г. Владивосток |
|
24 июня 2021 г. |
Дело N А51-3010/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 июня 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей Н.Н. Анисимовой, С.В. Понуровской,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Е. Филипповой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Актив",
апелляционное производство N 05АП-3508/2021
на решение от 26.04.2021
судьи Л.П. Нестеренко
по делу N А51-3010/2021 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Актив" (ИНН 2543140477, ОГРН 1192536022062)
к Администрации Артемовского городского округа (ИНН 2502012187, ОГРН 1022500538444)
третье лицо: Акционерное общество "Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики"
о признании незаконным решения, оформленного письмом от 25.12.2020 N 35-17/3577, об отказе в утверждении схемы расположения и предварительном согласовании предоставления земельного участка, обязании рассмотреть заявление ООО "Актив" о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду,
при участии: лица, участвующие в деле не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Актив" обратилось в арбитражный суд Приморского края с заявлением к Администрации Артемовского городского округа (ИНН 2502012187, ОГРН 1022500538444, дата регистрации 19.04.1999) третье лицо: Акционерное общество "Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики" (адрес: 123112, г. Москва, Пресненская набережная, д. 8, стр. 1, эт. 7) о признании незаконным решения, оформленного письмом от 25.12.2020 N 35-17/3577, об отказе в утверждении схемы расположения и предварительном согласовании предоставления земельного участка, обязании рассмотреть заявление ООО "Актив" о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду.
Решением арбитражного суда Приморского края в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования.
Заявитель считает, что судом сделан неверный вывод о законности оспариваемого отказа администрации, ввиду того, что в соответствии с подп.3 п.1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Нормы земельного законодательства не возлагают на заявителя обязанность при подаче заявления о предварительном согласовании предоставления участка в аренду предоставлять положительное горно-геологическое обоснование.
Более того, на момент подачи в администрацию Артемовского городского округа заявления о предварительном согласовании земельного участка, Правила землепользования и застройки Артемовского городского округа не содержали требования о предоставлении в отношении испрашиваемого земельного участка положительного горно-геологического обоснования.
Кроме того, возражает против выводов суда о невозможности восстановления нарушенного права ввиду исключения подпункта 33 из статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку заявление в уполномоченный орган было подано в период действия указанной нормы, в связи с чем для оценки законности оспариваемого отказа суду необходимо было руководствоваться положениями Кодекса в ранее действовавшей редакции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства в заседание не явились, в порядке ст. 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
При рассмотрении дела суд установил, что Общество с ограниченной ответственностью "Актив" является резидентом свободного порта Владивосток на основании заключенного им с акционерным обществом "Корпорация развития Дальнего Востока" соглашения об осуществлении деятельности резидента СПВ от 27.09.2019 N СПВ-1566/19, внесен в реестр резидентов СПВ 03.10.2019 согласно свидетельству N 25000001566.
В соответствии с пунктом 1.1 указанного соглашения резидент реализует в соответствии с представленной заявкой и бизнес-планом в период с 2019 по 2024 гг. инвестиционный проект "Строительство малоэтажного жилого комплекса на территории Приморского края (г. Артем)" общим объемом инвестиций 35 000 000 руб.
Приложением N 1 к соглашению (заявка) предусмотрена реализация инвестиционного проекта на земельном участке площадью 4273 кв.м, расположенном рядом с земельным участком по адресу Приморский край, г. Артем, ул. 40 лет Октября, д. 3 с кадастровым номером 25:27:030201:536.
Схема расположения земельного участка приложена к заявке. 21.10.2019 ООО "Актив" обратилось в администрацию Артемовского городского округа с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду сроком до 12.10.2085 указанного земельного участка, указав, что испрашивает участок на основании подпункта 33 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ как резидент свободного порта Владивосток.
Решением, оформленным письмом от 25.12.2020 N 35-17/3577, администрация отказала Обществу в предварительном согласовании предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка, указав, что территория, на которой расположен земельный участок, в соответствии с Правилами землепользования и застройки Артемовского городского округа отнесена к территориям, подверженным риску возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера (подработанные площадки Артемовского месторождения с отработкой угольных пластов на глубине до 60 м, территории, угрожаемые по образования провалов).
Образование земельных участков на данной территории допускается при условии получения положительного горно-геологического обоснования. Также ответчик сообщил, что вступивший с 26.10.2020 в силу Федеральный закон от 15.10.2020 N 318-ФЗ исключил резидентов СПВ из перечня лиц, имеющих право на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Посчитав данный отказ неправомерным и нарушающим права и законные интересы ООО "Актив" в сфере предпринимательской деятельности, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
По смыслу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 198, 200 АПК РФ в их взаимосвязи с разъяснениями пункта 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия арбитражным судом решения о признании недействительным ненормативных правовых актов публичных органов власти, является их несоответствие закону или иному правовому акту и одновременно с этим нарушение указанным актами прав и законных интересов граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 13.07.2015 N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток" (далее - Закон N 212-ФЗ) под свободным портом Владивосток понимается часть территории Приморского края, на которой в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами устанавливаются меры государственной поддержки предпринимательской деятельности.
К свободному порту Владивосток относятся территории муниципальных образований Приморского края, в том числе Владивостокского городского округа (пункт 1 статьи 4 Закона N 212-ФЗ).
На территории свободного порта Владивосток допускается осуществление любой не запрещенной законодательством Российской Федерации предпринимательской деятельности. Критерии отбора резидентов свободного порта Владивосток определяются Правительством Российской Федерации (части 1, 4 статьи 6 Закона N 212-ФЗ).
В силу части 1 статьи 10 названного Закона под резидентом свободного порта Владивосток понимается индивидуальный предприниматель или являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, государственная регистрация которых осуществлена на территории свободного порта Владивосток согласно законодательству Российской Федерации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), которые заключили в соответствии с настоящим Федеральным законом соглашение об осуществлении деятельности и включены в реестр резидентов свободного порта Владивосток.
Предмет и условия соглашения об осуществлении деятельности урегулированы статьей 12 этого же Закона, частью 2 которой определено, что в течение срока действия соглашения об осуществлении деятельности резидент свободного порта Владивосток обязуется осуществлять деятельность, предусмотренную соглашением об осуществлении деятельности, и осуществить инвестиции, в том числе капитальные вложения, в объеме и сроки, которые предусмотрены соглашением об осуществлении деятельности.
Деятельность, не предусмотренная соглашением об осуществлении деятельности, может осуществляться резидентом свободного порта Владивосток в соответствии с законодательством Российской Федерации без применения мер государственной поддержки, предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 12 Закона N 212-ФЗ).
В силу подпункта 33 пункта 2 статьи 39.6 и подпункта 18 пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, Кодекс) (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого отказа) публичные земельные участки на территории свободного порта Владивосток предоставляются резидентам в аренду без проведения торгов на срок реализации соглашения об осуществлении деятельности, заключенного в соответствии с Законом N 212-ФЗ.
Общий порядок и последовательность процедур по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен нормами главы V.1 ЗК РФ.
На основании статьи 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В случае предоставления земельного участка в аренду земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды (подпункт 3 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ).
Как указано ранее, согласно подпункту 33 пункта 2 статьи 39.6 Кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка резиденту свободного порта Владивосток на территории свободного порта Владивосток.
При этом в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ первой стадией предоставления земельного участка является подготовка схемы его расположения в случае, если участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Пунктом 7 статьи 39.15 ЗК РФ определено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
По результатам рассмотрения и проверки уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 данной статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Из подпункта 3 пункта 16 названной статьи следует, что разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам, является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 6 статьи 11.9 ЗК РФ).
Материалами дела подтверждается и ответчиком не отрицается тот факт, что решение по обращению заявителя о предварительном согласовании предоставления земельного участка, поданному 21.10.2019 (вх. N ответчика 10818), было принято администрацией лишь 25.12.2020, то есть по прошествии более чем одного года, в нарушение срока, установленного пунктом 7 статьи 39.15 ЗК РФ.
Вместе с тем, как верно отмечено судом первой инстанции, бездействие администрации, длительное время уклонявшейся от рассмотрения данного заявления по существу, не является предметом оспаривания в рамках настоящего дела.
Подпунктом 14.1 статьи 39.16, к которой отсылает подпункт 8 статьи 39.15 ЗК РФ, определяющий основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.
В силу статьи 104 ЗК РФ зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в целях защиты жизни и здоровья граждан; безопасной эксплуатации объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства; обеспечения сохранности объектов культурного наследия; охраны окружающей среды, в том числе защита и сохранение природных лечебных ресурсов, предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира; обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В этих целях в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или 11 запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.
Пунктом 1 статьи 107 ЗК РФ предусмотрено, что со дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, использование зданий, сооружений, разрешенное использование (назначение) которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренных решением об установлении, изменении зоны с особыми условиями использования территории, а также иное использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 4 данной статьи.
Пунктом 2.1 главы II Правил землепользования и застройки Артемовского городского округа, утвержденных решением Думы Артемовского городского округа от 28.04.2011N 497 (в редакции от 24.03.2020) утверждена в том числе Карта границ зон с особыми условиями использования территорий, границ территорий объектов культурного наследия.
Из графического фрагмента ПЗЗ, представленного в материалы дела, следует, что спорный земельный участок расположен в территориальной зоне Ж 1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами), в границах территории, подверженной риску возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Согласно пункту 3.1 ПЗЗ блокированная жилая застройка является одним из видов разрешенного использования земельных участков данной территориальной зоны Ж 1.
Однако в соответствии с пунктом 7 статьи 6 ПЗЗ АГО образование земельных участков и строительство объектов капитального строительства, расположенных на территориях возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера (мульды проседания; территории, опасные по выходу шахтных газов (метана) на поверхность; территории, угрожаемые по образованию провалов; шахтные поля отработанных шахт с глубиной 60 - 400 метров; подработанные площадки Артемовского месторождения с отработкой угольных пластов на глубине до 60 метров) допускается при условии получения положительного горно-геологического обоснования.
Такое обоснование заявителем не было представлено, а в его отсутствие правовой режим образуемого земельного участка не позволял разместить объекты капитального строительства (блокированные жилые дома), ввиду чего ответчик обоснованно сослался на факт непредставления положительного горно-геологического обоснования как на основание для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Довод о том, что положительное горно-геологическое обоснование должно быть представлено администрацией, нормативно не обоснован, принимая во внимание, что порядок, предусмотренный ст. 39.14 ЗК РФ носит заявительный характер.
Поскольку Правила землепользования и застройки Артемовского городского округа, утвержденные решением Думы Артемовского городского округа от 28.04.2011N 497 в редакции от 24.03.2020 на момент принятия спорного решения предусматривали необходимость предоставления положительного горно-геологического обоснования, вывод органа местного самоуправления об отсутствии правовых оснований для предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду по указанному основанию является правильным.
Тот факт, что оспариваемое решение принято с пропуском установленного срока, сам по себе не может означать, что администрация не должна была учитывать правовые нормы, действовавшие на момент принятия решения, поскольку решение органа местного самоуправления должно соответствовать законам и иным нормативным правовым актам, действующим на момент его принятия.
Кроме того, судом первой инстанции верно учтено, что в соответствии с Федеральным законом от 15.10.2020 N 318-ФЗ "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с изменением порядка предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, резидентам свободного порта Владивосток" (далее - Закон N 318-ФЗ) признаны утратившими силу подпункт 33 пункта 2 статьи 39.6 и подпункт 18 пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации.
Данный нормативный правовой акт был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 15.10.2020 и вступил в действие с 26.10.2020.
В этой связи с указанной даты отменена процедура предоставления земельных участков резидентам свободного порта Владивосток в аренду без проведения торгов. При этом каких-либо переходных моментов, в том числе предполагающих продолжение процедуры предоставления земельных участков для лиц, обратившихся с соответствующими заявлениями в уполномоченный орган до вступления в силу Закона N 318-ФЗ, названный Федеральный закон не содержит.
С учетом изложенного, следует признать, что права и законные интересы заявителя оспариваемым решением не нарушены и не могут быть восстановлены, исходя из положений земельного законодательства и фактических обстоятельств дела.
Довод апелляционной жалобы заявителя об обратном коллегией суда не принимается, как заявленный в противоречие с действующим правовым регулированием и установленной воли законодателя на прекращение упрощенной процедуры предоставления земельных участков в аренду резидентам свободного порта Владивосток, что не создает оснований для иного применения положений Закона N 318-ФЗ к спорным отношениям.
Таким образом, учитывая, что основания для продолжения процедуры предварительного согласования предоставления земельного участка в аренду резиденту свободного порта Владивостока в порядке, предусмотренном утратившими силу подпунктом 33 пункта 2 статьи 39.6, подпунктом 18 пункта 8 статьи 39.8 Кодекса, отсутствуют, то, следовательно, права и законные интересы общества оспариваемым решением не нарушены и не могут быть восстановлены в порядке, установленном ранее действовавшими нормами права.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что решение администрации от 25.12.2020 N 35-17/3577 об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного быта было принято при наличии к тому правовых оснований и не привело к нарушению прав и законных интересов заявителя, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Соответственно основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины, понесенные обществом при ее подаче, на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 26.04.2021 по делу N А51-3010/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-3010/2021
Истец: ООО "АКТИВ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ АРТЕМОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Третье лицо: АО "Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики