г. Челябинск |
|
23 июня 2021 г. |
Дело N А07-23164/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Бояршиновой Е.В., Ивановой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Волопас" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.03.2021 по делу N А07-23164/2020.
В судебном заседании приняли участие представители:
Башкортостанской таможни - Кравцева О.В. (доверенность от 11.03.2021, диплом, служебное удостоверение);
общества с ограниченной ответственностью "Волопас" - Савиных Е.А. (доверенность от 15.06.2021, диплом, паспорт).
Башкортостанская таможня (далее - истец, таможня) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Волопас" (далее - ответчик, общество, ООО "Волопас") о взыскании неуплаченного утилизационного сбора в размере 1 035 000 рублей (с учетом уточнения исковых требований, уплаты части суммы иска, удовлетворенного в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Дело рассмотрено с учетом уточнения.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.03.2021 требования Башкортостанской таможни удовлетворено. С ООО "Волопас" в доход федерального бюджета взыскан утилизационный сбор в размере 1 035 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом ООО "Волопас" (далее также - апеллянт, податель жалобы) обжаловало его в апелляционном порядке. Просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований отказать.
В обоснование доводов податель жалобы сослался на то, что плательщиками утилизационного сбора являются покупатели ООО "Волопас", поскольку общество не использовало транспортные средства по назначению и не является собственником, который будет отвечать за его последующую утилизацию. Апеллянт полагает, что действующими нормами законодательства, во избежание повторной оплаты утилизационного сбора, предусмотрена возможность взыскания такого сбора именно с собственника транспортного средства.
Кроме того, указывает на частичную оплату утилизационного сбора, которая не была учтена при рассмотрении настоящего спора в суде первой инстанции.
Приводит доводы о воспрепятствовании участию представителю ООО "Волопас" в судебном заседании суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
В адрес суда от Башкортостанской таможни поступил отзыв на апелляционную жалобу. Судом на основании статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв приобщен к материалам дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Башкортостанская таможня в период с 26.03.2020 по 10.07.2020 провела камеральную таможенную проверку в отношении ООО "Волопас" на предмет соблюдения требований, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств - членов Евразийского экономического союза.
В ходе проверки выяснилось что ООО "Волопас" в рамках договоров N 525 от 07.03.2017, N 93 от 22.01.2019 с компанией ОАО "Сморгонский агрегатный завод", (Беларусь) ввезены на территорию Российской Федерации мини-трактора Беларус-132Н, Беларус-112Н-01, трактор малогабаритный "Беларус-152" (товар).
В ходе проведения камеральной таможенной проверки Башкортостанской таможней выставлены Требования о представлении документов и (или) сведений при камеральной таможенной проверке. В ответ на данные Требования ООО "Волопас" были представлены документы и сведения в отношении ввезенных мини-тракторов, в том числе об их местонахождении и дальнейшей их реализации третьим лицам. ООО "Волопас" был подтвержден факт неуплаты организацией в установленные законодательством Российской Федерации сроки утилизационного сбора за все ввезенные мини-трактора.
Заявитель указывает, что в рамках данной таможенной проверки были запрошены все индивидуальные предприниматели, юридические и физические лица, которые приобрели у ООО "Волопас" на договорной основе мини-тракторы Беларус-132Н, Беларус-112Н-01 и Беларус-152. Согласно поступившей от части покупателей информации утилизационный сбор ими также не уплачивался. Кроме того, согласно информации полученной из баз данных, имеющихся в распоряжении таможенного органа, утилизационный сбор ни одним из покупателей не уплачивался.
В ходе данной таможенной проверки сведения и документы, подтверждающие исполнение требований Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" по уплате утилизационного сбора в отношении проверяемых товаров Башкортостанской таможней получены не были.
Произведен расчет суммы утилизационного сбора, подлежащего уплате в отношении проверяемых товаров. Сумма неуплаченного утилизационного сбора в отношении ввезенных тринадцати мини-тракторов Беларус-132Н, девяти мини-тракторов Беларус-112Н-01 и одного Беларус-152 составил 1 587 000 рублей.
По результатам проверки составлен акт N 10401000/210/100720/А000022. Возражений на акт от общества не поступало.
Таможенным органом в адрес ООО "Волопас" направлено письмо об уплате вышеуказанной суммы от 10.07.2020 N 01-02-15/09040, получено обществом 15.07.2020. Срок добровольной уплаты утилизационного сбора истек 04.08.2020.
Исполнение обществом обязанности по уплате утилизационного сбора с нарушением срока послужило основанием для обращения таможни с рассматриваемым исковым заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу об их обоснованности.
Оценивая позицию суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции полагает необходимым руководствоваться следующим.
В соответствии со статьей 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) За каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Пунктом 2 названной статьи установлено, что виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 4 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ).
Утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств: ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами; которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей; с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации; с даты выпуска которых прошло менее трех лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации, за исключением транспортных средств международной перевозки.
Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 81) утверждены Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеры утилизационного сбора и Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора.
В случае если в течение 3 лет после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки об уплате утилизационного сбора на бланке паспорта установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы информируют не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения такого факта плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора с указанием оснований для его доначисления. Данная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением. В случае неуплаты утилизационного сбора плательщиком в срок не более 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке (пункт 17 Постановления N 81).
По своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство как в процессе своей эксплуатации, так и при утилизации полностью либо в части (запчасти).
Такое регулирование согласуется с правовым регулированием обращения с отходами, бюджетным законодательством, зависит от специфики конкретного объекта (с учетом его технических характеристик и износа) и обусловлено как экономическими, так и иными особенностями, имеет целью обеспечение экологической безопасности, защиту здоровья человека и окружающей среды.
Утилизационный сбор установлен в целях обеспечения экологической безопасности и призван компенсировать не только затраты на утилизацию, но и затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств, в том числе сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение (Решение Верховного Суда Российской Федерации от 05.12.2012 N АКПИ12-1278).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что заявителем ввезены транспортные средства, которые не подпадают под исключения, перечисленные в пункте 6 статьи 24.1 Закона N 89.
Из анализа норм Закона N 89-ФЗ следует, что в отношении импортируемых транспортных средств, самоходных машин законодателем в силу императивного правового регулирования в качестве основного условия для признания плательщиком утилизационного сбора установлен факт ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации, таким образом, обязанность по уплате утилизационного сбора возникает с момента ввоза на территорию Российской Федерации транспортного средства, самоходной машины и не зависит от дальнейшей эксплуатации ввезенной техники по назначению.
Под ввозимым транспортным средством в Российскую Федерацию понимается не транспортное средство, которое фактически пересекло Государственную границу Российской Федерации, а транспортное средство, выпущенное в обращение (с целью эксплуатации) на территории Российской Федерации согласно заявленной таможенной процедуры, исходя из целей и задач в рассматриваемой сфере правоотношений.
Правила взимания утилизационного сбора распространяются на ввезенные товары независимо от того, имел ли декларант намерение получить паспорт самоходной машины и самостоятельно эксплуатировать транспортное средство.
Таким образом, для целей взимания утилизационного сбора не имеет правового значения факт невыдачи паспортов самоходных машин на спорные транспортные средства, а также отказ от их эксплуатации.
На основании изложенного, доводы апелляционной жалобы со ссылкой на отсутствие оснований для взимания утилизационного сбора ввиду того, что ООО "Волопас" не является собственником транспортных средств отклоняются судебной коллегией, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
В своей жалобе апеллянт также указывает на частичную оплату утилизационного сбора, которая не была учтена при вынесении решения судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела, первоначально Башкортостанской таможней были заявлены требования об уплате утилизационного сбора в размере 1 587 000 руб. в дальнейшем, в ходе рассмотрения дела, истцом в самостоятельном порядке была снижена сумма исковых требований до 1 035 000 руб. в связи с частичной оплатой утилизационного сбора.
В материалы дела представлено письмо Приволжского таможенного управления от 25.06.2021 и отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей с 20.12.2020 по 10.03.2021, согласно которым действительно поступила сумма 690 000 руб., однако к уплате утилизационного сбора обществом заявлена сумма в размере 552 000 руб.
Общество не совершило распорядительных действий в отношении денежных средств в размере 138 000 руб., без которых таможенный орган не вправе учитывать их как уплату утилизационного сбора.
Доводы ООО "Волопас" о воспрепятствовании участия представителя в судебном заседании суда первой инстанции без предоставления доказательств данного факта, а также с учетом участия в судебном заседании представителя истца не могут быть признаны апелляционной коллегией обоснованными и послужить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Отклоняя изложенные в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия приходит к выводу, что по существу они направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего дела.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Оснований для переоценки данных выводов суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.03.2021 по делу N А07-23164/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Волопас" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-23164/2020
Истец: БАШКОРТОСТАНСКАЯ ТАМОЖНЯ
Ответчик: ООО "Волопас"
Третье лицо: Савиных Екатерина Андреевна