которое акцептовано Банком;
- на информационном сервисе ФНС РФ Заемщик был квалифицирован как соответствующий требованиям, предъявляемым к заемщику Постановлением N 696;
- в соответствии с пунктом 1.10.1 Заявления-оферты Заемщик ознакомлен и согласен с действующими на дату заключения Договора кредита Правилами предоставления кредитов ПАО "Промсвязьбанк" в рамках кредитования на возобновление деятельности;
- 30.11.2020 г. Банк по системе "PSB-online" уведомил Заемщика о переводе кредита в период погашения в связи нарушением Правил предоставления кредитов, а именно на основании снижения численности работников по сравнению с состоянием на 01.06.2020 г.;
- 13.01.2021 г. Банк направил ответ об отказе в переводе договора кредита в период наблюдения, поскольку численность работников Истца в течение Базового периода на конец одного или нескольких отчетных месяцев составила 80 и более процентов численности работников Заемщика по состоянию на 01.06.2020 г, что соответствует пункту 4.2 Правил предоставления кредитов;
- не согласившись с решением Банка о переводе Договора кредита в период погашения, Заемщик обратился с настоящим иском, указывая на то, что расчет численности работников на 01.06.2020 г. должен быть равен количеству работников, с которыми заключены трудовые договоры на 01.06.2020 года, т.е. подлежит применению списочная численность работников. Определение списочной численности работников, а также перечень работников, подлежащих включению и не включению в списочную численность работников, приведены в Указаниях по заполнению форм федерального статистического наблюдения, в частности N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников", утв. Приказом Росстата от 27.11.2019 N711 (далее - Указания N 71 Г). Списочная численность подсчитывается на определенную дату. В нее включаются целыми единицами как фактически работающие, так и отсутствующие на работе по каким-либо причинам.
В суде первой инстанции ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам отзыва на иск.
Оценив доводы и возражения сторон в совокупности с представленными сторонами доказательствами, руководствуясь ст. ст. 8, 11, 12, 307-310 ГК РФ, Решением от 08.07.2021 г. Арбитражный суд г.Москвы в удовлетворении иска отказал, поскольку:
- в соответствии с пунктом 11 Постановления N 696 кредитный договор должен быть переведен получателем субсидии на период погашения по кредитному договору по окончании базового периода кредитного договора в том числе в случае если численность работников заемщика, обратившегося к получателю субсидии до 25 июня 2020 г., в течение базового периода кредитного договора (соглашения) на конец одного или нескольких отчетных месяцев по состоянию на 25 ноября 2020 г. составила менее 80 процентов численности работников заемщика, определенной исходя из сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по итогам мая 2020 г.;
- в абзацах 3-5 пункта 24 Постановления N 696 установлено, что численность работников заемщика определяются получателем субсидии на основании сведений по состоянию на 1 июня 2020 г., размешенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы и в информационном сервисе Федеральной налоговой службы размешаются сведения о застрахованных лицах, подаваемые заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации и передаваемые Пенсионным фондом Российской Федерации в Федеральную налоговую службу для целей реализации настоящих Правил не реже одного раза в месяц;
- в соответствии с пунктом 4.1 Правил предоставления кредитов период наблюдения по Договору по окончании Базового периода начинается в случае соблюдения следующего условия: численность работников Заемщика в течение Базового периода на конец каждого отчетного месяца составила 80 и более процентов численности работников Заемщика по состоянию на "1" июня 2020 г.;
- в случае несоблюдения условий, указанных в пункте 4.1 Правил предоставления кредитов начинается Период погашения, о чем Кредитор направляет соответствующее уведомление Заемщику о начале Периода погашения (пункт 4.2 Правил предоставления кредитов);
- согласно информационному сервису ФНС РФ численность работников Истца на 01.06.2020 г. составляла 141 человек;
- в июле 2020 г. численность работников снизилась до 104 человек, что стало составлять менее 80 процентов численности работников Истца по сравнению с численностью на 1 июня 2020 г. (а именно 73,75 процентов);
- Банк правомерно перевел Договор в период погашения по причине снижения численности работников Истца по сравнению с численностью на 1 июня 2020 г.;
- истец ошибочно предлагает считать численность работников на 01.06.2020 г. иным образом, нежели это установлено Постановлением N 696, то есть на основании информации с информационного сервиса ФНС РФ, определенной исходя из сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации;
- пунктом 24 Постановления 696 установлено, что численность работников заемщика, определяются получателем субсидии на основании сведений, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы по состоянию на 1 июня 2020 г.;
- в письме N Д13и-22474 указано, что первоисточником информации о численности сотрудников является отчетность по форме СЗВ-М, передаваемая заемщиком ежемесячно в Пенсионный фонд Российской Федерации в порядке и сроки, установленные постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 1 февраля 2016 г. N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах". В связи с этим для целей определения максимального размера кредита в соответствии с пунктом 24 Правил, а также для оценки соблюдения заемщиком требования по сохранению занятости, предусмотренных пунктом N 12 Правил, получателю субсидии необходимо использовать данные, размещенные в информационном сервисе ФНС России по состоянию на дату обращения заемщика в кредитную организацию.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, которым иск удовлетворить, поскольку не согласен с выводами суда первой инстанции, указывает, что:
- списочная численность подсчитывается на определенную дату. В нее включаются целыми единицами как фактически работающие, так и отсутствующие на работе по каким-либо причинам. В Коммерческом предложении Кредитора также содержится условие и порядок списания кредита после Периода наблюдения, а именно: численность сотрудников в течение Периода наблюдения на конец каждого отчетного месяца больше или равно 80% от численности на 01.06.2020 г.;
- на момент подписания Заявления разъяснений относительно того, что при расчете численности работников будет использоваться только отчет СЗВ-М, не было. Все разъяснения в виде писем Минэкономразвития РФ и ФНС появились позже, то есть, после предоставления кредита;
- сумму кредита Кредитор предоставил без согласования с Заемщиком, сославшись на то, что все расчеты предоставляет только ИФНС.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме по основаниям, в ней изложенным, просила решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить;
представитель ответчика возражал против жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве (приобщен к материалам дела), просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва, законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения в порядке статей 266, 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, выслушав представителей сторон, апелляционный суд считает, что решение следует оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, поскольку не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
Иное исчисление истцом численности работников на 01.06.2020 г., нежели это установлено Постановлением N 696 - ошибочно, в связи с чем, доводы жалобы подлежат отклонению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2020 N 696 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности (далее - Постановление N 696).
Правила устанавливают цель, условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности (п. 1 Постановления N 696).
Согласно пункту 8 Постановления N 696 заемщик самостоятельно выбирает получателя субсидии для получения кредита. Получатель субсидии рассматривает возможность предоставления кредита в соответствии с правилами и процедурами, принятыми получателем субсидии. Получатель субсидии определяет стандартную процентную ставку на период погашения по кредитному договору (соглашению) в соответствии с правилами и процедурами, принятыми у получателя субсидии.
В соответствии с пунктом 11 Постановления N 696 кредитный договор должен быть переведен получателем субсидии2 на период погашения по кредитному договору по окончании базового периода кредитного договора в том числе в случае если численность работников заемщика, обратившегося к получателю субсидии до 25 июня 2020 г., в течение базового периода кредитного договора (соглашения) на конец одного или нескольких отчетных месяцев по состоянию на 25 ноября 2020 г. составила менее 80 процентов численности работников заемщика, определенной исходя из сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по итогам мая 2020 г.
В абзацах 3-5 пункта 24 Постановления N 696 установлено, что (1) численность работников заемщика определяются получателем субсидии на основании сведений по состоянию на 1 июня 2020 г., размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы и (2) в информационном сервисе Федеральной налоговой службы размещаются сведения о застрахованных лицах, подаваемые заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации и передаваемые Пенсионным фондом Российской Федерации в Федеральную налоговую службу для целей реализации настоящих Правил не реже одного раза в месяц.
В соответствии с пунктом 4.1 Правил предоставления кредитов период наблюдения по Договору по окончании Базового периода начинается в случае соблюдения следующего условия: численность работников Заемщика в течение Базового периода на конец каждого отчетного месяца составила 80 и более процентов численности работников Заемщика по состоянию на "1" июня 2020 г.
В случае несоблюдения условий, указанных в пункте 4.1 Правил предоставления кредитов начинается Период погашения, о чем Кредитор направляет соответствующее уведомление Заемщику о начале Периода погашения (пункт 4.2 Правил предоставления кредитов).
Согласно информационному сервису ФНС РФ численность работников Истца на 1 июня 2020 г. составляла 141 человек.
В июле 2020 г. численность работников снизилась до 104 человек, что стало составлять менее 80 процентов численности работников Истца по сравнению с численностью на 01.06.2020 г. (а именно 73,75 процентов).
Следовательно, основываясь на Правилах предоставления кредитов, а также положениях Постановления N 696, Банк правомерно перевел Договор в период погашения по причине снижения численности работников Истца по сравнению с численностью на 01.06.2020 г.
Пунктом 24 Постановления 696 установлено, что численность работников заемщика, определяются получателем субсидии на основании сведений, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы по состоянию на 1 июня 2020 г.
В письме N Д13и-22474 указано, что первоисточником информации о численности сотрудников является отчетность по форме СЗВ-М, передаваемая заемщиком ежемесячно в Пенсионный фонд Российской Федерации в порядке и сроки, установленные постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 1 февраля 2016 г. N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах". В связи с этим для целей определения максимального размера кредита в соответствии с пунктом 24 Правил, а также для оценки соблюдения заемщиком требования по сохранению занятости, предусмотренных пунктом 12 Правил, получателю субсидии необходимо использовать данные, размещенные в информационном сервисе ФНС России по состоянию на дату обращения заемщика в кредитную организацию.
При данных обстоятельствах, выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, а потому апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Расходы по госпошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266 - 269 (п. 1), 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.03.2021 по делу N А40-23072/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.А. Лялина |
Судьи |
Е.Ю. Башлакова-Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-23072/2021
Истец: ООО "ДЕМЛИНК"
Ответчик: ПАО "ПРОМСВЯЗЬБАНК"