г. Хабаровск |
|
24 июня 2021 г. |
А04-9880/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июня 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Пичининой И.Е.
судей Воронцова А.И., Ротаря С.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Розыевым С.С.
участвующие в деле лица явку представителей в судебное заседание не обеспечили
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерство финансов Амурской области
на решение от 06.04.2021
по делу N А04-9880/2020
Арбитражного суда Амурской области
по иску общества с ограниченной ответственностью "Знак" (ОГРН 1122813000672, ИНН 2806008545)
к Амурской области в лице министерства финансов Амурской области (ОГРН 1072801008928, ИНН 2801123618)
о взыскании 2 068 637 руб. 22 коп.
третьи лица - управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области (ОГРН 1022800533172, ИНН 2801080146), Правительство Амурской области (ОГРН 1072801009115, ИНН 2801123826), администрация пгт. Прогресс Амурской области (ОГРН 1022800875987, ИНН 2806000480), управление Федерального казначейства по Амурской области (ОГРН 1022800516771, ИНН 2801030434), ООО "Бурейская управляющая компания ДВ" (ОГРН 1172801000680, ИНН 2813010136), министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области (ОГРН 1112801012477, ИНН 2801168320)
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Знак" (далее по тексту - истец, ООО "Знак") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском (с учетом замены ответчика по статье 47 АПК РФ) о взыскании с Амурской области в лице министерства финансов Амурской области (далее - заявитель, ответчик, Минфин Амурской области) 2 068 637 руб. 22 коп. убытков, возникших в результате установления льготного тарифа за период с 01.08.2020 по 31.10.2020.
Определением Арбитражного суда Амурской области от 11.01.2021 привлечены в порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, Правительство Амурской области, администрация пгт. Прогресс Амурской области, управление Федерального казначейства по Амурской области, ООО "Бурейская управляющая компания ДВ", министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 06.04.2021 исковые требования удовлетворены частично, взысканы убытки на сумму 1 618 921 руб. 56 коп. В удовлетворении остальной части исковых требований - отказано.
Минфин Амурской области, не согласившись с решением суда, обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в иске отказать.
В обоснование требований апелляционной жалобы заявитель указывает, что именно бездействие истца повлекло возникновение убытков, ввиду непринятия мер по обращению в Администрацию пгт. Прогресс о предоставлении субсидии, в связи с чем, указанные убытки относятся на предпринимательский риск истца.
В представленном отзыве ООО "Знак" против удовлетворения апелляционной жалобы возражало.
Жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, уведомлённых надлежащим образом, в соответствии со статьёй 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Отделом по управлению имуществом рабочего поселка (пгт) Прогресс Амурской области и ООО "Знак" были заключены договоры безвозмездного пользования от 01.08.2020 N -2020, от 31.08.2020 N -2020, от 01.10.2020 N -2020, в соответствии с которыми передано муниципальное имущество жилищно-коммунального назначения рабочего поселка (пгт) Новорайчихинск Амурской области (приложение N 1), расположенное по адресу: Амурская область, рабочий поселок (пгт.) Прогресс, пгт. Новорайчихинск, для использования его в целях оказания услуг по теплоснабжению на территории рабочего поселка (пгт) Новорайчихинск. Срок действия договоров: с 01.08.2020 по 30.08.2020, с 31.08.2020 по 30.09.2020, 01.10.2020 по 30.10.2020, соответственно. Между сторонами без претензий подписаны приложения N 1 к указанным договорам, включающие в себя: акты приема-передачи объектов инженерной инфраструктуры в сфере теплоснабжения рабочего поселка (пгт) Новорайчихинск и перечень имущества, предназначенного для теплоснабжения. ООО "Знак" приступило к оказанию коммунальных услуг по теплоснабжению потребителям (население) с 01.08.2020.
Поскольку многоквартирные жилые дома (далее - МКД), расположенные в пгт. Прогресс, пгт. Новорайчихинск, не оборудованы приборами учета, объем потребленной тепловой энергии определен ООО "Знак" в соответствии со статьей 157 ЖК РФ исходя из площади жилых помещений и утвержденного норматива.
