г. Санкт-Петербург |
|
24 июня 2021 г. |
Дело N А56-66204/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июня 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Галенкиной К.В.,
судей Нестерова С.А., Полубехиной Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Вороной Б.И.,
при участии:
от истца: представитель Юруть Ю.И., на основании доверенности от 28.01.2021,
от ответчика: представитель Кереселидзе Г.В., на основании доверенности от 09.11.2020,
от 3-го лица: представитель Коньков А.А., на основании доверенности от 13.12.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15514/2021) Комитета по сохранению культурного наследия Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.04.2021 по делу N А56-66204/2020, принятое по иску:
истец: Комитет по сохранению культурного наследия Ленинградской области (адрес: Россия, 191124, Санкт-Петербург, улица Смольного, дом 3, литер А, ОГРН: 1037843104958, Дата присвоения ОГРН: 11.02.2003, ИНН: 7825678336)
ответчик: общество с ограниченной ответственностью "Дом отдыха "Белогорка" (адрес: Россия, 192212, Санкт-Петербург, улица Белградская, 30, ОГРН: 5067847325673, Дата присвоения ОГРН: 08.09.2006, ИНН: 7816396631)
третье лицо: публичное акционерное Общество "Промсвязьбанк" (адрес: Россия, 109052, город Москва, улица Смирновская, 10, 22, ОГРН: 1027739019142, Дата присвоения ОГРН: 26.07.2002, ИНН: 7744000912)
об изъятии,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по сохранению культурного наследия Ленинградской области (далее - истец, Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Дом отдыха "Белогорка" (далее - ответчик, Общество) об изъятии из собственности Общества в государственную собственность Ленинградской области объекта культурного наследия регионального значения "Усадебный дом", расположенного по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, д. Белогорка, ул. Институтская, д. 1.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "Промсвязьбанк" (далее - Банк).
Решением от 09.04.2021 в иске отказано.
Не согласившись с указанным решением, Комитет подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, считая решение незаконным и необоснованным, принятым при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, с нарушением норм материального права. Указывает, что материалами дела подтвержден факт систематического неисполнения (бездействия) ответчиком обязанностей по сохранению объекта; ссылается на то, что Банком не представлены доказательства принятых мер, направленных на исполнение решения Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 06.12.2018 по делу N 2-1887/2018, не обозначены сроки его исполнения; ссылается на то, что Банк в адрес истца за предоставлением охранного обязательства не обращался, более того, согласно опубликованным сведениям средств массовой информации спорный объект выставлен на продажу по цене 140 000 000 руб.; полагает, что данные обстоятельства, в совокупности свидетельствуют о наличии признаков сговора, совершения действий, направленных на извлечение максимальной выгоды от реализации объекта, несмотря на его разрушение и угрозу утраты историко-культурной ценности.
Комитет поддержал доводы апелляционной жалобы, Общество и Банк просили в ее удовлетворении отказать.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с пунктом 2.2 Положения о Комитете, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 24.10.2017 N 431, Комитет уполномочен на осуществление регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия (далее - региональный государственный надзор).
"Усадебный дом", расположенный по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, д. Белогорка, ул. Институтская, д. 1, является объектом культурного наследия (далее - ОКН) регионального значения на основании решения Исполнительного комитета Ленинградского областного Совета народных депутатов от 25.04.1983 N 183, собственником которого является Общество.
26.10.2006 Комитетом ответчику выдано охранное обязательство N 308/992.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в части 11 статьи 47.6 указанного федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
Частью 1 статьи 40 Закона N 73-ФЗ установлено, что сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
По результатам произведенного 03.08.2020 осмотра объекта в связи с выявлением его ненадлежащего состояния Комитетом ответчику выданы предписания:
- от 07.08.2017 N 07-15/17-18, содержащее требование об устранении нарушений пунктов 1, 2 статьи 47.3 Закона N 73-ФЗ о необходимости обращения в Комитет в целях получения задания на проведение работ по сохранению ОКН в срок до 11.09.2017;
- от 07.08.2017 N 07-15/17-17, содержащее требование об устранении нарушений пункта 4 статьи 47.3 Закона N 73-ФЗ о необходимости принятия мер по пресечению несанкционированного доступа лиц к ОКН в срок 25.08.2017.
В 2019 году в отношении ответчика Комитетом проведена плановая проверка, по результатам которой составлен акт от 26.07.2019 N 11.
