город Томск |
|
24 июня 2021 г. |
А02-1664/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июня 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Стасюк Т.Е.,
судей Афанасьевой Е.В.,
Киреевой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Воронецкой В.А., рассмотрел в судебном заседании, с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Чемальского районного суда Республики Алтай, апелляционную жалобу Администрации Чемальского района (N 07АП-4092/2021) на решение от 17.03.2021 Арбитражного суда Республики Алтай по делу N А02-1664/2020 по заявлению Администрации Чемальского района (ОГРН 1030400668320, ИНН 0410004150, ул. Пчелкина, д. 89, с. Чемал, р-н. Чемальский, Республика Алтай) к Министерству экономического развития Республики Алтай (ОГРН 1140411003589, ИНН 0411170520, ул. В.И.Чаптынова, д. 24, г. Горно-Алтайск, Республика Алтай) и к Сельской администрации Бешпельтирского сельского поселения (ОГРН 1030400665570, ИНН 0410000607, ул. Центральная, д. 27, с. Бешпельтир, Чемальский район, Республика Алтай) о признании права муниципальной собственности на автомобильную дорогу.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай (ОГРН 1040400770486, ИНН 0411119757, ул. Строителей, д. 8, г. Горно-Алтайск, Республика Алтай).
В судебном заседании приняли участи:
от истца: Четвернина А.И. по доверенности от 11.01.2019, сроком до 11.02.2022, паспорт, диплом (в помещении Чемальского районного суда Республики Алтай).
СУД УСТАНОВИЛ:
Администрация Чемальского района обратилась в Арбитражный суд Республики Алтай с исковым заявлением к Министерству экономического развития Республики Алтай (далее - Минэкономики РА) и к Сельской администрации Бешпельтирского сельского поселения (далее - Бешпельтирская сельская администрация) о признании права муниципальной собственности МО "Чемальский район" на сооружение автомобильного транспорта - внутрипоселковую дорогу, расположенную по адресу: Российская Федерация, Республика Алтай, Чемальский район, с. Бешпельтир, ул. Уйтушкенская, кадастровый номер 04:05:020201:792.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай (далее - Управление Росреестра по РА).
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 17.03.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование к отмене решения арбитражного суда апеллянт указывает на то, что распоряжением N 4-р от 13.01.2021 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Бешпельтирского сельского поселения, в состав которого включена автомобильная дорога, расположенная в с. Бешпельтир, ул. Уйтушкенская, с идентификационным номером 84 243 810 ОПМП 001, протяженностью 120 м.; 01.02.2021 в адрес администрации района поступило уведомление о приостановлении государственной регистрации права до 04.05.2021; все сведения в обоснование возникновения права муниципальной собственности на сооружение автомобильного транспорта внутрипоселковую дорогу были суду предоставлены, из судебного решения следует, что истцом не подтверждена идентичность объекта; идентификационный номер присвоен дороге и указан в Перечне во исполнение требования статьи 8 ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ, данный идентификационный номер не воспроизводится в документах кадастрового учета, не вносится в ЕГРП и не включается в состав наименования дороги; внесению объекта недвижимого имущества в реестр муниципального имущества предшествует государственная регистрация права муниципальной собственности на этот объект.
Отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Ответчик и третье лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции своих представителей не направили. Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156 (частей 1, 3), 266 (части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, арбитражный суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 15.02.2012 на сооружение - внутрипоселковую дорогу, расположенную по адресу: Российская Федерация, Республика Алтай, Чемальский район, с. Бешпельтир, ул. Уйтушкенкая, протяженностью 1200 м., инвентарный номер 84:243:03829:7001:20000 оформлен технический паспорт.
Согласно выписке из ЕГРН 18.03.2019 указанная автомобильная дорога поставлена на кадастровый учет, сведения об объекте внесены в государственный кадастр недвижимости с присвоением кадастрового номера 04:05:020201:792.
В Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте указано:
Кадастровый номер - 04:05:020201:792, дата присвоения кадастрового номера 18.03.2019, инвентарный номер 84:243:03829:7001:200000, адрес: РФ, Республика Алтай, Чемальский район, с. Бешпельтир, ул. Уйтушкенская, основная характеристика (для сооружения): протяженность 1200 метров, назначение: автомобильная дорога наименование: внутрипоселковая дорога.
Ссылаясь на невозможность регистрации права собственности МО "Чемальский район" на автомобильную дорогу с кадастровым номером 04:05:020201:792 в связи с отсутствием надлежащим образом оформленных правоустанавливающих документов, администрация обратилась в суд с рассматриваемым иском о признании права собственности.
Суд первой инстанции, отказывая в иске, принял по существу законный и обоснованный судебный акт, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.
В силу пункта 3 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
Согласно пункту 7 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 9 статьи 5 Закона N 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения.
В силу части 2 статьи 6 Закона N 257-ФЗ к федеральной собственности относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения или перечень автомобильных дорог не общего пользования федерального значения, утверждаемые соответственно Правительством Российской Федерации, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с частью 11 указанной статьи включение автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог не общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения является основанием для закрепления такой автомобильной дороги за владельцем автомобильной дороги на соответствующем вещном праве.
Судом первой инстанции установлено, что что автомобильная дорога с идентификационным номером 84 243 810 ОПМП 001, протяженностью 1200 м, расположенная по адресу: с.Бешпельтир, ул. Уйтушкенская ( она же как указывает истец с кадастровым номером 04:05:020201:792) не относится ни к одной из указанных в части 11 статьи 6 Закона N 257-ФЗ категорий имущества, которое находится в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.
Учитывая, что указанная дорога необходима для решения вопросов местного значения, соответственно, она относится к объектам муниципальной собственности и подлежит включению в реестр муниципального имущества.
В 2021 году издано Распоряжение о включении в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения автомобильной дороги, расположенной по адресу с. Бешпельтир, ул. Уйтушкенская, протяженностью 1200 м. под идентификационным номером 84 243 810 ОПМП 001, администрация продолжала настаивать на требованиях о признании права собственности на объект с кадастровым номером 04:05:020201:792, указывая на приостановление регистрации права собственности на автомобильную дорогу с кадастровым номером 04:05:020201:792 по причине необходимости предоставления документов, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1, пунктами 2 и 10 статьи 5 Закона N 257-ФЗ спорное сооружение является автомобильной дорогой общего пользования местного значения. При этом в пункте 10 статьи 6 Закона N 257-ФЗ установлена презумпция муниципальной собственности на дороги данного типа.
Данная правовая позиция соответствует правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2015 N 301-ЭС15-12257 по делу N А39-2646/2014.
В соответствии со статьей 10 Закона N 257 сведения об автомобильных дорогах независимо от их форм собственности и значения вносятся в Единый государственный реестр автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ автомобильные дороги общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения должны иметь наименования. В отношении наименования автомобильных дорог общего пользования местного значения законом установлена лишь возможность наличия такого наименования.
Частью 6 статьи 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ установлена обязательность наличия у автомобильных дорог идентификационных номеров, причем независимо от значения автомобильной дороги - федерального, регионального или межмуниципального, местного значения или частные автомобильные дороги, а также независимо от того, являются автомобильные дороги дорогами общего пользования или необщего пользования.
Законом установлены общие правила присвоения идентификационных номеров и предусмотрено, что эти правила детализируются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
В настоящее время действуют Правила присвоения автомобильным дорогам идентификационных номеров (утв. Приказом Минтранса России от 07.02.2007 N 16, зарегистрирован в Минюсте России 30.03.2007, рег. N 9186), подлежащие применению в части, не противоречащей Федеральному закону от 08.11.2007 N 257-ФЗ.
Данным Приказом органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления было рекомендовано при ведении учета автомобильных дорог руководствоваться указанными Правилами.
Идентификационный номер автомобильной дороги должен в обязательном порядке указываться в соответствующем перечне автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального либо местного значения. Следовательно, присвоение такого номера муниципальным автомобильным дорогам будет являться обязательным при внесении их в единый государственный реестр автомобильных дорог соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 10 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ.
Согласно части 5 указанной статьи собственники автомобильной дороги представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, сведения об автомобильной дороге для их внесения в реестр.
До настоящего времени объект с кадастровым номером 04:05:020201:792 не включен в перечень автомобильных дорог местного значения и в перечень объектов муниципальной собственности, что явилось основанием для приостановления регистрации права собственности на недвижимое имущество.
Ссылка апеллянта на распоряжение Администрации Чемальского района от 13.01.2021 N 4-р в подтверждение факта включения в реестр муниципальной собственности автомобильной дороги подлежит отклонению, поскольку ссылка на кадастровый номер объекта 04:05:020201:792 в данном распоряжении отсутствует, при этом, обращаясь за регистрацией своего права Администрация в заявлении указывает именно на кадастровый номер объекта 04:05:020201:792, а не на идентифицирующие признаки объекта, отраженные в Приложении к распоряжению Администрации Чемальского района от 13.01.2021 N 4-р.
Из материалов дела следует, что спор о праве в отношении указанной истцом автодороги отсутствует, на что прямо указано в отзыве ответчика.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что автомобильные дороги общего пользования местного значения подлежат отнесению к муниципальной собственности в силу прямого указания закона, истец имеет основания для регистрации права муниципальной собственности во внесудебном порядке, и невозможность реализации данного права обусловлена лишь неправильным оформлением документов.
Суд апелляционной инстанции считает, что все обстоятельства дела, собранные по делу доказательства, исследованы судом первой инстанции в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и получили надлежащую правовую оценку в судебном акте.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Алтай от 17.03.2021 по делу N А02-1664/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Алтай.
Председательствующий |
Т.Е. Стасюк |
Судьи |
Е.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-1664/2020
Истец: Администрация Чемальского района
Ответчик: Министерство экономического развития Республики Алтай, Сельская администрация Бешпельтирского сельского поселения