Закон Амурской области от 24.12.2012 N 131-ОЗ (ред. от 20.07.2020) "О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность), теплоноситель теплоснабжающим организациям для населения Амурской области" (далее - Закон N 131-ОЗ), в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ) устанавливает лиц, имеющих право на льготный тариф на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, основания для предоставления льгот и порядок компенсации теплоснабжающим организациям выпадающих доходов, возникающих в результате реализации тепловой энергии (мощности), теплоносителя по льготным тарифам, и вводится в целях обеспечения доступности для населения области платы за коммунальные услуги по теплоснабжению в период поэтапного доведения льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель до экономически обоснованных.
В соответствии с Законом N 131-ОЗ постановлением Правительства Амурской области от 19.03.2013 N 104 утвержден Порядок расходования субвенции из областного бюджета, предоставляемой местным бюджетам на финансовое обеспечение государственных полномочий по компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов для населения Амурской области (далее - постановление Правительства Амурской области N 104).
Приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 17.11.2020 N 118-пр/т установлен льготный тариф для оказания населению коммунальных услуг по подаче тепловой энергии в период с 01.11.2020 по 31.12.2020 для населения пгт. Прогресс, отпускаемой ООО "Знак", в размерах: МКД (жилой дом), оборудованный отоплением, холодным водоснабжением, горячим водоснабжением в отопительный период, ванной или душем, водоотведением - тепловая энергия (с учетом НДС) - 1673,74 руб./Гкал; МКД (жилой дом), оборудованный отоплением, олодным водоснабжением, горячим водоснабжением в отопительный период, водоотведением - тепловая энергия (с учетом НДС) - 1737,72 руб./Гкал; МКД (жилой дом), оборудованный отоплением, холодным водоснабжением, горячим водоснабжением в отопительный период, без водоотведеция - тепловая энергия (с учетом НДС) - 2431,76 руб./Гкал; МКД (жилой дом), оборудованный отоплением, холодным водоснабжением, водонагревателем на различных видах топлива, ванной или душем, водоотведением - тепловая энергия (с учетом НДС) - 1962,24 руб./Гкал; МКД (жилой дом), оборудованный отоплением, холодная вода из водоразборной колонки - тепловая энергия (с учетом НДС) - 2196,41 руб./Гкал.
В связи с тем, что для фактически отпускаемой тепловой энергии ООО "Знак" населению с 01.08.2020 льготный тариф в спорный период установлен не был, ООО Знак" применяло для расчетов с населением за отпускаемую населению тепловую энергию льготный тариф, установленный для ООО "Амурскаяф угольная компания".
Согласно приказу управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 17.11.2020 N 117-ир/т для ООО "Знак" установлен экономически обоснованный тариф для производства и передачи тепловой энергии на нужды населения в размере 2782,53 руб./Гкал.
По расчетам истца, исходя из разницы в тарифах для ООО "Знак", по реестрам лицевых счетов с указанием площадей отапливаемых помещений и применяющимся в данном муниципальном образовании нормативом потребления коммунальных услуг, определен объем выпадающих доходов, который составил: за август 2020 г. - 689560,52 рублей, за сентябрь 2020 г. - 689538,35 рублей, за октябрь 2020 г. - 689538,35 рублей. Всего за период с 01.08.2020 по 31.10.2020 объем выпадающих доходов составил 2068637,22 рублей.
В соответствии с Законом N 131-03 в целях недополученных доходов за оказанные в период с 01.08.2020 по 31.10.2020 услуги по теплоснабжению ООО "Знак" направило администрации рабочего поселка (пгт) Прогресс Амурской области заявления о получении субсидий за август - октябрь 2020 с реестрами лицевых счетов, расчетами сумм выпадающих расходов, соглашениями об использовании субсидии за указанные периоды.
Письмом от 25.11.2020 администрация рабочего поселка (пгт) Прогресс отказала в предоставлении субсидии за август - октябрь 2020, сославшись на то, что льготный тариф на тепловую энергию утвержден с 01.11.2020.
В связи с отказом в предоставлении субсидии за август - октябрь 2020 г. истцом в адрес администрация рабочего поселка (пгт) Прогресс, министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области направлена претензия от 03.12.2020 с требованием о перечислении компенсации выпадающих доходов, возникших в результате установления льготных тарифов.
В ответ на претензию министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области в письме 14.12.2020 указало, что плановый расчет субсидии для ООО "Знак" рассчитывается с момента установления льготного тарифа на тепловую энергию.
Администрация рабочего поселка (пгт) Прогресс в письме от 22.12.2020 сочло претензию ООО "Знак" необоснованной в связи с тем, что Министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области дополнительных субвенций не выделялось.
Истец счел действия Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области незаконными, нарушающими права и законные интересы истца, сославшись на то, что в результате не возмещения из бюджета субъекта Российской Федерации разницы в тарифах за спорный период истцу причинены убытки в виде недополученных доходов за оказанные услуги по тепловой энергии, обратился в суд с настоящим исковым заявление.
Руководствуясь положениями статей 15, 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Закона о теплоснабжении, и, установив обстоятельства выполнения функций истцом теплоснабжающей организации с использованием мощностей ранее действовавшей теплоснабжающей организации, для которой был установлен экономически обоснованный тариф, в условиях поставки тепловой энергии по льготным тарифам населению, пришёл к обоснованному выводу о наличии убытков на стороне истца, которые подлежали возмещению публично-правовым образованием, установившим тарифное регулирование. При этом, судом объём выпадающих доходов определён, исходя из подтверждённых объёмов поставленной тепловой энергии, в соответствии с тарифами, установленными УГИЦиТ АО от 22.11.2019 N 132-пр/т для ООО "Амурская угольная компания" и от 20.12.2019 N 177-пр/т льготные тарифы для отопления за период с 01.08.2020 по 31.10.2020 в размере 1 618 921 руб. 56 коп.
Доводы о том, что у истца не могли возникнуть убытки в период с 01.08.2020 по 31.10.2020, то есть до момента установления регулирующим органом тарифа на тепловую энергию, отклоняются с учетом установленных судом и не оспариваемых участвующими в деле лицами обстоятельств отпуска истцом тепловой энергии населению по льготным тарифам, установленным для ООО "Амурская угольная компания", все объекты коммунальной инфраструктуры, ранее использовавшиеся этим поставщиком, перешли к ООО "Знак".
Согласно положениям статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере; при этом, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с положениями статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации.
Из положений, изложенных в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" следует, что расчет за ресурс по цене, установленной ниже размера экономически обоснованного тарифа, влечет обязанность соответствующего субъекта по компенсации потерь ресурсоснабжающим организациям.
В силу положений статей 16, 1069 ГК РФ убытки (вред), причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет средств соответствующей казны.
Таким образом, вопрос о возмещении понесённых фактически убытков, факт несения и размер которых заявителем жалобы не оспариваются, находится в прямой причинно-следственной связи с тарифным регулированием деятельности истца и необходимостью применения тарифов, следовательно, не может быть отнесён на предпринимательский риск, так как зависит от воли публично-правового образования, а не является случайным фактором предпринимательской деятельности, влияние которого не зависит от воли третьих лиц.
Кроме того, возмещение убытков как прямая обязанность в силу закона, не зависит от условий заключения или не заключения соглашений об их возмещении.
По указанным основаниям подлежат отклонению и доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для взыскания убытков, приведенные со ссылкой на отсутствие вины Амурской области в лице главного распорядителя, и на то, что убытки явились результатом действий самого истца, несвоевременно обратившегося с целью установления экономически обоснованного тарифа.
Ввиду изложенного, обстоятельства дела установлены судом первой инстанции верно и в полном объеме. Выводы суда сделаны на основе верной оценки имеющихся в материалах дела доказательств, оснований для иных выводов у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 06.04.2021 по делу N А04-9880/2020 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Е. Пичинина |
Судьи |
А.И. Воронцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-9880/2020
Истец: ООО "Знак"
Ответчик: Министерство ЖКХ Амурской области, Министерство финансов Амурской области
Третье лицо: Администрация пгт. Прогресс, ООО "Бурейская управляющая компания ДВ", Правительство Амурской области, Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, Управление Федерального казначейства по Амурской области