г. Самара |
|
24 июня 2021 г. |
Дело N А72-101/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 июня 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Корнилов А.Б., Николаевой С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Самсоненко Н.В.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - не явился, извещен,
от третьих лиц - не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "город Новоульяновск" Ульяновкой области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 06 апреля 2021 года по делу N А72-101/2021,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭнергоХолдинг-Н" (ОГРН 1117325005500), город Ульяновск,
к муниципальному учреждению "Администрация муниципального образования "город Новоульяновск" Ульяновской области (ОГРН 1047300810424), город Новоульяновск Ульяновской области,
с участием третьих лиц:
муниципального учреждения комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования "город Новоульяновск" (ОГРН 1047300811051), город Новоульяновск Ульяновской области,
общества с ограниченной ответственностью "Объединенные электрические сети" (ОГРН 1137327001085), город Ульяновск,
о признании незаконным отказ N 3960 от 13 октября 2020 года в выдаче разрешения на использование земель или земельных участков на земельном участке по адресу: Ульяновская область, г. Новоульяновск, с. Липки, восточнее уч. 1 по ул. Полевая,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭнергоХолдинг-Н" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Муниципальному учреждению "Администрация муниципального образования "город Новоульяновск" Ульяновской области (далее - ответчик, администрация), с привлечением в качестве третьих лиц Муниципальное учреждение комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования "город Новоульяновск" (далее - комитет) и ООО "Объединенные электрические сети" (далее - ООО "ОЭС"), о признании незаконным отказа N 3960 от 13 октября 2020 года в выдаче разрешения на использование земель или земельных участков на земельном участке по адресу: Ульяновская область, г. Новоульяновск, с. Липки, восточнее уч. 1 по ул. Полевая, и обязании администрацию в течение 10 дней с момента вступления судебного акта по настоящему делу в законную силу выдать обществу разрешение на использование земель или земельных участков на земельном участке по адресу: Ульяновская область, г. Новоульяновск, с. Липки, восточнее уч. 1 по ул. Полевая с кадастровым номером 73:19:110901:ЗУ1, площадью 32 кв.м.
Решением суда от 06.04.2021 г. заявленные требования удовлетворены полностью.
Администрация, не согласившись с указанным решением, обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, и принять новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.
Общество, апелляционную жалобу отклонило, по основаниям, изложенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, а решение суда оставить без изменения.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество в адрес администрации направило заявление от 05.10.2020 г. о выдаче разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, либо земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута для размещения линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенного для осуществления передачи электрической энергии оборудования, для которых не требуется разрешение на строительство, на земельном участке по адресу: Ульяновская область, г. Новоульяновск, с. Липки, восточнее уч. 1 по ул. Полевая с кадастровым номером 73:19:110901:ЗУ1, площадью 32 кв.м.
Письмом от 13.10.2020 г. N 3960 администрация отказала обществу в выдаче разрешения на использование испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что в представленном заявлении указана цель использования земель, не соответствующая размещению и эксплуатации объектов.
Общество, посчитав действия администрации противоречащими законодательству и нарушающими права и законные интересы в сфере экономической деятельности, обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных обществом требований, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ст. ст. 200 и 201 АПК РФ, а также разъяснений, содержащихся в п. 6 совместного постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением ч. 1 ГК РФ" для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Из пояснений заявителя следует, что электросетевое хозяйство муниципального образования "Город Новоульяновск" с 2013 г. находится у ООО "ОЭС" в непрерывном пользовании на основании договора аренды, а в настоящее время между комитетом и ООО "ОЭС" заключен договор N 9 от 01.06.2018 г. аренды электросетевого комплекса муниципального образования "Город Новоульяновск" Ульяновской области для последующего предоставления услуг по передаче электрической энергии потребителям муниципального образования "Город Новоульяновск".
Между ООО "ОЭС" (арендатор) и ООО "ЭнергоХолдинг-Н" (субарендатор) заключен договор N 3/18-06 от 07.09.2018 г. субаренды, согласно которому субарендатору с согласия комитета передано во временное владение и пользование электрооборудование (объекты электроэнергетики) в с. Криуши, п. Липки, п. Меловой.