В ходе проведения данной проверки зафиксировано, что на большей части территории участка заросли сорного растения борщевика, находится строительный мусор, дом не охраняется, отсутствует остекление, крыша из пленочного покрытия в дырах, внутри помещений строительный мусор, имеются места осыпания кирпича. Происходит разрушение ОКН, ответчик бездействует и не принимает мер по сохранению объекта.
Обращаясь в суд, Комитет также сослался на то, что Обществом не исполняется решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 27.10.2017 по делу N 2-5288/2017 по иску Гатчинского городского прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу об обязании в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда организовать проведение работ по сохранению и консервации объекта площадью 1 969,9 кв.м, входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения "Усадьба Елисеева", об обязании в течение двенадцати месяцев со дня вступления в законную силу решения суда организовать мероприятия по уборке строительного мусора и очистке от борщевика Сосновского земельного участка площадью 3,7132 га.
В соответствии с пунктом 2.2 Положения о Комитете, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 24.10.2017 N 431, Комитет уполномочен:
- на выдачу в случаях и в порядке, установленных Законом N 73-ФЗ, заданий на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;
- на согласование проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия;
- на участие в приемке работ по сохранению объектов культурного наследия, включенных в реестр выявленных объектов культурного наследия.
Требования вышеуказанных предписаний не исполнены, что подтверждается не поступлением в Комитет соответствующей научно-проектной документации, а также отсутствием уведомления о выполнении работ по сохранению объекта.
Ссылаясь на систематическое неисполнение (бездействие) ответчиком требований статьи 47.3 Закона N 73-ФЗ, влекущее угрозу разрушения объекта, истец обратился в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемое решение не подлежит отмене.
Согласно части 1 статьи 45 Закона N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 указанной статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 указанной статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В соответствии с частью 8 статьи 45 Закона N 73-ФЗ приемка работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия осуществляется собственником или иным законным владельцем указанного объекта культурного наследия либо лицом, выступающим заказчиком работ по сохранению данного объекта культурного наследия, при участии соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, выдавшего разрешение на проведение указанных работ.
Пунктом 6 части 6 Закона N 73-ФЗ установлено, что должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право предъявлять в суд в случае, если собственник объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленного объекта культурного наследия либо собственник земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, не выполняет требований к сохранению объекта культурного наследия или совершает действия, угрожающие сохранности объекта культурного наследия и влекущие утрату им своего значения, иски об изъятии из собственности указанных лиц объекта культурного наследия либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия.
На основании части 1 статьи 54 Закона N 73-ФЗ в случае, если собственник объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия, не выполняет требований к сохранению такого объекта или совершает действия, угрожающие сохранности данного объекта и влекущие утрату им своего значения, в суд с иском об изъятии у собственника бесхозяйственно содержимого объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия обращается региональный орган охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения, земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия, включенные в реестр (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия, включенные в указанный перечень), объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.
Судом установлено, что Банк является залогодержателем ОКН на основании договора ипотеки нежилого здания N Н-3/0132-14-4-6/0094-14-3-6 от 26.05.2015.
Ипотека в отношении ОКН в пользу Банка зарегистрирована в ЕГРН 15.07.2015 за N 47-47/017-47/017/037/2015-408/1.
Решением Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 06.12.2018 по делу N 2-1887/2018, оставленным без изменения апелляционным определением Санкт-Петербургского городского суда от 15.05.2019, в пользу Банка обращено взыскание на заложенное имущество, а именно на вышеуказанный объект, принадлежащий ответчику, путем продажи с публичных торгов с начальной продажной ценой 10 246 009 руб. 74 коп.
Указанное решение суда вступило в законную силу 15.05.2019.
По данным сайта ФССП (https://fssp.gov.ru/iss/ip) исполнительное производство на основании исполнительного листа серии ФС N 031634011 (обращение взыскания на предмет залога) возбуждено 29.01.2020 и по состоянию на текущую дату не завершено.
Кроме того, судом установлено что Банк обратился с заявлением о признании ответчика несостоятельным (банкротом), о чем в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц 11.01.2021 опубликовано уведомление N 05860917.
С учетом установленных обстоятельств суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что удовлетворение иска Комитета повлечет невозможность завершения обращения взыскания на предмет залога - спорного объекта.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, в связи с чем у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.04.2021 по делу N А56-66204/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
К.В. Галенкина |
Судьи |
С.А. Нестеров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-66204/2020
Истец: КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "ДОМ ОТДЫХА "БЕЛОГОРКА"
Третье лицо: ПАО "Промсвязьбанк", КОМИТЕТ ПО СОХРАНЕНИЮ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛОСТИ