г. Пермь |
|
24 июня 2021 г. |
Дело N А50-17943/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 июня 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Борзенковой И.В., Голубцова В.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Новогор-Прикамье" - Ананина О.Г., паспорт, доверенность от 15.03.2019, диплом; Зверев Н.В., паспорт, доверенность от 17.02.2020 (специалист);
от Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края - Истомина Н.И., паспорт, доверенность от 11.01.2021, диплом;
от общества с ограниченной ответственностью "Ива-Девелопмент" - Гунина О.П., паспорт, доверенность от 11.01.2021, диплом;
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 29 марта 2021 года
по делу N А50-17943/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Новогор-Прикамье" (ОГРН 1035900082206, ИНН 5902817382)
к Министерству тарифного регулирования и энергетики Пермского края (ОГРН 1025900537574, ИНН 5902184588)
об оспаривании постановления,
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Ива-Инвест"; общество с ограниченной ответственностью "Ива-Девелопмент"; общество с ограниченной ответственностью "Энергоэффектсервис",
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Новогор-Прикамье" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края (далее - Министерство) от 30.04.2020 N 45-тп "Об установлении платы за подключения в индивидуальном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения общества с ограниченной ответственностью "Новая городская инфраструктура Прикамья".
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены общество с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "ИваИнвест", общество с ограниченной ответственностью "Ива-Девелопмент", общество с ограниченной ответственностью "Энергоэффектсервис".
Решением Арбитражного суда Пермского края от 29 марта 2021 года признано недействительным постановление Министерства от 30.04.2020 N 45-тп, как не соответствующее Федеральному закону от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Постановлению Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным Приказом ФСТ России от 27.12.2013 N 1746-э. На Министерство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с принятым решением, Министерство обратились с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на недоказанность заявителем того обстоятельства, что была технологическая необходимость в строительстве временной канализационной насосной станции (КНС), необходимость приобретения оборудования для временной КНС. Затраты на реконструкцию КНС "Садовая" (в которой не было необходимости для подключения четырех домов) будут оплачены дольщиками, приобретшими помещения в многоквартирных домах (1 этап, кварталы 5.3.1, 5.3.2; 2 этап, кварталы 5.2.1, 5.2.2), что является нарушением баланса прав организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и водоотведение, и их абонентов. В нарушение пункта 13 статьи 18 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" суд предусмотрел включение работ по капитальному ремонту в плату за подключение в индивидуальном порядке. Не включение части затрат на приобретение оборудования во временную КНС и на техническое перевооружение КНС "Садовая" не привело к нарушению экономических прав в предпринимательской деятельности истца и будет компенсировано при корректировке тарифа на 2021 год за счет иных источников (амортизации), как того и требует пункт 13 статьи 18 вышеуказанного закона.
В судебном заседании представитель Министерство на доводах жалобы настаивал.
Представитель заявителя в судебном заседании и в письменном отзыве возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Представитель ООО "Ива-Девелопмент" в судебном заседании доводы жалобы Министерства поддержал в полном объеме, просил апелляционную жалобу удовлетворить, решение отменить.
ООО Специализированный застройщик "Ива-Инвест", ООО "Энергоэффектсервис", надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела. От ООО "Энергоэффектсервис" поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом и не оспаривается участвующими в деле лицами, постановлением N 45-тп от 30 апреля 2020 года Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края: "Об установлении платы за подключение в индивидуальном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения общества с ограниченной ответственностью "Новая городская инфраструктура Прикамья" установлена индивидуальная плата за подключение в индивидуальном порядке объекта: в жилом районе Ива-1 2 очередь Микрорайон 5, 1 этап (кварталы 5.3.1 (ул. Сапфирная, 14) и 5.3.2. (ул. Сапфирная, 16)), 2 этап (кварталы 5.2.1. (ул. Сапфирная ДО) и 5.2.2. (ул. Сапфирная, 12)) в Мотовилихинском районе города Перми, к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения ООО "Новая городская инфраструктура Прикамья" в размере 124 670 398,73 рублей (без учета НДС).
ООО "Новогор-Прикамье" считает, что установленная индивидуальная плата экономически не обоснована (занижена), что определяет незаконность принятого правого акта по причине не соответствия его Основам ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правилам регулирования тарифов, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 406 от 13 мая 2013 года.
Полагая, что Постановление от 30.04.2020 N 45-тп является незаконным, нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судом принято приведенное выше решение.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (статья 65, часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Правовые основы экономических отношений в сфере водоснабжения и водоотведения установлены Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Указанный закон в статье 3 устанавливает общие принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения.
К данным принципам относится, в том числе, достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее (холодное) водоснабжение (водоотведение), и их абонентов, определяющий вектор реализации цели обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение. Принцип установления тарифов в сфере водоснабжения (водоотведения) исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее (холодное) водоснабжение (водоотведение), необходимых для осуществления водоснабжения (водоотведения), дополняет предыдущий принцип, поскольку социальная оправданность тарифных границ подтверждается адекватными экономическими расчетами.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
В пункте 2 части 1 статьи 31, части 9 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении установлено, что к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относится, в том числе, подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения. Регулированию подлежит плата за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения, устанавливаемая в индивидуальном порядке. Порядок расчета такой платы определяется основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1.1, 3.3.1., 3.3.1.5. Положения о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 26.10.2018 N 631-п "Об утверждении Положения о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Пермского края" (далее - Положение) Министерство по тарифам Пермского края, является исполнительным органом государственной власти Пермского края, уполномоченным устанавливать подлежащие государственному регулированию плату в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", исходя из основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждаемых Правительством Российской Федерации, в том числе устанавливает тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения.
Статьей 18 Закона о водоснабжении и водоотведении определен подробный правовой механизм подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства водопроводных (канализационных) сетей к централизованным системам холодного водоснабжения (водоотведения).
В силу части 13 статьи 18 Закона о водоснабжении и водоотведении плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение. Плата за подключение (технологическое присоединение), устанавливаемая с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, включает в себя затраты на создание водопроводных и (или) канализационных сетей и объектов на них от существующих сетей централизованной системы холодного водоснабжения или водоотведения (объектов такой системы) до точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, за исключением расходов заявителя на создание этих сетей и объектов и расходов, предусмотренных на создание этих сетей и объектов за счет других источников финансирования инвестиционной программы, либо средств, полученных на создание этих сетей и объектов обеспечения за счет иных источников, в том числе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
При установлении платы за подключение (технологическое присоединение) в индивидуальном порядке могут учитываться расходы на увеличение мощности (пропускной способности) централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходы на реконструкцию и модернизацию существующих объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Точка подключения (технологического присоединения) при наличии технической возможности устанавливается на границе земельного участка, на котором располагается объект капитального строительства заявителя.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" утверждены Основы ценообразования и Правила регулирования.
В силу пункта 4 Основ ценообразования тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения входит в систему регулируемых тарифов.
В соответствии с пунктом 16 Правил регулирования предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности, и необходимых обосновывающих материалов, предусмотренных пунктом 17 Правил регулирования тарифов.
Согласно пункту 12 Правил регулирования установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, за исключением случаев, когда настоящими Правилами предусмотрено иное. Открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется: по предложению регулируемой организации; по инициативе органа регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами (п. 13 Правил регулирования).
В силу пункта 81 Основ ценообразования плата за подключение (технологическое присоединение) объекта лица, обратившегося в регулируемую организацию с заявлением о заключении договора о подключении (далее - заявитель) к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения (далее - плата за подключение), определяется на основании установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) или в индивидуальном порядке в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим документом.
Согласно пункту 85 Основ ценообразования (в редакции, действующей в спорный период), а также пункта 121 Методических рекомендаций в отношении заявителей, величина подключаемой (присоединяемой) нагрузки объектов которых превышает 10 куб. метров в час (осуществляется с использованием создаваемых сетей водоснабжения и (или) водоотведения с площадью поперечного сечения трубопровода, превышающей 300 кв. сантиметров (предельный уровень нагрузки), размер платы за подключение устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально с учетом расходов на увеличение мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходов на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
Расходы на осуществление мероприятий по увеличению мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходы на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов этих систем, финансирование которых предусмотрено за счет платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, не должны превышать величину, рассчитанную на основе укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, а в случае, если такие нормативы не установлены, указанные расходы определяются органом регулирования тарифов с учетом представленной регулируемой организацией сметной стоимости таких работ.
В соответствии с пунктом 86 Основ ценообразования при расчете размера тарифов на подключение (технологическое присоединение) расходы на строительство водопроводных и (или) канализационных сетей, иных объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения должны учитываться в размере, не превышающем величину, рассчитанную на основе укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, а в случае, если такие нормативы не установлены, - в размере, определенном органом регулирования тарифов с учетом представленной регулируемой организацией сметной стоимости таких работ.
Из материалов дела установлено, что ООО "Новогор-Прикамье" обратились в Министерство с заявлением об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) к системам водоснабжения и водоотведения в индивидуальном порядке объекта "в жилом районе Ива-1 2 очередь Микрорайон 5, 1 этап (кварталы 5.3.1 (ул. Сапфирная, 14) и 5.3.2 (ул. Сапфирная, 16), 2 этап (кварталы 5.2.1 (ул. Сапфирная, 10) и 5.2.2 (ул. Сапфирная, 10) в Мотовилихинском районе г. Перми (заказчик ООО "Ива-Девелопмент", ООО "СЗ "Ива-Инвест") в размере 174 026 874,23 руб. без НДС.
ООО "НОВОГОР-Прикамье" представило в Министерство заявку от 18.03.2020 г. N 110-2498 и следующие материалы:
а) заявка на подключение, технические условия;
б) пояснительная записка, расчет платы;
в) проект и сметные расчеты по новому строительству сетей ВС и ВО;
г) графические схемы объектов строительства.
В ходе анализа заявленных расходов специалистами Министерства исключены следующие затраты:
1. Снижена стоимость материалов и оборудования для строительства сетей водоснабжения и водоотведения от действующих сетей до вновь строящихся объектов заявителя на сумму 12 424 498,05 рублей (без учета НДС). Министерством проведен мониторинг цен материалов и оборудования, соответствующих по своим техническим характеристикам требованиям проектной документации. По результатам мониторинга сформирована выборка с учетом минимальных цен, предоставленных в коммерческих предложениях поставщиков оборудования (КП N 9615 от 24.12.2019).
2. В соответствии с проектно-сметной документацией предусмотрено устройство временной КНС на период реконструкции КНС мкр. "Садовый" с последующим выводом из эксплуатации временной КНС. При выводе из работы временной КНС производится демонтаж и вывоз на склад оборудования, общая стоимость которого составляет 6 438 302,25 рубля (без учета НДС). Данная сумма затрат Министерством в состав платы не включается в связи с тем, что вышеуказанное оборудование не будет использоваться для обеспечения технической возможности подключения объектов заявителя.
3. Снижена стоимость материалов и оборудования для реконструкции КНС "Садовый" на сумму 7 538 928,95 рублей (без учета НДС).Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края проведен мониторинг цен следующего оборудования:
1) насос погружной канализационный. Опции: полная система мониторинга уплотнений 3xDl, датчики ЗЕ100 в статоре и обоих подшипниках, изолированный подшипник, кожух охлаждения, фланец на всасе, экранированный кабель Юм. Мощность кВт: 200.0/IE3, DN:250, XFP250-M-CH2-РЕ2000/4 материалов и оборудования, соответствующих по своим техническим характеристикам требованиям проектной документации;
2) шкаф управления насосной группой исполнения IP54, CP 11-200-4-3, ЧРП. Опции: VFD, контроллер РС441, панель оператора СА511, модульная система мониторинга СА441/СА442/СА443, мощность кВт: 3x200.0, N СР 1120043.
По результатам мониторинга сформирована выборка с учетом минимальных цен, предоставленных в коммерческих предложениях поставщиков оборудования (ТКП N 0412/04 от 04.12.2019).
Министерством принято постановление от 30.04.2020 N 45-тп, которым установлена плата за подключение в индивидуальном порядке объекта: в жилом районе Ива-1 2 очередь Микрорайон 5,1этап (кварталы 5.3.1 (ул. Сапфирная. 14) и 5.3.2 (ул. Сапфирная, 16)), 2 этап (кварталы 5.2.1 (ул. Сапфирная, 10) и 5.2.2 (ул. Сапфирная, 10)) в Мотовилихинском районе города Перми, к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения ООО "Новая городская инфраструктура Прикамья" в размере 124 670 398,73 рубля (без учета НДС).