В процессе эксплуатации арендованного имущества обществом было установлено, что переданная в субаренду КТП N 2 (Ульяновская область, г. Новоульяновск, с. Липки, вблизи дома N 1 по ул. Полевая) введена в эксплуатацию в 1982 г., таким образом срок службы трансформатора составляет 38 лет при нормативном сроке службы 25 лет.
На данный момент энергетическое оборудование КТП N 2 исчерпало свой ресурс и находится в физически и технически изношенном состоянии, а также является морально устаревшим и не отвечает современным требованиям надежности, безопасности и энергетической эффективности.
С 2014 г. эксплуатации трансформаторной подстанции по технологическому присоединению было подключено абонентов общей мощностью 105 кВт. Трансформатор эксплуатируется с превышением допустимых уровней перегрузок, необходимо увеличение мощности трансформатора. На металлических элементах корпуса КТП присутствуют очаги коррозии. При условии своевременного технического обслуживания и ремонта дальнейшая эксплуатация КТП N 2 является экономически нецелесообразной и может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей. Наличие аварийно-опасных дефектов электрооборудования КТП отражено в протоколах испытаний электролаборатории ООО "Энергопром ГРУПП".
О вышеназванных обстоятельствах общество уведомило арендатора письмом от 02.10.2020 г. N 248 с приложением копии дефектной ведомости N 2-Л/20 и копий протоколов испытаний электрооборудования, указав, что во избежание наступления негативных последствий эксплуатации аварийно-опасной трансформаторной подстанции просит согласовать реконструкцию (замену) вышеуказанной КТП
Общество указывает, что в случае бездействия со стороны арендатора либо арендодателя будет вынуждено выполнить необходимые мероприятия собственным иждивением.
Арендатор в свою очередь направил указанные документы в адрес арендодателя - комитета, проинформировав последнего письмом от 05.10.2020 г. N 455 о ненадлежащем техническом состоянии трансформаторной подстанции КТП-2, в связи с чем во избежание наступления негативных последствий эксплуатации аварийно-опасной трансформаторной подстанции просил согласовать реконструкцию (замену) вышеуказанной КТП.
По запросу комитета общество направило в адрес арендатора сметный расчет стоимости мероприятий по реконструкции КТП-2, который ООО "ОЭС" направил в адрес арендодателя (письма от 13.10.2020 г. N 269, от 19.10.2020 г. N 510).
Письмом от 21.10.2020 г. N 961 комитет отказал в согласовании замены трансформаторной подстанции.
Общество также пояснило, что ему как территориальной сетевой организации получение разрешения на использование спорного земельного участка необходимо для исполнения своих обязательств перед потребителями электрической энергии муниципального образования "Город Новоульяновск" с. Липки по обеспечению электрической энергией надлежащего качества и в непрерывном режиме, а также для соблюдения установленного законом режима эксплуатации особо опасных объектов - линий электропередачи, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенного для осуществления передачи электрической энергии оборудования.
Во исполнение требований действующего законодательства и в связи с тем, что предельный срок эксплуатации КТП-2 истек, а собственник имущества в лице комитета, зная об указанном факте и получая денежные средства за аренду сетевого хозяйства, не предпринимает никаких действий, направленных на модернизацию своего имущества, ООО "ЭнергоХолдинг-Н" во избежание негативных последствий, связанных с жизнью и здоровьем людей, предусмотрело мероприятия по размещению на территории с. Липки трансформаторной подстанции 0,4/6 кВ взамен КТП-2, в целях размещения которой и было подано заявление от 05.10.2020 г.
Администрация, не согласившись с заявленными требованиями, считает оспариваемый отказ законным по изложенным в нем основаниям, мотивируя также тем, что при заключении договора субаренды общество знало о техническом состоянии муниципального имущества, при подписании актов приема-передачи муниципального имущества претензий со стороны ООО "ЭнергоХолдинг-Н" к его техническому состоянию не имелось.
Строительство новой подстанции и линии электропередачи приведет к выводу из состава муниципального имущества и переводу абонентов на новое имущество, не принадлежащее муниципалитету. Строительство новой подстанции не подразумевает содержание муниципального имущества в надлежащем рабочем состоянии, что впоследствии приведет к его аварийности и сносу.
Согласно п.п. 6 п. 1 ст. 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством РФ.
В силу п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в п. 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством РФ. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта РФ.
Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 г. N 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, согласно п. 5 которого к таким видам отнесены линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
В соответствии с п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ, п. 15 ст. 4 Закона Ульяновской области от 17.11.2003 г. N 059-ЗО "О регулировании земельных отношений в Ульяновской области" постановлением Правительства Ульяновской области от 18.12.2015 г. N 682-П утверждены Порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством РФ, на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов (далее - Порядок).
Согласно п. 3 Порядка для размещения на землях или земельных участках объектов заинтересованное лицо обращается с соответствующим заявлением:
1) в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах территории муниципального образования "город Ульяновск", - в исполнительные органы государственной власти Ульяновской области, осуществляющие управление и распоряжение такими земельными участками;
2) в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (за исключением земельных участков, указанных в п.п. 1 настоящего пункта), - в органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, осуществляющие полномочия по управлению и распоряжению такими земельными участками.
Перечень сведений, которые должны быть указаны в заявлении, и документы, которые должны быть к нему приложены, перечислены в п. 4 и 5 Порядка.
Основания для отказа в использовании земель или земельных участков перечислены в п. 13 Порядка:
1) в заявлении указана цель использования земель или земельных участков, не соответствующая размещению и эксплуатации Объектов;
2) заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 3 - 5 настоящих Порядка и условий;
3) размещение Объектов приведет к невозможности использования земель или земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием;
4) испрашиваемый земельный участок предоставлен физическому или юридическому лицу, за исключением случая, предусмотренного ч. 4 ст. 39.36 ЗК РФ;
5) выдача разрешения приведет к использованию земель или земельных участков в нарушение установленных федеральным законодательством ограничений по использованию земель, имеющих особый режим их использования (земли особо охраняемых природных территорий, земли лесного фонда и городских лесов и др.);
6) в отношении земли или земельного участка, на территории которого частично или полностью находится земля или земельный участок, указанный в заявлении или в прилагаемой к заявлению схеме границ запрашиваемого участка, уполномоченным органом принято решение об использовании земель или земельных участков, о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, о предварительном согласовании предоставления земельного участка или об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории;
7) отсутствие Объекта в Схеме в случае, если в соответствии с настоящими Порядком и условиями размещение Объекта осуществляется в соответствии с такой Схемой.
Перечень оснований отказа в использовании земельных участков является исчерпывающим.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики установлены Федеральным законом от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
В соответствии со ст. 3 Закона N 35-ФЗ общество является территориальной сетевой организацией, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства.
В обязанности территориальной сетевой организации входит, в том числе ремонт, строительство и модернизация электросетевого хозяйства.
Судом правильно установлено, что общество обратилось в администрацию с заявлениями о выдаче разрешения на использование земельного участка в пределах г. Новоульяновска с. Криуши для осуществления строительства новой трансформаторной подстанции и линии электропередачи взамен аварийно эксплуатируемой старой трансформаторной подстанции.
Из пояснений лиц, участвующих в деле следует, что электросетевое хозяйство муниципального образования "Город Новоульяновск" с 2013 г. находится в непрерывном пользовании ООО "ОЭС", при этом электросетевое хозяйство в с. Криуши, с. Липки, п. Меловой передано в субаренду ООО "ЭнергоХолдинг-Н".
Согласно действующему в настоящее время договору субаренды N 3/18-06 от 07.09.2018 г. общество как субарендатор имущества обязано оказывать услуги по передаче электрической энергии потребителям МО "Город Новоульяновск" в соответствии с нормами и правилами, установленными законодательством РФ, Ульяновской области и МО "Город Новоульяновск" (п. 2.4.2).
При этом согласно п. 2.4.11 указанного договора субарендатор вправе осуществить реконструкцию объектов арендованного имущества с письменного разрешения арендатора (ООО "ОЭС"), соответствующая обязанность которого вносить изменения в состав арендованного имущества, проводить его реконструкцию, переоборудование, расширение, техническое перевооружение и капитальный ремонт только с письменного согласия арендодателя (комитета) установлена договором аренды N 9 от 01.06.2018 г.
Материалами дела подтверждается и администрацией не опровергнуто, что общество, а затем ООО "ОЭС" уведомляло арендодателя - комитет о ненадлежащем техническом состоянии КТП-2 и о необходимости реконструкции данного объекта. Однако согласования на проведение капитального ремонта комитетом либо администрацией предоставлено не было.
Указывая на ненадлежащее содержание обществом арендуемого имущества, ответчик доказательств таких действий (бездействия) со стороны субарендатора суду не представил, в частности, в материалах дела не имеется каких-либо обращений или претензий администрации либо комитета в адрес сетевой организации.
Отказ в предоставлении разрешения на использование земельного участка мотивирован администрацией п.п. 1 п. 13 Порядка, согласно которому решение об отказе в использовании земель или земельных участков принимается в случае, если в заявлении указана цель использования земель или земельных участков, не соответствующая размещению и эксплуатации объектов.
Между тем в нарушение требований ст. 65 АПК РФ администрацией не представлено доказательств того, что в заявлении общества указана цель использования испрашиваемого земельного участка, не соответствующая размещению и эксплуатации трансформаторной подстанции.
Доводы администрации и комитета о том, что трансформаторная подстанция находится в работоспособном состоянии, что подтверждается паспортами готовности электросетевого комплекса к работе в осенне-зимний период, по мнению суда, не опровергают документально подтвержденную заявителем необходимость проведения капитального ремонта или замены устаревшего и работающего в аварийном режиме оборудования.
При этом из пояснений заявителя следует, что с 2014 г. осуществлено технологическое присоединение абонентов к сетям существующей КТП-2, что подтверждается соответствующими договорами, трансформатор эксплуатируется с превышением допустимых уровней перегрузок, необходимо увеличение мощности трансформатора, и данные обстоятельства администрацией не опровергнуты.
Иных оснований для отказа в предоставлении обществу разрешения на использование земельного участка администрацией и комитетом не приведено.
Основой системы надежного обеспечения потребителей электрической энергией являются надежная схема энергоснабжения и выполнение всех требований правил технической эксплуатации электростанций и сетей, а также наличие на розничных рынках специализированных организаций - гарантирующих поставщиков (п. 2 ст. 38 Закона N 35-ФЗ).
В соответствии со ст. 71 АПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств; арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, судом сделан правильный вывод, что оспариваемый отказ администрации в выдаче заявителю - сетевой организации разрешение на использование земельных участков по тем основаниям, которые указаны в письме от 1 3.10.2020 г. N 3960, являются незаконными и нарушают права и законные интересы общества, что в силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ влечет удовлетворение заявленных требований.
При вышеизложенных обстоятельствах суд первой инстанции оценив имеющиеся в деле доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем исследовании материалов дела, как требует того ч. 1 ст. 71 АПК РФ, пришел к правильному выводу о полном удовлетворении заявленных обществом требований.
Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении дела по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а поэтому у суда апелляционной инстанции нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 06 апреля 2021 года по делу N А72-101/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
П.В. Бажан |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-101/2021
Истец: ООО "ЭНЕРГОХОЛДИНГ-Н"
Ответчик: МУ "Администрация МО "город Новоульяновск" Ульяновской области
Третье лицо: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ И ЗЕМЕЛЬНЫМ ОТНОШЕНИЯМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД НОВОУЛЬЯНОВСК", МУ Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО "Город Новоульяновск", ООО "ОБЪЕДИНЕННЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ"