г. Москва |
|
22 июня 2021 г. |
Дело N А40-140759/20 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи М.В. Кочешковой,
рассмотрев апелляционную жалобу АО "Группа Тарго"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.03.2021 по делу N А40-140759/20,
по заявлению АО "Группа Тарго" к Читинской таможне
о признании незаконным и отмене постановления,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
АО "Группа Тарго" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об отмене постановления от 23.07.2020 по делу N 10719000-921/2020.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 11.03.2021 по делу N А40-140759/20 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, АО "Группа Тарго" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Через канцелярию суда поступил отзыв Читинской таможни, в котором таможенный орган поддерживает судебный акт суда первой инстанции. Суд считает возможным приобщить отзыв на апелляционную жалобу к материалам дела.
Апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон на основании ст. 272.1 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
При исследовании материалов дела установлено, что 23.07.2020 АО "Группа Тарго" Постановлением Читинской таможни о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10719000-921/2020 (далее - Постановление) привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Общества в суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Оспариваемым постановлением Общество привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.
Согласно ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ: "Заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.".
Из материалов дела усматривается, что 03.06.2020 Борзинским таможенным постом Читинской таможни возбуждено дело об административном правонарушении N 10719000- 921/2020 путем составления протокола об административном правонарушении в отношении АО "Группа Тарго" по ч.3 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) по факту представления таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недействительных документов, если такие документы послужили основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений.
Согласно материалам дела, 21.04.2020 на Борзинский таможенный пост Читинской таможни таможенным представителем АО "Группа Тарго" в электронном виде подана декларация на товары N 10719020/210420/0000100 (далее - ДТ) для таможенного декларирования товара в соответствии с таможенной процедурой "выпуск для внутреннего потребления", ввезённого на таможенную территорию Союза из Чехии во исполнение внешнеторгового контракта от 28.11.2018 N 100-10-05/32152-1/18S12004 по коммерческому инвойсу от 25.03.2020 N 128200014/Х.
В соответствии с графами 31, 33, 35, 38, 42 ДТ к таможенному декларированию представлен товар "Устройство для проточки канатных ручьев барабана (фрезерный станок). Фрезеровочное устройство служит для правки поверхности футеровки барабана подъемной машины и для фрезеровки винтового ручья для укладки каната. Ручьи протачиваются в полиамидной футеровке после начальной установки, или замены полиамидной футеровки...", товарный знак - INCO, количество штук - 1, вес брутто -2070 кг, все нетто - 1900 кг, цена товара - 2 872 380,00 рублей, классификационный код товара по ТН ВЭД ЕАЭС 8465 92 000 0. Грузоотправитель "INCO ENGINEERING, S.R.O." (Чехия, 13000, PRAHA 3, SLADKOVSKEHO NAM, 312/2).
Грузополучателем, декларантом и лицом, ответственным за финансовое урегулирование, согласно графам 8, 9, 14 ДТ является ПАО "Приаргунское производственное горно-химическое объединение" (далее - ПАО "ППГХО") (адрес (место нахождения): 674673, Забайкальский край, г. Краснокаменск, проспект Строителей, 11, ИНН 7530000048, ОГРН 1027501067747).
Согласно графы 54 ДТ, декларирование товара осуществлено специалистом по таможенному оформлению АО "Группа Тарго" - Наумовой Татьяной Анатольевной (доверенность от 31.12.2019 N 17-12/19, договор таможенного представителя с декларантом N 100-10-05/33809 от 20.08.2019.
Товары "устройство для проточки канатных ручьев барабана (фрезерный станок) фрезеровочное устройство служит для правки поверхности футеровки барабана подъемной машины и для фрезеровки винтового ручья для укладки каната, ручьи протачиваются в полиамидной футеровке после начальной установки, или замены полиамидной футеровки,...", (классификационный код ТН ВЭД ЕАЭС - 8465 92 000 0) подпадают под действие Технического регламента Таможенного союза 004/2011 "О безопасности низковольтного оборудования", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 16.0S.2011 N 768 (далее - Регламент N 004).
В целях подтверждения соблюдения запретов и ограничений, установленных в отношении товара, в графе 44 ДТ N 10719020/210420/0000100 заявлены сведения о декларации о соответствии от 31.03.2020 N ЕАЭС N RU Д-Сг.АЖ49.В.05519/20, которая зарегистрирована на товар "Станки металлообрабатывающие: Устройство для проточки канатных ручьев барабана (фрезерный станок), торговой марки INCO".
В ходе проведения таможенного контроля таможенным органом принято решение о назначении таможенной экспертизы с целью идентификации товара.
Согласно заключению таможенного эксперта ЭИО N 2 (шт. Забайкальск) ЭКС - региональный филиал ЦЭКТУ г. Новосибирск (далее - ЭКС) от 28.,04.2020 N 12408050/0011772, а также письма ЭКС от 29.04.2020 N 41-09-23/0261 "О предоставлении информации" товар "Устройство для проточки канатных ручьев барабана (фрезерный станок)" идентифицирован как "Устройство для проточки канатных ручьев барабана подъёмной машины - фрезерный станок, торговой марки INCO, используется для обработки твердых полимерных (полиамидных) материалов". Классификационный код ТН ВЭД ЕАЭС - 8465 92 000 0, заявленный в графе 33 ДТ подтвержден.
Согласно заключению отдела товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений Читинской таможни от 29.04.2020 N 20-19/0753 "О направлении информации" выпуск товара N 1, сведения о котором заявлены в ДТ N 10719020/210420/0000100, может быть осуществлен при условии представления декларации о соответствии на продукцию "фрезерный станок используется для обработки твердых полимерных (полиамидных) материалов", и её соответствии требованиям Регламента N 004.
Таможенным органом установлено, что в декларации о соответствии от 31.03.2020 N ЕАЭС N RU Д-С2.АЖ49.В.05519/20 товар имеет иные технические характеристики в части области его применения (назначения) а именно "Станки металлообрабатывающие: Устройство для проточки канатных ручьев барабана (фрезерный станок), торговой марки INCO", отличные от заявленных Обществом в графе 31 названной ДТ.
Следовательно, представленная декларация о соответствии от 31.03.2020 N ЕАЭС N RU Д-С2.АЖ49.В.05519/20 не содержит сведения о декларируемом товаре и не распространяет свое действие на товар N 1, вследствие чего, не подтверждает соблюдение установленных запретов и ограничений в отношении декларируемого товара, заявленного в ДТ N 10719020/210420/0000100.
Сведения о декларации о соответствии на товар "Устройство для проточки канатных ручьев барабана подъёмной машины - фрезерный станок, торговой марки INCO, используется для обработки твердых полимерных (полиамидных) материалов" в графе 44 ДТ не заявлены.
30.04.2020 принято решение об отказе в выпуске товара N 1, заявленного в ДТ N 10719020/210420/0000100, в соответствии со ст. 125 ТК ЕАЭС.
Товар N 1 "устройство для проточки канатных ручьев в полиамидной футеровке барабана подъемной машины (фрезерный станок) фрезеровочное устройство служит для правки поверхности футеровки барабана подъемной машины и для фрезеровки винтового ручья для укладки каната, ручьи протачиваются в полиамидной футеровке после начальной установки, или замены полиамидной футеровки..." выпущен по ДТ N 10719020/120520/0000103 с предоставлением декларации о соответствии от 07.05.2020 NЕАЭС NRU Д Сг.АЖ49.В.06738/20, согласно которой товар соответствует требованиям TP ТС 004/2011 "О безопасности низковольтного оборудования". Выпуск товара разрешен таможенным органом 12.05.2020.
Таким образом, на дату подачи ДТN 10719020/210420/0000100 документ, подтверждающий соблюдение запретов и ограничений, в распоряжении АО "Группа Тарго" отсутствовал.
Постановлением таможни от 23 июля 2020 года по делу об административном правонарушении N 10719000-921/2020 ООО "Группа Тарго" привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В соответствии с пп. 45 п.1 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), товар - любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу.
Согласно п. 1 ст. 104 ТК ЕАЭС, товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС.
В соответствии с пп. 35 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС, таможенное декларирование -заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.
В силу п. 3 и п. 4 ст. 105 ТК ЕАЭС, (Декларация на товары используется при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита. Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов.
Согласно п.1 ст. 106 ТК ЕАЭС, в декларации на товары подлежат указанию сведения о товарах, в том числе: наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей; код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности; происхождение товаров; наименование страны отправления и страны назначения; производитель товаров; товарный знак; описание упаковок; цена, количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в дополнительных единицах измерения; о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со ст. 7 ТК ЕАЭС; о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в ст. 108 ТК ЕАЭС; и иных сведений, необходимых для таможенных целей.
Статьей 7 ТК ЕАЭС установлено, что товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Согласно п. 2 ст. 7 ТК ЕАЭС соблюдение мер нетарифного регулирования, в том числе вводимых в одностороннем порядке, и мер технического регулирования подтверждается в случаях и порядке, определенных Комиссией или законодательством государств-членов в соответствии с Договором о Союзе, а мер экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, - в случаях и порядке, установленных в соответствии с законодательством государств-членов, путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких мер.
Согласно пп. 10 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС, запреты и ограничения, это применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.
В соответствии с п. 1 ст. 108 ТК ЕАЭС, к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся, в том числе документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка.
Согласно п. 8 ст. 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Соблюдение запретов и ограничений в соответствии со ст. 7 ТК ЕАЭС является одним из условий выпуска товара (ст. 135 ТК ЕАЭС).
Такие товары как "устройство для проточки канатных ручьев барабана (фрезерный станок) фрезеровочное устройство служит для правки поверхности футеровки барабана подъемной машины и для фрезеровки винтового ручья для укладки каната, ручьи протачиваются в полиамидной футеровке после начальной установки, или замены полиамидной футеровки,...", (классификационный код ТН ВЭД ЕАЭС - 8465 92 ООО 0) подпадают под действие Технического регламента Таможенного союза 004/2011 "О безопасности низковольтного оборудования", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 N 768 (далее - Регламент N 004).
В соответствии со статьей 1 Регламента N 004 к низковольтному оборудованию, на которое распространяется действие настоящего технического регламента Таможенного союза, относится электрическое оборудование, предназначенное для использования при номинальном напряжении от 50 до 1000 В (включительно) переменного тока и от 75 до 1500 В (включительно) постоянного тока.
Согласно п. 2 ст. 7 Регламента N 004 низковольтное оборудование, включенное в Перечень, приведенный в приложении к настоящему техническому регламенту Таможенного союза (далее - Перечень 004), подлежит подтверждению соответствия в форме сертификации (схемы 1с, 3 с, 4с). Низковольтное оборудование, не включенное в указанный Перечень, подлежит подтверждению соответствия в форме декларирования соответствия (схемы 1д, 2д, 3д, 4д, 6д).
Данный товар не включен в Перечень N 004, соответственно он подлежит декларированию соответствия.
В соответствии со ст. 53 Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Договор о ЕАЭС) продукция, выпускаемая в обращение на территории Союза, должна быть безопасной.
Продукция, в отношении которой вступил в силу технический регламент Союза (технические регламенты Союза), выпускается в обращение на территории Союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки соответствия, установленные техническим регламентом Союза (техническими регламентами Союза) (п. 2 ст. 53 Договора о ЕАЭС).
Согласно понятий приведенных в п. 2 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (Приложение N 9 к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014 "выпуск продукции в обращение" - поставка или ввоз продукции (в том числе отправка со склада изготовителя или отгрузка без складирования) с целью распространения на территории Евразийского экономического Союза в ходе коммерческой деятельности на безвозмездной или возмездной основе.
Статьей 351 ТК ЕАЭС установлено в том числе, что таможенные органы в пределах своей компетенции обеспечивают и выполняют на таможенной территории Союза функции и задачи по соблюдению запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, а также по защите национальной безопасности государства, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды.
В соответствии со ст. 118 ТК ЕАЭС выпуск товаров производится таможенным органом при условии, что лицом соблюдены условия помещения товаров под заявленную таможенную процедуру или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры, за исключением случаев, когда такое условие, как соблюдение запретов и ограничений в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов, может быть подтверждено после выпуска.
В силу ст. 324 ТК ЕАЭС таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при совершении таможенных операций, с целью установления достоверности сведений, подлинности документов и (или) правильности их заполнения и (или) оформления.
Согласно с пп. 1 п. 1 ст. 118 ТК ЕАЭС выпуск товаров производится таможенным органом при условии, что лицом соблюдены условия помещения товаров под заявленную таможенную процедуру или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры, за исключением случаев, когда такое условие, как соблюдение запретов и ограничений в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов, может быть подтверждено после выпуска товаров.
В соответствии со ст. 400 ТК ЕАЭС за несоблюдение требований международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, несут ответственность в соответствии с законодательством государств-членов.
Согласно пп. 7 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС декларантом признается лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.
Таможенный представитель - это юридическое лицо, включенное в реестр таможенных представителей, совершающее таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица (пп. 44 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС).
Таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза на территории государства - члена союза, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей (ст. 401 ТКЕАЭС).
В соответствии со ст. 404 ТК ЕАЭС при совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами. При осуществлении своей деятельности таможенный представитель вправе требовать от представляемого им лица документы и сведения, необходимые для совершения таможенных операций, в том числе содержащие информацию, составляющую коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, либо другую конфиденциальную информацию, и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение установленных ТК ЕАЭС требований. jm Обязанности таможенного представителя при совершении таможенных операций обусловлены требованиями и условиями, установленными таможенным законодательством евразийского экономического союза (ст. 405 ТК ЕАЭС).
Таким образом, декларация о соответствии от 31.03.2020 N ЕАЭС N RU Д- Сг.АЖ49.В.05519/20, представленная таможенным представителем АО "Группа Тарго" при декларировании товара N 1 по ДТ N 10719020/210420/0000100, в качестве документа, подтверждающего запреты и ограничения, не распространяет свое действие на данный товар и является недействительным документом.
Из примечания 2 к ст. 16.1 КоАП РФ следует, что для целей применения главы 16 КоАП РФ под недействительными документами понимаются, в том числе, документы, не имеющие юридической силы.
В силу п. 8 ст. 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ, является оконченным в момент принятия декларации таможенным органом и присвоения таможенным органом декларации на товары регистрационного номера.
На основании изложенного, в действиях АО "Группа Тарго" усматриваются признаки административного правонарушения, выражающегося в представлении при таможенном декларировании товара N 1 недействительного документа, если такие документы послужили основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 125 ТК ЕАЭС принято решение об отказе в выпуске товара N 1 в связи с несоблюдением лицом условий выпуска товара, предусмотренных пп. 1 п. 1 ст. 118 ТК ЕАЭС и пп. 3 п. 1 ст. 135 ТК ЕАЭС.
Меры обеспечения производства по делу в отношении товара не применялись.
Местом совершения административного правонарушения является Борзинский таможенный пост Читинской таможни (Забайкальский край, г. Борзя, ул. Железнодорожная, д. 44) - место подачи ДТ N 10719020/210420/0000100 таможенному органу.
Датой совершения административного правонарушения является 21.04.2020 -дата регистрации таможенным органом ДТ N 10719020/210420/0000100.
Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ, является порядок таможенного декларирования товаров.
Объективную сторону правонарушения составляют действия по таможенному декларированию товара, связанные с подачей таможенной декларации на ввозимый на таможенную территорию Союза товар, сопряженные с представлением недействительного документа на декларируемый товар, в данном случае декларации о соответствии от 31.03.2020 N ЕАЭС N RU Д-Сг.АЖ49.В.05519/20, не распространяющей свое действие на декларируемый товар, что послужило основанием для несоблюдения Обществом установленных запретов и ограничений.
Субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ, является лицо, составившее и представившее в таможенный орган декларацию на товары.
Субъективная сторона данного правонарушения для юридического лица характеризуется виной в форме небрежного отношения к своим обязанностям, выразившегося в ненадлежащем исполнении обязанностей таможенного представителя.
Общество как таможенный представитель, то есть лицо, осуществляющее на профессиональной основе посредничество между заинтересованными во ввозе товаров на таможенную территорию Союза лицами и соответствующими таможенными органами, не проявило должной осмотрительности и тщательности при подаче декларации на товары, Обязанность обеспечить достоверное предоставление информации в таможенный орган лежала на таможенном представителе, который располагает полномочиями в отношении товара перед совершением таможенных операций.
В данном случае обязанность произвести достоверное декларирование товаров возложено на таможенного представителя АО "Группа Тарго", действующего по договору N 100-10- 05/33809 от 20.08.2019, заключенному с декларантом ПАО "Приаргунское производственное горно-химическое объединение".
В соответствии со ст. 25.4 КоАП России, защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.
Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение. Генеральным директором АО "Группа Тарго" является Масеев Александр Николаевич (выписка из ЕГРЮЛ от 03.06.2020).
С целью получения пояснений по существу административного правонарушения от законного представителя - руководителя АО "Группа Тарго" 30.04.2020 по юридическому адресу Общества электронной почтой с досылкой заказным письмом направлено уведомление исх. N 38-17/00017.
В указанном уведомлении руководителю Общества предложено явиться на Борзинский таможенный пост Читинской таможни 15.05.2020 к 10.00 для участия в составлении протокола об административном правонарушении. В случае невозможности прибытия, ему предложено письменно ответить на поставленные в уведомлении вопросы и выслать ответ в таможню. Почтовый идентификатор почтового отправления (67460043105783). На сайте "Почта России" https://www.pochta.ru/tracking по состоянию на 03.06.2020 об указанном почтовом отправлении содержатся следующие сведения: "вручено адресату 12.05.2020, 16:44".
06.05.2020 получено письмо от руководителя юридического отдела АО "Группа Тарго" (вх. 00368 от 06.05.2020) о невозможности прибытия генерального директора АО "Группа Тарго" для участия в составлении протокола об административном правонарушении в связи с введением режима самоизоляции на основании Указа мэра Москвы.
С учетом выше изложенного, 12.05.2020 законному представителю АО "Группа Тарго" по юридическому адресу Общества электронной почтой с досылкой заказным письмом повторно направлено уведомление (исх. N 38-17/00018) о переносе даты составления протокола на 03.06.2020 г. Почтовый идентификатор почтового отправления (67460043107503). На сайте "Почта России" https://www.pochta.ru/tracking по состоянию на 03.06.2020 об указанном почтовом отправлении содержатся следующие сведения: "вручено адресату 18.05.2020, 18:20".
Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц (ч. Зет. 25.15 КоАП РФ).
При этом для дачи пояснений и участия в составлении протокола по делу об административном правонарушении, руководитель АО "Группа Тарго" в Читинскую таможню не прибыл, каких-либо пояснений в Читинскую таможню не представил.
В соответствии с пп. 1 п. 4 ст. 28.2 КоАП России в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
Таким образом, в силу положений ст. 25.15 КоАП РФ, таможенным органом предприняты все необходимые меры для надлежащего извещения юридического лица о проведении необходимых по делу процессуальных действий.
В связи с тем, что реализация предоставляемых законом РФ прав зависит от самого лица, привлекаемого к ответственности, таможенный орган не вправе обязать лицо исполнить его права.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП России юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушения которых КоАП России предусмотрена административная ответственность, но указанным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из смысла определения вины лиц (в данном случае - юридического лица), установленного КоАП России, можно сделать вывод, что данное понятие определяется через три основные составляющие:
наличие обязанности (долженствования), которую лицо должно было выполнить в качестве административно-таможенной обязанности, имеющей публично-правовой характер;
наличие объективной возможности исполнения указанной обязанности; неисполнение обязанности по причине непринятия лицом всех зависящих от него мер.
Правовая обязанность АО "Группа Тарго" как лица, ответственного за полное и достоверное таможенное декларирование товара, соблюдение установленных запретов и ограничений вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в ст. 15 Конституции России, согласно которому любое лицо должно соблюдать Конституцию России и законы, а соответственно установленные законодательством обязанности, т.е. не только знать об их существовании, но и обеспечивать их исполнение, проявляя необходимую и достаточную степень заботливости и осмотрительности, какая требуется для надлежащего исполнения административно -таможенных обязанностей, которые являясь по характеру публично - правовыми, не должны обеспечиваться в меньшей степени, чем выполнение обязательств в гражданско-обязательственных частно-правовых отношениях. Указанное согласуется с позицией Конституционного Суда России (постановление от 27.04.2001 г. N 7-П).
Правовая возможность исполнения существующей обязанности определяется отсутствием объективных препятствий для выполнения указанных обязанностей, то есть обстоятельств, не зависящих от воли обязанного лица.
С учетом положений ст. 401 Гражданского кодекса России, определяющих понятие непреодолимой силы, можно утверждать, что под характеристикой обстоятельств, названных Конституционным Судом России "чрезвычайными, объективно непредотвратимыми" понимается непреодолимая сила. Под обстоятельствами, имеющими характер "непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля обязанных лиц", следует понимать обстоятельства, которые не являясь непреодолимой силой, сродни ей по степени своего влияния на надлежащее исполнение обязанностей обязанным лицом, и находятся за пределами влияния и возможностей лица на их преодоление.
Обстоятельств непреодолимой силы и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля АО "Группа Тарго" не установлено и Обществом не представлено.
Являясь профессиональным участником внешнеэкономической деятельности, вступая в таможенные правоотношения, совершая таможенные операции, АО "Группа Тарго" в данном случае обязано было предпринять все возможные меры в целях заявления достоверных сведений о товарах и представления на них действительных документов.
Реализовав своё право, предусмотренное п.1 ст. 84 ТК ЕАЭС, на осмотр и измерение подлежащих декларированию товаров, Общество имело реальную возможность, до подачи и регистрации декларации на товары в таможенном органе, установить соответствие ввезенной продукции установленным запретам и ограничениям.
Объективных причин, препятствующих АО "Группа Тарго" исполнить свои обязанности при таможенном декларировании товара, не установлено.
Необходимо учесть, что все действия юридического лица опосредованы и выражаются, в том числе и в действиях его работников, т.е. тех физических лиц, которые представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, т.е. все действия работника рассматриваются как действия этого лица.
Таким образом, вступая в таможенные правоотношения, связанные с таможенным декларированием иностранных товаров, АО "Группа Тарго" в лице своих представителей должно знать о требованиях, установленных таможенным законодательством при декларировании товаров, имело реальную возможность для соблюдения установленных правил и норм, и следовательно, должно предпринимать все зависящие от Общества меры, необходимые для строгого соблюдения закона.
Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что АО "Группа Тарго" формально подошло к декларированию товара, полагаясь на документы, представленные получателем (контрактодержателем) товара.
Если объективных обстоятельств, препятствующих выполнению лицом таможенных обязанностей нет и отсутствует факт реализации прав, обеспечивающих исполнение этих обязанностей, то есть лицо было обязано, имело и правовую, и реальную возможность эту обязанность выполнить, но не предприняло соответствующих мер, то в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП России в действиях АО "Группа Тарго" усматривается вина в совершении данного административного правонарушения.
Таким образом, представив в таможенный орган при таможенном декларировании товара по ДТ N 10719020/210420/0000100, в подтверждение соблюдения установленным запретам и ограничениям недействительный документ - декларация о соответствии от 31.03.2020 N ЕАЭС N RU Д-Сг.АЖ49.В.05519/20, не относящаяся к данному товару, АО "Группа Тарго" совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст. 16.2 КоАП РФ.
Вина Общества в совершении данного административного правонарушения подтверждается следующими документами, приобщенными в дело в качестве доказательств в соответствии с ч. 2 ст. 26.2 КоАП России: декларацией на товары N 10719020/210420/0000100; декларацией о соответствии от 31.03.2020 N ЕАЭС N RU Д-С2.АЖ49.В.05519/20; заключением таможенного эксперта от 28.04.2020 N 12408050/0011772; письмом экспертно- криминалистической службы от 29.04.2020 N 41-09-23/0261 "О предоставлении информации"; служебной запиской отдела товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений Читинской таможни от 29.04.2020 N 20-19/0753 "О направлении информации"; декларацией о соответствии от 07.05.2020 N ЕАЭС N RU Д-С2.АЖ49.В.06738/20; декларацией на товары N 10719020/120520/0000103.
Таким образом, собранные доказательства свидетельствуют о том, что АО "Группа Тарго" совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.2 КоАП России.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность в соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ из материалов не усматривается.
Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.16.2 КоАП России, является установленный таможенным законодательством порядок декларирования товаров.
Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения характеризуется виной юридического лица.
Доказательств, свидетельствующих о принятии заявителем необходимых и достаточных мер по соблюдению требований таможенного законодательства, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалы дела не представлено, что применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ свидетельствует о наличии вины заявителя во вмененном ему правонарушении.
Факт совершения административного правонарушения и вина общества в его совершении подтверждаются материалами административного дела.
Материалами дела об административном правонарушении полностью доказано наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, постановление таможни по делу об административном правонарушении является законным и обоснованным.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения ст.ст. 28.2, 25.1. 29.7 КоАП РФ соблюдены таможенным органом.
Наложенный оспариваемым постановлением на Общество административный штраф соответствует конституционным принципам дифференцированности и справедливости наказания совершенному обществом административному правонарушению, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, а также обеспечит фактическую реализацию целей административного наказания - предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Доказательств применения к Обществу несоизмеримо большого штрафа (существенного обременения) в материалы дела не представлено. Тем самым, избыточного ограничения имущественных прав и интересов общества не имеется.
В действительности назначенное Обществу административное наказание соответствует характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, а также обеспечивает учет причин и условий его совершения, степень вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий для Общества.
Кроме того, наложенный на Общество административный штраф обладает разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов, и отвечает предназначению государственного принуждения, которое заключаться в превентивном использовании соответствующих юридических средств.
В соответствии с ч.3 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности вынесенного в отношении заявителя постановления по делу об административном правонарушении, в связи с чем, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ не установлено.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.03.2021 по делу N А40-140759/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить АО "Группа Тарго" государственную пошлину из федерального бюджета в размере 3 000 руб. по апелляционной жалобе.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-140759/2020
Истец: АО "Группа Тарго", ООО "ТАРГО КАСТОМЗ ИНДАСТРИЗ"
Ответчик: АО "Группа Тарго", ЧИТИНСКАЯ ТАМОЖНЯ