Согласно Протоколу заседания Правления Министерства от 30.04.2020 N 18 по заявке ООО "НОВОГОР-Прикамье" проведен анализ расходов для подключения объектов застройщика. Заявленные ООО "НОВОГОР-Прикамье" затраты для определения индивидуальной платы для подключения были сокращены на сумму 49 356 475,50 рублей.
Изучив материалы дела, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований заявителем об исключении стоимости мероприятий на сумму 12 515 478,82 рублей без НДС, которое определено в Протоколе заседания правления Регулятора под номером 4 (стр. 8 протокола - в части от суммы 12 853 324,04 рублей) - Реконструкция канализационной насосной станции "Садовый" по ул. Юрша, 54А (сокр. КНС "Садовый"), со снижением необходимой валовой выручки для подключения объектов застройщика по статьям затрат:
1. "Вентиляция. КНС" на сумму 2 584 847,65 руб. (ЛСР N 02-02-02)
2. "Технологический контроль оборудования" на сумму 4 675 677,73 руб., (ЛСР N 02-02-09),
3. "Система электроснабжения. Наружное электроснабжение" на сумму 5 093 908,31 рублей (без учета НДС), (ЛСР N 04-01-01),
6. "Вертикальная планировка" на сумму 144 244,04 руб., (ЛСР N 07-01-01),
7. "Пусконаладочные работы" на сумму 16 801,09 руб., (ЛСР N 09-02-01)
по следующим основаниям.
Министерство ссылается на то, что данные мероприятия относятся к капитальному ремонту канализационной насосной станции, а не к реконструкции.
Однако судом установлено и не оспаривается сторонами, что необходимость реконструкции КНС - "Садовый", с которой регулятор согласился, поскольку присоединение объектов застройщика требует увеличения мощности насосной станции, определяет, что все затраты, проводимые в рамках реконструкции КНС "Садовый", включая замену оборудования, определены понятием "реконструкция". Проектируемые работы по реконструкции КНС "Садовый" включают в себя одновременные мероприятия в рамках одного технического задания, направленных на улучшение технико-экономических показателей КНС и его оборудования, необходимость в проведении которых возникла в связи с технической задачей - увеличение производительности насосной станции для создания возможности в целях подключения объектов застройщика. Без указанной задачи и цели - необходимости менять инженерные сооружения насосной станции - необходимости не возникало.
Министерством проведена экспертиза предложений ООО "Новогор- Прикамье". В ходе экспертизы из заявленных расходов исключены затраты на:
1. "Вентиляция. КНС" на сумму 2 584 847,65 руб. (ЛСР N 02-02-02)
2. "Технологический контроль оборудования" на сумму 4 675 677,73 руб. (ЛСР N 02-02-09),
3. "Система электроснабжения. Наружное электроснабжение" на сумму 5 093 908,31 рублей (без учета НДС), (ЛСР N 04-01-01),
8. "Вертикальная планировка" на сумму 144 244,04 руб., (ЛСР N 07-01-01),
9. "Пусконаладочные работы" на сумму 16 801,09 руб., (ЛСР N 09-02-01).
Какие обстоятельства, документы послужили основанием для выводов, содержащихся в заключении, не указано. Результаты проверки обоснованности расходов, корректности определения соответствующих параметров не отражены.
Министерством при вынесении постановления приняты во внимание, что исходя из анализа представленной проектно-сметной документации следует, что в сметную документацию включены работы, которые технологически не связаны с реконструкцией и относятся к капитальному ремонту здания и инженерных сетей KНC м/р-па "Садовый".
Вместе с тем, необходимость реконструкции КНС "Садовый", с которой регулятор согласился, поскольку присоединение объектов застройщика требует увеличения мощности насосной станции, определяет, что все затраты, проводимые в рамках реконструкции КНС "Садовый", включая замену оборудования, определены понятием "реконструкция". Проектируемые работы по реконструкции КНС "Садовый" включают в себя одновременные мероприятия в рамках одного технического задания, направленных на улучшение технико-экономических показателей КНС и его оборудования, необходимость в проведении которых возникла в связи с технической задачей - увеличение производительности насосной станции для создания возможности в целях подключения объектов застройщика. Без указанной задачи и цели необходимости менять инженерные сооружения насосной станции отсутствует.
Вопреки доводам Министерства, если в рамках реконструкции объекта проводится необходимая замена оборудования в необходимых целях улучшения технико-экономических показателей объекта все мероприятия, в том числе и по замене оборудования и проводимые по ним затраты относятся к понятию "реконструкции" объекта.
Необходимость замены оборудования КНС "Садовый" определена с учетом предоставленной в материалы дела проектной документации, разработанной ООО "Гипрокоммунводоканал" (Санкт-Петербург) следующим:
1. "Вентиляция. КНС":
Согласно пункту 11.2.1 СП32.13330.2012 "Канализация наружные сети и сооружения" необходимый воздухообмен в производственных помещениях (грабельное, машинное отделение КНС) следует рассчитывать по количеству вредных выделений от оборудования. Количество выделений следует принимать по технологической части проекта. Согласно ТЗ количество стоков после реконструкции увеличивается в 2 раза, электрическая мощность насосов в машинном отделении возрастает, соответственно производительность приточно-вытяжной вентиляции необходимо увеличивать. Согласно табл. 22 п. 11.2.2. СП32.13330.2012, необходимый воздухообмен в машинном отделении рассчитывается по расчету на удаление теплоизбытков, что соответственно также требует увеличение проектной мощности. В случае недостаточной производительности вентиляционных систем в производственных помещениях КНС будут превышены допустимые уровни концентрации и другие параметры опасных и вредных веществ, что нарушает требования санитарных норм для персонала. Санитарные условия определены п. 2.4.13., п. 4.21, п. 5.4.19 Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденных Постановлением N 61 от 16 августа 2002 года. Также, согласно СП 60.13330.2012, недостаточная производительность системы вентиляции пагубно, разрушительно влияет на дорогостоящее оборудование, строительные конструкции и элементы здания. Требование 3.1.11. ГОСТ 12.4.021-75 "Системы вентиляционные. Общие требования" определяют, что при изменении количества выделяющихся вредных веществ, тепла и влаги вентиляционные системы должны быть реконструированы и наложены на параметры в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.005-88 и строительными нормами и правилами.
2. "Технологический контроль оборудования":
Увеличение проектной мощности КНС, определило необходимость замены системы управления насосной станции в соответствии с требованиями пункта 10.3 СП 32.13330.2018. Раздел АТХ (автоматизация технологических процессов) является подразделом части ТХ (технологические решения). Согласно пункту 10.3.2 данного Свода правил... системы управления технологическими процессами следует применять для всех вновь проектируемых или реконструируемых сооружений независимо от производительности. Основная задача, решаемая в данной документации - комплексная автоматизация работы КНС. Система управления состоит из следующих шкафов:
- Шкаф управления насосными агрегатами ШУН;
- Шкаф управления дренажным насосом ШУДН;
- Шкафы управления решетками ШУ-СКР1, ШУ-СКР2;
- Шкаф управления задвижками ШУЗ;
- Щит диспетчеризации ШД;
- Шкафы управления вентиляцией ШУПВ1, ШУПВ2;
- Система газоаналитическая СГМ.
Для передачи данных о работе технологического оборудования предусмотрено подключение шкафов управления оборудованием в систему диспетчеризации посредством физических сигналов.
Схема автоматизации работы насосной станции включает автоматический пуск и остановку насосов от уровня воды в приемном резервуаре, аварийное отключение насосов в результате действия защитных устройств, прекращение подачи стоков на станцию в случае затопления станции, управление задвижками на напорной линии насосов при плановой остановке и начальном пуске насосов, учет стоков. В автоматическом режиме оборудование управляется системой управления (контроллером) согласно предусмотренной программе (алгоритму). Для визуализации технологического процесса на насосной станции предусмотрена многофункциональная сенсорная панель оператора ТР700, входящая в состав шкафа диспетчеризации ШД.
2. "Система электроснабжения. Наружное электроснабжение"
Данные работы включают наружные силовые сети электроснабжения, необходимы для обеспечения электроснабжения нового насосного оборудования с увеличенной мощностью. Без данных работ мощность для запуска насосной станции отсутствует. Увеличение присоединенной мощности на 350 кВт обусловлено договором технологического присоединения реконструируемой КНС к сетям электроснабжения с ООО "МРСК "Урала".
4. "Вертикальная планировка. Канализационная насосная станция".
Вертикальная планировка участка - это инженерная подготовка по искусственному изменению существующего рельефа местности путем срезки и подсыпки грунта, смягчения уклонов с целью оптимального приспособления участка для реконструкции объекта. Вертикальная планировка необходима после окончания земляных работ при прокладке наружных коммуникаций и устройстве Временной канализационной станции на территории реконструируемой станции. Временная КНС необходима для обеспечения бесперебойного процесса перекачки сточных вод в нуждах потребителей в период реконструкции КНС "Садовой". Это восстановление благоустройства при работах, обусловленных увеличением мощности реконструируемой КНС. Согласно Разделу 13 Правил благоустройства г. Перми, утвержденных Постановлением администрации г. Перми от 18 декабря 2018 года N 265, восстановление благоустройства территории после проведения работ, является обязательным. Необходимость их проведения, регулятором не оспаривается.
5. "Пусконаладочные работы. Система электроснабжения".
Данные работы связаны с запуском новой системы электроснабжения с увеличенной мощностью реконструируемой насосной станции. Согласно п. 2.4.3 Приказа Минэнерго России от 13.01.2003 N 6 "Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей", при приемке в эксплуатацию вновь сооружаемой кабельной линии должны быть произведены испытания в соответствии с требованиями правил устройства электроустановок.
Суд также пришел к выводу об обоснованности требований в части затрат, не включенных в стоимость индивидуальной платы на подключение, в части стоимости оборудования временной КНС, которое приобретается и устанавливается на насосы временной канализационной станции на период реконструкции КНС "Садовой".
На странице 6 протокола заседания правления п. 2 изложены 10 позиций оборудования, общей стоимостью 6 438 302,25 рублей без НДС, приобретение, и, в последующем, демонтаж которого при закрытии временной КНС (с вывозом на склад), не включением его в плату по двум причинам:
- вышеуказанное оборудование не будет использоваться для обеспечения технической возможности подключения объектов заявителя;
- в соответствии с информационным письмом ФАС России от 25 апреля 2019 года N ВК/3 5124/19 затраты на амортизацию оборудования могут быть учтены органом регулирования в составе затрат, входящих в НВВ тарифа на услуги водоотведения, в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете.
В свою очередь согласно проектной документации, ввиду того, что эксплуатируемые в настоящее время в КНС м/р "Садовый" погружные канализационные насосы сухой установки GRUNFOS S2 (два рабочих один резервный) находятся в удовлетворительном состоянии, принято решение об их поочередном переносе и использовании во временной насосной станции.
В составе инвестиционной программы ООО "Новогор-Прикамье", утвержденной регулятором, затраты по реконструкции станции КНС "Садовый" определены единственным источником финансирования "индивидуальная плата за подключение" во всем заявленном объеме денежных средств, включая стоимость необходимого к приобретению оборудования (раздел 12 п/п.9 "Корректировка Инвестиционной программы на период 2018-2022 гг."). Согласно Приказа Министерства от 20.11.2020 N 46-01-06-42 корректировка инвестиционной программы в данной части не проводилась.
Также, определение порядка финансирования данного мероприятия за счет индивидуальной платы, аналогичным образом предусмотрено в пункте 3.1.2.2. Постановления Администрации города Перми от 28.12.2018 N 1085 "Об утверждении схем водоснабжения и водоотведения города Перми на период до 2028 года".
Согласно Приказу Минфина России от 13.10.2003 N 916н: "Об утверждении Методических указаний по учету основных средств", предусмотрено, что первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретении, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов. Объект основных средств ставится на инвентарный учет по факту приобретения с указанием срока полезного использования, что определяет период амортизационных отчислений.
Тем самым, если имущество не приобретено, амортизационных отчислений не производится. Довод регулятора относительно возмещения затрат за счет амортизационных отчислений при обсуждении перечня затрат и порядка их возмещения - 30 апреля 2020 года, очевидно определяет факт не покрытия данных затрат за счет других источников финансирования в сумме 6 438 302,25 рублей.
Невозможность покрытия затрат за счет амортизационных отчислений "амортизация основных средств", очевидна, поскольку в момент вынесения оспариваемого Постановления N 45-тп, данное оборудование в перечне основных средств ООО "Новогор-Прикамье" в инвентарном учете не состояло, по причине отсутствия факта его приобретения.
Таким образом, Министерство определило отношения "непокрытых расходов" для ООО "НОВОГОР-Прикамье", занизив стоимость индивидуальной платы, при очевидной необходимости затрат на покупку оборудования.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 29 июля 2013 года N 641 "Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения", утверждены Правила разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (Далее - Правила N 641) объекты основных средств, в том числе включенных в индивидуальную плату на подключение, являются объектами амортизационных отчислений, что не является препятствием включение этих мероприятий в стоимость индивидуальной платы.
Из материалов дела установлено, что КНС "Садовый" является объектом концессионного соглашения, заключенного ООО "Новогор-Прикамье" с муниципальным образованием г. Пермь. Согласно содержанию Инвестиционной программы (стр. 6), амортизационные отчисления от используемых основных средств объектов концессионного соглашения являются источником выполнения других инвестиционных обязательств ООО "Новогор-Прикамье", согласованных с регулятором. Поэтому, амортизационные отчисления, которые будет производить ООО "Новогор-Прикамье" после постановки, в будущем, данного оборудования на бухгалтерский учет, определят, обязательность данных капитальные вложений (амортизационные отчисления) на инвестирование других необходимых мероприятий, что определяет сбалансированность регулируемой деятельности.
Согласно условиям концессионного соглашения - в разделе 1.1. Приложения N 1 к концессионному соглашению от 2013 года: "Перечень недвижимого имущества", указан перечень объектов, передаваемых в пользование ООО "НОВОГОР-Прикамье" - собственником - Муниципальным образованием г. Пермь и МП "Пермводоканал", в котором за порядковым 64-числится КНС "Садовая". При этом, в Приложении N 4 к концессионному соглашению, в котором согласован "Перечень создаваемых и реконструируемых объектов, входящих в состав объекта концессионного соглашения в редакции дополнительного соглашения N 16 к концессионного соглашения от 31 марта 2020 года - Реконструкция КНС "Садовый" не указана. Реконструкция КНС "Садовый" как необходимое мероприятие в рамках концессионных обязательств ООО "НОВОГОР-Прикамье" и собственника - муниципальное образование г. Пермь, согласована не была. Это определено отсутствием необходимости в ее реконструкции в условиях прежнего рабочего режима - без увеличения мощности. Поскольку Реконструкция КНС "Садовая" к перечню мероприятий по концессионным обязательствами не предусмотрена, финансирование ее с указанием на возможность проведение затрат за счет амортизации - собственных средств ООО "НОВОГОР-Прикамье" по тарифу на водоснабжение и водоотведение является незаконным, противоречит п. 10 указанных Правил... N 641 и стр. 6 и стр. 152 инвестиционной программы ООО "НОВОГОР-Прикамье". Данное мероприятие должно финансироваться застройщиком во всем объеме необходимых для этого средств.
Вопреки доводам жалобы, уменьшением стоимости индивидуальной платы на сумму 18 953 781,07 рублей нарушены права ООО "Новогор-Прикамье" на получение возмещения затрат для выполнения обязательств по подключению строящего объекта.
Вынесением оспариваемого постановления, Министерством нарушены условия принципов тарифного регулирования, статья 3 Закона о водоснабжении и водоотведении N 416-ФЗ, пункты 2, 85 Основ ценообразования, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 406 от 13 мая 2013 года, пункт 121 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1746-э от 27 декабря 2013 года.
Таким образом, оспариваемый ненормативный правовой акт нарушает права и законные интересы общества, поскольку налагает дополнительные денежные обязательства в отсутствие на то правовых оснований. Данные обстоятельства могут негативно сказаться на экономической деятельности заявителя.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, по существу, сводятся к переоценке обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ. Данные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Таким образом, решение суда по настоящему делу соответствует обстоятельствам дела и нормам материального права. Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст.270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 29 марта 2021 года по делу N А50-17943/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-17943/2020
Истец: ООО "НОВАЯ ГОРОДСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ПРИКАМЬЯ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ЭНЕРГЕТИКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Третье лицо: ООО "ИВА-ДЕВЕЛОПМЕНТ", ООО "ИВА-ИНВЕСТ", ООО "Энергоэффектсервис"